Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития технических средств для слепоглухонемых




Развитие технических средств помощи слепоглухонемым идет по трем основным направлениям: 1) модернизация суще­ствующих технических средств, 2) разработка новых, 3) приспо­собление имеющихся специальных технических средств для сле­пых и глухонемых к нуждам слепоглухонемых.

Существующие специальные технические средства для сле­поглухонемых представляют собой лабораторно изготовленные уникальные образцы, в которых использованы некондиционные, морально устаревшие детали и узлы. Модернизация этого обо­рудования должна быть согласована с современными достиже­ниями в области техники и проходить с широким применением полупроводников и печатных схем. Это особенно важно при создании и модернизации портативных приборов индивидуаль­ной связи. Уязвимым местом портативных средств общения яв­ляется кратковременность действия источников питания. Необ­ходимо обеспечить портативные средства общения малогаба­ритными аккумуляторами с длительным сроком действия.

Средства оперативного общения со слепоглухонемыми по радио нуждаются в реконструкции и модернизации путем уменьшения габаритов центрального пульта и источников пита­ния приемников. Необходима доработка на современном техни­ческом уровне средств программированного обучения при со­хранении принципа конструктивного ввода ответа в машину.

К числу технических проблем, решение которых ожидается, в ближайшее десятилетие, относится разработка читающей ма­шины для слепых и слепоглухонемых. Назначение этой маши-

т* 147


ны — трансформировать плоскопечатные тексты в доступные осязанию слепых и слепоглухонемых брайлевские. Острота про­блемы читающей машины заключается в том, что плоскопечат­ные материалы газет и журналов слепоглухонемым недоступны, поэтому они не могут получать актуальную информацию.

Разработка читающей машины началась в 30-е гг. Есть све­дения, что еще до войны И. А. Соколянский сконструировал «чихательную машину». Бывшие сотрудники И. А. Соколянско-го по школе-клинике для слепоглухонемых рассказывали: когда гитлеровцы оккупировали Харьков, они долго, но тщетно иска­ли эту машину в надежде с помощью ее облегчить участь своих ослепших солдат.

Актуальность проблемы создания читающей машины оче­видна. Однако, несмотря на стремительный технический про­гресс, такой машины, пригодной для практического использова­ния, пока нет. Дело в том, что существует множество различ­ных шрифтов и на каждый из них машину нужно специально настраивать. Кроме того, все печатные шрифты имеют изъяны, которые не играют роли при зрительном восприятии, но для воспринимающего узла читающей машины являются серьезной помехой. Скорость трансформации текста также оставляет же­лать лучшего.

Ждет своего решения разработка специальных технических средств спорта для слепоглухонемых. До сих пор дальше ку­старного изготовления спаренного велосипеда дело не-пошло. Между тем этот велосипед нуждается в тщательной доработке и промышленном серийном изготовлении, поскольку он приго­ден не только для слепоглухонемых, но и для слепых. Необходи­мо наладить серийный выпуск велотренажеров и велокаруселей, которые найдут применение в специальных дошкольных учреж­дениях, школах слепых и слепоглухонемых. Возможно устрой­ство специального велотрека для слепых и слепоглухонемых}. В качестве направляющей для движения велосипеда по вело­треку может быть использован монорельс.

Такие виды спорта, как бег за лидером во время тренировок и соревнований, ходьба на лыжах, требуют специальных ори­ентиров. Известно, что для слепых спортсменов, участвующих в этих видах спорта, созданы различные конструкции звуковых маяков. Для слепоглухонемых целесообразно разработать ра­диомаяки, которые могли бы контактно сообщать спортсменам об отклонениях от заданного маршрута.

Всероссийское общество слепых на своих учебно-производ­ственных предприятиях выпускает для школ слепых многочис­ленные учебные пособия. Многие из них без каких бы то ни было изменений используются в школе слепоглухонемых. К ним -относятся приборы для письма по Брайлю, брайлевские машин­ки, приборы для письма плоским шрифтом, приборы И. А. Се-мевского для черчения и рисования и ряд других.


