Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды семей. Деформации семьи.




• Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

• Типичная семья;

• Идеальная – нормативная модель семьи;

• Элементарная,

• Полная и неполная,

• Опекунская;

• Родительская;

• отцовская или материнская;

• Семьи – SOS;

• Семейный детский дом.

• Виды семей:

• Моногамная семья: однопоколенная (супруги), 2-х поколенная или нуклеарная (супруги и ребенок (дети)), многопоколенная.

• Смешанная семья, в которой воспитываются дети от разных браков).

• Альтернативные семьи;

• По качеству воспитания: благополучная, неблагополучная, внешнеблагополучная.

деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

• два типа деформации семьи: структурная и психологическая.

• Структура – состав и число членов семьи; структурная деформация обычно связана с отсутствием одного из родителей.

• Психологическая связана с нарушением системы межличностных отношений.

• Вопрос 4.

Типы неправильного семейного воспитания.

Типы неправильного семейного воспитания

• Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения.

• Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к ребёнку.

• Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль.

• Воспитание в культе болезни.

• Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся.

Типы неправильного семейного воспитания

• Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на ребенке и душевной жестокости.

• Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы.

• Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.

• влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей:

• Дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности.

• Дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.

• Дети, менее всего уверены в себе, не проявляют любознательности, не умеют сдерживать себя.

• (исследования психолога: Д.Баумринда)

• Модели поведения родителей:

Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований.

Модель поведения 2. Властная. больше полагались на строгость и наказания. Родители относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними.

Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт.

• Вопрос 5.

Правовые основы семейного воспитания.

• Международная конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицирована Беларусью в июле 1990 года.

• 19 ноября 1993 года Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

• 18 марта 1996 года создана Национальная комиссия РБ по правам ребенка.

• 6 января 1998 года принята Президентская программа «Дети Беларуси», имеющая пять подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».

• 21 января 1998 года принят Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь».

• Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принят в 1999 году.

• Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32). Каждому ребенку гарантировано получение бесплатного общего среднего образования.

• Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи.

• Спасибо за внимание!


 

¨ Модуль

¨ Самосовершенствование личности

¨ Лектор: С.В. Андриевская

¨ Вопрос 1.

¨ Акмеологические основы самосовершенствования личности.

¨ Акмеоло́гия

¨ Акмеоло́гия (от др.-греч.ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития [1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

¨ Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости.

¨ Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

¨ развитие акмеологии на постсоветском пространстве:

¨ 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей».

¨ середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке. 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

¨ 1992 г. — по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».

¨ 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия

¨ Акмеология (от греч. акме — вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

¨ Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

¨ В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

¨ Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

¨ Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.

¨ Вопрос 2.

¨ Пути и способы саморазвития и самосовершенствования.

¨ Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития.

¨ процесс самосовершенствования состоит
из следующих этапов:

¨ самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

¨ самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

¨ программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

¨ самореализация (осуществление программы самосовершенствования)

¨ Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала — образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ.

¨ Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса.

¨ Возможности личностного развития безграничны.

¨ Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, — стремление к достижению успеха.

¨ Стремление к успеху или безынициативность — результат воспитания.

¨ Ограничения на пути достижения акмеологических вершин:

¨ Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе.

¨ Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

¨ Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

¨ Неадекватная обратная связь и враждебность других.

¨ Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни.

¨ Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является:

¨ 1) изучение;

¨ 2) осознание;

¨ 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

¨ вопрос 3.

¨ Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности.

¨ В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути.

¨ Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю.

¨ В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников.

¨ Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде.

¨ Варианты жизненного пути

¨ «Жизнь начинается завтра» - это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел.

¨ «Жизнь как творчество» - это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой.

¨ «Жизнь как достижение» - это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя».

¨ «Жизнь есть сон» - это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний.

¨ «Жизнь по правилам» - это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности.

¨ «Жизнь - трата времени» - это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение.

¨ «Жизнь против жизни» - это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание.

¨ 2 подхода к жизнеосуществлению

¨ Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни.

¨ Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют
у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...