Перспективы развития специальной помощи
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ В 1970 г. в Загорской школе выделилась группа из четырех человек практически слепоглухих учащихся, проявивших способности к усвоению программы массовой школы. Было решено нацелить их дальнейшее обучение на подготовку к поступлению в вуз. Поскольку в истории тифлосурдопедагогики это уникальный случай групповой подготовки слепоглухих учащихся к поступлению в вуз, эта работа с самого начала приобрела характер эксперимента. Пока трудно определить какие-то принципы и надежно Проверенные практикой методы подготовки слепоглухих к поступлению в вуз и их обучения там. Поэтому данная глава носит характер описания опыта. Наиболее успешно в период школьного обучения усваивались перспективной группой гуманитарные дисциплины. Каж- дый из учащихся был приобщен к чтению художественной литературы и в свободное время не расставался с книгой. Поэтому познания в области литературы у воспитанников были на уровне способных учащихся массовой школы. Практическая грамотность учащихся была настолько высока, что орфография и синтаксис изучались ими для того, чтобы иметь о них теоретическое представление. Хуже обстояло дело с математикой. Исключение здесь составлял лишь Сергей С., который легко справлялся и с теоретическим, и с практическим материалом. У всех четырех учащихся была сформирована довольно четкая звуковая речь, которая позволяла им общаться не только со специалистами, имеющими тренированный слух, но и с посторонними людьми. Для, расширения кругозора учащихся приглашались преподаватели и студенты университета. Используя специальные технические средства общения, они вводили слепоглухих в курс дисциплин, которые им предстояло изучать в вузе. Непосредственное общение преподавателей с будущими абитуриентами носило характер пробы, в результате которой обе стороны пришли к убеждению, что получение высшего образования посильно для слепоглухих. Это укрепило их решение сдавать экзамены. •Таким образом, в 1971 г. слепоглухие учащиеся были готовы поступать в МГУ. Они успешно выдержали вступительные экзамены и с началом учебного года стали посещать лекции. Четверо слепоглухих студентов распределились по факультетам таким образом:' Сергей С. и Александр С. поступили на -философский факультет, Наталья К. и Юрий Л.— на факультет психологии. Однако вскоре обнаружилось, что такое распределение нерационально, так как требовалась двойная работа по переводу на Брайль недостающих учебных пособий, а также запись и перевод на Брайль лекций. Для концентрации усилий было решено перевести Сергея С. и Александра С. с философского факультета на факультет психологии.
Выяснилось также, что посещение лекций слепоглухими студентами— малоприемлемая форма обучения, так как необходимо было осуществлять для них актуальный перевод лекций посредством дактильно-контактного способа и одновременно конспектировать лекционный материал. Несмотря на то что ЦП ВОС выделило каждому слепоглухому студенту личного секретаря, задачи актуального перевода лекций и их конспектирование оказались неразрешимыми. Трудность заключалась в том, что дактилирующая рука секретаря, встречая.сопротивление читающих пальцев слепоглухого, быстро уставала, а перевод необходимо было осуществлять в темпе речи лектора. Для отдыха не оставалось времени. Нецелесообразным оказалось и посещение общих с обычными студентами семинаров и практикумов. Пребывание слепо-глухих на семинарах оказалось бесполезным, так как они не
успевали через секретарей-переводчиков следить за ходом занятия, воспринимать во всей полноте выступления студентов собственных оппонентов. Практикумы, в процессе которых ставились эксперименты с применением оборудования, не предна-значенн'ого для использования слепоглухими, также были бес-смылен^ой тратой времени. Несоответствие обычных форм вузовского обучения сенсорным возможностям слепоглухих обнаружилось достаточно быстро, и и>{ переориентировали на специально организованные занятия. Группа была оснащена техническими средствами общения: «Комплектом брайлевских строк» и «Специализированным классов». Это позволило преподавателям университета, не владеющим специальными средствами общения, вступать со слепо-глухимн студентами в-непосредственный контакт. Однако не все преподаватели владели достаточными навыками работы на клавиатуре плоскопечатной машинки, поэтому приходилось приглашать специального человека, который под диктовку преподавателя печатал на клавиатуре устройства. Некоторые преподаватели Освоили дактилологию и общались со слепоглухими дактильно-контактным способом. Другим путем сообщения слепоглухим лекционного материала была запись лекций на.магнитофон. Магнитофонные записи затем перепечатывались на Брайль, и слепоглухие студенты изучали их в письменном виде. Однако печатать по Брайлю приходилось не только магнитофонные записи лекций, но и многочисленные учебные пособия, которые не были изданы брай-левским способом, но изучение которых требовали университетские программы. Здесь была проделана огромная работа, однако далеко не всегда удавалось своевременно переводить необходимые тексты на Брайль. Это, конечно, сдерживало изучение учебного материала слепоглухими. Следует учесть и трудности, связанные с замедленным чтением текстов, напечатанных по Брайлю, по сравнению со скоростью чтения плоскопечатных текстов зрячими студентами. Тем не менее навыки работы с учебным материалом, приобретенные нашими студентами еще в Загорской школе, необыкновенная усидчивость и ответственность позволили им успешно сдавать зачеты и экзамены. Надо сказать, например, что все курсовые работы слепо-глухих студентов были оценены на «5».
