Об изображении пятиконечных звезд
- Как относиться к изображению пятиконечных звезд на детском белье - купили белье младенцу с мишками, а вокруг звезды? Может, лучше от такой одежды избавиться? - Демон ничего не может сам создать, а только ворует чужое. Раньше пятиконечные звезды не имели никакого зловещего смысла, а изображались даже на древних рукописях и на иконах, например «Избавительницы». Однако в последнее время пятиконечная звезда стала символом оккультных обществ, а также атеистического государства. В эмблеме ислама, представляющей собой бывший герб Константинополя, пятиконечные звезды продолжают употребляться без всякой связи с оккультизмом или безбожием. Сама по себе пятиконечная звезда нейтральна в нравственном и духовном аспекте, а приобретает негативный смысл, когда употребляется как символ антихристианских сил. Если вы можете безразлично относиться к пятиконечной звезде, то не придавайте ей какого-либо значения как пустому знаку. Но если по ассоциации с оккультной и атеистической символикой она беспокоит вас, то лучше снять этот психологический раздражитель и не иметь перед глазами одежду с пятиконечными или шестиконечными звездами, тем более если вы думаете, что с этими звездами связана активная негативная энергия. О профессиональном боксе - Батюшка, как относиться к профессиональному боксу? - Спорт должен служить гармоничному развитию человеческого тела, а профессиональный бокс сопряжен с постоянными травмами и перегрузками, которые делают человека калекой к концу его спортивной деятельности. Кроме того, бокс - это та же драка, только с выработанными приемами и определенными правилами, или бой гладиаторов, только без оружия. Бокс пробуждает в зрителях звериные чувства, как уфимской черни, которая хотела зрелищ крови и смерти. Мне кажется, что профессиональный бокс недопустим с точки зрения христианской нравственности или простого этического чувства.
О заповеди «не убей» - Что ответить неверующему по поводу заповеди «не убей», когда он возмущается, что разрешено убивать на войне, а также что ему делать, если его семье угрожает убийца, ведь заповедь запрещает убивать? - Человек не имеет права распоряжаться жизнью и смертью другого. Он не может самовольно вынести смертный приговор и исполнить его. Однако общество, защищаясь от преступника, может в крайнем случае наказать его лишением жизни. Законами также предусмотрена защита от убийцы и насильника с применением необходимых средств для защиты, вплоть до убийства. Что касается войн, то это исполнение гражданского долга, которое допускалось во все времена во всех христианских государствах. Однако для священнослужителя убийство во всех случаях запрещено; даже невольное убийство лишает его права священнодействия. О том, что заповедь «не убей» нельзя понимать буквально, то есть как непреложно действующую во всех обстоятельствах, свидетельствует своим примером сам пророк Моисей, получивший эту заповедь от Бога, так как он и его преемники вели войны с народами и племенами, населявшими Синай и Палестину. О том, как общество защищает себя от преступников - У Иоанна Златоуста в «Слове на новый год» я прочитал об убийстве для Бога: «А каким образом убийство могло быть вменено в правду? Мадианитяне... наряжали своих дочерей, ставили их в виду войска и, прельщая евреев, приводили их сперва к блудодеянию, а потом и к нечестию. Видя это, Финеес взял меч и, застав двух блудодействующих в самом действии греха, пронзил обоих и тем отклонил гнев Божий от исполнения мщения (Числ. гл.25). Таким образом, хотя это действие было убийством, но следствием его было спасение всех погибавших, а потому вменено сделавшему его в правду. Такое убийство не только не осквернило рук его, но сделало их более чистыми, и весьма справедливо: потому что он сделал это не из ненависти к убитым, но для спасения прочих; убил двоих, а спас многие тысячи. Он поступил так, как поступают врачи, когда они, отсекая гниющие члены, сохраняют здоровье всего тела...»
Так можно и маньяков, наркодельцов, педофилов и прочие «гниющие» члены общества отсекать? - В Ветхом Завете не было благодати, возрождающей личность человека, поэтому понятия «грех» и «грешник» сливались воедино; чтобы уничтожить грех - уничтожали его носителя. В Новом Завете мы получили помощь благодати, и поэтому лучше защищены от зла. Для грешника открыто покаяние, но, разумеется, злоупотреблять милосердием Божиим нельзя: жалость к волкам может перейти в жестокость к овцам. Нормальное общество защищает себя от перечисленных вами преступников различными способами - от увещевания до наказания. Но форму борьбы с преступностью и виды наказания определяют законы государства. Христиане должны сделать все возможное, чтобы сохранить общество, семью и детей от наркомании и разврата. Как уберечься от колдунов и ворожеев? - В последнее время появилось много колдунов и ворожеев. Как уберечься от их магических действий? - Колдуны сильны нашей слабостью и нашими грехами. Чтобы уберечься от демонических сил, надо стараться стяжать благодать Божию, особенно через церковные Таинства и дух смирения. Надо помнить, что демон вовсе не всесилен и власть колдунов не безгранична. В Евангелии написано, что бесы просили у Господа дозволения даже войти в свиное стадо. Колдовство, как и всякое зло, ограничено промыслом Божьим. Надо бояться собственных страстей и грехов больше, чем колдунов. О нацистской идеологии - Какой, по-вашему, должен сделать выбор православный человек, гражданин СССР в июне 1941 г.? 1. Пойти в Красную Армию и защищать воинствующих безбожников? 2. Перейти на сторону оккультного Рейха, который, однако, открывал храмы и с которым сотрудничали часть РПЦЗ и белоэмигранты? Один мой друг придерживается второй позиции. Он, христианин, воспылал страстью ко всему нацистскому, теряет чувство реальности, носит соответствующую символику и берет пример с офицеров СС. Мне страшно за него.