Бытовые приборы и культтовары (различные типы тростей, специальные термометры, весы, нитковдеватели, часы, компасы, шахматы и другие изделия), предназначенные для использова­ния слепыми, могут с успехом помочь в организации быта и.досуга слепоглухонемых. Некоторые приборы нуждаются в не­значительной специальной доработке, чтобы служить слепоглу­хонемым. Доработка касается главным образом добавления к тифлотехническим устройствам узлов, трансформирующих зву­ковые сигналы в вибрационные, доступные осязанию слепоглу­хонемых. К таким приборам можно отнести различные виды звуковых маяков, лабораторные весы с дискретной звуковой сигнализацией, приборы для определения уровня жидкости и многие другие.

Службой тифлотехники при ЦП ВОС разработаны велотре-нажеры для слепых, которые вполне могут пополнить список спортивного оборудования и для слепоглухонемых, пистолет для стрельбы в светящуюся цель, построенный на применении фото­элементов, воспринимающих попавший на мушку свет от ми­шени и передающих стрелку звуковой сигнал, подтверждающий.попадание. Этот пистолет требует дополнительной доработки для переориентации звукового сигнала в вибрационный или одиночный тактильный. Ряд других типов специального обору­дования, уже созданных службой тифлотехники, также нужда­ется в дополнительной доработке; некоторые же образцы могут быть использованы слепоглухонемыми без нее.

На ближайшие годы в план службы тифлотехники включе­на разработка следующих специальны^ приборов для слепоглу­хонемых: портативного устройства для их общения со -зрячими, комплекта аппаратуры индивидуального вызова, аттракционов для слепоглухонемых, системы программированного обучения для школы слепоглухонемых. С переходом некоторых слепоглу­хонемых к самостоятельной жизни остро встает вопрос о раз­работке Специальных технических средств быта, таких, как дверной звонок, прикроватный будильник, кухонное оборудова­ние и т. д.

В технических средствах для слепоглухонемых в основе вос­приятия машинных сигналов лежат, как правило, тактильные или вибрационные ощущения.

А как используется обоняние? Использование слепоглухоне­мыми обоняния для опознания принадлежности вещей, для уз­навания людей, для пространственной ориентировки носит по­вседневный характер. Даже пищу, прежде чем начать есть, сле­поглухонемой нюхает. Можно наблюдать, как слепоглухонемые дети обнюхивают игрушки, вещи, принюхиваются во время пе­редвижения в помещении и на улице. Интересные свидетельства о роли обоняния дает О. И. Скороходова. Она приводит 283 разнообразных случая активного его использования. Вот, например, что она пишет, вспоминая свое обучение в школе-


клинике И. А. Соколянского: «У нас в умывальной комнате был ремонт, поэтому А. И. убрала все детские полотенца, & том числе и мое. Она сложила все полотенца вместе, а когда я спросила у нее свое полотенце, она не смогла его найти, все полотенца были одинаковы. Она мне _дала одно полотенце, я понюхала его и сказала: «Это полотенце Вари, я по запаху чувствую». Тогда Е. показала мне все полотенца, и по запаху я нашла свое»1.

«Я читала с А. В. в спальне, туда кто-то зашел. По запаху лекарства я узнала, что пришла Л. И., и позвала ее. -

— Ты по запаху лекарства узнаешь меня?

— Да»2.

Может показаться, что обоняние используется слепоглухо­немыми достаточно полно. Однако- его использование ни в ка­кое сравнение не идет с использованием осязания. И это объ­яснимо: большинство окружающих нас предметов доступно осязанию, но не все они пахнут. Между тем при столь резко ограниченной чувственной сфере слепоглухонемого обоняние явно недоиспользуется, в то время как осязание чрезмерно пе­регружено. Следует учесть и то, что из оставшихся трех чувств обоняние выполняет роль дистантного анализатора. Можно ли расширить область его использования?

