По типу анализаторов
Экстероцептивные (расположены на поверхности тела, вблизи её); Интероцептивные (органичесские ощущения); Проприоцептивные (двигательные – ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела). Характеристики чувствительности анализаторов: Нижний порог ощущений; Верхний порог ощущений; Диапазон чувствительности; Дифференциальный порог; Оперативный порог; Временной порог; Латентный период реакции; Инерция Нижний и верхний пороги ощущений Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно; Верхний порог ощущений - максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно. Диапазон чувствительности - Наименьшая величина различий между нижним и верхним порогом ощущений; Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница ещё улавливается. Оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Временной порог - Минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения; Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия Сенсибилизация – Повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя; СИНЕСТЕЗИЯ – возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Вопрос - 2. восприятие ВОСПРИЯТИЕ – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Свойства восприятия: Целостность; Предметность; Обобщённость; Константность; Осмысленность; Избирательность. Виды восприятия: Восприятие времени; Восприятие пространства; Восприятие движения; Восприятие предметов и явлений окружающего мира; Восприятие человека человеком; Восприятие вида деятельности Классификация восприятия (по направленности): Внешненаправленное – восприятие предметов и явлений внешнего мира; Внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств. Классификация воприятия (по времени): Актуальное; Неактуальное. Бывает иллюзорное (ошибочное) восприятие. Иллюзия – искажённое восприятие реально существующей действительности. Вопрос -3. память Память – это психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Процессы памяти: Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. Сохранение – процесс консервации, фиксации информации в памяти. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти ранее сохранённого материала. Процессы памяти: Забывание – процесс удаления из памяти неактуальной, ненужной для жизнедеятельности организма информации. С помощью забывания мозг человека избавляется от ненужных бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание: Возраст, характер информации, степень её использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала). Качества памяти: скорость запоминания; скорость забывания. Герман Эббингауз (1850 – 1909) – первым изучал память Кривая забывания (Г. Эббингауз а): Классификация памяти (по временному критерию):
Ò Мгновенная (иконическая); Ò Кратковременная; Ò Оперативная; Ò Долговременная. Ò Импринтинг – мгновенное запечатление информации. Классифифкация памяти Ò Словесно-логическая; Ò Образная; Ò Зрительная; Ò Слуховая; Ò Двигательная; Ò Осязательная; Ò Обонятельная; Ò Вкусовая. Законы памяти: Ò Закон осмысления; Ò Закон интереса; Ò Закон установки; Ò Закон усиления первоначального впечатления; Ò Закон контекста; Ò Закон объёма знаний; Ò Закон оптимальной длины запоминаемого ряда; Ò Закон торможения; Ò Закон края; Ò Закон повторения. Вопрос - 4. мышление. Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях. Физиологическая основа мышления – рефлекторная деятельность мозга. Стадии мышления: Допонятийное мышление (до 5 лет); Понятийное мышление (формируется постепенно, считается сформированным к 17 годам). Понятие - это Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, кот. выражена словом или группой слов. Виды понятий: По степени отвлечённости: конкретные и абстрактные; По объёму: единичные и общие. Суждение – это… Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Суждения образуются 2 способами: Непосредственно; Опосредованно. Умозаключение -- это… Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Методы: Индукция – это логический вывод, отражающий направленность от частного к общему; Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному; Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность от частного к частному. Мыслительные операции: Анализ, Синтез, Сравнение, Обобщение, Абстрагирование, Конкретизация, Систематизация (или классификация). Типы и виды мышления: По степени развёрнутости решаемых задач: Дискурсивное, Интуитивное. По характеру решаемых задач: Теоретическое (концептуальное); Практическое. Типы и види мышления: По характеру решаемых задач:
Теоретическое; Практическое. По содержанию решаемых задач: Предметно-действенное; Наглядно-образное; Словесно-логическое. Типы и виды мышления: Наглядно-действенное мышление; Наглядно-образное мышления; Словесно-логическое мышление. Словесно-логическое делят на: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Мышление носит характер: Потребностно-мотивированный и целенаправленный. Все операции мышления вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами. Особенности творческого мышления: Оригинальность и необычность идей; Способность проявления семантической гибкости; Образная адаптивная гибкость; Семантическая спонтанная гибкость. Качества мышления: Глубина мышления; Самостоятельность мышления; Гибкость мышления; Быстрота ума; Торопливость ума; Критичность ума. Интеллект: 1. Биологическая трактовка (способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации); 2. Педагогическая трактовка (способность к обучению и обучаемость); 3. структурный подход («способность адаптации средства к цели» – А. Бине) Вопрос - 5. Речь. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определённое значение и смысл. Функции речи: Выступает носителем информации, памяти и сознания; Является средством мышления; Выступает регулятором человеческих отношений, общения и поведения; Выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; Является средством управления поведения других людей. Три периода становления речи: Фонетический (до 2 лет); Грамматический (до 3 лет); Семантический (до 17 лет). Виды речи: Монологическая; Диалогическая; Внутренняя речь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|