Еще в университете, работая над курсовыми работами, каждый из слепоглухих студентов выбрал себе постоянную тему с перспективой ее разработки в будущем. В тематике проявились склонности ребят, которые наблюдались у них еще в школе. Так, Юрий Л, избрал для будущей научной деятельности тему осязательного восприятия скульптурных форм. Наталья К., у которой отмечалось тяготение к воспитательной работе с детьми, выбрала проблему нравственного воспитания слепоглухонемых детей. Александр С., всегда отличавшийся поэтическим да- ром, способностями к художественному творчеству в области литературы, решил заняться проблемой воображения, его проявлением и развитием у слепоглухонемых. Вот только Сергей С., склонный в школьные годы к общественной деятельности и точным дисциплинам, неожиданно для всех выбрал тему сугубо дефектологическую: жесты, переход от жестового общения к дактильному. Не только у нас в стране, но и за рубежом в последние десятилетия наблюдается расширение помощи слепоглухонемым детям и слепоглухим взрослым. Наряду с традиционными центрами по воспитанию и обучению слепоглухонемых в США и Великобритании создаются новые центры. Так, в США создан Национальный центр для слепоглухой молодежи и взрослых им. Елены Келлер. Центр одновременно обслуживает 50 человек. Срок обучения там от шести месяцев до двух лет. Возраст обучающихся от 20 до 64 лет. В ФРГ (г. Ганновер) в 1972 г. построен центр для слепоглухонемых детей и взрослых. В нем одновременно могут обучаться 60 детей и 50 человек из числа слепоглухой молодежи и взрослых. В некоторых развитых странах, например в США, Канаде, слепоглухие получают высшее образование. Так, в США, где насчитывается, по данным Л. Беттика, 5200 слепоглухих старше 18-летнего возраста, восемь имеют высшее образование, полученное ими с 1954 г. в разное время. Правда, все образованные слепоглухие были слепыми позднооглохшими. А это существенное обстоятельство, в корне меняющее дело, так как значительно упрощает их связи с внешним миром, ибо при поздней глухоте у человека сохраняется речь. При поздней глухоте не возникает проблемы изначального формирования человеческой психики и словесного общения. В этом случае может идти речь лишь о трансформации средств общения со звукового на дактильно-контактное.
В последнее время в США планируется создание группы наиболее способных слепоглухонемых детей для подготовки их к поступлению в вуз. Получение слепоглухими высшего образования, устройство их на работу в соответствии с полученной специальностью еще не означает решения всех проблем, вызванных комбинированным сенсорным Дефектом. Решена лишь центральная проблема— доказана возможность группового обучения слепоглухонемых в детском учебном заведении и затем слепоглухих в вузе, открыты перспективы1 их беспредельного интеллектуального развития. Остается, однако, ряд менее емких, но не менее важных проблем, без решения которых немыслима реализация обретенных слепоглухими возможностей. Некоторые из этих проблем не новы, но они не могут быть решены однажды раз и навсегда — это разнообразные и меняю- щиеся бытовые проблемы, требующие к себе повседневного внимания. Ведь сложности быта не кончаются с предоставлением слепоглухим благоустроенных квартир. Приходится решать вопросы самостоятельного приготовления пищи, ухода за бельем и одеждой, квартирой и т. д. Большинство вопросов связано с передвижением и ориентировкой в пространстве. Хорошо, если у слепоглухого имеются родственники, которые окажут ему некоторую помощь в организации быта, обучат самостоятельности в новой ситуации, обеспечат сопровождение в магазин за покупками, на прогулку, в библиотеку, к месту работы и прочие места. Особые проблемы появляются у слепоглухих, достигших высокого уровня интеллектуального развития. Здесь и работа по налаживанию новых контактов слепоглухих не только с окружающими людьми по месту жительства, но и по месту работы, включение слепоглухих в общение с лицами, которые имеют общие с ними научные интересы. Слепоглухим крайне важен живой обмен научной информацией, а это связано с необходимостью обучения широкого круга коллег дактильному общению. Огромной важности проблема — актуальный перевод на Брайль необходимой для научной деятельности слепоглухих информации, своевременный перевод периодической печати. Все это требует помощи образованных, эрудированных специалистов. В связи с этим возникает необходимость в специальной службе информации для слепоглухих, организация которой вполне осуществима в рамках общества ВОС и ВОГ.
