Междисциплинарность обучения.
Создание единого образовательного пространства (Болонская декларация, 1999 г.) Создание единого образовательного пространства предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ; разработку европейских стандартов качества образования; изменение требований к подготовке специалиста для производства. Спасибо за внимание!!!
Лекция Развитие, воспитание, социализация личности Лектор: С.В. Андриевская Вопросы лекции: 1. Факторы развития личности. 2. Обучение как процесс развития личности. 3. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность. 4. Методы воспитания. 5. Социализация личности. Вопрос 1. Факторы развития личности. Развитие личности Развитие — это процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Личностное развитие продолжается всю жизнь. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. внешние и внутренние факторы развития личности: Внешние: влияние среды, воспитание и обучение. Внутренние: природные склонности и влечения, чувства и переживания человека. Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа. Акселерация Изменения происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно – в детском и юношеском возрасте.
Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Акселерация сопровождается рассогласованием процессов физического созревания организма и социализацией личности. причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания, улучшение медицинского обслуживания. Физическое созревание организма начинает опережать умственное, социальное, духовное развитие. Ретардация Ретардация – отставание детей в физическом и психическом развитии, которое обусловлено нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды и превышением радиационного фона. Вопрос 2. Обучение как процесс развития личности Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей. В качестве основы, средства, условия личностного развития выступает обучение. Технология обучения - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирует успех педагогических действий. Авторами современных педагогических технологий за рубежом являются Дж.Кэром, Б.Блум, Г.Гейс; на постсоветском пространстве: Н.Я. Гальперина, Талызина, Ривика, Бабанский, Зорина и др. Формы обучения: Лекция, практическое занятия, лабораторная работа, урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внекласной работы (предметные крутки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы)
Метод обучения Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Существует множество классификаций методов. Наиболее практичной является классификация Данишова с Египовой: 1)методы приобретения новых знаний 2)методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике 3)методы проверки и оценки знаний и умений. Сущность обучения: Здесь необходимо рассмотреть деятельность ученика (учение) и учителя. Деятельность ученика (учение) – вид человеческой деятельности, процесс овладения знаниями, приобретение компетенций, требующий интелектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий. Вопрос 3. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность. Воспитание Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. воспитание — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Диалектика в воспитании: Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.
Метод воспитания - является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. Методы проявляются через: непосредственное влияние воспитателя на воспитанника; создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение; общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника; совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру; процессы обучения или самообразования Вопрос 4. Методы воспитания. три группы методов (Г. И. Щукина): ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности; направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; использующие поощрения и наказания. Классификация методов воспитания (П. И. Пидкасистый): формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией; организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы; оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Средства воспитания: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности. Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта или их системы. Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию. Эффективность воспитания зависит: От сложившихся воспитательных отношений; От соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть цель; От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния; От совокупного действия объективных и субъективных факторов; От интенсивности и качества воспитания; От активности его участников; От эффективности сопутствующих ему процессов. Вопрос 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|