Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Политические и правовые учения древнего Востока




Глава I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

1. Древний Египет

Политические и правовые институты Древнего Египта, факты поли­тической практики получили отражение и оценку в дошедших до нас материальных п письменных источниках. Сюда относятся надпи­си и изображения на стенах гробниц и храмов, а также на специ­альных стелах, устанавливаемых по случаю выдающихся событий. Ряд текстов (иногда весьма значительного объема), имеющих отно­шение к нашей теме, сохранился на папирусных свитках. Как пра­вило, названные источники носят официальный характер, отражают политические и правовые воззрения господствующего класса. В то же время до наших дней дошли и тексты, сохранившие следы фольклорного происхождения; на их основе можно судить о настрое­ниях и чаяниях народных масс, о том, как они относились к суще­ствовавшему общественному строю, деятельности государственного аппарата.

Для всех названных источников характерен конкретно-образный стиль мышления, многие из них излагают мифические представле­ния или находятся под сильным их влиянием. Теоретическое мыш­ление по вопросам политики и права в тот период только зарожда­лось, поэтому в имеющихся древнеегипетских текстах нельзя выде­лить точно очерченных понятий, предназначенных для теоретическо­го анализа государства и права.

Особую категорию источников составляют разнообразные «По­учения», нередко содержащие наставления и по политическим во­просам. В этих документах обычно отсутствует мифологическое на­чало. Однако и в этом случае мы имеем дело не с проявлениями политико-теоретического знания, а с обыденным практически-поли­тическим сознанием'.

Для изучения политических и правовых воззрений Древнего Египта определенное значение имеют произведения древнегреческих авторов. Из них наиболее известна вторая книга «Истории» Геродо­та (V в. до н. э.), однако политических и правовых воззрений древ­негреческий историк почти не касается. Гораздо большее значение имеет сочинение Плутарха «Об Исиде и Осирисе», где излагается миф, который не без оснований выдающийся русский историк Б. А. Тураев назвал главным мифом египетской религии2. Сведе­ния, сообщаемые Плутархом, подтверждаются сохранившимися источниками египетского происхождения.

Из других греческих авторов следует отметить Диодора Сици­лийского (I в. до н. э.). В своей «Исторической библиотеке» он ши­роко приводит выдержки из произведений разных авторов, писав­ших о Египте, в особенности из «Египетской истории» Гекатея Абдерского, жившего в IV—III вв. до н. э. при дворе египетского царя Птолемея I. В труде Диодора содержится материал по вопросам по­литики и права Древнего Египта.

Наконец, следует отметить, дошедшие до нас на греческом языке краткие выдержки из труда египетского историка Манефона — со­временника Гекатея Абдерского. Сохранился также конспект книги Манефона, содержащий перечень 30 правивших в Египте династий. К Манефону восходит принятое в современной науке деление исто­рии Египта на Древнее, Среднее и Новое царство.

Центральное место в политических воззрениях Древнего Египта занимали представленпя о происхождении, природе и задачах власти фараона.

В самом сжатом виде этих вопросов касается Геродот. Переда­вая рассказ египетских жрецов, он пишет, что за последние 11340 лет сменился 341 царь. Все они были смертными людьми. «Правда, до этих людей,— продолжает греческий историк,— в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Озириса...» 3.

Более подробно о первых фараонах-богах пишет Плутарх в уже упоминавшемся сочинении «Об Исиде и Осирисе». Оценивая значе­ние этого труда, В. И. Авдиев замечает: «Хотя Плутарх описывает египетскую религию в ее поздней, сильно измененной иноземными влияниями форме и рассматривает ее сквозь призму своего собствен­ного мировоззрения, пропитанного греко-восточной религиозной фи­лософией, однако его описание исторически ценно, так как оно ос­новано на использовании большого количества источников, часть которых не сохранилась» 4.

Плутарх утверждает, что египтяне считают бога Ра создате­лем мира. Очевидно, что это представление было характерно уже для эпохи Древнего царства, когда в объединенном Египте на ос­нове местных культов начал складываться единый общеегипетский культ. Ра породил и иных богов — Осириса, Исиду, Сета и других, а также первых людей.

