Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О положении христиан в современном мире




- Сегодня в обществе прогрессируют разобщен­ность, агрессия при внешнем материальном благополучии и даже преизбытке. Все это ввер­гает в уныние. Что делать, как реагировать на эту ситуацию православному христианину?

- Мы не можем повернуть течение реки вспять. Надо начать с себя: живя в миру, не быть порабощенным душевным притяжением этого, утопающего в страстях, как в потопе, мира. В создавшейся ситуации надо начинать с себя, работать над собой, чтобы сделать себя христианином, и тогда хоть на одну искорку станет светлее на земле, уходящей в сумерки апокалиптической ночи.

О стяжании духовной радости

- Труднее стало радоваться. Конечно же, имеет значение и возраст - радовать стало некого, опять же: «во многом знании много печали...», но заметно умножились и беззакония, оскуде­ла любовь в России. Хотя не лучше было и в смуте гражданской войны, коллективизации (разбое массовом). Что это? Приливы и отливы зла торжествующего? Или в «годы застоя» и мнимого благополучия зло, по моей слепоте, не было мне явлено?

- Зло существовало всегда. В некоторые перио­ды истории оно проявляло себя в ужасающих формах, как пламя, вырвавшееся из преис­подней, которое, казалось, испепелит целые народы и страны; но тогда, наряду со злом, су­ществовало и добро. Поэтому в указанное ва­ми время было множество мучеников и под­вижников, пожертвовавших своей жизнью за свои идеи и веру. Способно ли наше время по­родить таких героев - об этом знает только Бог. Люди проявляют свое истинное лицо в испытании.

Что касается радости, то если вы употребите время вашей жизни на молитву и аскезу, то радость придет к вам независимо от внешних ситуаций.

 

Как христианину оградить себя от негативного влияния мира?

- Часто бывает очень тяжело оттого, что все вокруг пронизано ложью. Кажется, почти все, что говорится на работе и людьми между со­бой, - ложь в той или иной форме, хочется как можно полнее отстраниться от этого. Да­же делая покупки, вступаешь в эту атмосферу лжи, сталкиваясь с рекламой и ненастоящими продуктами. Эта атмосфера страшно угнета­ет. Чувствуя ее, не могу удержаться от осуж­дения, но перестать чувствовать - значит слиться с ней.

О. Рафаил, как сохранить мир душевный, не скатиться к осуждению?

- Лот жил в Содоме, но Содом не жил в Лоте. Если будем иметь в сердце Иисусову молитву и наблюдать за движениями своей души, то, живя в миру, сможем в значительной мере ог­радить себя от его лжи и страстей. Но не так страшен для нас мир, как мы сами со своими страстями. Надо меньше думать о событиях этого мира, которые проходят и исчезают как сновидения, а помнить о неизбежной смерти и будущей вечности. Призываю на вас Божие благословение.

 

О государственной власти

- Не могу найти для себя ответ на вопрос: рас­пространяются ли на государственную власть нравственные нормы, или она «по ту сторону добра и зла»? Казалось бы, ответ очевиден, но, изучая историю, наталкиваешься на мысль, что государственная жизнь развивается все-таки по другим законам, и библейские заповеди неприложимы к массовым организациям и движениям.

- Для христиан нравственная норма явля­ется органическим элементом религии и слу­жит, прежде всего, для приготовления челове­ка к вечности. Государственная власть имеет другую задачу: упорядочить жизнь людей на основе социальной справедливости и прав че­ловека (я не касаюсь вопроса о том, насколько это исполняется). Государство не является ре­лигиозным монолитом, поэтому законы госу­дарства не всегда совпадают с заповедями христианства, впрочем, как и других религий. В основу государственных законов христиан­ских регионов положено римское право, кото­рое было создано и оформлено еще во време­на язычества. Поэтому государственные зако­ны в современном мире находятся под влия­нием гуманистических идей в большей мере, чем теологических идей.

 

О реставрации монархии

- Однажды Вы написали: «Монархия - это самый благородный и твердый вид правления». Сегод­ня действуют организации православных монар­хистов, имеющие своей целью мирную рестав­рацию монархии под водительством Церкви. Можно ли вступать в них?

- По моему мнению, монархию нельзя со­здать искусственно, для этого нужны опреде­ленные условия, прежде всего существова­ние аристократии как сословия, на которое опирался бы монарх. Когда в Российской империи проходила перепись, то императору Николаю II предложили два вопроса: «1. Ва­ше главное занятие? 2. Ваше побочное заня­тие?». На первый вопрос он ответил: «Хозя­ин земли Российской», на второй: «Землев­ладелец». Может ли в настоящее время мо­нарх сказать, что он хозяин государства? Ведь само слово «монархия» подразумевает единовластие. На какие структуры будет опираться монарх и от каких сил он будет за­висеть? Для меня действительно дорога идея монархии, и именно поэтому я не хотел бы видеть игрушечную монархию как дискреди­тацию этой идеи. Поэтому предпочитаю склонить голову перед могилой мертвого ор­ла. Что же касается вашего вопроса, то по ступайте так, как велит вам совесть и ваше убеждение.

