О положении христиан в современном мире
- Сегодня в обществе прогрессируют разобщенность, агрессия при внешнем материальном благополучии и даже преизбытке. Все это ввергает в уныние. Что делать, как реагировать на эту ситуацию православному христианину? - Мы не можем повернуть течение реки вспять. Надо начать с себя: живя в миру, не быть порабощенным душевным притяжением этого, утопающего в страстях, как в потопе, мира. В создавшейся ситуации надо начинать с себя, работать над собой, чтобы сделать себя христианином, и тогда хоть на одну искорку станет светлее на земле, уходящей в сумерки апокалиптической ночи. О стяжании духовной радости - Труднее стало радоваться. Конечно же, имеет значение и возраст - радовать стало некого, опять же: «во многом знании много печали...», но заметно умножились и беззакония, оскудела любовь в России. Хотя не лучше было и в смуте гражданской войны, коллективизации (разбое массовом). Что это? Приливы и отливы зла торжествующего? Или в «годы застоя» и мнимого благополучия зло, по моей слепоте, не было мне явлено? - Зло существовало всегда. В некоторые периоды истории оно проявляло себя в ужасающих формах, как пламя, вырвавшееся из преисподней, которое, казалось, испепелит целые народы и страны; но тогда, наряду со злом, существовало и добро. Поэтому в указанное вами время было множество мучеников и подвижников, пожертвовавших своей жизнью за свои идеи и веру. Способно ли наше время породить таких героев - об этом знает только Бог. Люди проявляют свое истинное лицо в испытании. Что касается радости, то если вы употребите время вашей жизни на молитву и аскезу, то радость придет к вам независимо от внешних ситуаций.
Как христианину оградить себя от негативного влияния мира?
- Часто бывает очень тяжело оттого, что все вокруг пронизано ложью. Кажется, почти все, что говорится на работе и людьми между собой, - ложь в той или иной форме, хочется как можно полнее отстраниться от этого. Даже делая покупки, вступаешь в эту атмосферу лжи, сталкиваясь с рекламой и ненастоящими продуктами. Эта атмосфера страшно угнетает. Чувствуя ее, не могу удержаться от осуждения, но перестать чувствовать - значит слиться с ней. О. Рафаил, как сохранить мир душевный, не скатиться к осуждению? - Лот жил в Содоме, но Содом не жил в Лоте. Если будем иметь в сердце Иисусову молитву и наблюдать за движениями своей души, то, живя в миру, сможем в значительной мере оградить себя от его лжи и страстей. Но не так страшен для нас мир, как мы сами со своими страстями. Надо меньше думать о событиях этого мира, которые проходят и исчезают как сновидения, а помнить о неизбежной смерти и будущей вечности. Призываю на вас Божие благословение.
О государственной власти - Не могу найти для себя ответ на вопрос: распространяются ли на государственную власть нравственные нормы, или она «по ту сторону добра и зла»? Казалось бы, ответ очевиден, но, изучая историю, наталкиваешься на мысль, что государственная жизнь развивается все-таки по другим законам, и библейские заповеди неприложимы к массовым организациям и движениям. - Для христиан нравственная норма является органическим элементом религии и служит, прежде всего, для приготовления человека к вечности. Государственная власть имеет другую задачу: упорядочить жизнь людей на основе социальной справедливости и прав человека (я не касаюсь вопроса о том, насколько это исполняется). Государство не является религиозным монолитом, поэтому законы государства не всегда совпадают с заповедями христианства, впрочем, как и других религий. В основу государственных законов христианских регионов положено римское право, которое было создано и оформлено еще во времена язычества. Поэтому государственные законы в современном мире находятся под влиянием гуманистических идей в большей мере, чем теологических идей.