Ра царствовал много тысячелетий и наконец состарился. Осла­бевшему богу перестали подчиняться и боги и люди. Когда непови­новение дошло до предела, Ра созвал совет богов. На совете было

2 Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 1936, т. 1, с. 181.

3. Геродот. История. М., 1972, т. II, с. 142, 144.

4 Авдиев В. И. История Древнего Востока. М., 1953, с. 137.

принято решение наказать людей. Тогда богиня Хатор сошла на землю и начала их истреблять. Наконец Ра сжалился над остат­ками людей, и резня была прекращена. Но Ра больше не захотел царствовать. Теперь царствуют последовательно три произошедших от него пары. Последняя пара — это Осирис п Исида, которые во­спитывают людей и распространяют среди них достижения культу­ры. Осирис был убит богом Сетом. После смерти Осириса царству­ют полубоги, а затем власть достается людям5.

Миф о том, что фараоны-люди сменили фараонов-богов и полу­богов, в египетской религии дополнялся представлениями об особой близости фараона-человека к богам, что выливалось в обожествление фараона. Указанные представления на протяжении тысячелетий истории Древнего Египта неоднократно изменялись в зависимости от исторической обстановки, но всегда были направлены на оправдание существующей формы государства, на укрепление диктатуры господ­ствующего класса.

Первоначально на территории Древнего Египта сложилось око­ло 40 небольших раннеклассовых государств-номов. Сильные номы подчиняли себе слабые и к середине IV тысячелетия до н. э. образовалось два крупных царства — Верхний и Нижний Еги­пет. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менее объединил всю страну. В Египте оформилась централизованная вос­точная деспотия, которая смогла создать общую для страны систе­му ирригационных сооружений.

Во главе объединительного движения стоял один из номов Верх­него Египта, где господствовало почитание бога Гора. Поэтому над изображениями фараонов помещалось изображение бога Гора в фор­ме сокола, защищающего фараона и осеняющего его своими свя­щенными крыльями. Фараон объявлялся разновидностью Гора, и каждый фараон в добавление к своему личному имени принимал особое царское имя: Гор-Боец, Гор-Высокий Рукою и т. п.6

В то время как в Верхнем Египте широко распространился кулы бога Гора, в Нижнем Египте особо почитался бог Сет. Один из пер­вых фараонов II династии объявил себя воплощением бога Сета, а в самом конце II династии правил фараон, объявивший себя одновре­менно Гором и Сетом и именовался «Тот, в ком умиротворились оба бога».

Для утверждения складывающейся восточной деспотии требова­лась санкция со стороны религии. Единоличному правителю-фарао­ну должен был соответствовать единолично управляющий верхов­ный бог. Однако древний политеизм, восходящий к тотемистическим божествам, не обеспечивал должным образом этой санкции. Сила традиционных верований была настолько значительна, что, несмот­ря на явную тенденцию к монотеизму, египетская религия никогда не выдвигала идею единого и единственного бога.

Первой попыткой приспособить традиционные верования к усло-

виям и требованиям деспотического государства стало отождествле­ние Гора с солнечным богом — Ра. Солнце обоготворялось всеми египтянами, поэтому такая разновидность религии более соответство­вала представленпям о едином государстве. В эпоху IV династии культ бога Ра усиливается, а фараоны V династии уже объявляют себя сыновьями бога Ра. Тенденция к монотеизму продолжает уси­ливаться. Из всей массы древних богов выделяется девять глав­ных — великая Эннеада во главе с Ра, породившим всех остальных богов. Характеризуя верования этой эпохи, Б. А. Тураев ппшет: «Еслп... небо влияло на земные нравы, то и земной Египет перено­сил свои условия в мпр богов. Эти условия предвечны — богп цар­ствуют, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визи­рей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: Эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визи­ря бога Ра — Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном» 7.

В эпоху Среднего царства, когда окончательное объединение рас­павшегося в конце Древнего царства Египта было осуществлено под главенством Фив, во главе египетского пантеона становится фи-ванский бог Амон. Фиванские жрецы также отождествляли его с богом Ра. Верховный бог стал именоваться Амон-Ра, а фараон был объявлен сыном этого бога.

