Виды семей. Деформации семьи.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 • Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. • Типичная семья; • Идеальная – нормативная модель семьи; • Элементарная, • Полная и неполная, • Опекунская; • Родительская; • отцовская или материнская; • Семьи – SOS; • Семейный детский дом. • Виды семей: • Моногамная семья: однопоколенная (супруги), 2-х поколенная или нуклеарная (супруги и ребенок (дети)), многопоколенная. • Смешанная семья, в которой воспитываются дети от разных браков). • Альтернативные семьи; • По качеству воспитания: благополучная, неблагополучная, внешнеблагополучная. • деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. • два типа деформации семьи: структурная и психологическая. • Структура – состав и число членов семьи; структурная деформация обычно связана с отсутствием одного из родителей. • Психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений. • Вопрос 4. • Типы неправильного семейного воспитания. • Типы неправильного семейного воспитания • Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. • Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к ребёнку. • Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. • Воспитание в культе болезни. • Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. • Типы неправильного семейного воспитания • Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на ребенке и душевной жестокости. • Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы.
• Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. • влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей: • Дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности. • Дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые. • Дети, менее всего уверены в себе, не проявляют любознательности, не умеют сдерживать себя. • (исследования психолога: Д.Баумринда) • Модели поведения родителей: • Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. • Модель поведения 2. Властная. больше полагались на строгость и наказания. Родители относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. • Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. • Вопрос 5. • Правовые основы семейного воспитания. • Международная конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицирована Беларусью в июле 1990 года. • 19 ноября 1993 года Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». • 18 марта 1996 года создана Национальная комиссия РБ по правам ребенка. • 6 января 1998 года принята Президентская программа «Дети Беларуси», имеющая пять подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». • 21 января 1998 года принят Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь». • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принят в 1999 году. • Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32). Каждому ребенку гарантировано получение бесплатного общего среднего образования.
• Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. • Спасибо за внимание!
¨ Модуль ¨ Самосовершенствование личности ¨ Лектор: С.В. Андриевская ¨ Вопрос 1. ¨ Акмеологические основы самосовершенствования личности. ¨ Акмеоло́гия ¨ Акмеоло́гия (от др.-греч.ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития [1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью. ¨ Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости. ¨ Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей. ¨ развитие акмеологии на постсоветском пространстве: ¨ 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей». ¨ середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке. 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. ¨ 1992 г. — по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук». ¨ 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия ¨ Акмеология (от греч. акме — вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
¨ Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства. ¨ В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.). ¨ Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. ¨ Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека. ¨ Вопрос 2. ¨ Пути и способы саморазвития и самосовершенствования. ¨ Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. ¨ процесс самосовершенствования состоит ¨ самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки); ¨ самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному); ¨ программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности); ¨ самореализация (осуществление программы самосовершенствования) ¨ Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала — образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. ¨ Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса.
¨ Возможности личностного развития безграничны. ¨ Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, — стремление к достижению успеха. ¨ Стремление к успеху или безынициативность — результат воспитания. ¨ Ограничения на пути достижения акмеологических вершин: ¨ Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе. ¨ Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости). ¨ Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен). ¨ Неадекватная обратная связь и враждебность других. ¨ Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни. ¨ Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: ¨ 1) изучение; ¨ 2) осознание; ¨ 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту. ¨ вопрос 3. ¨ Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. ¨ В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. ¨ Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю. ¨ В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников. ¨ Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. ¨ Варианты жизненного пути ¨ «Жизнь начинается завтра» - это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел. ¨ «Жизнь как творчество» - это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. ¨ «Жизнь как достижение» - это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». ¨ «Жизнь есть сон» - это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. ¨ «Жизнь по правилам» - это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. ¨ «Жизнь - трата времени» - это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение.
¨ «Жизнь против жизни» - это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание. ¨ 2 подхода к жизнеосуществлению ¨ Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. ¨ Основными составляющими сценария являются: 1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок; 2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты; 3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют 4) сюжет — модель событий; 5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|