Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства индивидуальной связи. Ориентировка в пространстве




Часто возникает необходимость в оперативной связи со сле­поглухонемыми, находящимися за пределами центрального кор­пуса школы (во дворе или в соседних зданиях). С этой целью разработан прибор радиосвязи, который получил название «Устройство двусторонней связи с радиоподзывом».

По периметру школьного двора прокладывается индукцион­ная петля. Через нее токи высокой частоты от генератора цент­рального пульта поступают на приемник, расположенный в браслете на запястье слепоглухонемого. Встроенный в браслет вибратор, контактирующий с кожей руки, приходит в движе­ние. Таким образом слепоглухонемому, свободно перемещающе­муся во дворе, можно передавать условными сигналами или кодом Морзе различные инструкции. Центральный пульт имеет, кроме радиоподзыва, проводную двустороннюю связь с перифе­рийными пультами, установленными в остальных зданиях. С по­мощью прибора можно подозвать слепоглухонемого к ближай­шему периферийному пульту и осуществить с воспитанниками словесное общение (рис. 19).

Поступление слепоглухих на работу в УПП ВОС вызывает необходимость в портативном аппарате для их связи со зряче-слышащим персоналом предприятия. Этой цели служит комму­никатор, который позволяет с помощью брайлевской клавиату­ры передавать на экран высвечивающиеся плоскопечатные бук­вы, без труда считываемые зрячим собеседником. Обратная связь осуществляется нажатием кнопок под соответствующими буквами. Воспринимается сообщение слепоглухими с тактора.


Рис. 19. Общение с помощью портативного электромеханического коммуни­катора

Кроме специально разработанных средств, в педагогической практике применяются технические средства, используемые в школах слепых. Некоторые подвергаются незначительной модер­низации.

 

В 1967—1968 гг. И. В. Цукерман были проведены экспери­менты по обучению слепоглухонемых учащихся азбуке Морзе. Опыты подтвердили предположение о том, что между работой ключом обычных телеграфистов и слепоглухонемых нет сущест­венных различий. Это послужило основанием к разработке спе­циальной телефонной приставки, которая давала возможность слепоглухонемым общаться с родственниками и знакомыми по телефону. Такие телефонные приставки были установлены в четырех московских квартирах, где жили слепоглухонемые. По­следующие наблюдения показали, что телефонная связь значи­тельно оживляет общение слепоглухонемых и является перспек­тивной, несмотря на то что скорость передачи информации по телефону с помощью приставки оказалась очень низкой: всего 35—45 букв в минуту. Повышению скорости передачи информа­ции до 150—200 букв в минуту способствуют многоклавишные устройства, позволяющие передавать информацию шрифтом Брайля, и цифровой код, обозначающий 20 наиболее употреб­ляемых в общении слепоглухонемых вопросов и ответов.

10 А.

Апраушев


В последнее время появились сообщения о разработанной в ФРГ специальной телефонной приставки для глухих, которая может записывать передаваемую по телефону информацию пло­скопечатным шрифтом. Эта приставка может подсоединяться к обычному телефону. Вызов абонента осуществляется посредст­вом оптической сигнализации. Небольшая модернизация позво­лила бы применять такое устройство слепоглухонемым. Для этого достаточно перевести принимаемую приставкой информа­цию на Брайль, а вызов — на вибрационную или запаховую сигнализацию.

Возможность автоматической машинной записи информации с голоса открывает перед слепоглухонемыми новые перспективы в использовании особых технических средств индивидуальной связи. На этой базе могут быть созданы портативные приборы, посредством которых слепоглухонемой сможет общаться с людь­ми, не владеющими специальными средствами общения. По­этому развитие индивидуальных технических средств общения для слепоглухонемых следует проводить в русле разработки портативных устройств, трансформирующих звуки человеческой речи в брайлевские буквы.

Указанную проблему можно решить только на базе совре­менных достижений науки и техники.

Известно, как трудно ориентироваться слепому при пере­движении. Для слепоглухонемого эти трудности еще более воз­растают. Для ориентировки при передвижении слепоглухонемые используют различные виды тростей, выпускаемых предприя­тиями ВОС. В последнее время наметилось стремление облег­чить ориентировку слепоглухонемых с помощью специальных средств, отвечающих современным достижениям техники.

К числу технических средств ориентировки в пространстве относятся различные эхолокаторы. В настоящее время исполь­зуются экспериментальные образцы эхолокаторов: один в виде очков, другой по форме напоминает пистолет. Эхолокатор-«оч­ки» позволяет определять препятствия на уровне головы сле­поглухонемого через вибрацию костного телефона, укрепленного в заушине. Эхолокатор-«пистолет» слепоглухонемой держит при передвижении в вытянутой руке. Двигая эхолокатором вверх и вниз, влево и вправо, слепоглухонемой сканирует пространство перед собой. Так он узнает о наличии препятствий.

Эхолокаторы построены по принципу улавливания прибором отраженного от препятствия высокочастотного звука, испускае­мого генератором токов высокой частоты, встроенным в корпус этого прибора. В зависимости от расстояния до препятствия меняется частота сигналов прибора, которые переориентирова­ны со слухового восприятия на вибрационное. Улавливая в ру­коятке «пистолета» или костном телефоне вибрацию, слепоглу­хонемой не только узнает о наличии препятствия, но по частоте вибрации определяет расстояние до него.


В имеющихся образцах по частоте вибрации различают пять зон расстояния до препятствия. В первой зоне (от-0,3 до 1 м) идут на рукоятку «пистолета» и костный телефон одиночные вибрационные импульсы, во второй зоне (от 1 до 2 м) — сдво­енные (до 4,5 м). После поэтапной тренировки слепоглухонемой получает возможность самостоятельно определять расстояние до препятствия, направление к нему, геометрические формы препятствия, находить дверные проемы, передвигаться в поме­щении и во дворе школы. Однако самостоятельное передвиже­ние по улице не рекомендуется.

Большое значение в расширении сенсорных возможностей слепоглухонемых имеет работа, связанная с применением тех­нических средств коррекции зрения и слуха. Помимо очков, но­шение которых показано детям, перенесшим операцию по пово­ду экстракции катаракты, применяются специальные линзы и некоторые оптические приборы. В качестве технических средств коррекции слуха применяются различные индивидуальные слу­ховые аппараты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...