Допустимо ли физически себя защищать?
- Для меня, воцерковленного православного человека, всегда было трудно принять заповедь Спасителя о подставлении ланиты под удар. Буквальное исполнение заповеди может сделать человека изгоем в школе, на военной службе или, не дай Бог, в заключении. Если человек не умеет защитить себя, то он не защитит и «алтари и очаги». Может быть, эти слова Нагорной проповеди есть метафора, яркая восточная фигура речи? - Преподобный Антоний Великий сказал: «Если не можешь подставить вторую щеку, то, по крайней мере, не отвечай на удар ударом». Однако если надо защитить другого человека, то следует применить силу. Также допустимо физически защищать себя. Но могу вам сказать, что сразу видно, почему человек перенес удар, не ответив обидчику, - из-за страха или, напротив, из-за самообладания, перенеся оскорбление мужественно и спокойно. Вы пишете, что человек, не постоявший за себя, может стать изгоем. Думаю, что здесь имеет главное значение другой фактор: испугался человек этого удара или нет. Обычно трусы вообще не прощают обид, а при возможности проявляют жестокость. Я вспоминаю случай из византийской истории. Один из полководцев по имени Фока поднял мятеж против императора Маврикия, который оказался покинутым своим войском. «Кто этот Фока?» - спросил император у приближенных. «Отъявленный трус», - ответили придворные. «Если он трус, то он убьет меня», - сказал император. Так и случилось. Фока казнил не только императора, но и всю его семью на его глазах. Слова Иисуса Христа содержат в себе буквальный, символический, анагогический* и духовный смысл. Здесь нет противоречий. Иносказание не упраздняет прямого значения речи, а раскрывает в нем духовные аспекты и семантическую глубину.
* Анагогический - иносказательный
- Все-таки не совсем понятно, с какой целью Господь вообще дал эту заповедь? Св. Иоанн Златоуст толкует, что так мы можем пробудить совесть обидчика. Но жизнь показывает, скорее, обратное... Вместе с тем, в других случаях христиане могут сопротивляться злу силой. Получается некая двойственность. - Тогда отвечу по-иному. Господь сказал: если зерно не сгниет в земле, то есть не уничтожится, то не может дать росток. Надо умертвить гордость и самость, надо отказаться от мирских представлений о достоинстве и чести: наше достоинство - образ Божий, и наша честь - стяжание Духа Святого. Оскорбления - это очистительная вода, которая смывает грехи. Однако смирение - не значит пассивность; и мы можем оказать сопротивление - защищая других или же для блага самого обидчика. Когда мы оказываем сопротивление, нами должно руководить желание добра человеку. Если мы не достигли смирения Нового Завета, то, по крайней мере, не окажемся ниже Ветхого Завета, который полагал меру «зуб за зуб», и не будем за зуб разбивать всю челюсть. О любви к врагам - Нас учат, что мы должны любить своих врагов, но разве христианин должен иметь врагов? Тогда кто же наши враги? - Мы должны учиться любить врагов, то есть тех, кто поступает с нами несправедливо, и тогда не будем воспринимать их как врагов и противников - об этом говорит заповедь. Вы спрашиваете: кто настоящие наши враги? Первый мой враг - это я сам, моя гордость и страсти; второй мой враг - это демон. С этими врагами надо бороться до смерти. Куда нам девать нашу страстность, эгоизм и гордость? Поэтому мы вольно или невольно вступаем в противоречие и борьбу с другими людьми на разных уровнях. Те, которые поступили с нами несправедливо или препятствуют осуществлению наших желаний, воспринимаются нашей греховной душой как противники и враги, а возможно, что и мы воспринимаемся ими так же. Заповедь любить врагов существует только в христианстве; дать силы и возможности исполнять ее может только благодать Божия. Человек может не мстить своим врагам, ответить добром за зло, но любить способен, только стяжав божественную благодать. Любовь к врагам - это вершина лестницы, к которой ведут заповеди Ветхого и Нового Заветов. Кто достиг любви к врагам, для того они перестают быть врагами; в них он видит бессмертную душу, наделенную образом и подобием Божиим; у него появляется сострадание и жалость к тем, кто причиняет ему зло. Вот тогда у человека исчезает отношение к другому как своему противнику, более того, он видит во врагах - друзей, которые помогают ему в спасении. Но это высокая ступень, на которой мы с вами не стоим.
О перемене места работы - Старцы говорили: «Придет время, когда место само погонит тебя». Подскажите, что конкретно означают эти слова - «место само погонит». - «Место само прогонит» - это значит, что человек не будет инициатором перемены места, и он уйдет оттуда в связи с объективно сложившимися обстоятельствами, включая тот случай, когда его просто-напросто выгонят. Возможно, ваша работа в данное время нужна вам для того, чтобы учиться терпению. Помоги вам Господи.
- За последние несколько лет я переменил 9 мест работы. Моя ситуация такова: я прихожу, стараюсь никому не перечить, сделать всю работу и даже остаться допоздна, если не успеваю. А всегда получается, что работы становится все больше и сделать ее все труднее, и я вынужден признаваться начальству: не справляюсь, - и меня просят с работы. Причем я не старался гнаться за длинным рублем. Ситуация тягостна для меня еще и оттого, что я просил молиться о даровании работы родителей, деда и всех друзей, т.е., покидая работу, я, получается, отвергаю то, что дал Господь... Очень прошу Вас помолиться и дать совет. - Как я полагаю, не вы покидаете работу, а вам предлагают уйти с работы - это разные вещи. Может быть, вам нужно получить соответствующий опыт: когда вы что-то измените внутри себя, то изменится и ситуация. Мне кажется, что с самого начала нужно определить с вашим начальством объем вашей работы и ответственность за нее. Призываю на вас Божие благословение.
- Если я прошу Господа и Святую Матерь Его об одном и том же на протяжении уже нескольких лет, но ответа не получаю, о чем это говорит? Я молил Господа и Святую Матерь Его о том, чтобы Он дал мне то, что, по моему мнению, принадлежит мне по праву, а именно реализацию моих способностей за соответствующее материальное вознаграждение. К сожалению, я продолжаю испытывать некоторую материальную нужду, хотя отнюдь не смертельную. Стоит ли мне продолжать дерзать в своих молитвах? - Помолитесь блаженной Ксении и ждите ответа через обстоятельства жизни. Наши прошения надо предоставлять премудрому промыслу и воле Божией: Господь лучше ведает, когда и что дать вам. Призываю на вас Божие благословение.
Вопрос повара - Я учусь на повара, работаю на практике. Подскажите, какие молитвы и каким святым читать во время приготовления пищи, чтобы людям было на пользу. И как молиться, чтобы найти хорошую работу, найти свое место в жизни. - Во время работы читайте Иисусову молитву. В житейских затруднениях принято молиться блаженной Ксении и праведной Матроне.
ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|