Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По способам передачи:




Устная (звуки) и письменная (знаки).

Вопрос - 6. внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой деятельности при отвлечении от всего остального

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Внимаение определяет:

Точность и детализацию восприятия;

Прочность и избирательность памяти;

Направленность и продуктивность мышления.

Функции внимания:

Отбор значимых воздействий и игнорирование других, незначимых;

Удержание данной деятельности;

Регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Виды внимания:

По видам активности личности: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

По характеру направленности:

Внешненаправленное,

Внутренненаправленное.

По происхождению: природное, социальнообусловленное.

Виды внимания:

По механизму регуляции:

Непосредственное внимание;

Опосредованное внимание.

По направленности на объект:

Сенсорное;

Интеллектуальное;

Моторное.

Свойства внимания:

Устойчивость внимания;

Сосредоточенность внимания;

Объём внимания;

Распределение внимания;

Переключаемость внимания.

Вопрос – 7. воображение.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Физиологическая основа воображения практически не изучена.

Воображение тесно связано с мышлением.

Виды воображения:

По степени активности индивида:

Пассивное,

Активное.

Активное воображение: творческое активное воображение; воссоздающее активное воображение.

Пассивное воображение: преднамеренное пассивное воображение, непреднамеренное пассивное воображение.

Формы воображения:

Мечты;

Галлюцинации;

Грёзы;

Сновидения.

Приёмы и способы процесса воображения:

Агглютинация;

Акцентирование или заострение;

Гиперболизация;

Схематизация;

Типизация.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими;

Регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана действий;

Планирование и программирование деятельности;

Управление психологическим состоянием организма.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


 

Ò Лекция 3

Ò Социальная подструктура личности

Ò Лектор: С.В. Андриевская

Ò Социальная подструктура личности

Ò Социализация. Психологические аспекты социализации личности.

Ò Механизмы социализации. Стадии социализации личности.

Ò Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.

Ò Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов.

Ò Самоактуализация.

Ò Психосоциальная адаптация личности.

Ò В-1 Социализация -

Ò это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путём усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Ò В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Ò Аспекты социализации:

Ò Трансляция культурных ценностей, передача от поколения к поколениювсех свойственных данной культуре особенностей.

Ò Усвоение моделей поведения и социальных значений (символов, установок).

Ò Адаптация индивида к жизни именно в данном социуме, в данном соц. статусе.

Ò Активное воспроизводство индивидом общественного опыта.

• Вопрос 2. Стадии социализации личности.

Ò адаптация;

Ò индивидуализация;

Ò интеграция

Ò (согласно психологу А.В. Петровскому)

Ò Процесс вхождения индивида в соц.среду включает:

Ò адаптацию - освоение действующих норм и видов деятельности.

Ò индивидуализацию - поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, самовыражения.

Ò интеграция - взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости групового развития и собственной потребности осуществлять вклад в жизнь группы.

Ò Факторы социализации: целенаправленное обучение, воспитание и
случайные социальные воздействия.

Ò Если индивиду не удаётся преодолеть трудности адаптации, то у него возникают: неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность, комформное поведение.

Ò До 3-х лет доминирует процесс адаптации, отрочество - эпоха индивидуализации, юность - эпоха интеграции.

Ò СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Ò Социализация - двухсторонний процесс.

Ò Три сферы социализации, в которых происходит становление личности:

Ò деятельность

Ò общение

Ò самосознание.

Ò В сфере трудовой деятельности социализацию делят на стадии:

Ò дотрудовая стадия;

Ò трудовая стадия;

Ò послетрудовая стадия.

Ò Общество и группа передают формирующейся личности систему норм и ценностей посредством знаков.

Ò Институты социализации - это

Ò те конкретные социальные институты (соц. группы) в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступаю своеобразными трансляторами социального опыта.

Ò Институты социализации: семья, образование (школа, вуз), трудовой коллектив, общественные организации и др.

Ò Основные направления социализации:

Ò поведенческая,

Ò эмоционально-чувственная,

Ò познавательная,

Ò морально-нравственная,

Ò межличностная,

Ò бытийная.

Ò В спроцессе социализации люди учатся как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать различные чувства и т.д.

