Лектор: С.В. Андриевская
Ò Вопросы лекции: Ò Психология управления как отрасль психологии. Ò Личность как объект управления и самоуправления. Ò Организация как объект управления. Ò Основные психологические характеристики структурных групп организации. Ò Коммуникации в организации. Ò Вопрос 1. Ò Психология управления как отрасль психологии Ò Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Ò Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Ò Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы. Ò Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми.
Ò Уровни управления: Ò 1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д. Ò 2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня (декан, начальник цеха). Ò 3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п. Ò функции управления. Ò 1. Планирование – одна из важнейших функций, обеспечивает основу для осуществления всех остальных. Заключается данная функция в выработке направлений и средств достижения целей организации. Ò Структура управления Ò 1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
Ò Для успешного управления необходимо наличие: Ò 1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить; Ò Вопрос 2. Ò Личность как объект управления и самоуправления. Ò Личность как объект управления является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Ò Ю.Н. Емельянова: организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Ò Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности. Ò Выступая в качестве объекта управления - личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое. Ò Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений; Ò Строптивое подчинение - подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Ò Инициативное подчинение - характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Ò Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления: Ò руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
Ò - рассогласование индивидуальной мотивации руководителя и работников Ò К особенностям современной системы управления и современного руководителя следует отнести: Ò Самоуправление Ò Самоуправление как социоприродный феномен человека. Феномен человека представляет собой ансамбль общественных отношений и биосоциальных свойств, находящийся в непрерывной связи с природным окружением. Ò Психология процессов внутреннего управления собой в ыделяет три наиболее характерные ситуации:
Ò Вопрос 3. Ò Организация как объект управления. Ò Социальная организация - специфическая форма объединения группы индивидов (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей. Ò Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода. Ò Типы социальных организаций: Ò Формальные (школа, производственный коллектив); Ò Неформальные - система межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу (товарищества, клубы по интересам). Ò Признаки формальной организации: Ò наличие цели действия; Ò совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации; Ò конкретное воплощение соотношения статусов через распределение отношений власти и подчинения; Ò совокупность правил и норм регулирующих отношения между людьми; Ò формализация целей и норм. Ò Требования формальной организации к индивиду: Ò активная и эффективная деятельность направленная на достижение цели; Ò требования к индивидам, сформулированные безотносительно к их личным особенностям, Ò требования к индивидам как к членам общности (например - вуза). Ò Требования индивида к организации: Ò обеспечение устойчивого социального положения индивида; Ò возможность самоутверждения, самореализации; Ò обеспечение условий для саморазвития личности. Ò Черты формальной организации: Ò рациональна (принцип рациональности, целесообразности); Ò безлична; Ò предусматривает только служебные отношения; Ò подчинена функциональным целям; Ò обладает административным персоналом. Ò Черты бюрократической организации по М. Веберу: Ò Задачи организации распределяются как официальные обязанности; Ò Должности организованы в иерархическую структуру; Ò Решения и действия управляются формально установленной системой правил и инструкций; Ò Формальная организация располагает специальным административным штатом;
Ò Черты бюрократической организации по М. Веберу: Ò Должностные лица в своих контактах с клиентами и др. должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией; Ò Наём организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе; Ò Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух». Ò Эффективность управления организацией зависит от её взаимодействия с внешней средой. Ò Ни одна организация не может функционировать замкнувшись в себе. Ò Каждая организация зависит от среды, её ресурсов, кадров, идей и т.д. Ò Вопрос 4. Ò Основные психологические характеристики структурных групп организации. Ò В организации выделяют следующие структуры: Ò 1. Социальная (может быть представлена такими категориями, как рабочие, служащие, специалисты и руководители). Ò Вопрос 5. Ò Коммуникации в организации. Ò Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Ò Основными элементами коммуникационного процесса являются: Ò Типы коммуникации: Ò По типу объектов: Ò По степени формализации: -формальные коммуникации; Ò Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности: Ò 1. повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала; Ò 2. полноценное использование информации для решения задач управления. Ò Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Ò Это схема циркуляции информации. Ò Следить за влиянием психологических факторов на коммуникации. Ò Разновидности коммуникации: Ò -монолог – информации, поступающей от отправителя к получателю; Ò Спасибо за внимание!!!
Ò Лекция 8 Ò Руководство и лидерство. Ò Личностные особенности руководителя Лектор: С.В. Андриевская Ò План лекции: Ò Понятие руководства и лидерства Ò Теории лидерства Ò Стили руководства и их эффективность Ò Личностные особенности, способности руководителя Ò Власть и её психологические источники Ò Эффективность руководства. Ò ВОПРОС 1. Ò Понятие руководства и лидерства Ò Лидерство Ò Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Ò Лидерство в группе складывается из компонентов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|