Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об изображении пятиконечных звезд




- Как относиться к изображению пятиконечных звезд на детском белье - купили белье мла­денцу с мишками, а вокруг звезды? Может, лучше от такой одежды избавиться?

- Демон ничего не может сам создать, а толь­ко ворует чужое. Раньше пятиконечные звез­ды не имели никакого зловещего смысла, а изображались даже на древних рукописях и на иконах, например «Избавительницы». Од­нако в последнее время пятиконечная звезда стала символом оккультных обществ, а также атеистического государства. В эмблеме исла­ма, представляющей собой бывший герб Константинополя, пятиконечные звезды про­должают употребляться без всякой связи с ок­культизмом или безбожием. Сама по себе пя­тиконечная звезда нейтральна в нравственном и духовном аспекте, а приобретает негатив­ный смысл, когда употребляется как символ антихристианских сил. Если вы можете без­различно относиться к пятиконечной звезде, то не придавайте ей какого-либо значения как пустому знаку. Но если по ассоциации с ок­культной и атеистической символикой она беспокоит вас, то лучше снять этот психоло­гический раздражитель и не иметь перед гла­зами одежду с пятиконечными или шестиконечными звездами, тем более если вы думаете, что с этими звездами связана активная нега­тивная энергия.

О профессиональном боксе

- Батюшка, как относиться к профессиональному боксу?

- Спорт должен служить гармоничному раз­витию человеческого тела, а профессиональ­ный бокс сопряжен с постоянными травмами и перегрузками, которые делают человека ка­лекой к концу его спортивной деятельности. Кроме того, бокс - это та же драка, только с выработанными приемами и определенны­ми правилами, или бой гладиаторов, только без оружия. Бокс пробуждает в зрителях зве­риные чувства, как уфимской черни, которая хотела зрелищ крови и смерти. Мне кажется, что профессиональный бокс недопустим с точки зрения христианской нравственности или простого этического чувства.

О заповеди «не убей»

- Что ответить неверующему по поводу заповеди «не убей», когда он возмущается, что разре­шено убивать на войне, а также что ему делать, если его семье угрожает убийца, ведь запо­ведь запрещает убивать?

- Человек не имеет права распоряжаться жизнью и смертью другого. Он не может само­вольно вынести смертный приговор и испол­нить его. Однако общество, защищаясь от преступника, может в крайнем случае нака­зать его лишением жизни. Законами также предусмотрена защита от убийцы и насильни­ка с применением необходимых средств для защиты, вплоть до убийства. Что касается войн, то это исполнение гражданского долга, которое допускалось во все времена во всех христианских государствах. Однако для свя­щеннослужителя убийство во всех случаях запрещено; даже невольное убийство лишает его права священнодействия. О том, что запо­ведь «не убей» нельзя понимать буквально, то есть как непреложно действующую во всех обстоятельствах, свидетельствует своим при­мером сам пророк Моисей, получивший эту заповедь от Бога, так как он и его преемники вели войны с народами и племенами, населяв­шими Синай и Палестину.

О том, как общество защищает себя от преступников

- У Иоанна Златоуста в «Слове на новый год» я прочитал об убийстве для Бога: «А каким образом убийство могло быть вменено в правду? Мадианитяне... наряжали своих дочерей, стави­ли их в виду войска и, прельщая евреев, приво­дили их сперва к блудодеянию, а потом и к не­честию. Видя это, Финеес взял меч и, застав двух блудодействующих в самом действии гре­ха, пронзил обоих и тем отклонил гнев Божий от исполнения мщения (Числ. гл.25). Таким об­разом, хотя это действие было убийством, но следствием его было спасение всех погибавших, а потому вменено сделавшему его в прав­ду. Такое убийство не только не осквернило рук его, но сделало их более чистыми, и весь­ма справедливо: потому что он сделал это не из ненависти к убитым, но для спасения прочих; убил двоих, а спас многие тысячи. Он поступил так, как поступают врачи, когда они, отсекая гниющие члены, сохраняют здоровье всего тела...»