Ò Социально-психологические механизмы социализации:

Ò идентификация,

Ò подражание,

Ò внушение,

Ò социальная фасилитация - повышение скорости (или продуктивности) деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека, выступающего в качестве сооперника или наблюдателя:

Ò конформизм

Ò Ресоциализация (А. Кеннеди, Д. Кербер)

Ò - процесс вторичного вхождения индивида в социальную средув результате каких-либо «дефектов» социализации (осуждённые после освобождения) или в результате смены социокультурного окружения (эмигранты).

Ò Т.е. изменение поведения в результате очевидного социального неуспеха.

Ò Вопрос 3.

Ò Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.

Ò Социальная установка (аттитюд) - это предрасположенность (склоность) субъекта к определённому социальному поведению.

Ò Функции соц. установки:

Ò приспособление,

Ò знания,

Ò выражение,

Ò психологическая защита

Ò Структура аттитюда (М. Смит)

Ò когнитивный компонент (знания, осознание),

Ò аффективный компонент (эмоции),

Ò конатативный компанент (поведение).

Ò Просоциальное и асоциальное поведение

Ò Просоциальное - направлено во благо обществу (альтруизм);

Ò асоциальное - направлено во вред обществу (деликвенция, депривация)

Ò Вопрос 4. Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов.

Ò С.Л. Рубинштейн:

Ò «Все стороны, все психические свойства личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство».

Ò Жизненный путь -

Это история человеческой жизни.

Это процесс развития личности на протяжении всей её жизни, её поступки, развитие сознания личности, потребности, влечения личности в зависимости от социальных условий.

Это ответ на вопросы: Кем был человек? Что он делал?

Ò ПЬЕР ЖАНЕ

Сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем переходит в беззвучную р ечь, и наконец, превращается в умственное действие.

Ò ШАРЛОТТА БЮЛЕР

Биологическое и культурное созревание не совпадают.

ФАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА: - Негативная

- Позитивная

Ò ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - модель развития личности, отражающая сущность возрастных изменений и выделение отдельных этапов развития

Ò Периодизация ЭЛЬКОНИНА

Ò РАННЕЕ ДЕТСТВО

É Младенчество (0—1 год)

É Ранний возраст (1—3 года)

Ò ДЕТСТВО

É Дошкольный возраст (3—7 лет)

É Младший школьный возраст (7—11/12 лет)

Ò ОТРОЧЕСТВО

É Подростковый возраст (11/12—15 лет)

É Ранняя юность (от 15 лет)

Ò Вопрос 6. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне.

Ò ТИПЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Ò ПАССИВНАЯ (происходит в пассивном личностном росте)

АКТИВНАЯ (самосовершенствование)

Ò ГЛУБОКАЯ (развитие личности)

ПОВЕРХНОСТНАЯ (самовыражение, реализация уже имеющихся склонностей)

Ò Вопрос 7. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ –сложный многоуровневый процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Некоторые исследователи полагают, что преодоление проблемных ситуаций можно считать процессом психосоциальной адаптации личности, в ходе которой она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки и открывает новые способы поведения

Ò ЧЕРТЫ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

§ ощущение личностью наличия препятствий перед ее деятельностью;

§ переживание трудности, которую предстоит преодолеть;

§ временное незнание способов решения задач,

§ необходимость принятия какого-либо решения.

Ò ФОРМЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Ò девиантная (отклоняющееся поведение)

Ò защитная (защитные механизмы: подавление, агрессия, самоограничение)

Ò незащитная (защитные механизмы: целеобразование, рационализация)

Ò смешанная (сочетание незащитной и защитной форм).

В результате взаимодействия с окружающей соц. средой возникает:

Ò адаптированность (продуктивное состояние)

Ò дезадаптированность (непродуктивное состояние)

Ò Спасибо за внимание!

¨ ТЕМА: НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

¨ Лектор: С.В. Андриевская

¨ ПЛАН лекции:

¨ 1. Общее представление о потребностях. Классификация потребностей.

¨ 2. Мотивационная сфера личности.

¨ 3. Я-концепция личности.

¨ 4. Психологические защиты.

¨ Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность.

¨ Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы и т.п.

