Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны

Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируют для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и др. задач, к ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

- по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

- для решения отраслевых задач.

Источниками формирования внебюджетных фондов служат:

- обязательные платежи,

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами и другие доходы.

Средства государственных и территориальных (региональных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной и региональной собственности.

Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды были образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.).

Главная причина возникновения внебюджетных фондов необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Пенсионный фонд РФ, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Вновь создаваемые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения. Банки открывают им расчетные и иные счета при предъявлении документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщика страховых взносов.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет таких главных источников: специальных страховых взносов (ставка в 2016 году составляет 22% фонда оплаты труда работников по всем основаниям), ассигнований из федерального бюджета РФ. Часть средств поступает за счет капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц.

Пенсионный фонд используется на выплату: государственных страховых (до 2015 года трудовых) пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от полутора до б лет, выплаты материнского капитала и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан с 1 января 1991 г. (Постановление СМ РСФСР от 25. 12. 1990 г.). Ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. ФСС, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определенных групп населения и предназначен для:

- выплаты различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребёнком по достижении полуторалетнего возраста);

- оплаты путевок санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

- частичного содержания санаториев-профилакториев, caнаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества и других целей.

Фонд социального страхования образуется за счет: специальных страховых взносов (ставка в 2016 году составляет 2,9% фонда оплаты труда работников по всем основаниям), доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; ассигнований из федерального, бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также с другими целями.

Порядок перечисления средств страхователями в Фонд отличается от других внебюджетных фондов. В среднем более 85% начисленных страховых взносов остается плательщику до конца отчетного периода на цели социального страхования. Если эти средства полностью в отчетном периоде не израсходованы, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следующего года. Все страховые взносы в Фонд учитываются на едином текущем счете Фонда и его исполнительного органа.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном мед страховании в РСФСР» (от 28 июня 1991 г.), в редакции Закона РФ от 2 апреля 1994 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы мед страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы на федеральном, а также территориальном уровне. Федеральным законом предусмотрено образование страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Они действуют при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Главная их задача: подбор мед учреждений, способных оказывать качественную медицинскую помощь, и заключение с ними договоров на обслуживание, а также оплата их услуг.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет специального страхового взноса, по ставке 2016 году – 5,1% фонда оплаты труда работников по всем основаниям и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Плательщики страховых взносов подлежат регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня своего учреждения. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу РФ.

Всем гражданам России по месту жительства или месту работы вручается страховой полис, дающий право на получение бесплатно «гарантированного объема медицинских услуг». В этот объем входят «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...