Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о методологии психологии.




Лектор: С.В. Андриевская

Вопросы:

Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук.

Исторические этапы развития психологической науки.

Основные направления современной психологии.

Понятие о методологии психологии.

Классификация методов в психологии, их характеристика.

ПСИХИКА, её свойства

Вопрос 1.

Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук.

психология

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

психология

Психология — это наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Предмет психологии:

Явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека.

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

быть теоретической основой практики психологической службы.

Место психологии среди наук:

В современности психология имеет статус самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими областями научных знаний.

Место психологии среди наук:

Гегель: психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа.

О. Конт: психология не стала еще позитивной наукой, а находится на метафизической ступени.

Платон: психология – наука о познавательных способностях человека.

Место психологии среди наук:

Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление).

Психология имеет тесные связи и занимает центральное место среди наук не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук:

Она является интегратором научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Дифференциация психологии (на отрасли, разделы) обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно имеют значение отношения психологии с философией и математикой.

Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:

- с общественными науками - через социальную психологию;

- с естественными науками - через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию;

- с медицинскими науками - через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию;

- с педагогическими науками - через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;

- с техническими науками - через инженерную психологию.

Вопрос 2.

Исторические этапы развития психологической науки.

Этапы развития психологии:

I этап — психология как наука о душе (Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон, Аристотель).

II этап — психология как наука о сознании (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольфом, Д. Локк).

III этап — психология как наука о поведении ( В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Структура современной психологии:

Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, к какой народности принадлежат и т.д.

Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования. Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования, анализ единичных фактов.

Уровни психологии:

Структура психологии также может предполагать два уровня:

1. общая психология (изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания);

2. специальные отрасли психологии (социальная, педагогическая, космическая психология и т. д.).

Вопрос 3.

Основные направления современной психологии.

Направления современной психологии:

Многочисленные отрасли психологии можно классифицировать по различным критериям.

1. Классификация на основе видов деятельности: психология труда, инженерная психология, космическая психология, медицинская психология и проч.

Направления современной психологии:

2. Классификация на основе психологических аспектов развития ( возрастная психология: детская, подростковая, юношеская, геронтопсихология и др.; сравнительная психология: зоопсихология, психология человека; психология аномального развития: изучает развитие психики при патологии мозга и анализаторов).

Направления современной психологии:

3. Классификация на основе психологических аспектов отношений людей в обществе (социальная психология):

А) социальная психология больших групп (в макросреде): психология религии, массовой коммуникации и др.;

Б) психология личности (изучение направленности личности, формирование социальных установок и др.);

В) психология малых групп (психологическая совместимость, межличностные отношения и др.)

 

Направления современной психологии:

Общая психология – изучает наиболее общие закономерности, методы изучения, теоретические принципы, основные научные понятия психологии.

Структура Общей психологии:

Познавательные процессы;

Психология личности;

Индивидуально-психологические особенности личности;

Эмоционально-волевая сфера личности.

Вопрос 4.

Понятие о методологии психологии.

Методэто путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных приемы и средства, исследований - это те приёмы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод.

Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации: обсервационные методы (наблюдение); психодиагностические методы; праксиметрические методы (профессиограмма); моделирование; биографический метод.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

Методы обработки данных:методы количественного (статистический) анализа; методы качественного (дифференциация материала по группам).

Интерпретационные методы: генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический ); структурный (классификация, типологизация) метод: психография.

И. Б. Гриншпун

неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности);

- психодиагностические (различного рода тесты);

- экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).

Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Метод наблюдения имеет достоинства:

- универсальный характер;

- гибкость наблюдения;

- «скромность» наблюдения;

- отсутствие искажения естественного протекания психических процессов;

- богатство собираемых сведений.

Недостатки наблюдения:

большие временные затраты

уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений

субъективизм исследователя

трудность установления причины явления

сложность осуществления статистической обработки данных

трудоемкость

Психика.
Понятие о психике.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.

Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой.

особенности психики:

1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга).

2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой.

3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства.

Высокоорганизованная материя - это

живая материя, но не вся, а обладающая центральной нервной системой.

У высокоорганизованных существ психика вторична, производна.

Это предполагает наличие механизмов психической деятельнсоти.

Принципы современной психологии:

1. Принцип детерминизма - психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.

2. Принцип единства сознания и деятельности - они не тождественны и не противоположны, представляют собой единство.

3. Принцип развития психики - психику можно адекватно интерпретировать только тогда, когда рассматривать её как продукт развития и рез-т деятельности.

Мозг и психика:

Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна.

Психика - это не просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат.

Психика тесно связана с деятельностью мозга.

Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром.

Теории взаимодействия мозга и психики:

1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг - 2 не пересекающихся явления);

2. Теория механического тождества - (психические процессы - есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику);

3. Теория единства - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.

Связь психики и мозга:

Психические функции распределены между левым и правым полушариями.

Левое полушарие: чтение, счёт, знаковая информация, аналитическое мышление.

Правое полушарие: образная информация, ориентация в пространстве, эмоциональное отношение к объектам, восприятие музыки.

Функциональная ассиметрия присуща человеку.

Филогенез - это

1) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных.

2) процесс возникновения и развития формм сознания в истории человечества.

Психика - результат движения, развития, изменения материи.

Отражение - это

Это способность материи отвечать на воздействия.

Формы отражения зависят от форм существования материи.

В неживой материи формы отражения: механические, химические, физические.

В живой материи формы отражения: биологические, психические.

Тропизмы - способы реагирования движениями на биотические воздействия.

Виды тропизмов:

фототропизм - движение живого организма под воздействием света.

термотропизм - движение организма под воздействием тепла.

хемотропизм - движение организма под воздействием физико-химической среды.

Тропизмы и инстинкты:

Тропизмы - у простейших организмов (амёба);

Инстинкты - у животных. Это врождённая форма поведения.

Навыки - у животных (есть у человека) - действия, сформированые и закреплённые в результате индивидуальной жизни.

Интеллектуальные действия - это решение задач, с которыми ранее не сталкивался живой организм.

Онтогенез - это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного человека.

Законы онтогенеза:

Личностью не рождаются, а становятся.

Её развитие возможно только в соц. среде.

Движущие силы развития - внутренние противоречия.

Для развития необходима активность ребёнка

В развитии существуют сензитивные периоды.

В-2. Структура психики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...