Перспективы развития технических средств для слепоглухонемых
Развитие технических средств помощи слепоглухонемым идет по трем основным направлениям: 1) модернизация существующих технических средств, 2) разработка новых, 3) приспособление имеющихся специальных технических средств для слепых и глухонемых к нуждам слепоглухонемых. Существующие специальные технические средства для слепоглухонемых представляют собой лабораторно изготовленные уникальные образцы, в которых использованы некондиционные, морально устаревшие детали и узлы. Модернизация этого оборудования должна быть согласована с современными достижениями в области техники и проходить с широким применением полупроводников и печатных схем. Это особенно важно при создании и модернизации портативных приборов индивидуальной связи. Уязвимым местом портативных средств общения является кратковременность действия источников питания. Необходимо обеспечить портативные средства общения малогабаритными аккумуляторами с длительным сроком действия. Средства оперативного общения со слепоглухонемыми по радио нуждаются в реконструкции и модернизации путем уменьшения габаритов центрального пульта и источников питания приемников. Необходима доработка на современном техническом уровне средств программированного обучения при сохранении принципа конструктивного ввода ответа в машину. К числу технических проблем, решение которых ожидается, в ближайшее десятилетие, относится разработка читающей машины для слепых и слепоглухонемых. Назначение этой маши- т* 147 ны — трансформировать плоскопечатные тексты в доступные осязанию слепых и слепоглухонемых брайлевские. Острота проблемы читающей машины заключается в том, что плоскопечатные материалы газет и журналов слепоглухонемым недоступны, поэтому они не могут получать актуальную информацию.
Разработка читающей машины началась в 30-е гг. Есть сведения, что еще до войны И. А. Соколянский сконструировал «чихательную машину». Бывшие сотрудники И. А. Соколянско-го по школе-клинике для слепоглухонемых рассказывали: когда гитлеровцы оккупировали Харьков, они долго, но тщетно искали эту машину в надежде с помощью ее облегчить участь своих ослепших солдат. Актуальность проблемы создания читающей машины очевидна. Однако, несмотря на стремительный технический прогресс, такой машины, пригодной для практического использования, пока нет. Дело в том, что существует множество различных шрифтов и на каждый из них машину нужно специально настраивать. Кроме того, все печатные шрифты имеют изъяны, которые не играют роли при зрительном восприятии, но для воспринимающего узла читающей машины являются серьезной помехой. Скорость трансформации текста также оставляет желать лучшего. Ждет своего решения разработка специальных технических средств спорта для слепоглухонемых. До сих пор дальше кустарного изготовления спаренного велосипеда дело не-пошло. Между тем этот велосипед нуждается в тщательной доработке и промышленном серийном изготовлении, поскольку он пригоден не только для слепоглухонемых, но и для слепых. Необходимо наладить серийный выпуск велотренажеров и велокаруселей, которые найдут применение в специальных дошкольных учреждениях, школах слепых и слепоглухонемых. Возможно устройство специального велотрека для слепых и слепоглухонемых}. В качестве направляющей для движения велосипеда по велотреку может быть использован монорельс. Такие виды спорта, как бег за лидером во время тренировок и соревнований, ходьба на лыжах, требуют специальных ориентиров. Известно, что для слепых спортсменов, участвующих в этих видах спорта, созданы различные конструкции звуковых маяков. Для слепоглухонемых целесообразно разработать радиомаяки, которые могли бы контактно сообщать спортсменам об отклонениях от заданного маршрута.
Всероссийское общество слепых на своих учебно-производственных предприятиях выпускает для школ слепых многочисленные учебные пособия. Многие из них без каких бы то ни было изменений используются в школе слепоглухонемых. К ним -относятся приборы для письма по Брайлю, брайлевские машинки, приборы для письма плоским шрифтом, приборы И. А. Се-мевского для черчения и рисования и ряд других. Бытовые приборы и культтовары (различные типы тростей, специальные термометры, весы, нитковдеватели, часы, компасы, шахматы и другие изделия), предназначенные для использования слепыми, могут с успехом помочь в организации быта и.досуга слепоглухонемых. Некоторые приборы нуждаются в незначительной специальной доработке, чтобы служить слепоглухонемым. Доработка касается главным образом добавления к тифлотехническим устройствам узлов, трансформирующих звуковые сигналы в вибрационные, доступные осязанию слепоглухонемых. К таким приборам можно отнести различные виды звуковых маяков, лабораторные весы с дискретной звуковой сигнализацией, приборы для определения уровня жидкости и многие другие. Службой тифлотехники при ЦП ВОС разработаны велотре-нажеры для слепых, которые вполне могут пополнить список спортивного оборудования и для слепоглухонемых, пистолет для стрельбы в светящуюся цель, построенный на применении фотоэлементов, воспринимающих попавший на мушку свет от мишени и передающих стрелку звуковой сигнал, подтверждающий.попадание. Этот пистолет требует дополнительной доработки для переориентации звукового сигнала в вибрационный или одиночный тактильный. Ряд других типов специального оборудования, уже созданных службой тифлотехники, также нуждается в дополнительной доработке; некоторые же образцы могут быть использованы слепоглухонемыми без нее. На ближайшие годы в план службы тифлотехники включена разработка следующих специальны^ приборов для слепоглухонемых: портативного устройства для их общения со -зрячими, комплекта аппаратуры индивидуального вызова, аттракционов для слепоглухонемых, системы программированного обучения для школы слепоглухонемых. С переходом некоторых слепоглухонемых к самостоятельной жизни остро встает вопрос о разработке Специальных технических средств быта, таких, как дверной звонок, прикроватный будильник, кухонное оборудование и т. д.