- Надо жить реальной жизнью, а не представлять себя вне существующей обстановки - это тоже вид мечтательности, от которой предостерегают нас христианские подвижники. И марксистская, и нацистская идеологии направлены против христианства и имеют конечной целью его уничтожение. Нацистская символика - свастика - означает, по мнению одних, египетский иероглиф солнца, по мнению других - индийский символ космического огня; по мнению третьих - оккультное изображение сломанного креста. Я разделяю ваше опасение, что ваш друг, увлекшись нацизмом, может из христианина превратиться в ницшеанца.
О «Гербалайфе» - Не грех ли православному христианину пользоваться продукцией сетевого маркетинга («Гербалайф» и т.д.) Не являются ли такие компании сектами, а использование их продукции - способствованием к их развитию? - Пользоваться продукцией «Гербалайф» и т.п. нецелесообразно, потому что есть опасность попасть в биологическую или даже психологическую зависимость от «Гербалайф», который, не являясь- официально религиозной сектой, в то же время действует сектантскими методами захвата. Даже с медицинской точки зрения, механизм действия и последствия этих препаратов на организм человека неизвестны. О предках - Сейчас многие проявляют интерес к своей родословной. Вдруг узнают, что кто-то из предков был из дворян или известным генералом. Не является ли такой интерес праздным? Не может ли это дать пищу тщеславию? Считается ведь, что для православного человека должна существовать только одна аристократия - духа: подвижники, старцы, - то есть те, кто совершил самое трудное в жизни - на деле исполнил евангельские заповеди - и тем самым приобрел духовное благородство. С другой стороны, говорят, что знание своих предков духовно полезно: это дает возможность лучше молиться за них, и еще, может быть, как-то по-иному взглянуть на себя, на какие-то черты своего характера. Указывают также на генетическую память.
- В Ветхозаветные времена родовое начало и общественная среда доминировали над личностью человека и в значительной степени определяли его духовно-нравственное состояние. Поэтому в Ветхом Завете существовало родовое левитство и фамильное священство, а также ограничение брака с иноплеменниками. В Новом Завете личность обрела духовную и нравственную свободу; она уже не обуславливается генетическими особенностями рас, наций и сословий. Благодать Духа Святого открыла каждому христианину возможность богоуподобления. Благородство фамилий и родов сменилось другим благородством - подражанием Христу через стяжание благодати; теперь генетические задатки и предрасположения имеют второстепенное значение: они подчинены образу Божьему, раскрывающемуся в душе человека. Христом уничтожено национальное и родовое избранничество; оно как бы растворилось и исчезло в море божественной любви. Надо сказать, что само распятие Иисуса Христа и гонение на христиан связано с учением Христа о равенстве человеческих душ перед Богом, и тем самым были разрушены основания национальной и кастовой гордыни. В этом отношении особенно знаменательно Послание апостола Павла к Филимону, в котором апостол рассматривает господина и раба как братьев друг другу. На своем личном опыте я убедился, что достоинство и недостоинство людей не зависит от их происхождения и фамилий. Святой Григорий Богослов резко порицал тех, кто гордился знатностью своего рода; он писал: «Старый род - старая гниль». Здесь имеется в виду не сам род, а именно желание возвыситься не через подвиг своей жизни, а через фамилию, то есть за счет мертвых. В другом месте святой Григорий пишет, отвечая некому аристократу, высокомерно отозвавшемуся о незнатном происхождении святого Григория: «Если мой род для меня укоризна, то ты - укоризна своему роду». Декаданс французской аристократии, которая много веков была эталоном аристократий других монархий, проявился во время французской революции и суда над королем Людовиком. Голоса судьей разделились поровну: один голос должен был решить судьбу короля. И этот-голос за казнь Людовика подал не кто иной, как герцог Орлеанский - близкий родственник короля и изысканный аристократ с обвораживающими манерами. А как поступили с великим императором Николаем II аристократы и его родственники, в том числе его венценосные родственники? Об этом даже страшно писать. Разумеется, и среди родовой аристократии было немало аристократов духа и героев истории, и тех, кто духовную жизнь предпочитали пустому светскому блеску, кого не надмила власть и не развратило богатство. Я только хочу сказать, что людей нельзя рассматривать и оценивать, как лошадей, принадлежащих к той или другой породе. Личность человека, кто бы он ни был в национальном, социальном и других отношениях, представляет собой тайну богоподобия, заложенную во всех потомках Адама, и должна являться для христиан объектом глубокого уважения.
