Г) исследование методов воспитания.
• Разделы педагогики (её отдельные отрасли): Ò I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности воспитания, образования и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них. Ò П. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику, педагогику взрослых. Ò Разделы педагогики: Ò III. Отраслевая (или специальная) педагогикаизучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий Ò IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и lоgоs — учение) — группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Ò V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Ò Разделы педагогики: Ò VI. Сравнительная (компаративная) педагогика- сравнивает образование разных стран современного мира. Ò VII. История педагогики - изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Ò VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х г. ХХ в., рассматрив. этнич. традиции воспитания. Ò IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием.
Ò Задачи педагогики как науки: Ò получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями; • анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики; • раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики; Ò установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории). Ò Вопрос 2. Ò Основные методологические принципы и методы педагогики. Ò методологические принципы педагогики: Ò человек является высшей ценностью общества; Ò источники развития человека находятся вне его (в общественной среде); Ò главная роль в формировании личности принадлежит самой личности; Ò человек обладает богатыми возможностями для самовоспитания и самообразования; Ò воспитание носит социально детерминированный характер. Ò Метод - это способ организации теоретико-логической или экспериментальной работы Ò Методы педагогики делят на три группы: Ò теоретические; Ò экспериментальные; Ò эмпирические Ò Теоретические Ò анализ понятий Ò построение гипотез Ò педагогическое моделирование Ò анализ научной литературы Ò анализ документации вуза Ò анализ архивных материалов Ò изучение и анализ пед. опыта Ò анализ продуктов деятельности субъектов высшей школы Ò Экспериментальные методы: Ò педагогический эксперимент, его этапы: Ò констатирующий, Ò формирующий; Ò контрольный. Ò Эмпирические методы: Ò наблюдение, Ò бесседа, Ò анкетирование, Ò тестирование, Ò рейтинг, Ò интервьирование, Ò независимая характеристика,
Ò методы математической статистики, Ò графические методы. Ò Компетенция Ò Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Ò педагогическая компетентность Ò Под педагогической компетентностью понимается интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. Ò Педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитание и обучения, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной педагогической деятельности и отношений. • Требования к компетентности студентов: Ò уметь обосновывать возрастающую значимость наук о человеке и образовании и роль педагогики в развитии общества; Ò уметь раскрывать зависимость эффективности своего труда от собственной психолого-педагогической компетентности; Ò знать предпосылки возникновения педагогики, ее объект, предмет и категории; уметь характеризовать современную социально-педагогическую реальность на языке педагогических понятий и обосновывать роль педагогических явлений в собственной жизнедеятельности, развитии общества; Ò знать основные методологические подходы и методы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования, и уметь использовать их при анализе и изучении социально-педагогической действительности и решении социально-профессиональных задач. Ò Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности - это личностно-гуманная ориентация. Ò Профессионально-педагогическая компетентность включает умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать. Это свойства обеспечивает возможность целостного, структированного видение логики педагогических процессов, понимание закономерностей и тенденций развития педагогической системы облегчает конструирование целесообразной
Ò Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Ò Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие. • Пути и способы самосовершенствования Ò Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов: Ò самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки); Ò самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному); Ò программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности); Ò самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности). Ò Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя. Ò Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Ò «Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно.» Ò Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Ò Вопрос 3. Ò История педагогических идей и воспитательных практик. Ò Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Ò В трудах древнегреческих философов — Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. содержалось немало глубоких мыслей о воспитании. Ò Первый пед. труд: «Об образовании оратора» римского философа Квинтилиана.
Ò Из Древней Греции ведут свое происхождение многие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа. Ò Средневековье Ò Тертуллиан (160 г. - 222 г.), Ò Августин (354 г. - 430 г.), Ò Фома Аквинский (1225 г. - 1274 г.). Ò И. Лойола (1491-1556) придумал учить детей в школе: Ò «Духовные упражнения» (1522 г.) - изложил основы и принципы функционирования школы. Ò Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс. Ò Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Ò Возрождение Ò итальянец Виттарино да Фельтре (1378—1446), Ò испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), Ò нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465—1536), Ò французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Ò 17 в. - впервые педагогика стала отдельной отраслью знания: Ò Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», где классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику. Ò Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 г. - 1670 г.) - придал педагогике статус самост. науки. Ò Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г. Ò Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории. Ò Швейцарский педагог Ò И. Гербарт (1776—1841) Ò А. Дистервег (1790—1866) Ò Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внеслиМ. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой и др. Ò Педагогика в Беларуси: Ò Симеон Полоцкий (1629 г. -1680 г.): Ò В 1664 г. открыл при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. Ò В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Ò Составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 г. Ò С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей. Ò Лаврентий Зизаний (Тустановский) Ò Работал учителем в братских школах Беларуси Ò Написал учебники: Ò "Азбука" (1596), Ò "Лексис" (1596), Ò Якуб Колас (1882 г. -1956 г.). Ò В начале XX в. мировой педагогике активно распространяются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка.
Ò М. Монтессори (1870—1952) «Метод научной педагогики». Ò Русский педагоги: С. Т. Шацкий (1878—1934), П. П. Блонский (1884—1941), Н. К. Крупская А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Ò А. С. Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом. Ò Вопрос 4. Ò Современные педагогические технологии. Ò * педагогическая технология - это последовательная система действий педагога, направленная на решение конкретных задач. Ò К современным педагогическим технологиям относят: Ò Коммуникативные технологии обучения — формирование компетенции учащегося на основе личностно ориентированного взаимодействия. Ò Проблемно-поисковые технологии обучения — активная технология обучения, воснове которой лежит решение какой-либо задачи, проблемы. Ò Анализ конкретных ситуаций и имитационное моделирование — технологии обучения, в основе которых лежит игровое проигрывание или анализ ситуаций которые наиболее распространены в профессиональной деятельности. Ò Модульно-рейтинговое обучение. Модуль — это полный, логически завершенный блок. • Закон РБ «Об образовании» основывается на следующих принципах: Ò приоритетности образования; Ò обязательности общего базового образования; Ò осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию Ò доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования Ò преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования Ò национально-культурной основы образования Ò приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; Ò научности; Ò экологической направленности образования; Ò демократического характера управления образованием; Ò светского характера образования.
Лекция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|