Нужно отметить, что нет стилей хороших или плохих. Искусство управления предполагает выбор того или иного стиля.
Ò стиль руководства определяется Ò руководитель – его личность и предпочитаемый им стиль; Ò подчинённые – их потребности, отношения и навыки; Ò задание – требования и цели работы, которую нужно выполнить; Ò ситуация – обстановка, наблюдаемая в организации. Ò ВОПРОС 4. Ò Личностные особенности, способности руководителя Ò На эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. совокупность управленческих знаний, умений, навыков), способности, совокупность личных и деловых качеств (В.И. Шуванов). Ò Эффективность руководства обусловлена биографическими характеристиками, способностями и чертами личности (М. Шоу). Ò биографические характеристики руководителя: Ò пол, Ò возраст, Ò социальный статус, Ò образование. Ò общие способности руководителя: Ò интеллект; Ò коммуникабельность; Ò предпримчивость; Ò специальные способности. Ò Личностные черты, способствующие успешному Ò большое количество действий, в основном, кратковременных; Ò частые вмешательства извне; Ò широкая сеть контактов, выходящая далеко за пределы рабочей группы; Ò преобладание речевого (устного) общения с окружающими. Ò ВОПРОС 5. Ò Власть и её психологические источники • Власть Ò Власть – возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Ò Она характеризуется: Ò пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используемых инструментов влияния); Ò объёмом (количеством объектов влияния). • Типы власти: Ò вознаграждающая;
Ò принуждающая; Ò легитимная (законная); Ò референтная (основана на симпатии, эмоциональном предпочтении); Ò экспертная (основана на превосходстве в компетентности, специальных знаниях); Ò эталонная (власть примера, основана на уважении). Ò Власть руководителя связана не только с объёмом его полномочий, но и с его авторитетом. Ò Авторитет – влияние руководителя на подчинённых. Три формы авторитета руководителя: Ò Формальный авторитет характеризует должностной автопортрет работника. Он обусловлен тем набором полномочий, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Обеспечивает 65 % личного влияния Ò Моральный авторитет основывается на мировоззрении и нравственных качествах руководителя. Ò Функциональный авторитет зависит от компетентности руководителя. Ò Доминантность – честолюбие, умение влиять на подчинённых. Под воздействием традиционных методов руководства большинство подчинённых используют в деятельности лишь 60 – 65 % своих возможностей, и только дополнительное влияние признанного лидера способствует полной отдаче в деятельности. Ò Уверенность в себе позволяет руководителю чувствовать себя сильнее благодаря мобилизации физических и духовных сил; чаще добиваться достижения поставленных целей; снижать психологическую напряжённость и повышать стрессоустойчивость. Ò Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость формируется как следствие развития самоконтроля и обогащения опыта преодоления экстремальных ситуаций. Ò Креативность как способность к творческому решению задач, к внесению новшеств и видению элементов творчества в деятельности подчинённых важна в инновационной деятельности. Ò Стремление к достижению, предприимчивость способствует принятию на себя ответственности, разумному и предсказуемому риску, обеспечивает учёт обратной связи, информирующей о том, насколько успешно человек справляется с заданием.Ответственность и надёжность.
Ò Независимость предполагает наличие собственной точки зрения на проблему, проявление индивидуальности в сфере личных и деловых отношений. Ò ВОПРОС 6. Ò Эффективность руководства. • психологические критерии: Ò удовлетворённость членов коллектива различными аспектами членства в нём (например, отношениями, условиями труда); Ò мотивация членов коллектива (желание трудиться, стремление сохранить членство в коллективе); Ò авторитет руководителя коллектива; Ò самооценка коллектива (некий общий итог успешности его функционирования). • Непсихологические критерии эффективности руководства включают: Ò действенность, т.е. получение нужных «вещей» (производимой продукции) вовремя (своевременность), с нужными свойствами, в достаточном количестве; Ò экономичность выражается формулой: ресурсы, которые следовало бы потребить/ ресурсы, фактически потреблённые; Ò качество – соответствие «спецификациям», т.е. различным качественным признакам; Ò производительность - это количество, удовлетворяющее требованиям качества / фактически потреблённые ресурсы; Ò нововведения; Ò прибыльность - это доходы / издержки. Ò Спасибо за внимание!
Ò Тема лекции: Ò Педагогика как наука Лектор: С.В. Андриевская Ò Вопросы лекции: Ò Педагогика как наука, объект и предмет, задачи педагогики Ò Основные методологические принципы и методы педагогики. Ò История педагогических идей и воспитательных практик. Ò Современные педагогические технологии. Ò Вопрос 1. Ò Педагогика как наука, объект и предмет, задачи педагогики. Ò Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Ò В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации. Ò По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Ò педагогика Ò Слово "педагогика" имеет несколько значений. Ò Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Ò Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Ò Педагогика - сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Ò Педагогика - это Ò наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодёжи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этими процессами (авт.: Р.С. Пионова). Ò греч. paidagogike Ò Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική – искусство воспитания; от греч. ребёнок + греч. веду) — наука о воспитании и обучении человека. Ò Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования (сравн. с.248 УМК). Ò Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Ò Предмет педагогики: Ò исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методологических принципов воспитания как специально организованнного педагогического процесса. • К проблемам педагогики относятся следующие: а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание; б) определение целей воспитания; в) разработка содержания воспитания;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|