Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г) исследование методов воспитания.




Разделы педагогики (её отдельные отрасли):

Ò I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности воспитания, образования и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

Ò П. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику, педагогику взрослых.

Ò Разделы педагогики:

Ò III. Отраслевая (или специальная) педагогикаизучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий

Ò IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и lоgоs — учение) — группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.

Ò V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д.

Ò Разделы педагогики:

Ò VI. Сравнительная (компаративная) педагогика- сравнивает образование разных стран современного мира.

Ò VII. История педагогики - изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней.

Ò VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х г. ХХ в., рассматрив. этнич. традиции воспитания.

Ò IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием.

Ò Задачи педагогики как науки:

Ò получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

• анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

• раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

Ò установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).

Ò Вопрос 2.

Ò Основные методологические принципы и методы педагогики.

Ò методологические принципы педагогики:

Ò человек является высшей ценностью общества;

Ò источники развития человека находятся вне его (в общественной среде);

Ò главная роль в формировании личности принадлежит самой личности;

Ò человек обладает богатыми возможностями для самовоспитания и самообразования;

Ò воспитание носит социально детерминированный характер.

Ò Метод - это способ организации теоретико-логической или экспериментальной работы

Ò Методы педагогики делят на три группы:

Ò теоретические;

Ò экспериментальные;

Ò эмпирические

Ò Теоретические

Ò анализ понятий

Ò построение гипотез

Ò педагогическое моделирование

Ò анализ научной литературы

Ò анализ документации вуза

Ò анализ архивных материалов

Ò изучение и анализ пед. опыта

Ò анализ продуктов деятельности субъектов высшей школы

Ò Экспериментальные методы:

Ò педагогический эксперимент, его этапы:

Ò констатирующий,

Ò формирующий;

Ò контрольный.

Ò Эмпирические методы:

Ò наблюдение,

Ò бесседа,

Ò анкетирование,

Ò тестирование,

Ò рейтинг,

Ò интервьирование,

Ò независимая характеристика,

Ò методы математической статистики,

Ò графические методы.

Ò Компетенция

Ò Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Ò педагогическая компетентность

Ò Под педагогической компетентностью понимается интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Ò Педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитание и обучения, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной педагогической деятельности и отношений.

Требования к компетентности студентов:

Ò уметь обосновывать возрастающую значимость наук о человеке и образовании и роль педагогики в развитии общества;

Ò уметь раскрывать зависимость эффективности своего труда от собственной психолого-педагогической компетентности;

Ò знать предпосылки возникновения педагогики, ее объект, предмет и категории; уметь характеризовать современную социально-педагогическую реальность на языке педагогических понятий и обосновывать роль педагогических явлений в собственной жизнедеятельности, развитии общества;

Ò знать основные методологические подходы и методы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования, и уметь использовать их при анализе и изучении социально-педагогической действительности и решении социально-профессиональных задач.

Ò Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности - это личностно-гуманная ориентация.

Ò Профессионально-педагогическая компетентность включает умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать. Это свойства обеспечивает возможность целостного, структированного видение логики педагогических процессов, понимание закономерностей и тенденций развития педагогической системы облегчает конструирование целесообразной

Ò Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Ò Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Пути и способы самосовершенствования
личности

Ò Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

Ò самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

Ò самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

Ò программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

Ò самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

Ò Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя.

Ò Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию:

Ò «Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно.»

Ò Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания.

Ò Вопрос 3.

Ò История педагогических идей и воспитательных практик.

Ò Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до нашей эры.

Ò В трудах древнегреческих философов — Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. содержалось немало глубоких мыслей о воспитании.

Ò Первый пед. труд: «Об образовании оратора» римского философа Квинтилиана.

Ò Из Древней Греции ведут свое происхождение многие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа.

Ò Средневековье

Ò Тертуллиан (160 г. - 222 г.),

Ò Августин (354 г. - 430 г.),

Ò Фома Аквинский (1225 г. - 1274 г.).

Ò И. Лойола (1491-1556) придумал учить детей в школе:

Ò «Духовные упражнения» (1522 г.) - изложил основы и принципы функционирования школы.

Ò Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс.

Ò Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора.

Ò Возрождение

Ò итальянец Виттарино да Фельтре (1378—1446),

Ò испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540),

Ò нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465—1536),

Ò французский философ Мишель Монтень (1533—1592).

Ò 17 в. - впервые педагогика стала отдельной отраслью знания:

Ò Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», где классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику.

Ò Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 г. - 1670 г.) - придал педагогике статус самост. науки.

Ò Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г.

Ò Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.

Ò Швейцарский педагог
И. Песталоцци (1746 г. - 1827 г.).

Ò И. Гербарт (1776—1841)

Ò А. Дистервег (1790—1866)

Ò Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внеслиМ. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой и др.

Ò Педагогика в Беларуси:

Ò Симеон Полоцкий (1629 г. -1680 г.):

Ò В 1664 г. открыл при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка.

Ò В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью.

Ò Составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 г.

Ò С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей.

Ò Лаврентий Зизаний (Тустановский)
(г.р.неизвестен - умер после 1633 г.)

Ò Работал учителем в братских школах Беларуси

Ò Написал учебники:

Ò "Азбука" (1596),

Ò "Лексис" (1596),

Ò Якуб Колас (1882 г. -1956 г.).
"Второе чтение для детей белорусов"

Ò В начале XX в. мировой педагогике активно распространяются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка.

Ò М. Монтессори (1870—1952) «Метод научной педагогики».

Ò Русский педагоги: С. Т. Шацкий (1878—1934), П. П. Блонский (1884—1941), Н. К. Крупская А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Ò А. С. Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом.

Ò Вопрос 4.

Ò Современные педагогические технологии.

Ò * педагогическая технология - это последовательная система действий педагога, направленная на решение конкретных задач.

Ò К современным педагогическим технологиям относят:

Ò Коммуникативные технологии обучения — формирование компетенции учащегося на основе личностно ориентированного взаимодействия.

Ò Проблемно-поисковые технологии обучения — активная технология обучения, воснове которой лежит решение какой-либо задачи, проблемы.

Ò Анализ конкретных ситуаций и имитационное моделирование — технологии обучения, в основе которых лежит игровое проигрывание или анализ ситуаций которые наиболее распространены в профессиональной деятельности.

Ò Модульно-рейтинговое обучение. Модуль — это полный, логически завершенный блок.

Закон РБ «Об образовании» основывается на следующих принципах:

Ò приоритетности образования;

Ò обязательности общего базового образования;

Ò осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию

Ò доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования

Ò преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования

Ò национально-культурной основы образования

Ò приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

Ò научности;

Ò экологической направленности образования;

Ò демократического характера управления образованием;

Ò светского характера образования.


 

Лекция

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...