Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике
Государственные финансы – это сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства. По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Государственные финансы призваны обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических, социальных и политических функций. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. Государственные финансы служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (первый уровень); бюджеты субъектов федерации (второй уровень); местные бюджеты (третий уровень). Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов остаются:
1.Несбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ. 2.Необходимость совершенствования налоговой системы. 3.Низкая эффективность использования государственной и муниципальной собственности. 4.Совершенствование бюджетного федерализма. 5.Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики. 6.Укрепление системы государственного финансового контроля. При функционировании государственных финансов возникают два процесса: мобилизации финансовых ресурсов и использование средств на различные государственные потребности. Особенности организации муниципальных финансов в современной России
Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают: - собственные доходы; - финансовая помощь; - источники финансирования дефицита бюджета. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет - фонд денежных средств, формируемый по решению и под ответственность органов власти местного самоуправления для финансирования закрепленных за ними государственных функций и задач местного значения. Местные бюджеты, в том числе: -бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения; - бюджеты городских и сельских поселений. Собственные доходы местных бюджетов можно разделить на: - доходы от местных налогов и сборов (налог на имущество физических лиц, земельный налог);
- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений (НДФЛ – 10% для бюджетов поселений, 20% для районных бюджетов, 20% - для городских округов). В бюджеты муниципальных районов и городских округов зачисляются: ЕНВД – норматив 100%, государственная пошлина в размере 100%. Финансовая помощь подразделяется: 1.Трансферты из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. 2.Дотации. 3.Субсидии на проведение бюджетных реформ и инвестиционные бюджетные проекты. 4.Субвенции на целевые расходы. Источниками финансирования дефицита бюджета выступают: 1.Кредиты коммерческих банков. 2.Облигационные займы. 3.Бюджетные кредиты. 4.Продажа активов (имущества). Расходы местных бюджетов подразделяются на две группы: 1.Осуществление части государственных полномочий, переданных органам МСУ: а).исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты); б).текущее содержание бюджетных учреждений; в).дотации на оказание общезначимых услуг. 2.Расходы, связанные с обеспечением задач местного значения: -содержание органов местного самоуправления; -муниципальный заказ; содержание и развитие ЖКХ; -благоустройство территории муниципального образования; -содержание дорог местного значения; -проведение местных выборов и референдумов; -СМИ местных органов власти; -охрана объектов окружающей среды местного значения; -финансовое обеспечение дошкольных учреждений; -обслуживание и погашение муниципального долга. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|