О русском народе

- Что Вы думаете о русском народе? Какое бу­дущее, на Ваш взгляд, ждет Россию?

- Надо помнить слова Евангелия: «Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи» (Лк.1;52-53). Эти слова относятся не только ко всем людям, но и к каждому народу. Если в русском народе будет преобладать дух смирения и любви, если он сплотится вокруг Православной Церкви, то Господь не оставит его. Если же пойдет вслед других божеств и кумиров, то они обманут его и приведут туда, где он не захотел бы быть. Так что будущее народа заключается не столько во внешних ситуациях, сколько в его нравственном потенциале. Но народ - это не абстракция, это определенное единство живых людей, свя­занных многими факторами, в том числе и религиозным фактором. Поэтому каждому надо помнить слова Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Покаяние и смирение, а также любовь ко всем людям и народам - это путь к Богу и христианская надежда.

Об авторских правах

- Как бы относитесь к проблеме так называе­мых авторских прав? Является ли их нарушение грехом против восьмой заповеди или же понятие копирайта придумано людьми, жела­ющими на всем делать деньги? Говорит ли что-нибудь Св. Писание или Предание по это­му поводу?

- Я думаю, что автор имеет право контроли­ровать, как распоряжаются его литературны­ми произведениями. Например, я не желал бы, чтобы мои статьи размешались бы без моего ведома в сборниках с неизвестным для меня духовным направлением и тем самым создалось бы впечатление, что я солидарен с ними.

 

- Я веду в интернете свой журнал и часто ко­пирую туда и Ваши слова. Правильно ли я поступаю?

- По правилам журналистской этики надо указывать автора и источник, из которого взя­та цитата, чтобы читатели могли непосред­ственно обратиться к этому источнику. Помо­ги Вам Господи.

О тестах IQ

- Как стоит относиться к тестам Ю (ай-кю)? Действительно ли возможно по таким тестам точно определить, насколько умен человек?

- По моему мнению, ни одна система не мо­жет определить потенциальных возможностей человеческого интеллекта.

О кинофильме «Остров»

- Посмотрела фильм «Остров» про отца Анато­лия. Скажите, пожалуйста, фильм снят по ре­альным событиям? Можно ли православным смотреть такие фильмы?

- Кинофильм «Остров» не имеет под собой реального сюжета; он представляет собой ско­рее желание философски осмыслить значение Православия для духовной и нравственной жизни народа и показать на составленном сценарии величие христианства, которое мо­жет вывести человека из самых тяжелых жиз­ненных тупиков. Думаю, что подобные филь­мы больше нужны для людей, далеких от христианства и относящихся с предубеждени­ем к Церкви, для того, чтобы помочь им прео­долеть инерцию атеистического воспитания и по-новому взглянуть на религию как на важ­нейший фактор и ориентир человеческого бы­тия. А для воцерковленных христиан этот фильм теряет дидактическое значение, так как они уже находятся там, куда зовет этот фильм. Для них игра артистов в религию может вос­приниматься как искусственность и суррогат той реалии, которую они переживают непо­средственно в своем сердце.

 

О классической музыке

- Люди не идеальны, творцы классической музы­ки также. Но в душе каждого человека есть как плохое, так и хорошее. Думается, что твор­ческая энергия великих композиторов, поэтов, писателей, художников, ставших классиками, черпалась, в основном, из светлого источника и в своих произведениях они повернуты к нам все-таки лучшей, нравственной стороной своей натуры. Гений и злодейство - две вещи несов­местные?

- Классическая музыка даже в произведе­ниях таких композиторов, как Бах, - не ду­ховна, а душевна. Она отражает человеческие чувства, она, как и поэзия, пропитана эмоци­ями и страстями. Для людей, начинающих ду­ховную жизнь, классическая музыка может быть полезна как некое гармонизирующее начало, как сублимация их внутреннего, эмоцио­нального мира, как альтернатива современного музыкального шабаша. Но для людей, ведущих духовно-аскетическую жизнь, она уже не нуж­на, напротив, она будет индуцировать страсти. Можно провести параллель между классичес­кой литературой и классической музыкой по их влиянию на душу. Христианин, занимающийся внутренней молитвой, не захочет сопереживать героям романов, а ведь сила искусства заклю­чается как раз в сопереживании. Слово «гений» в современном понятии озна­чает высокую степень талантливости. Этимо­логическое значение этого слова восходит к мифологии и, мягко говоря, не означает светлого ангела. Думаю, что такие произведе­ния, как «Чайлд Гарольд» Байрона и «Фауст» Гете, написаны злым гением.

 

О народных танцах

- Можно ли ходить на народные танцы, и как они влияют на душу человека?

- Старые народные танцы намного лучше и чище современных танцев, похожих на движе­ния душевнобольных или приступы пароксиз­ма. Впрочем, народные танцы, как и все светское искусство, относятся к душевной, а не духовной области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...