Однако и это не исчерпывает всех проблем, стоящих перед слепоглухими. Опыт показывает, что организацию сферы общения нельзя пускать на самотек. В русле внимания и интереса к проблемам слепоглухонемоты вообще и слепоглухим в частности оказываются случайные люди, стремящиеся удовлетворить свое любопытство «экзотичностью» проблемы. Их общение со слепоглухими ограничивается недолговременными контактами и затем по мере удовлетворения любопытства становится для них обременительным. Часто эти люди вредят серьезной работе со слепоглухими, так как, не успев вникнуть в суть проблемы, начинают высказывать безответственные суждения, предпринимать рискованные легкомысленные действия, дезориентируя слепоглухих необдуманными предложениями. Частое нарушение контактов подрывает у слепоглухих веру в постоянство отношений, в порядочность людей. На первых порах для работы со слепоглухими необходимы лица, в обязанность которых входила бы помощь слепоглухим в организации постоянной сферы общения, установлении и поддержании контактов с отдельными людьми и интересующими слепоглухих организациями. В обязанности помощников (штатных секретарей-переводчиков) должно входить налаживание актуальных переводов различной информации. Журнал «Вопросы философии» (1975, № 6) опубликовал статью «Выдающееся достижение советской науки», в которой содержится отчет о заседании Ученого совета факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В этой статье дана высокая оценка работе по воспитанию и обучению слепоглухонемых в нашей стране. Четверо из бывших учащихся Загорской школы для слепоглухонемых успешно закончили МГУ и работают научными сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Академик Б. М. Кедров, работавший с группой слепоглухих студентов, пишет: «Я с группой слепоглухих занимался не по программе факультета, а по отдельным, особенно волнующим их темам. Прежде всего поражает в них ненасытная любознательность, умение схватывать мысль на лету, удивительная интеллектуальная восприимчивость. Заниматься с ними просто приятно, радостно. Через минуту-две вы забываете, что они вас и не видят и не слышат. Начинает даже казаться, что они вас видят и слышат лучше, чем зрячие и слышащие. Уровень развития исследовательского мышления уже сейчас настолько высок и профессионален, что мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы все четверо были со временем включены в большую^ науку...»'. Этим высказыванием подтверждается возможность получения слепоглухими высокого уровня интеллектуального развития, способность их к умственному труду. Это — одна из теперь уже опробованных на практике перспектив развития тифлосурдопедагогики: подготовка слепоглухих к труду в области научных исследований. Успешный труд большой группы слепоглухих на производстве служит гарантией возможности подготовить из них квалифицированных работников в сфере производства материальных благ. Самостоятельная жизнь в общежитии при незначительной направляющей и корригирующей роли тифлосурдопедагога позволяет надеяться на достижение ими полной самостоятельности в быту. Это подтверждается уже практикой жизни нескольких семей слепоглухих. В Загорской школе для слепоглухонемых детей планируется строительство специального комплекса. Пожизненное пребывание в комплексе — не единственная перспектива для слепоглухих, получивших образование и профессию. Вполне возможен их переезд по месту жительства родителей. Однако следует учитывать наличие сферы специального общения на месте. Если такой сферы общения нет и организовать ее не представляется возможным, переезд слепоглухих по месту жительства родителей нецелесообразен. Кроме того, жизнь слепоглухого с родителями продолжается, пока они способны оказывать ему помощь, а затем слепоглухой снова попа- 1 Вопросы философии, 1975, № 6, с. 64. 