Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике

Государственные финансы – это сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства.

По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Государственные финансы призваны обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Государственные финансы служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве.

Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (первый уровень); бюджеты субъектов федерации (второй уровень); местные бюджеты (третий уровень).

Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов остаются:

1.Несбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.

2.Необходимость совершенствования налоговой системы.

3.Низкая эффективность использования государственной и муниципальной собственности.

4.Совершенствование бюджетного федерализма.

5.Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики.

6.Укрепление системы государственного финансового контроля.

При функционировании государственных финансов возникают два процесса: мобилизации финансовых ресурсов и использование средств на различные государственные потребности.

Особенности организации муниципальных финансов в современной России

 

Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

- собственные доходы;

- финансовая помощь;

- источники финансирования дефицита бюджета.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет - фонд денежных средств, формируемый по решению и под ответственность органов власти местного самоуправления для финансирования закрепленных за ними государственных функций и задач местного значения.

Местные бюджеты, в том числе:

-бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Собственные доходы местных бюджетов можно разделить на:

- доходы от местных налогов и сборов (налог на имущество физических лиц, земельный налог);

- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений (НДФЛ – 10% для бюджетов поселений, 20% для районных бюджетов, 20% - для городских округов). В бюджеты муниципальных районов и городских округов зачисляются: ЕНВД – норматив 100%, государственная пошлина в размере 100%.

Финансовая помощь подразделяется:

1.Трансферты из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

2.Дотации.

3.Субсидии на проведение бюджетных реформ и инвестиционные бюджетные проекты.

 4.Субвенции на целевые расходы.

Источниками финансирования дефицита бюджета выступают:

1.Кредиты коммерческих банков.

2.Облигационные займы.

3.Бюджетные кредиты.

4.Продажа активов (имущества).

Расходы местных бюджетов подразделяются на две группы:

1.Осуществление части государственных полномочий, переданных органам МСУ: а).исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной защиты); б).текущее содержание бюджетных учреждений; в).дотации на оказание общезначимых услуг.

2.Расходы, связанные с обеспечением задач местного значения: -содержание органов местного самоуправления; -муниципальный заказ; содержание и развитие ЖКХ; -благоустройство территории муниципального образования; -содержание дорог местного значения; -проведение местных выборов и референдумов; -СМИ местных органов власти; -охрана объектов окружающей среды местного значения; -финансовое обеспечение дошкольных учреждений; -обслуживание и погашение муниципального долга.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...