Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По типу анализаторов




Экстероцептивные (расположены на поверхности тела, вблизи её);

Интероцептивные (органичесские ощущения);

Проприоцептивные (двигательные – ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела).

Характеристики чувствительности анализаторов:

Нижний порог ощущений;

Верхний порог ощущений;

Диапазон чувствительности;

Дифференциальный порог;

Оперативный порог;

Временной порог;

Латентный период реакции;

Инерция

Нижний и верхний пороги ощущений

Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно;

Верхний порог ощущений - максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Диапазон чувствительности -

Наименьшая величина различий между нижним и верхним порогом ощущений;

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница ещё улавливается.

Оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Временной порог -

Минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;

Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия

Сенсибилизация –

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя;

СИНЕСТЕЗИЯ – возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Вопрос - 2. восприятие

ВОСПРИЯТИЕ – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Свойства восприятия:

Целостность;

Предметность;

Обобщённость;

Константность;

Осмысленность;

Избирательность.

Виды восприятия:

Восприятие времени;

Восприятие пространства;

Восприятие движения;

Восприятие предметов и явлений окружающего мира;

Восприятие человека человеком;

Восприятие вида деятельности

Классификация восприятия (по направленности):

Внешненаправленное – восприятие предметов и явлений внешнего мира;

Внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств.

Классификация воприятия (по времени):

Актуальное;

Неактуальное.

Бывает иллюзорное (ошибочное) восприятие.

Иллюзия – искажённое восприятие реально существующей действительности.

Вопрос -3. память

Память – это психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

Процессы памяти:

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее.

Сохранение – процесс консервации, фиксации информации в памяти.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти ранее сохранённого материала.

Процессы памяти:

Забывание – процесс удаления из памяти неактуальной, ненужной для жизнедеятельности организма информации.

С помощью забывания мозг человека избавляется от ненужных бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Факторы, влияющие на забывание:

Возраст, характер информации, степень её использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала).

Качества памяти: скорость запоминания; скорость забывания.

Герман Эббингауз (1850 – 1909) – первым изучал память

Кривая забывания (Г. Эббингауз а):

Классификация памяти (по временному критерию):

Ò Мгновенная (иконическая);

Ò Кратковременная;

Ò Оперативная;

Ò Долговременная.

Ò Импринтинг – мгновенное запечатление информации.

Классифифкация памяти
(по модальности сохраняемых образов):

Ò Словесно-логическая;

Ò Образная;

Ò Зрительная;

Ò Слуховая;

Ò Двигательная;

Ò Осязательная;

Ò Обонятельная;

Ò Вкусовая.

Законы памяти:

Ò Закон осмысления;

Ò Закон интереса;

Ò Закон установки;

Ò Закон усиления первоначального впечатления;

Ò Закон контекста;

Ò Закон объёма знаний;

Ò Закон оптимальной длины запоминаемого ряда;

Ò Закон торможения;

Ò Закон края;

Ò Закон повторения.

Вопрос - 4. мышление.

Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях.

Физиологическая основа мышления – рефлекторная деятельность мозга.

Стадии мышления:

Допонятийное мышление (до 5 лет);

Понятийное мышление (формируется постепенно, считается сформированным к 17 годам).

Понятие - это

Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, кот. выражена словом или группой слов.

Виды понятий:

По степени отвлечённости: конкретные и абстрактные;

По объёму: единичные и общие.

Суждение – это…

Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками.

Суждения образуются 2 способами:

Непосредственно;

Опосредованно.

Умозаключение -- это…

Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.

Методы:

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность от частного к общему;

Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному;

Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность от частного к частному.

Мыслительные операции:

Анализ,

Синтез,

Сравнение,

Обобщение,

Абстрагирование,

Конкретизация,

Систематизация (или классификация).

Типы и виды мышления:

По степени развёрнутости решаемых задач:

Дискурсивное,

Интуитивное.

По характеру решаемых задач:

Теоретическое (концептуальное);

Практическое.

Типы и види мышления:

По характеру решаемых задач:

Теоретическое;

Практическое.

По содержанию решаемых задач:

Предметно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно-логическое.

Типы и виды мышления:

Наглядно-действенное мышление;

Наглядно-образное мышления;

Словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое делят на: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное.

Мышление носит характер:

Потребностно-мотивированный и целенаправленный.

Все операции мышления вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами.

Особенности творческого мышления:

Оригинальность и необычность идей;

Способность проявления семантической гибкости;

Образная адаптивная гибкость;

Семантическая спонтанная гибкость.

Качества мышления:

Глубина мышления;

Самостоятельность мышления;

Гибкость мышления;

Быстрота ума;

Торопливость ума;

Критичность ума.

Интеллект:

1. Биологическая трактовка (способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации);

2. Педагогическая трактовка (способность к обучению и обучаемость);

3. структурный подход («способность адаптации средства к цели» – А. Бине)

Вопрос - 5. Речь.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определённое значение и смысл.

Функции речи:

Выступает носителем информации, памяти и сознания;

Является средством мышления;

Выступает регулятором человеческих отношений, общения и поведения;

Выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

Является средством управления поведения других людей.

Три периода становления речи:

Фонетический (до 2 лет);

Грамматический (до 3 лет);

Семантический (до 17 лет).

Виды речи:

Монологическая;

Диалогическая;

Внутренняя речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...