Так можно и маньяков, наркодельцов, педо­филов и прочие «гниющие» члены общества отсекать?

- В Ветхом Завете не было благодати, воз­рождающей личность человека, поэтому по­нятия «грех» и «грешник» сливались воедино; чтобы уничтожить грех - уничтожали его но­сителя. В Новом Завете мы получили помощь благодати, и поэтому лучше защищены от зла. Для грешника открыто покаяние, но, разуме­ется, злоупотреблять милосердием Божиим нельзя: жалость к волкам может перейти в жестокость к овцам. Нормальное общество защищает себя от перечисленных вами прес­тупников различными способами - от уве­щевания до наказания. Но форму борьбы с преступностью и виды наказания опреде­ляют законы государства. Христиане должны сделать все возможное, чтобы сохранить об­щество, семью и детей от наркомании и разврата.

Как уберечься от колдунов и ворожеев?

- В последнее время появилось много колдунов и ворожеев. Как уберечься от их магических действий?

- Колдуны сильны нашей слабостью и на­шими грехами. Чтобы уберечься от демони­ческих сил, надо стараться стяжать благодать Божию, особенно через церковные Таинства и дух смирения. Надо помнить, что демон вовсе не всесилен и власть колдунов не без­гранична. В Евангелии написано, что бесы просили у Господа дозволения даже войти в свиное стадо. Колдовство, как и всякое зло, ограничено промыслом Божьим. Надо боять­ся собственных страстей и грехов больше, чем колдунов.

О нацистской идеологии

- Какой, по-вашему, должен сделать выбор пра­вославный человек, гражданин СССР в июне 1941 г.? 1. Пойти в Красную Армию и защищать воинствующих безбожников? 2. Перейти на сто­рону оккультного Рейха, который, однако, от­крывал храмы и с которым сотрудничали часть РПЦЗ и белоэмигранты? Один мой друг придер­живается второй позиции. Он, христианин, вос­пылал страстью ко всему нацистскому, теряет чувство реальности, носит соответствующую символику и берет пример с офицеров СС. Мне страшно за него.

- Надо жить реальной жизнью, а не представ­лять себя вне существующей обстановки - это тоже вид мечтательности, от которой пре­достерегают нас христианские подвижники. И марксистская, и нацистская идеологии направлены против христианства и имеют ко­нечной целью его уничтожение. Нацистская символика - свастика - означает, по мне­нию одних, египетский иероглиф солнца, по мнению других - индийский символ косми­ческого огня; по мнению третьих - оккульт­ное изображение сломанного креста. Я разде­ляю ваше опасение, что ваш друг, увлекшись нацизмом, может из христианина превра­титься в ницшеанца.

 

О «Гербалайфе»

- Не грех ли православному христианину пользо­ваться продукцией сетевого маркетинга («Гербалайф» и т.д.) Не являются ли такие компании сектами, а использование их продукции - спо­собствованием к их развитию?

- Пользоваться продукцией «Гербалайф» и т.п. нецелесообразно, потому что есть опас­ность попасть в биологическую или даже пси­хологическую зависимость от «Гербалайф», ко­торый, не являясь- официально религиозной сектой, в то же время действует сектантскими методами захвата. Даже с медицинской точки зрения, механизм действия и последствия этих препаратов на организм человека неизвестны.

О предках

- Сейчас многие проявляют интерес к своей ро­дословной. Вдруг узнают, что кто-то из пред­ков был из дворян или известным генералом. Не является ли такой интерес праздным? Не мо­жет ли это дать пищу тщеславию? Считается ведь, что для православного челове­ка должна существовать только одна аристок­ратия - духа: подвижники, старцы, - то есть те, кто совершил самое трудное в жизни - на деле исполнил евангельские заповеди - и тем самым приобрел духовное благородство. С другой стороны, говорят, что знание своих предков духовно полезно: это дает возмож­ность лучше молиться за них, и еще, может быть, как-то по-иному взглянуть на себя, на ка­кие-то черты своего характера. Указывают так­же на генетическую память.

