Темперамент, его свойства, типы.
2. Понятие о характере. Черты характера. Акцентуации характера и психопатии. Типологии характеров. 3. Способности, их роль в деятельности. Признаки наличия способностей. Проблема наследования способностей. Виды и уровни способностей. Развитие способностей. Вопрос 1. 1.Темперамент, его свойства, типы. • С момента своего рождения индивид является носителем специфических свойств личности. • Первичный уровень проявления индивидных свойств: • 1. Класс возрастно-половых свойств: • возрастные свойства • половой диморфизм • 2. Индивидуально-типические свойства индивида: • конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность, • нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности. • Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки, являющиеся предпосылкой формирования способностей и характера личности. • Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе. Темперамент, его свойства, типы. Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Темперамент (лат. temperamentum, являющийся переводом греч. krasis - надлежащее отношение частей) - это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. Гиппократ (V в. до н. э.)предполагал, что определенное отношение жидкостей организма (крови: лат. sanguis - сангвиник, желчи - лат. chole - холерик, черной желчи - лат. melainachole - меланхолик, слизи - лат. Phlegma - флегматик) является причиной различий в психике и поведении человека.
конституционной типология Э. Кречмера (19 ст.): Типы темперамента: шизотимик, иксотимик, циклотимик. 4-ре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик. Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента и конституционные типы: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Г. Айзенк Экстраверсия - характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует направленности человека на взаимодействие с внешним миром, поиску новых впечатлений, импульсивности, общительности, его повышенной речевой и двигательной активности. Г. Айзенк Интроверсия - характеристика индивидуально-психологических различий, которая соответствует замкнутости человека на своем внутреннем мире, склонности к самоанализу, затруднениям в социальной адаптации, некоторой заторможенности. четыре типа темперамента: • Сангвиник: экстраверт, стабильная личность, социален. • Холерик: экстраверт, нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен. • Флегматик: интроверт, стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив. • Меланхолик: интроверт, нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен внутри. Вопрос 2. Понятие о характере. Черты характера. Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокупность устойчивых психических свойств и особенностей человека, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. характер человека проявляется в деятельности: 1) как человек относится к другим людям 2) как человек относится к себе 3) как человек относится к делу 4) как человек относится к вещам Индивидуальные особенности
- к воле (решительность, уверенность, неуверенность); - к чувствам (жизнерадостность, угнетенность); - к особенностям мышления (легкомыслие, вдумчивость). в структуре характера следующие черты (по Н. Ф. Фиденко): интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность); эмоциональные черты (впечатлительность); волевые черты (решительность). Черта характера - психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных ситуациях. Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность отдельной черты (или отдельных черт) характера на фоне других, как результат усиления одних черт и ослабления других. Акцентуация введено в психологию К. Леонгардом К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. К. Леонгард представляет следующие типы характеров: Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения. Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. К. Леонгард представляет следующие типы характеров: Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. Застревающий тип — человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью. Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость. К. Леонгард представляет следующие типы характеров: Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких. Демонстративный тип. Люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти. Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью.
Экстравертированный тип. Люди этого типа отличаются открытостью для любой информации К. Леонгард представляет следующие типы характеров: Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Черты ХАРАКТЕРА отражают то, как действует человек, а черты ЛИЧНОСТИ - то, ради чего он действует. Вопрос 3. Способности, их роль в деятельности. Признаки наличия способностей. Черты способностей (Б. М. Теплов): 1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, 2) способности влияют на успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже отработаны у данного человека. Способности Способности - индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам. В психологии принято выделять: - общие способности - способности, определяющие успехи человека. - специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности. Задатки Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Виды способностей: Потенциальные способности - это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Одаренность Одаренность - уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. структура умственной одаренности: 1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе; 2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду); 3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов). Уровни развития способностей: мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности; Следующий уровень развития и сочетания способностей человека - талант. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Высший уровень развития способностей - гениальность. Развитие способностей На развитие способностей оказывают благоприятное влияние: обогащенная внешняя среда. высокий эмоциональный тон (положительный). 3) сензитивные периоды (лат.sensus - чувство, ощущение). 4)собственная активность, увлеченность. Мешают развитию способностей: обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений); частые психические травмы. неправильное обращение с мотивацией (принуждение). С.Л.Рубинштейн: Развитие способностейсовершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития. Спасибо за внимание!!!