¨ Если в основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности, то направленность поведения определяется системой доминирующих мотивов.

¨ Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив (переживание чего-то личностно значимого для индивида).

¨ Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

1. предметное содержание,

2. напряжение психики, которое при этом возникает.

¨ Качества направленности:

1. Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека.

2. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской.

3. Устойчивость направленности.

4. Действенность направленности

¨ Потребности бывают биологические (в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе.

¨ Социальные потребности подразделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении).

¨ Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.

¨ Пирамида потребностей А. Маслоу

¨ Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:

1. Физиологические: низшие, управляемые органами тела, в числе которых дыхание, голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, контакты, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.

¨ По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая. Это происходит только тогда, когда прежняя удовлетворена полностью.

¨ Содержательный компонент мотивации определяет предполагаемую направленность поведения, причем не прямо, а опосредованно, через поставленную цель или принятое решение.

¨ Динамический компонент выполняет собственно побудительную функцию.

¨ Когда потребность удовлетворяется, меняется направленность поведения – поведение направляется на удовлетворение другой актуальной потребности.

¨ Когда потребность не удовлетворяется, направленность мотивации сохраняется, но начинает расти ее напряженность, что, естественно, отражается на эмоциональном состоянии человека.

¨ Мотивация – это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива и определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

¨ Смыслообразующие мотивы: побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.

¨ Мотивы-стимулы: выполняют роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции.

¨ Принципы мотивации человека (А. Маслоу):

Ø мотивы имеют иерархическую структуру.

Ø чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

Ø пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными.

Ø с ростом потребностей повышается готовность к активности.

¨ Цель обеспечивает направление поведения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация (ВМ) - есть состояние уверенности в достижении цели и удовлетворении потребности.

¨ Условия, влияющие на ВМ:

Ø 1) снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним;

Ø 2) увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах;

Ø 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает ВМ у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин.

¨ Мотивационная притягательность может обеспечиваться:

Ø удовольствием от самого процесса удовлетворения потребности,

Ø самим результатом деятельности,

Ø вознаграждением за деятельность,

Ø избежанием санкций;

¨ Реальная деятельность всегда бывает полимотивированной.

¨ При этом:

Ø 1) все мотивы деятельности определенным образом иерархизированы;

Ø 2) мотивы проявляют себя не отдельно друг от друга, а взаимодействуют между собой;

Ø 3) некоторые мотивы могут выступать в отрицательной форме.

¨ Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит:

Ø в образовании иерархической регуляции;

Ø в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам;

¨ Пути формирования механизмов мотивации:

¨ 1. воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель - подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.

¨ 2. состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть - удовлетворить те или иные потребности. А затем сформировать новые, необходимые потребности.

¨ Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

¨ Неосознаваемые мотивы:

¨ Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций.

¨ Неосознаваемые мотивы:

¨ Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.

¨ Осознаваемые мотивы:

¨ Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

¨ Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Ø Фрустрация: сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек.

¨ Осознаваемые мотивы:

¨ Неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

¨ Хотения: к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить твердый план для достижения поставленной цели.

¨ Идеалы - важная цель личных стремлений человека; обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности суперстратегическим ориентиром поведения и самосовершенствования.

¨ Склонность — избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В основе - глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться.

¨ Ценностныеориентации - это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Они являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни.

¨ Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе - мировоззрение личности.

¨ Мировоззрение - совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Идеалы и мировоззрение формируются на основе его интересов и склонностей.

¨ Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

¨ Классификация мотивов Мюррея. Мотивы:

Ø достижения, руководства,

Ø порядка, самопредъявления,

Ø автономии, общительности,

Ø понимания со стороны других,

Ø помощи извне, доминантности,

Ø зависимости, готовности помочь,

Ø ориентации на новое, выдержки,

Ø секса, агрессии.

¨ Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Она формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

¨ Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т.д.

¨ Я-концепция является динамическим образованием.

¨ Три модальности Я-концепции:

¨ 1. Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

¨ 2. Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

¨ 3. Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

¨ Три компонента структуры Я-Концепции:

Ø 1. Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я".

Ø Составляющими "Образа Я" являются:

Ø Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. В ажнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением служат размеры тела и его форма.

