Понятие о методологии психологии.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Лектор: С.В. Андриевская Вопросы: Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук. Исторические этапы развития психологической науки. Основные направления современной психологии. Понятие о методологии психологии. Классификация методов в психологии, их характеристика. ПСИХИКА, её свойства Вопрос 1. Психология как наука: предмет, задачи, место в системе наук. психология Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. психология Психология — это наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью. Предмет психологии: Явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы. Место психологии среди наук: В современности психология имеет статус самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с другими областями научных знаний.
Место психологии среди наук: Гегель: психология занимает место на одной из ступенек саморазвития духа. О. Конт: психология не стала еще позитивной наукой, а находится на метафизической ступени. Платон: психология – наука о познавательных способностях человека. Место психологии среди наук: Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление). Психология имеет тесные связи и занимает центральное место среди наук не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук: Она является интегратором научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Дифференциация психологии (на отрасли, разделы) обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно имеют значение отношения психологии с философией и математикой. Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии: - с общественными науками - через социальную психологию; - с естественными науками - через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию; - с медицинскими науками - через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию; - с педагогическими науками - через психологию развития, педагогическую и специальную психологию; - с техническими науками - через инженерную психологию. Вопрос 2. Исторические этапы развития психологической науки. Этапы развития психологии: I этап — психология как наука о душе (Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон, Аристотель). II этап — психология как наука о сознании (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольфом, Д. Локк). III этап — психология как наука о поведении ( В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Структура современной психологии: Фундаментальный уровень психологии и ее отраслей имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, к какой народности принадлежат и т.д. Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования. Практический уровень обеспечивает внедрение результатов исследования, анализ единичных фактов. Уровни психологии: Структура психологии также может предполагать два уровня: 1. общая психология (изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания); 2. специальные отрасли психологии (социальная, педагогическая, космическая психология и т. д.). Вопрос 3. Основные направления современной психологии. Направления современной психологии: Многочисленные отрасли психологии можно классифицировать по различным критериям. 1. Классификация на основе видов деятельности: психология труда, инженерная психология, космическая психология, медицинская психология и проч. Направления современной психологии: 2. Классификация на основе психологических аспектов развития ( возрастная психология: детская, подростковая, юношеская, геронтопсихология и др.; сравнительная психология: зоопсихология, психология человека; психология аномального развития: изучает развитие психики при патологии мозга и анализаторов). Направления современной психологии: 3. Классификация на основе психологических аспектов отношений людей в обществе (социальная психология): А) социальная психология больших групп (в макросреде): психология религии, массовой коммуникации и др.; Б) психология личности (изучение направленности личности, формирование социальных установок и др.); В) психология малых групп (психологическая совместимость, межличностные отношения и др.)
Направления современной психологии: Общая психология – изучает наиболее общие закономерности, методы изучения, теоретические принципы, основные научные понятия психологии. Структура Общей психологии:
Познавательные процессы; Психология личности; Индивидуально-психологические особенности личности; Эмоционально-волевая сфера личности. Вопрос 4. Понятие о методологии психологии. Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн). Методы научных приемы и средства, исследований - это те приёмы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов: Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод. Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации: обсервационные методы (наблюдение); психодиагностические методы; праксиметрические методы (профессиограмма); моделирование; биографический метод. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов: Методы обработки данных:методы количественного (статистический) анализа; методы качественного (дифференциация материала по группам). Интерпретационные методы: генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический ); структурный (классификация, типологизация) метод: психография. И. Б. Гриншпун неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности); - психодиагностические (различного рода тесты); - экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации). Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
Метод наблюдения имеет достоинства: - универсальный характер; - гибкость наблюдения; - «скромность» наблюдения; - отсутствие искажения естественного протекания психических процессов; - богатство собираемых сведений. Недостатки наблюдения: большие временные затраты уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений субъективизм исследователя трудность установления причины явления сложность осуществления статистической обработки данных трудоемкость Психика. Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности. Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой. особенности психики: 1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга). 2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой. 3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства. Высокоорганизованная материя - это живая материя, но не вся, а обладающая центральной нервной системой. У высокоорганизованных существ психика вторична, производна. Это предполагает наличие механизмов психической деятельнсоти. Принципы современной психологии: 1. Принцип детерминизма - психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. 2. Принцип единства сознания и деятельности - они не тождественны и не противоположны, представляют собой единство. 3. Принцип развития психики - психику можно адекватно интерпретировать только тогда, когда рассматривать её как продукт развития и рез-т деятельности. Мозг и психика: Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна. Психика - это не просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат. Психика тесно связана с деятельностью мозга. Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром. Теории взаимодействия мозга и психики: 1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг - 2 не пересекающихся явления); 2. Теория механического тождества - (психические процессы - есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику); 3. Теория единства - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются. Связь психики и мозга: Психические функции распределены между левым и правым полушариями.
Левое полушарие: чтение, счёт, знаковая информация, аналитическое мышление. Правое полушарие: образная информация, ориентация в пространстве, эмоциональное отношение к объектам, восприятие музыки. Функциональная ассиметрия присуща человеку. Филогенез - это 1) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных. 2) процесс возникновения и развития формм сознания в истории человечества. Психика - результат движения, развития, изменения материи. Отражение - это Это способность материи отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи. В неживой материи формы отражения: механические, химические, физические. В живой материи формы отражения: биологические, психические. Тропизмы - способы реагирования движениями на биотические воздействия. Виды тропизмов: фототропизм - движение живого организма под воздействием света. термотропизм - движение организма под воздействием тепла. хемотропизм - движение организма под воздействием физико-химической среды. Тропизмы и инстинкты: Тропизмы - у простейших организмов (амёба); Инстинкты - у животных. Это врождённая форма поведения. Навыки - у животных (есть у человека) - действия, сформированые и закреплённые в результате индивидуальной жизни. Интеллектуальные действия - это решение задач, с которыми ранее не сталкивался живой организм. Онтогенез - это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного человека. Законы онтогенеза: Личностью не рождаются, а становятся. Её развитие возможно только в соц. среде. Движущие силы развития - внутренние противоречия. Для развития необходима активность ребёнка В развитии существуют сензитивные периоды. В-2. Структура психики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|