- В Ветхозаветные времена родовое нача­ло и общественная среда доминировали над личностью человека и в значительной степени определяли его духовно-нравственное состоя­ние. Поэтому в Ветхом Завете существовало родовое левитство и фамильное священство, а также ограничение брака с иноплеменника­ми. В Новом Завете личность обрела духовную и нравственную свободу; она уже не обуслав­ливается генетическими особенностями рас, наций и сословий. Благодать Духа Святого открыла каждому христианину возможность богоуподобления. Благородство фамилий и родов сменилось другим благородством - под­ражанием Христу через стяжание благодати; теперь генетические задатки и предрасположе­ния имеют второстепенное значение: они под­чинены образу Божьему, раскрывающемуся в душе человека. Христом уничтожено нацио­нальное и родовое избранничество; оно как бы растворилось и исчезло в море божественной любви. Надо сказать, что само распятие Иисуса Христа и гонение на христиан связано с уче­нием Христа о равенстве человеческих душ перед Богом, и тем самым были разрушены основания национальной и кастовой горды­ни. В этом отношении особенно знаменатель­но Послание апостола Павла к Филимону, в котором апостол рассматривает господина и раба как братьев друг другу. На своем личном опыте я убедился, что достоинство и недосто­инство людей не зависит от их происхождения и фамилий. Святой Григорий Богослов резко порицал тех, кто гордился знатностью своего рода; он писал: «Старый род - старая гниль». Здесь имеется в виду не сам род, а именно же­лание возвыситься не через подвиг своей жизни, а через фамилию, то есть за счет мертвых. В другом месте святой Григорий пишет, отвечая некому аристократу, высокомерно отозвавшемуся о незнатном происхождении святого Григория: «Если мой род для меня укоризна, то ты - укоризна своему роду». Декаданс французской аристократии, которая много веков была эталоном аристократий дру­гих монархий, проявился во время француз­ской революции и суда над королем Людови­ком. Голоса судьей разделились поровну: один голос должен был решить судьбу короля. И этот-голос за казнь Людовика подал не кто иной, как герцог Орлеанский - близкий родственник короля и изысканный аристок­рат с обвораживающими манерами.

А как поступили с великим императором Ни­колаем II аристократы и его родственники, в том числе его венценосные родственники? Об этом даже страшно писать. Разумеется, и среди родовой аристократии было немало аристократов духа и героев исто­рии, и тех, кто духовную жизнь предпочитали пустому светскому блеску, кого не надмила власть и не развратило богатство. Я только хо­чу сказать, что людей нельзя рассматривать и оценивать, как лошадей, принадлежащих к той или другой породе. Личность человека, кто бы он ни был в нацио­нальном, социальном и других отношениях, представляет собой тайну богоподобия, зало­женную во всех потомках Адама, и должна являться для христиан объектом глубокого уважения.

Конечно, хорошо знать о своих предках, что­бы за них молиться. Не, простите за мой скеп­сис, дворян и генералов ищут в густой лиетве своего родословного дерева не для того, чтобы молиться о них, а чтобы прихвастнуть их име­нами при случае, особенно когда собой хва­литься нечем.

Духовные аристократы те, кто стяжал благо­дать Духа Святого и сохранил свое благород­ство как образа Божьего; о них писал, апостол Петр: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святый» (1 Пет.2,9). А ду­ховные плебеи те, кто забыли о небе, угасили дух, стали плотью, смешались с грязью и жи­вут своими низменными страстями.

Об отношении к животным

- Мой вопрос касается домашних животных. У нас уже 13 лет живет кот, к которому мы относимся, как к члену семьи. Очень многое с ним связано. Он тяжело заболел. Мы предпринимаем все усилия, чтобы его выходить, но ветеринары считают, что шансов мало. Мы все в горе, когда видим его состояние и мучения... Пожалуйста, выскажите свое мнение, насколь­ко это по-христиански - выхаживать любимое животное, если мало шансов, только продлевая его мучения? Усыплять его у нас просто не хва­тает духу, особенно когда он смотрит в глаза и молчаливо просит нас о помощи...