Ò Лекция Ò Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах Ò Лектор: С.В. Андриевская Ò Содержание рабочей программы: Ò Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами. Ò Понятие и классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы. Ò Вопросы лекции: Ò 1. Общение и коммуникация. Ò 2. Межличностные отношения. Ò 3. Социальный статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ò 4. Социальная установка. Ò 5. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами. Ò 6. Понятие и классификация малых групп. Ò 7. Социометрическая структура группы. Ò Вопрос 1. Ò Общение и коммуникация. Ò Общение - это
Ò сложный и многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Ò Структура общения: Ò субъекты общения; Ò средства общения; Ò потребности, мотивы и цели общения; Ò способы взаимовлияния, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; Ò результаты общения. Ò Общение как социальне взаимодействие имеет 3 стороны: Ò коммуникация (обмен информацией), Ò интеракция (организация взаимодействия и совместной деятельности); Ò социальная перцепция (восприятие и познание партнёрами друг друга). Ò Функции общения: Ò формирующая (формирование псих. качеств личности); Ò самоутверждения (человек самоутверждается в общении); Ò внутриличностная (развитие саморефлексии); Ò организующая (организация межличностных отношений); Ò прагматическая (реализует потребность людей в совместной деятельности); Ò объединяющая(разъединяющая) людей. Ò Виды общения по содержанию: Ò материальное; Ò когнитивное; Ò кондиционное (влияние на псих. состояние друг друга); Ò мотивационое; Ò деятельностное. Ò Виды общения по целям: Ò биологическое (сохранение и развитие организма); Ò социальное (развитие межличностных отношений). Ò Виды общения по средствам: Ò непосредственное; Ò опосредованное; Ò прямое; Ò косвенное. Ò Коммуникация - это Ò (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Ò Вопрос 2. Ò Межличностные отношения. Ò Межличностное взаимодействие - Ò случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взамные изменения поведения, деятельности, отношений, установок. Ò межличностное общение Ò Межличностное общение включает в себя: коммуникацию. Ò В узком смысле межличностное общение - это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных. Ò Интеракция: Ò (англ. interaction + лат. inter - между + actio - деятельность) Ò 1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; Ò 2) психол. толкование: в современной западной социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под и. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа). Ò Интерактивная сторона общения: Ò это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнёрам реализовать некую общую для них деятельность. Ò Единицы взаимодействия - акты (или действия). Ò Теории межличностного взаимодействия: Ò Теория символического интеракционизма (Д. Мид); Ò Теория управления впечатлениями (Э. Гофман); Ò Психоанализ (З. Фрейд); Ò Транзактивный анализ (Э. Бёрн). Ò Транзакции - это Ò взаимодействия с определённых позиций в общении. Они могут быть: Ò а) дополнительными; Ò б) пересекающимися; Ò в) скрытыми (2 уровня: явный и скрытый). Ò (пример: разная реакция на одни и теже действия в любой ситуации) Ò Социальная перцепция Ò Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения). Ò Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Ò Соц. перцепция включает 2 стороны: как тебя воспринимают люди и как ты воспринимаешь себя. Ò Вопрос 3. Ò Социальный статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ò Социальные статус и роль: Ò Социальной ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Ò Социальный статус - это положение индивида в структуре социума (общества). Ò Каждый статус обычно включает ряд ролей. Ò Виды ролей: Ò формальные роли (служат для функционирования различных общественных институтов и социальных структур, например: учитель, ученик, руководитель); Ò неформальные роли (удовлетворяют психологические потребности: друг, любовница). Ò Ролевой конфликт Ò Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Ò Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречащих требованиям двух и более ролей называется ролевым конфликтом. Ò Появление ролей связано с феноменом «групповых ожиданий»: всякий член группы не просто выполняет свои функции, каждая роль требует определенного перечня и качества их выполнения. Ò Вопрос 4. Ò Социальная установка. • Социальная установка. Ò социальная установка (attitude) - предрасположенность, склонность субъекта к совершению определённого социального поведения. Ò С оциальная установка - это зафиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888 г.). • Социальный стереотип. Ò Социальный стереотип - греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - «застывший» образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Ò Термин социальный стереотип введен У. Липманом в работе «Общественное мнение» (1922 г.) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субьектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп. Ò Стереотипизация познания людьми друг друга ведёт к: Ò упрощённому познанию другого человека; Ò возникновению предубеждений (предубеждения мешают за одинаковыми ярлыками индивидуальнсть каждой личности). Ò Вопрос 5. Ò Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами. Ò Виды конфликтов: Ò Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей или мотивов. Ò Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. Ò В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Ò виды межличностных конфликтов: 1. соперничество — стремление к доминированию; 2. спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|