Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение с неверующими людьми




- В какой степени и с помощью чего мирянину возможно себя оградить от влияния мира? Ведь мы миряне, живем в миру, вынужденно обща­емся с неверующими людьми и попадаем под их влияние, часто как подчиненные.

- Преподобный Серафим Саровский дает совет: «С душевным говори о душевном, а с духовным - о духовном». С неверующими людьми следует говорить о том, что входит в круг общих житейских интересов и служеб­ных обязанностей. Вера - это, прежде всего, состояние человеческого сердца, способность воспринимать реалии духовного мира. Если у человека отсутствует религиозное чувство и заглушены духовные интуиции, то попытки приобщить его к вере могут только вызвать негативную реакцию с его стороны. Разгово­ры с такими людьми, переходящие в полеми­ку, чаще всего оканчиваются одним результа­том: чувством потери времени и опустошения своей души.

Иногда неверующие люди сами задают вопрос о вере. Тогда, по словам апостола Павла, мы должны дать вопрошающему ответ о нашем уповании (надежде на вечную жизнь). Здесь надо указать человеку на путь, идя по которо­му он приобретет духовные познания, но не вступать в споры и диспуты, при которых обе стороны говорят как бы на двух разных язы­ках, не понимая друг друга. Оградить себя от негативного влияния мира можно через контроль над своими мыслями и чувствами, тем, что в аскетике называется бдением и трезвением. Надо ограничить сенсорные восприятия и направить внимание от внешнего на собственное сердце.

 

- Как помочь человеку, который верит в Бога, но не ходит в церковь, не хочет укрепляться в ве­ре, потому что боится искушений?

- Чаще всего человек не ходит в храм из-за духовной гордости. Он считает, что может спастись без благодати Божией, своими собственными силами. В таком состоянии че­ловеку может помочь только Бог.

Может ли спастись человек вне Церкви?

- Спасется ли человек чистый сердцем, но к Церкви непричастный и обрядов не творящий?

- Наше сердце отравлено наследственным и личными грехами, и церковные Таинства даны нам для очищения и возрождения через благо­дать нашей души. О какой чистоте сердца вы можете говорить? Попробуйте в течение неко­торого времени проследить за своими помыс­лами и желаниями, и вы увидите, какой труд предстоит человеку для обуздания страстей и борьбы с грехом. Говорить о чистоте сердца может человек, лишенный духовного само­познания. Мы все больны грехом, а право­славная вера и Церковь - это путь и средство к исцелению. Человек, не знающий истинно­го Бога, но старающийся исполнить повеле­ние своей совести и творящий добро, которое в остаточном виде сохранилось в преданиях народов, будет избавлен от мучений в геенском огне. Но без Искупительной Жертвы Христа и благодати Духа Святого никто не сможет пребывать в вечности с Богом. Что же касается человека, который сознательно от­вергает Церковь и думает спастись собствен­ной «хорошестью», то он гордого мнения о се­бе, а гордость - грех, который, по слову Свя­щенного Писания, «мерзость перед Богом».

 

О состязании в споре

- Не хватает быстроты реакции - не успеваешь правильно и быстро реагировать на внезапно меняющиеся обстоятельства, обращенные к те­бе слова, агрессию, проигрываешь в этом сво­им собеседникам - природным агрессорам. А может быть, и лучше оставаться таким мед­лительным и нерешительным, крепким «задним умом», - чем быстрым и агрессивным, - так хоть меньше «дров наломаешь», меньше наде­лаешь ошибок? Как стать спокойным и рассуди­тельным?

- Апостол Павел предостерегает христиан от бесплодных споров, которые редко приводят к согласию. Иногда бывают ситуации, когда приходится защищать публично христианское учение и доказывать ложность и шаткость ар­гументов, которые приводит противная сторо­на, чтобы защитить людей от яда неверия и ереси. Но в других случаях тратить силы на споры и полемику, которые переходят в состя­зание словами, - бесполезно.

Слова являются символами, через которые че­ловек передает определенную информацию духовного, интеллектуального или эмоциональ­ного характера. Эти символы воспринимает и раскрывает по-своему собеседник, преломляя их через свое сознание. В расшифровке семантического смысла слов большое значение име­ет сходство знаний и переживаний двух собеседников, то есть принцип ассоциативного познания. Иногда различие менталитетов оказывается настолько глубоким, что диалог прев­ращается в два параллельных монолога. Продолжение разговора с человеком, в котором мы видим агрессора, уже становится не разумным, а переходит в азарт. Если же христианин все-та­ки надеется, что его слова принесут пользу, то следует выяснить вначале, в чем оба оппонента согласны друг с другом, и затем последователь­но развивать и раскрывать проблему, не позво­ляя собеседнику уклониться в сторону или перескакивать с темы на тему. Однако надо пом­нить, что религия недоказуема, иначе она бы­ла бы не верой, а знанием, не свободным са­моопределением духа, а очевидностью, нрав­ственно нейтральной для спасения человека. Что же касается эмоциональной реакции при неожиданно изменяющихся обстоятельствах или оскорблениях, то надо помедлить с отве­том, пока возникшее волнение или гнев не улягутся в душе. Хорошо взять в правило: ниче­го не говорить под влиянием бурных эмоций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...