- У животных есть душа, но нет бессмертно­го духа; у них имеется свой эмоциональный мир. Но животное лишено образа Божьего - оно образ земли. Относиться милостиво к жи­вотным можно и нужно, но любить их, как че­ловека, - нельзя. В человеке христианин ви­дит небесное начало, а в животных - только жизненную силу. Однако тот, кто жесток с жи­вотными, не может быть добрым по отноше­нию к человеку. Если животное по-своему служило вам, то и вы должны служить ему в том смысле, чтобы досмотреть его. В свое время римские патриции выгоняли из дома и даже убивали состарившихся или больных ра­бов, которые становились для них не рабочей силой, а обузой. Это - пример несправедли­вости и неблагодарности. Думаю, что вы должны досмотреть своего кота. Если вы усы­пите его, то это будет урок жестокости, хотя бы на уровне подсознания. Однако вредных животных человек может уничтожать. Гитлер старался культивировать жестокость среди растущего поколения. Например, в детских лагерях каждому подростку давали щенка, за которым он должен был ухаживать, играть и даже спать рядом с ним. Когда оканчивался срок пребывания в лагере и дети собирались возвращаться по домам, то воспитатели при­казывали им своей рукой убить щенка, с кото­рым ребенок подружился, во имя преданности фюреру. Это было своего рода жертвоприно­шением демону жестокости. Разумеется, здесь говорится о бессмысленном убийстве, между тем как промысловая охота и употребление животных в пищу имеет совсем другой харак­тер. Я помню случай из своего детства. Мой отец был заместителем директора Ганджийской электростанции, и наша семья жила в од­ном доме с семьей директора по фамилии Курбанов. Моя мать жалела животных и часто кормила бездомных собак. Видно, это не нра­вилось директору, и он в наше отсутствие приказал охраннику застрелить собак. Жена директора - мусульманка - сказала: «Теперь Бог накажет нас». У директора была един­ственная дочь 4-х или 5-ти лет - чудный и не­обычайно красивый ребенок, как я помню, с большими темными и всегда грустными гла­зами. Вскоре она заболела и стала таять прямо на глазах, хотя директор принимал всевоз­можные меры, чтобы вылечить ее. Через нес­колько месяцев после убийства собак из две­рей его квартиры вынесли гроб единственной дочери. Помню другой случай. Один юноша-курд прибил кошку гвоздями к столбу, как бы распял ее. После этого он пошел к друзьям на свадьбу и там, напившись пьяным, избил сво­его сверстника. Тот ушел к себе домой, взял нож, вернулся опять на свадьбу, подкрался к тому месту, где сидел его обидчик, и нанес сзади ему несколько смертельных ударов. Еще вспоминаю трагический эпизод. У моего зна­комого была одинокая тетушка, которая, уми­рая, оставила ему все свое имущество и сбере­жения, но сказала: «Я прошу тебя только об одном: последние годы я почти оглохла, а моя собачка, когда звонил телефон или стучали в дверь, оповещала меня лаем, а иногда брала зубами за платье и тянула к двери. Досмотри мою маленькую помощницу до ее смерти». Мой знакомый обещал, что исполнит эту просьбу. Прошло некоторое время. Старая со­бачка ослепла, стала пачкать в комнате. Жена этого человека все время выражала недоволь­ство, как ей казалось, глупым завещанием те­тушки. И вот, наконец, мой знакомый скру­тил проволокой ноги собаке, чтобы она не приползла назад, и бросил ее на мусорную свалку. Прошло несколько лет. И у него поя­вилась гангрена на ногах. Сначала отрезали пальцы, затем ступни ног; он испытывал жес­токие страдания. Затем у него ампутировали ноги до колен. Он каялся в том, что нарушил клятву, и просил у покойной тетушки проще­ния. Слава Богу, что умер после исповеди и причастия, но наказание было страшное - два года он заживо гнил. Я вполне согласен с вами, что надо досмотреть кота, чтобы со­весть не упрекала вас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...