В технических средствах для слепоглухонемых в основе восприятия машинных сигналов лежат, как правило, тактильные или вибрационные ощущения. А как используется обоняние? Использование слепоглухонемыми обоняния для опознания принадлежности вещей, для узнавания людей, для пространственной ориентировки носит повседневный характер. Даже пищу, прежде чем начать есть, слепоглухонемой нюхает. Можно наблюдать, как слепоглухонемые дети обнюхивают игрушки, вещи, принюхиваются во время передвижения в помещении и на улице. Интересные свидетельства о роли обоняния дает О. И. Скороходова. Она приводит 283 разнообразных случая активного его использования. Вот, например, что она пишет, вспоминая свое обучение в школе- клинике И. А. Соколянского: «У нас в умывальной комнате был ремонт, поэтому А. И. убрала все детские полотенца, & том числе и мое. Она сложила все полотенца вместе, а когда я спросила у нее свое полотенце, она не смогла его найти, все полотенца были одинаковы. Она мне _дала одно полотенце, я понюхала его и сказала: «Это полотенце Вари, я по запаху чувствую». Тогда Е. показала мне все полотенца, и по запаху я нашла свое»1. «Я читала с А. В. в спальне, туда кто-то зашел. По запаху лекарства я узнала, что пришла Л. И., и позвала ее. - — Ты по запаху лекарства узнаешь меня? — Да»2. Может показаться, что обоняние используется слепоглухонемыми достаточно полно. Однако- его использование ни в какое сравнение не идет с использованием осязания. И это объяснимо: большинство окружающих нас предметов доступно осязанию, но не все они пахнут. Между тем при столь резко ограниченной чувственной сфере слепоглухонемого обоняние явно недоиспользуется, в то время как осязание чрезмерно перегружено. Следует учесть и то, что из оставшихся трех чувств обоняние выполняет роль дистантного анализатора. Можно ли расширить область его использования?
Выше уже говорилось о полисенсорной режимной сигнализации. Само ее название свидетельствует о том, что она, сигнализируя о наступлении отдельных режимных моментов, призвана воздействовать на различные органы чувств. К сожалению, полисенсорная режимная сигнализация — единственное имеющееся техническое средство, ориентирующее слепоглухонемого на использование обоняния. Сразу же при вселении слепоглухих в общежитие при УПП возникает проблема дверного звонка. Сколько ни нажимайте кнопку обычного звонка, никто из обитателей квартиры этого звонка не услышит и дверь не откроет. Между тем легко разработать техническое устройство, которое при нажатии кнопки электрического звонка распыляло бы в квартире, например, одеколон или дезодоранты. Тогда бы можно было надеяться на оперативность хозяев. А запах как сигнал опасности? Здесь, по-видимому, следует использовать резкие неприятные запахи. Такие обонятельные маяки могут быть расположены перед проезжими дорогами во дворе школы и при выходе со двора. В спортивных залах перед снарядами вместо вибрирующих полов, предупреждающих об опасности столкновений, может быть установлена выполняющая то же назначение запаховая завеса. 1 Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972, с. 65. '2 Там же, с. 81. Обозначение различных бытовых и служебных помещений также может быть решено с помощью немногих условных запахов Например, под строительство Загорского учебного и производственного комплекса отведена обширная территория. Тут не только слепоглухонемой, но и зрячий человек может заблудиться. Здесь также понадобятся запаховые маяки. Представим себе, что в различных участках двора высажены пахучие, кустарники или цветы. По таким маякам слепоглухонемой мог бы свободно ориентироваться. Практический опыт использования естественных запаховых маяков для ориентировки слепоглухонемых во дворе специального учреждения уже^ имеется. Однако цветы пахнут, пока цветут. А как же быть в остальные сезоны? Похвидимому, в тех же местах необходимо установить искусственные маяки, воссоздающие запахи растущих в этом месте цветов. Но необходимы устойчивые запахи или что-то вроде запаховых генераторов, которые испускали бы запахи независимо от времени года. В некоторых случаях для экономии пахучих жидкостей их можно использовать дозированно по принципу фонтана с секретом: наступил при передвижении слепоглухонемой на дорожную плиту — и заряд скрытой под плитой пахучей жидкости вспрыснут в воздух. Для решения этих вопросов полезно содружество конструкторов и химиков.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Расскажите о технических средствах, применяемых в общественной 2. Проанализируйте возможность использования специальных техниче 3. Укажите, какие из специальных технических средств отвечают прин ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Роль специальных технических средств в обучении слепоглухонемых. 2. Система специальных технических средств в обучении слепоглухо 3. Технические средства общения. Области их применения. ЛИТЕРАТУРА Апраушев А. В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М., 1973. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972. Технические средства обучения специального назначения/Под ред. • М. Германова. Владимир, 1969. ской требовательности к окружающим и всему обществу. Такие слепоглухие становятся вечно недовольными, неуживчивыми в быту. Они легко попадают под влияние недобросовестных людей. Следует учитывать эти особенности, так как они создают дополнительные трудности при организации быта некоторых слепоглухих, сужают возможности успешной их социализации/ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы пути организации общения слепоглухих на производстве? 2. Назовите причины высокой производительности труда слепоглухих, 3. Каким специфическим приемам труда следует обучать слепоглухих? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Труд и общение слепоглухих на производстве. 2. Производственный труд слепоглухих и техника безопасности. 3. Организация быта слепоглухих. ЛИТЕРАТУРА Апраушев А. В. Опыт трудовой и социальной реабилитации слепоглухонемых. М., 1976. Кондратов А. М. Восстановление трудоспособности слепых. М., 1976. Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания.— В кн.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. Глава IX
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|