Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допустимо ли физически себя защищать?




- Для меня, воцерковленного православного человека, всегда было трудно принять запо­ведь Спасителя о подставлении ланиты под удар. Буквальное исполнение заповеди мо­жет сделать человека изгоем в школе, на во­енной службе или, не дай Бог, в заключении. Если человек не умеет защитить себя, то он не защитит и «алтари и очаги». Может быть, эти слова Нагорной проповеди есть метафора, яр­кая восточная фигура речи?

- Преподобный Антоний Великий сказал: «Если не можешь подставить вторую щеку, то, по крайней мере, не отвечай на удар ударом». Однако если надо защитить другого человека, то следует применить силу. Также допустимо физически защищать себя. Но могу вам ска­зать, что сразу видно, почему человек перенес удар, не ответив обидчику, - из-за страха или, напротив, из-за самообладания, перенеся ос­корбление мужественно и спокойно. Вы пише­те, что человек, не постоявший за себя, может стать изгоем. Думаю, что здесь имеет главное значение другой фактор: испугался человек этого удара или нет. Обычно трусы вообще не прощают обид, а при возможности проявляют жестокость. Я вспоминаю случай из визан­тийской истории. Один из полководцев по имени Фока поднял мятеж против императора Маврикия, который оказался покинутым сво­им войском. «Кто этот Фока?» - спросил им­ператор у приближенных. «Отъявленный трус», - ответили придворные. «Если он трус, то он убьет меня», - сказал император. Так и случилось. Фока казнил не только императо­ра, но и всю его семью на его глазах. Слова Иисуса Христа содержат в себе буквальный, символический, анагогический* и духовный смысл. Здесь нет противоречий. Иносказание не упраздняет прямого значения речи, а рас­крывает в нем духовные аспекты и семанти­ческую глубину.

* Анагогический - иносказательный

 

- Все-таки не совсем понятно, с какой целью Гос­подь вообще дал эту заповедь? Св. Иоанн Зла­тоуст толкует, что так мы можем пробудить совесть обидчика. Но жизнь показывает, ско­рее, обратное... Вместе с тем, в других случа­ях христиане могут сопротивляться злу силой. Получается некая двойственность.

- Тогда отвечу по-иному. Господь сказал: если зерно не сгниет в земле, то есть не уничтожит­ся, то не может дать росток. Надо умертвить гордость и самость, надо отказаться от мирс­ких представлений о достоинстве и чести: на­ше достоинство - образ Божий, и наша честь - стяжание Духа Святого. Оскорбления - это очистительная вода, которая смывает грехи. Однако смирение - не значит пассивность; и мы можем оказать сопротивление - защищая других или же для блага самого обидчика. Когда мы оказываем сопротивление, нами должно руководить желание добра человеку. Если мы не достигли смирения Нового Завета, то, по крайней мере, не окажемся ниже Ветхого Завета, который полагал меру «зуб за зуб», и не будем за зуб разбивать всю челюсть.

О любви к врагам

- Нас учат, что мы должны любить своих врагов, но разве христианин должен иметь врагов? Тогда кто же наши враги?

- Мы должны учиться любить врагов, то есть тех, кто поступает с нами несправедливо, и тогда не будем воспринимать их как врагов и противников - об этом говорит заповедь. Вы спрашиваете: кто настоящие наши враги? Первый мой враг - это я сам, моя гордость и страсти; второй мой враг - это демон. С этими врагами надо бороться до смерти. Куда нам девать нашу страстность, эгоизм и гордость? Поэтому мы вольно или невольно вступаем в противоречие и борьбу с другими людьми на разных уровнях. Те, которые поступили с нами несправедливо или препят­ствуют осуществлению наших желаний, вос­принимаются нашей греховной душой как противники и враги, а возможно, что и мы воспринимаемся ими так же. Заповедь любить врагов существует только в христиан­стве; дать силы и возможности исполнять ее может только благодать Божия. Человек может не мстить своим врагам, ответить добром за зло, но любить способен, только стяжав божественную благодать. Любовь к вра­гам - это вершина лестницы, к которой ведут заповеди Ветхого и Нового Заветов. Кто достиг любви к врагам, для того они переста­ют быть врагами; в них он видит бессмертную душу, наделенную образом и подобием Божиим; у него появляется сострадание и жалость к тем, кто причиняет ему зло. Вот тогда у человека исчезает отношение к друго­му как своему противнику, более того, он видит во врагах - друзей, которые помогают ему в спасении. Но это высокая ступень, на которой мы с вами не стоим.

О перемене места работы

- Старцы говорили: «Придет время, когда место само погонит тебя». Подскажите, что конкретно означают эти слова - «место само погонит».

- «Место само прогонит» - это значит, что че­ловек не будет инициатором перемены места, и он уйдет оттуда в связи с объективно сло­жившимися обстоятельствами, включая тот случай, когда его просто-напросто выгонят. Возможно, ваша работа в данное время нужна вам для того, чтобы учиться терпению. Помо­ги вам Господи.

 

- За последние несколько лет я переменил 9 мест работы. Моя ситуация такова: я прихожу, стараюсь никому не перечить, сделать всю ра­боту и даже остаться допоздна, если не успе­ваю. А всегда получается, что работы становит­ся все больше и сделать ее все труднее, и я вы­нужден признаваться начальству: не справля­юсь, - и меня просят с работы. Причем я не старался гнаться за длинным рублем. Ситуация тягостна для меня еще и оттого, что я просил молиться о даровании работы родителей, деда и всех друзей, т.е., покидая работу, я, получа­ется, отвергаю то, что дал Господь... Очень прошу Вас помолиться и дать совет.

- Как я полагаю, не вы покидаете работу, а вам предлагают уйти с работы - это разные вещи. Может быть, вам нужно получить соот­ветствующий опыт: когда вы что-то измените внутри себя, то изменится и ситуация. Мне кажется, что с самого начала нужно опреде­лить с вашим начальством объем вашей рабо­ты и ответственность за нее. Призываю на вас Божие благословение.

 

- Если я прошу Господа и Святую Матерь Его об одном и том же на протяжении уже несколь­ких лет, но ответа не получаю, о чем это гово­рит? Я молил Господа и Святую Матерь Его о том, чтобы Он дал мне то, что, по моему мнению, принадлежит мне по праву, а именно реализацию моих способностей за соответ­ствующее материальное вознаграждение. К сожалению, я продолжаю испытывать неко­торую материальную нужду, хотя отнюдь не смертельную. Стоит ли мне продолжать дер­зать в своих молитвах?

- Помолитесь блаженной Ксении и ждите ответа через обстоятельства жизни. Наши прошения надо предоставлять премудрому промыслу и воле Божией: Господь лучше веда­ет, когда и что дать вам. Призываю на вас Бо­жие благословение.

 

Вопрос повара

- Я учусь на повара, работаю на практике. Под­скажите, какие молитвы и каким святым читать во время приготовления пищи, чтобы людям было на пользу. И как молиться, чтобы найти хорошую работу, найти свое место в жизни.

- Во время работы читайте Иисусову молитву. В житейских затруднениях принято молиться блаженной Ксении и праведной Матроне.

 

ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...