Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.




Сознание - высший уровень психики.

Структура сознания:

психические процессы,

психические состояния,

психические свойства.

спасибо за внимание!!!


 

— Лекция 1.
Биологическая и психологическая
подструктура личности
(часть 1).

Лектор: С.В. Андриевская

— Вопросы лекции:

— Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции.

— Психика: структура, свойства.

— Вопрос 1. Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Мозг является своеобразным «центральным процессором».

— Нервная система человека

Нервная система человека делится на:

Центральную

Периферическую

Функционально (исходя из выполняемых задач), нервную систему человека можно разделить на ряд отделов: соматическая, вегетативная.

Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц и органов чувств. Она обеспечивает связь организма с внешней средой и адекватное реагирование на ее изменение.
Вегетативная (автономная) нервная система регулирует деятельность внутренних органов и обеспечивает поддержание гомеостаза. Как правило, деятельность автономной НС не подчиняется сознанию человека (исключение – феномены йоги, гипноза).

Анализаторы -

— это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма. Структура анализатора – рецептор (воспринимающее образование), чувствительные нейроны, участок коры головного мозга.

— Нервная клетка: 1 - дендриты; 2 - аксон; 3 - синапс; 4 - тело нейрона

— Анализатор

Анализатор состоит из трех частей: периферической (или рецепторной), проводниковой и центральной, где завершаются аналитически-синтетические процессы оценки биологической значимости раздражителя.

— Все анализаторы в структурном отношении однотипны. Они имеют на своей периферии аппараты, которые воспринимают раздражители - рецепторы, в которых и происходит преобразование энергии раздражения в процесс возбуждения. От рецепторов по сенсорным (чувствительным) нейронам и синапсам (контактам между нервными клетками) импульсы поступают в центральную нервную систему.

Виды рецепторов: механорецепторы, которые воспринимают механическую энергию, к ним относятся рецепторы: слуховой, вестибулярной, двигательной, частично висцеральной чувствительности; хеморецепторы - обонятельный, вкусовой; терморецепторы - рецепторы кожного анализатора;фоторецепторы - зрительный анализатор и другие виды. Каждый рецептор выделяет из множества раздражителей внешней и внутренней среды свой адекватный раздражитель.

— Строение нервной системы:

2. Психика. Понятие о психике.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.

— Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой.

— особенности психики:

— 1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга).

— 2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой.

— 3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства.

— Высокоорганизованная материя - это

— живая материя, но не вся, а обладающая центральной нервной системой.

— У высокоорганизованных существ психика вторична, производна.

— Это предполагает наличие механизмов психической деятельнсоти.

— Принципы современной психологии:

• 1. Принцип детерминизма - психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.

• 2. Принцип единства сознания и деятельности - они не тождественны и не противоположны, представляют собой единство.

• 3. Принцип развития психики - психику можно адекватно интерпретировать только тогда, когда рассматривать её как продукт развития и рез-т деятельности.

— Мозг и психика:

• Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна.

• Психика - это не просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат.

• Психика тесно связана с деятельностью мозга.

• Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром.

Теории взаимодействия мозга и психики:

— 1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг - 2 не пересекающихся явления);

— 2. Теория механического тождества - (психические процессы - есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику);

— 3. Теория единства - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.

— Связь психики и мозга:

— Психические функции распределены между левым и правым полушариями.

Левое полушарие: чтение, счёт, знаковая информация, аналитическое мышление.

Правое полушарие: образная информация, ориентация в пространстве, эмоциональное отношение к объектам, восприятие музыки.

— Функциональная ассиметрия присуща человеку.

— Филогенез - это

— 1) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных.

— 2) процесс возникновения и развития формм сознания в истории человечества.

— Психика - результат движения, развития, изменения материи.

— Отражение - это

— Это способность материи отвечать на воздействия.

— Формы отражения зависят от форм существования материи.

— В неживой материи формы отражения: механические, химические, физические.

— В живой материи формы отражения: биологические, психические.

Тропизмы - способы реагирования движениями на биотические воздействия.

— Виды тропизмов:

фототропизм - движение живого организма под воздействием света.

термотропизм - движение организма под воздействием тепла.

хемотропизм - движение организма под воздействием физико-химической среды.

— Тропизмы и инстинкты:

— Тропизмы - у простейших организмов (амёба);

— Инстинкты - у животных. Это врождённая форма поведения.

— Навыки - у животных (есть у человека) - действия, сформированые и закреплённые в результате индивидуальной жизни.

— Интеллектуальные действия - это решение задач, с которыми ранее не сталкивался живой организм.

— Онтогенез - это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного человека.

Законы онтогенеза:

• Личностью не рождаются, а становятся.

• Её развитие возможно только в соц. среде.

• Движущие силы развития - внутренние противоречия.

• Для развития необходима активность ребёнка

• В развитии существуют сензитивные периоды.

— В-2. Структура психики.

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Психические процессы

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

— Уровни психики:

В структурной схеме психики выделены три уровня:

сознательный,

предсознательный,

бессознательный.

— Сознание

Созна́ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

— Спасибо за внимание!

Модуль 1 (часть 2.)
Биологическая и психологическая подструктуры личности

Тема: Психические познавательные процессы

Лектор: С.В. Андриевская

Вопросы лекции:

Ощущение

Восприятие

Память

Мышление

Речь

Внимание

Воображение

Вопрос - 1.

Ощущение - это

отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Физиологическая основа ощущений:

Ò Деятельность органов чувств.

Ò Павлов И.П. назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений – анализаторами.

Систематическая классификация основных видов ощущений:

Ò ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ (Дистантные: зрительные,слуховые, обонятельные; контактные: вкусовые, тактильные, температурные, осязательные);

Ò ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЯ БОЛИ);

Ò ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ (ощущения равновесия, ощущения движения).

Основные свойства ощущений:

Качество,

Интенсивность,

Длительность.

Структура приёма информации:

Ò Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦОВ – ОП – М – ОС

Ò Р – раздражитель (слуховой, зрительный…);

Ò ОЧ - орган чувствительности;

Ò НИ – нервный импульс;

Ò ГМ – головной мозг;

Ò ОЩ – отдельные ощущения;

Ò ЦОВ – целостный образ восприятия;

Ò ЭП – эталон памяти;

Ò ОП – опознание предмета;

Ò М – мыслительная деятельность;

Ò ОС – осмысление информации.

Классификация ощущений:

Ò По ведущей модальности:

Ò Зрительные,

Ò Слуховые,

Ò Обонятельные,

Ò Вкусовые,

Ò Осязательные,

Ò Двигательные,

Ò Внутренние (внутреннее состояние организма)

Классификация ощущений:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...