Выше уже говорилось о полисенсорной режимной сигнали­зации. Само ее название свидетельствует о том, что она, сигна­лизируя о наступлении отдельных режимных моментов, призва­на воздействовать на различные органы чувств. К сожалению, полисенсорная режимная сигнализация — единственное имею­щееся техническое средство, ориентирующее слепоглухонемого на использование обоняния.

Сразу же при вселении слепоглухих в общежитие при УПП возникает проблема дверного звонка. Сколько ни нажимайте кнопку обычного звонка, никто из обитателей квартиры этого звонка не услышит и дверь не откроет. Между тем легко разра­ботать техническое устройство, которое при нажатии кнопки электрического звонка распыляло бы в квартире, например, одеколон или дезодоранты. Тогда бы можно было надеяться на оперативность хозяев.

А запах как сигнал опасности? Здесь, по-видимому, следует использовать резкие неприятные запахи. Такие обонятельные маяки могут быть расположены перед проезжими дорогами во дворе школы и при выходе со двора. В спортивных залах перед снарядами вместо вибрирующих полов, предупреждающих об опасности столкновений, может быть установлена выполняющая то же назначение запаховая завеса.

1 Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972, с. 65. '2 Там же, с. 81.


Обозначение различных бытовых и служебных помещений также может быть решено с помощью немногих условных запа­хов Например, под строительство Загорского учебного и про­изводственного комплекса отведена обширная территория. Тут не только слепоглухонемой, но и зрячий человек может заблу­диться. Здесь также понадобятся запаховые маяки. Представим себе, что в различных участках двора высажены пахучие, ку­старники или цветы. По таким маякам слепоглухонемой мог бы свободно ориентироваться. Практический опыт использования естественных запаховых маяков для ориентировки слепоглухо­немых во дворе специального учреждения уже^ имеется. Однако цветы пахнут, пока цветут. А как же быть в остальные сезоны? Похвидимому, в тех же местах необходимо установить искусст­венные маяки, воссоздающие запахи растущих в этом месте цветов. Но необходимы устойчивые запахи или что-то вроде за­паховых генераторов, которые испускали бы запахи независимо от времени года. В некоторых случаях для экономии пахучих жидкостей их можно использовать дозированно по принципу фонтана с секретом: наступил при передвижении слепоглухоне­мой на дорожную плиту — и заряд скрытой под плитой пахучей жидкости вспрыснут в воздух. Для решения этих вопросов по­лезно содружество конструкторов и химиков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о технических средствах, применяемых в общественной
жизни слепоглухонемых.

2. Проанализируйте возможность использования специальных техниче­
ских средств для фронтальной работы на уроке.

3. Укажите, какие из специальных технических средств отвечают прин­
ципу сигнальности восприятия, а какие нет.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль специальных технических средств в обучении слепоглухонемых.

2. Система специальных технических средств в обучении слепоглухо­
немых.

3. Технические средства общения. Области их применения.

ЛИТЕРАТУРА

Апраушев А. В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых де­тей. М., 1973.

Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.

Технические средства обучения специального назначения/Под ред. • М. Германова. Владимир, 1969.


ской требовательности к окружающим и всему обществу. Такие слепоглухие становятся вечно недовольными, неуживчивыми в быту. Они легко попадают под влияние недобросовестных людей.

Следует учитывать эти особенности, так как они создают дополнительные трудности при организации быта некоторых слепоглухих, сужают возможности успешной их социализации/

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы пути организации общения слепоглухих на производстве?

2. Назовите причины высокой производительности труда слепоглухих,

3. Каким специфическим приемам труда следует обучать слепоглухих?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Труд и общение слепоглухих на производстве.

2. Производственный труд слепоглухих и техника безопасности.

3. Организация быта слепоглухих.

ЛИТЕРАТУРА

Апраушев А. В. Опыт трудовой и социальной реабилитации слепо­глухонемых. М., 1976.

Кондратов А. М. Восстановление трудоспособности слепых. М., 1976.

Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к про­изводительному труду в условиях домашнего воспитания.— В кн.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянского, А. И. Меще­рякова. М., 1962.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.

Глава IX

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...