Конечно, хорошо знать о своих предках, чтобы за них молиться. Не, простите за мой скепсис, дворян и генералов ищут в густой лиетве своего родословного дерева не для того, чтобы молиться о них, а чтобы прихвастнуть их именами при случае, особенно когда собой хвалиться нечем. Духовные аристократы те, кто стяжал благодать Духа Святого и сохранил свое благородство как образа Божьего; о них писал, апостол Петр: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святый» (1 Пет.2,9). А духовные плебеи те, кто забыли о небе, угасили дух, стали плотью, смешались с грязью и живут своими низменными страстями. Об отношении к животным - Мой вопрос касается домашних животных. У нас уже 13 лет живет кот, к которому мы относимся, как к члену семьи. Очень многое с ним связано. Он тяжело заболел. Мы предпринимаем все усилия, чтобы его выходить, но ветеринары считают, что шансов мало. Мы все в горе, когда видим его состояние и мучения... Пожалуйста, выскажите свое мнение, насколько это по-христиански - выхаживать любимое животное, если мало шансов, только продлевая его мучения? Усыплять его у нас просто не хватает духу, особенно когда он смотрит в глаза и молчаливо просит нас о помощи... - У животных есть душа, но нет бессмертного духа; у них имеется свой эмоциональный мир. Но животное лишено образа Божьего - оно образ земли. Относиться милостиво к животным можно и нужно, но любить их, как человека, - нельзя. В человеке христианин видит небесное начало, а в животных - только жизненную силу. Однако тот, кто жесток с животными, не может быть добрым по отношению к человеку. Если животное по-своему служило вам, то и вы должны служить ему в том смысле, чтобы досмотреть его. В свое время римские патриции выгоняли из дома и даже убивали состарившихся или больных рабов, которые становились для них не рабочей силой, а обузой. Это - пример несправедливости и неблагодарности. Думаю, что вы должны досмотреть своего кота. Если вы усыпите его, то это будет урок жестокости, хотя бы на уровне подсознания. Однако вредных животных человек может уничтожать. Гитлер старался культивировать жестокость среди растущего поколения. Например, в детских лагерях каждому подростку давали щенка, за которым он должен был ухаживать, играть и даже спать рядом с ним. Когда оканчивался срок пребывания в лагере и дети собирались возвращаться по домам, то воспитатели приказывали им своей рукой убить щенка, с которым ребенок подружился, во имя преданности фюреру. Это было своего рода жертвоприношением демону жестокости. Разумеется, здесь говорится о бессмысленном убийстве, между тем как промысловая охота и употребление животных в пищу имеет совсем другой характер. Я помню случай из своего детства. Мой отец был заместителем директора Ганджийской электростанции, и наша семья жила в одном доме с семьей директора по фамилии Курбанов. Моя мать жалела животных и часто кормила бездомных собак. Видно, это не нравилось директору, и он в наше отсутствие приказал охраннику застрелить собак. Жена директора - мусульманка - сказала: «Теперь Бог накажет нас». У директора была единственная дочь 4-х или 5-ти лет - чудный и необычайно красивый ребенок, как я помню, с большими темными и всегда грустными глазами. Вскоре она заболела и стала таять прямо на глазах, хотя директор принимал всевозможные меры, чтобы вылечить ее. Через несколько месяцев после убийства собак из дверей его квартиры вынесли гроб единственной дочери. Помню другой случай. Один юноша-курд прибил кошку гвоздями к столбу, как бы распял ее. После этого он пошел к друзьям на свадьбу и там, напившись пьяным, избил своего сверстника. Тот ушел к себе домой, взял нож, вернулся опять на свадьбу, подкрался к тому месту, где сидел его обидчик, и нанес сзади ему несколько смертельных ударов. Еще вспоминаю трагический эпизод. У моего знакомого была одинокая тетушка, которая, умирая, оставила ему все свое имущество и сбережения, но сказала: «Я прошу тебя только об одном: последние годы я почти оглохла, а моя собачка, когда звонил телефон или стучали в дверь, оповещала меня лаем, а иногда брала зубами за платье и тянула к двери. Досмотри мою маленькую помощницу до ее смерти». Мой знакомый обещал, что исполнит эту просьбу. Прошло некоторое время. Старая собачка ослепла, стала пачкать в комнате. Жена этого человека все время выражала недовольство, как ей казалось, глупым завещанием тетушки. И вот, наконец, мой знакомый скрутил проволокой ноги собаке, чтобы она не приползла назад, и бросил ее на мусорную свалку. Прошло несколько лет. И у него появилась гангрена на ногах. Сначала отрезали пальцы, затем ступни ног; он испытывал жестокие страдания. Затем у него ампутировали ноги до колен. Он каялся в том, что нарушил клятву, и просил у покойной тетушки прощения. Слава Богу, что умер после исповеди и причастия, но наказание было страшное - два года он заживо гнил. Я вполне согласен с вами, что надо досмотреть кота, чтобы совесть не упрекала вас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|