18Е дет в условия специального учреждения, но в этом случае ему., придется налаживать новые социальные связи, адаптироваться в непривычной среде, что чрезвычайно трудно после длительного проживания в семье. Опорными пунктами для трудового устройства и организации специального общения слепоглухих по месту жительства родителей могут быть УПП ВОС различных городов. Учитывая опыт прошлого, целесообразно направлять в них сначала целые группы слепоглухих, получивших образование и профессию при комплексе. Желательно, чтобы группы были не менее 10—15 человек. Следует учитывать характер внутриструктурных связей направляемой группы. Необходимо сохранять традиционные отношения взаимопомощи и сотрудничества между ее членами. При соблюдении этих, условий такие группы будут жизнеспособны. В последующем их можно пополнять новыми членами. Уровень специальной помощи слепоглухонемым и слепоглу-хим в нашей стране, перспективы ее развития служат для других стран примером заботы государства об этой категории инвалидов, В рамках Всемирного совета благосостояния слепых (ВСБС) в 1977 г. в Нью-Йорке была проведена Всемирная конференция по службам помощи слепоглухой молодежи и взрослым памяти Елены Келлер. В работе конференции приняли участие делегации 30 стран, в том числе и советская делегация. На конференции была принята «Декларация прав слепоглухих». Для слепоглухих многих капиталистических стран параграфы этой декларации лишь далекая от осуществления мечта, в то время как для слепоглухих нашей страны они являются отражением и утверждением уже достигнутых условий, гарантирующих им полную реализацию провозглашаемых принятым документом прав. Не только равные со всеми гражданами СССР права, но и многочисленные льготы гарантируют благосостояние слепоглухим в нашей стране. Иллюстрацией этого служит запись в книге отзывов посетителей Загорского детского дома, сделанная сотрудницей Государственной библиотеки для слепых Копенгагена, журналисткой Д. Нильсон: «Осуществилась моя давняя мечта посетить ваш интернат. Я ждала чего-то необычного, но действительность превзошла все мои ожидания. Результаты, которых вы достигли, осуществимы только в социалистическом обществе. Только оно дает человеку — так же как в данном случае самым слабым в обществе — слепоглухонемым — возможность развивать свои способности и интеллект. Это блестящий пример того, как в Советском Союзе соблюдаются права человека: никто, даже самый слабый, не забыт и не брошен на произвол судьбы. Я очень вам благодарна за предоставленную возможность посетить ваш интернат и сделать все, чтобы другие мои коллеги в Скандинавии познакомились с вашими замечательными результатами». Воспитание и обучение слепоглухонемых воспринимается прежде всего как гуманное начинание. И это действительно так. В нашем государстве никто не остается за бортом общества. Даже для развития такой немногочисленной категории инвалидов, какими являются слепоглухонемые дети, продуманы и созданы специальные условия. Это требует значительных затрат. Достаточно напомнить, что на каждого слепоглухонемого ребенка приходится педагог с высшим образованием. Такого соотношения обучаемых и обучающих не знает ни одна школа. Бывшие в прошлом обузой общества, слепоглухонемые становятся теперь полноправными гражданами социалистического государства, получают возможность трудиться и жить полнокровной жизнью. «При возвращении на родину я обязательно расскажу о вашем опыте, потому что считаю, что за границей надо намного больше знать об этом сугубо гуманном успехе советской науки»,— писал в книге отзывов посетивший Загорскую школу сотрудник Берлинского университета им. Гумбольдта Ф. Куннер. Подобных отзывов много. Однако, говоря о гуманизме проблемы воспитания и обучения слепоглухонемых, не следует упускать из вида и других ее аспектов, и прежде всего научного значения проблемы. И это подметил еще А. М. Горький, написав О. И. Скороходовой: «Верю я в разум человека,— он, человек, кажется мне органом самопознания природы, исследователем и организатором ее хаотических сил. Вас она создала существом для эксперимента, создала как бы намеренно- для того, чтобы наука исследовала одну из ее преступных и грубых ошибок. Разум науки частично исправил ошибку, но он еще не в силах уничтожить самое преступление — дать Вам слух, зрение, речь. Но тем, что Вы есть, и тем, что с Вами уже сделано наукой, Вы служите человечеству. Это — так, Ольга Ивановна,—-и Вы вправе этой службой гордиться»1. С высказыванием А. М. Горького перекликаются слова