Ø Я-психическое это представление человека о своих особенностях познавательной, о своих психических свойствах и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом.

Ø Я-социальное представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

¨ 2. Эмоционально-оценочный компонент это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

¨ Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я.

¨ 3. Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

¨ Четыре крайних жизненных позиции в модели Э. Берна:

Ø Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.

Ø Я в порядке – Вы не в порядке. Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, они стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют.

Ø Я не в порядке – Вы в порядке. Так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.

Ø Я не в порядке – Вы не в порядке. Люди этого типа свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных.

¨ Механизмы психологической защиты:

¨ Вытеснение это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

¨ Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противоположные.

¨ Механизмы психологической защиты:

¨ Идентификация защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами.

¨ Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности.

¨ Механизмы психологической защиты:

¨ Проекция это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

¨ Рационализация защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

¨ Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность.

¨ Регрессия психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрессия — это возврат личности от высших форм поведения к низшим.

Ò Лекция

Ò ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Ò (лектор: С.В. Андриевская)

Ò ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:

Ò Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения.

Ò Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Ò Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека.Эмоциональные состояния.

Ò Функции эмоций. Классификация эмоций. Фундаментальные эмоции.

Ò Понятие воли. Функции воли. Простое и сложное волевое действие.

Ò Волевые свойства личности и их развитие.

ВОПРОС 1. Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения.

Ò психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (психолог Н.Д. Левитов).

Психическое состояние

Ò Психические состояния имеют причину которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности.

Ò Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

Ò Психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности.

Ò Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

Ò Психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

Ò свойства психических состояний:

Ò Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Ò Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Ò Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Ò Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Ò Классификация психических состояний:

Ò По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Ò По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.

Ò По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.

Ò Вопрос 2.

Ò Функциональные состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Ò Функциональное состояние - это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).

Ò Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека.

Ò Функциональные состояния

Ò Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности.

Ò Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и бодрствования, исследуемые функциональные состояния - сон и бодрствование.

Ò Термин «функциональное состояние» вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека и предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнить конкретный вид деятельности.

Ò Приёмы снятия эмоционального напряжения:

Ò Отключение,

Ò Переключение,

Ò Снижение значимости предстоящих событий,

Ò Разработка запасной отступной стратегии,

Ò Получение дополнительной информации,

Ò Откладывание на время достижения цели,

Ò Физическая разрядка.

Ò Регуляция и саморегуляция психических состояний:

Ò Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное – осознанное внушение человеком самому себе некоторых установок или состояний. На основе самовнушения построены методики саморегуляции и управления состояниями, такие как аутотренинг Г. Шульца, методика аффирмации (в основном связана с именем Луизы Хей – наиболее известного популяризатора этой методики), оригинальной методикой настроев, разработанной Г. Н. Сытиным. Непроизвольное самовнушение возникает в результате фиксации повторяющихся реакций на определенный раздражитель – предмет, ситуацию и т. п.

Ò Вопрос 3.

Ò Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Эмоциональные состояния.

Чувства и эмоции

Ò Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Ò Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Ò Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Ò Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций.

Ò Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер.

Ò Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека.

Ò Физиологической основой эмоций и чувств являются процессы, происходящие в коре головного мозга.

Ò В качестве предмета диагностики эмоциональной сферы личности могут выступать: собственно эмоции, аффекты; чувства, страсти; настроение; стресс.

Ò Аффекты

Ò Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, называют аффектами.

Ò Аффект характеризуется:

Ò Аффект характеризуется:

Ò быстрым возникновением;

Ò очень большой интенсивностью переживания;

Ò кратковременностью;

Ò бурным выражением (экспрессией);

Ò безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями;

Ò диффузностью,

Ò Чувства - устойчивые эмоциональные состояния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей.

Ò Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Ò Вопрос 4.

Ò Классификация эмоций. Фундаментальные эмоции. Функции эмоций.

Ò Классификация эмоций на основе их взаимосвязи с потребностями:

Ò Альтруистические,

Ò Коммуникативные,

Ò Глористические,

Ò Праксические,

Ò Пугнические,

Ò Романтические,

Ò Акизитивные,

Ò Гедони

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...