О реставрации монархии - Однажды Вы написали: «Монархия - это самый благородный и твердый вид правления». Сегодня действуют организации православных монархистов, имеющие своей целью мирную реставрацию монархии под водительством Церкви. Можно ли вступать в них? - По моему мнению, монархию нельзя создать искусственно, для этого нужны определенные условия, прежде всего существование аристократии как сословия, на которое опирался бы монарх. Когда в Российской империи проходила перепись, то императору Николаю II предложили два вопроса: «1. Ваше главное занятие? 2. Ваше побочное занятие?». На первый вопрос он ответил: «Хозяин земли Российской», на второй: «Землевладелец». Может ли в настоящее время монарх сказать, что он хозяин государства? Ведь само слово «монархия» подразумевает единовластие. На какие структуры будет опираться монарх и от каких сил он будет зависеть? Для меня действительно дорога идея монархии, и именно поэтому я не хотел бы видеть игрушечную монархию как дискредитацию этой идеи. Поэтому предпочитаю склонить голову перед могилой мертвого орла. Что же касается вашего вопроса, то по ступайте так, как велит вам совесть и ваше убеждение. О русском народе - Что Вы думаете о русском народе? Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет Россию? - Надо помнить слова Евангелия: «Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи» (Лк.1;52-53). Эти слова относятся не только ко всем людям, но и к каждому народу. Если в русском народе будет преобладать дух смирения и любви, если он сплотится вокруг Православной Церкви, то Господь не оставит его. Если же пойдет вслед других божеств и кумиров, то они обманут его и приведут туда, где он не захотел бы быть. Так что будущее народа заключается не столько во внешних ситуациях, сколько в его нравственном потенциале. Но народ - это не абстракция, это определенное единство живых людей, связанных многими факторами, в том числе и религиозным фактором. Поэтому каждому надо помнить слова Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Покаяние и смирение, а также любовь ко всем людям и народам - это путь к Богу и христианская надежда. Об авторских правах - Как бы относитесь к проблеме так называемых авторских прав? Является ли их нарушение грехом против восьмой заповеди или же понятие копирайта придумано людьми, желающими на всем делать деньги? Говорит ли что-нибудь Св. Писание или Предание по этому поводу? - Я думаю, что автор имеет право контролировать, как распоряжаются его литературными произведениями. Например, я не желал бы, чтобы мои статьи размешались бы без моего ведома в сборниках с неизвестным для меня духовным направлением и тем самым создалось бы впечатление, что я солидарен с ними.
- Я веду в интернете свой журнал и часто копирую туда и Ваши слова. Правильно ли я поступаю? - По правилам журналистской этики надо указывать автора и источник, из которого взята цитата, чтобы читатели могли непосредственно обратиться к этому источнику. Помоги Вам Господи. О тестах IQ - Как стоит относиться к тестам Ю (ай-кю)? Действительно ли возможно по таким тестам точно определить, насколько умен человек? - По моему мнению, ни одна система не может определить потенциальных возможностей человеческого интеллекта. О кинофильме «Остров» - Посмотрела фильм «Остров» про отца Анатолия. Скажите, пожалуйста, фильм снят по реальным событиям? Можно ли православным смотреть такие фильмы? - Кинофильм «Остров» не имеет под собой реального сюжета; он представляет собой скорее желание философски осмыслить значение Православия для духовной и нравственной жизни народа и показать на составленном сценарии величие христианства, которое может вывести человека из самых тяжелых жизненных тупиков. Думаю, что подобные фильмы больше нужны для людей, далеких от христианства и относящихся с предубеждением к Церкви, для того, чтобы помочь им преодолеть инерцию атеистического воспитания и по-новому взглянуть на религию как на важнейший фактор и ориентир человеческого бытия. А для воцерковленных христиан этот фильм теряет дидактическое значение, так как они уже находятся там, куда зовет этот фильм. Для них игра артистов в религию может восприниматься как искусственность и суррогат той реалии, которую они переживают непосредственно в своем сердце.
О классической музыке - Люди не идеальны, творцы классической музыки также. Но в душе каждого человека есть как плохое, так и хорошее. Думается, что творческая энергия великих композиторов, поэтов, писателей, художников, ставших классиками, черпалась, в основном, из светлого источника и в своих произведениях они повернуты к нам все-таки лучшей, нравственной стороной своей натуры. Гений и злодейство - две вещи несовместные? - Классическая музыка даже в произведениях таких композиторов, как Бах, - не духовна, а душевна. Она отражает человеческие чувства, она, как и поэзия, пропитана эмоциями и страстями. Для людей, начинающих духовную жизнь, классическая музыка может быть полезна как некое гармонизирующее начало, как сублимация их внутреннего, эмоционального мира, как альтернатива современного музыкального шабаша. Но для людей, ведущих духовно-аскетическую жизнь, она уже не нужна, напротив, она будет индуцировать страсти. Можно провести параллель между классической литературой и классической музыкой по их влиянию на душу. Христианин, занимающийся внутренней молитвой, не захочет сопереживать героям романов, а ведь сила искусства заключается как раз в сопереживании. Слово «гений» в современном понятии означает высокую степень талантливости. Этимологическое значение этого слова восходит к мифологии и, мягко говоря, не означает светлого ангела. Думаю, что такие произведения, как «Чайлд Гарольд» Байрона и «Фауст» Гете, написаны злым гением.
О народных танцах - Можно ли ходить на народные танцы, и как они влияют на душу человека? - Старые народные танцы намного лучше и чище современных танцев, похожих на движения душевнобольных или приступы пароксизма. Впрочем, народные танцы, как и все светское искусство, относятся к душевной, а не духовной области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|