академика А. Н. Леонтьева, сказанные им на ученом совете факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, посвященном проблемам слепоглухонемоты. Оценивая результаты обучения и воспитания слепоглухонемых детей, А. Н. Леонтьев говорил, что этот эксперимент позволяет «правильно понять и оценить то отношение, в котором находятся естественноприродные предпосылки и действительные условия бытия человека, то есть реальный образ (способ) его жизнедеятельности. Последнее обстоятельство придает эксперименту уже не только общепсихологическое, но и мировоззренческое, философское значение. В нем открывается богатейший материал для доказательной разработки марксистско-ленинской теории познания, ибо здесь ясно, как ни в одном другом случае, выступает связь чувствен- Горький А. М. Соч. М, 1955, т. 30, с. 271. лого восприятия и мышления с той основой, которая делает человека человеком,— с трудом в самом серьезном научном значении этого слова...»1. В последние годы внимание ученых к проблемам слепоглухонемоты значительно возросло. Появились многочисленные научные труды, в которых для доказательности научных теорий используются материалы, полученные в работе со слепоглухонемыми. Имеются также оригинальные разработки рядом ученых некоторых проблем слепоглухонемоты. А. М. Горький сумел увидеть и оценить не только службу О. И. Скороходовой науке, он подметил еще одно очень важное значение достижений в работе со слепоглухонемыми — их оптимизм, их пафос. «Вы для меня не только объект изумительнс удачного, научно важного эксперимента, не только яркое дока зательство мощи разума, исследующего тайны природы,— нет Вы для меня являетесь как бы «символом» новой действительности, которую так быстро и мужественно создает наш талантливый трудовой народ — рабочие, крестьяне»2. Через несколько десятилетий академик АПН СССР А. Р. Лу-рия говорил: «Трудно поставить что-либо рядом с тем образцом героизма и той вершиной успеха, которые мы видим сегодня на опыте наших четырех товарищей. Я не могу не сказать что если бы сила мотивов, которые движут ими, равномернс распространялась на всех наших обычных студентов, если бь все наши зрячие и слышащие студенты работали с такой же целенаправленностью, используя все те возможности, которые у них есть, то, вероятно, они бы горы свернули... Думаю, чтс опыт, который мы обсуждаем сегодня, имеет в одинаковой мере и огромное научно-интеллектуальное и эмоциональное значение...»3. Эмоциональное значение опыта, его вдохновляющая сила, раскрывающая неизмеримые возможности человеческого духе преодолевать самые безысходные состояния тела,— в этом великий стимул для тех, кто живет рядом со слепоглухими людьми, для тех, кто знает об их героизме. Неудивительно, что всех посещающих Загорскую школу не остается тягостного чувства подавленности от встречи с аномальными детьми. Вот чтс пишет директору детского дома жена индийского посла, де-фектолог по образованию М. Шальванкар, посетившая школ) вместе со своим бывшим учителем доктором Хейсом: «Уважаемый коллега, я надеюсь, Вы уже поняли, что доктор Хейс и я думаем о работе, проводимой в Вашей школе. Мы много говорили о ней после нашего посещения, и я, как никогда раньше, убеждена, что она важна не только для Советского Союза, не 1 Вопросы философии, 1975, № 6, с. 63. 2 Горький А. М. Соч. М., 1955, т. 30, с. 334. и как пример того, что можно сделать для детей с двойным дефектом в других странах. Доктор Хейс... хочет передать Вам, что это было самым важным, интересным и радостным (курсив наш.— А. А.) посещением за тот месяц, что он провел в Москве». Посетители видят не только патологию, но и процесс ее преодоления, его реальные результаты. Вот это-то и вызывает свет: лое чувство, заряжает людей оптимизмом. Имена слепоглухих людей, достигших ценой величайшего напряжения сил высокого интеллектуального развития, с полным правом можно поставить рядом с известными именами героев, преодолевших свои недуги, сделавших свою жизнь полной смысла, посвятивших ее служению Отечеству. «Перед нами лежат две дороги, по которым после университета мы должны идти одновременно: дорога исследователей слепоглухонемоты и дорога общественных деятелей... В качестве общественных деятелей мы должны делать все, чтобы ни один слепоглухой не погибал от одиночества. Нас ждет огромная работа. Впрочем, нет, уже не ждет. Мы к этой работе приступили. И мы уверены, что с нею справимся!»— так размышлял слепоглухой Александр С., будучи еще студентом МГУ. Все четверо уже идут одновременно по двум дорогам, сочетая научную и общественную деятельность. Впереди у них новые свершения. Первоначальное обучение, освоение школьной программы, трудовая реабилитация, включение слепоглухих в трудовой коллектив— это большой труд, а его результаты — заслуга не только работающих со слепоглухонемыми специалистов, но и советских людей, окружающих слепоглухих на производстве и в быту. Поэтому, отдавая должное героизму слепоглухих, нельзя не отметить самоотверженный труд их воспитателей и учителей, ту благоприятную в нашей стране атмосферу общественного мнения, которая воодушевляет всех занятых этим необычным и гуманным делом. г Это отлично осознают и высоко ценят сами слепоглухие. В поздравительном письме, направленном в канун Дня учителя слепоглухими студентами сотрудникам Загорского детского дома для слепоглухонемых детей, сказано: «...а сколько вы нам дали! Пока мы жили здесь в детдоме, не так-то легко это было оценить. Но вот сейчас, чем дальше от нас день 9 февраля 1971 г., когда мы переехали в Москву, тем больше тянет нас сюда. Тянет работать здесь, помогать вам, внести, как говорится, свой вклад, свою лепту в великое дело изучения процессов становления и развития человеческой личности, чтобы люди, используя этот опыт, могли целенаправленно, со знанием дела воспитывать не только слепоглухонемых, но и вообще любых детей. Недаром ученые сравнивают нашу школу с синхрофазотроном и даже считают, что наш синхрофазотрон психологиче- ских наук по значению для человечества не уступает дубнен-скому. Что вспоминать, какими мы были! Это видели многие из вас своими глазами. Сейчас мы повзрослели, учимся в университете, общаемся с талантливейшими учеными. И в том, что мы в состоянии беседовать с ними о самом для них, да и для нас, интересном— о науке,— ваша заслуга. Вы заложили фундамент наших знаний, нашей внутренней культуры, так обтесали наши характеры, что они, хоть и нуждаются еще в доделке и всегда будут нуждаться в ней, в общем и целом уже пригодны к жизни в обществе. Громадное вам за это спасибо! Мы надеемся участвовать в вашем дальнейшем труде, и пусть высокообразованный слепо-глухой человек, страстно преданный своей Родине и работе, станет обычным явлением нашей советской действительности». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте проблемы самостоятельной жизни взрослых слепоглухйх. 2. Какие пути обучения слепоглухйх в вузе вы считаете рациональными? 3. Раскройте значение работы со слепоглухонемыми для науки. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Особенности обучения слепоглухйх в вузе. 2. Перспективы расширения специальной помощи слепоглухим в СССР, 3. Значение работы со слепоглухими. ЛИТЕРАТУРА Выготский Л. С, Собр. соч. М., 1983, т. 5. Горький А. М. Соч. М., 1955, т.* 30. Скороходе в а О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ • Темы лекций Количество часов 2 1. Проблемы тифлосурдопедагогики 2. Из истории воспитания и обучения слепоглу 3. Слепоглухонемой ребенок до специального обучения
4. Дошкольное воспитание и обучение слепоглу 5. Особенности воспитания и обучения слепо 6. Специальные технические средства 7. Предпрофессиональная подготовка 8. Включение слепоглухйх в профессиональный труд 4 9. Перспективы развития специальной помощи Темы практических занятий 1. Изучение брайлевского шрифта. Практика 2. Практика беглого чтения брайлевских тек в брайлевских текстах 2 3. Практическое знакомство с техническими 4. Овладение специальными техническими сред
5. Экскурсия в Загорский детский дом для сле 6. Проведение занятий со слепоглухонемыми Темы лабораторных занятий 1. Человеческая психика. Искусственное форми 1 Спецкурс рассчитан на 56 часов. Из них на лекционные занятия отводится 28 часов, на практические и лабораторные — по 14 часов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|