Решительная попытка разорвать связь религии с традиционными верованиями была предпринята фараоном Аменхетепом IV (Эхна-тоном). Причины, вызвавшие реформу Аменхетепа IV, весьма раз­нообразны. Прежде всего она была направлена против чрезмерного усиления власти жрецов Амона, которые активно вмешивались в го­сударственные дела, а все успехи того или иного фараона приписы­вали представляемому ими богу. Кроме того, сама практика восточ­ной деспотии подталкивала Аменхетепа IV к тому, чтобы покончить с традиционными политеистическими верованиями, подсказывала идею единого бога. Показывая источник возникновения идеи еди­ного бога, Ф. Энгельс подчеркивал, что «единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, что единство бога, контролирующего многочисленные явления природы, объединяющего враждебные друг другу силы природы, есть лишь отражение единого восточного дес­пота, который по видимости или действительно объединяет людей с враждебными, сталкивающимися интересами» 8.

Аменхетеп IV ввел поклонение единому и единственному богу — Атону, в котором персонифицировалось солнце. Свое имя он сменил на имя Эхнатон, что означало «Благой для Солнца». О ха­рактере новой религии дают представления следующие отрывки и.! гимна Атопу, который, возможно, сочинеп самим фараоном:

Каждое око глядит на тебя,

Горний Атон, с вышины озаряющий землю.

Но познал тебя и постиг

В целом свете одпы Эхнатон, твой возлюбленный сын.

7 Тураев Б. А. Указ. соч., т. 1, с. 183—184.

8 Маркс К, Энгельс Ф Соч. 2-е изд, т. 27, с. 56.

В гной божественный замысел ты посвящаешь его,

Открываешь ему свою мощь.

Землю десница твоя так сотворила:

Восходишь — и все оживает,

Заходишь — и все умирает.

С новым восходом твоим

Все для царя расцветает.

Так ведется со дня мирозданья.

Когда землю ты сотворил и возвеличил ее

Во имя любимого сына, плоти от плоти твоей.

Царь, в истине сущий, властитель Обеих Земель,

Повелевает он Верхним и Нижним Египтом 9.

Новая религия встретила сопротивление со стороны старого жре­чества и старинной знати, была непонятна народу. Поэтому после смерти реформатора была восстановлена прежняя религия. Однако, несмотря на это, реформа Аменхетепа IV оставила глубокий след в истории общественно-политической мысли. Попытки интерпрети­ровать мифическую ситуацию на небе в строгом соответствии с по­рядками, существующими на земле, продолжались. «Три бога есть всего: Амон, Ра, Пта,— читаем мы в религиозном трактате, отно­сящемся к эпохе Нового царства.— Нет никого рядом с ними. Со­кровенный именем Амон; он же Ра — в лице, а тело его Пта». Ссылаясь на то, что Амон — это фиванский бог, Ра происходил из Гелиополя, а Пта — из Мемфиса, автор трактата далее пишет: «Го­рода пх утверждены на земле на веки: это Фнвы, Гелпополь, Мем­фис, навсегда. Указ с неба заслушивается в Гелиополе, повторяется в Мемфисе для прекрасноликого и записанный на документе посы­лается во град Амона. В Фивах делу дается ход». Комментируя это место трактата, Б. А. Тураев не без юмора замечает, что в данном случае необходимый ему догмат о едином боге автор получил, «пе­ренеся на небо чиновничью волокиту» 10.

Еще более показательна в этом отношении надпись на саркофаге верховного жреца Пайноджема II, жившего при XXI династии.

8надписи Амон-Ра назван владыкой всех богов. Он «бог божествен­ный, создавший себя сам, сотворивший по воле своей небо и зем­лю, царь царей, вельможа вельмож, царь величайший из богов... Вышли люди из очей его, боги из уст его». Он «царь Верхнего и Нижнего Египта... царь богов, владыка неба, земли, воды, двух гор­ных цепей, великий, превознесенный над всеми первобытными бо­гами» и.

Господствующая идеология, проводя параллели между единодер­жавным небесным богом и единодержавным «земным богом» — фараоном, пыталась подкрепить этот сравнительно новый взгляд на природу государственной власти ссылками на древние поверья о тесной связи здоровья и силы племенного вождя со здоровьем и си-

9 Лирика Древнего' Египта. М, 1965, с. 116.

10 Тураев Б. А. Указ. соч., т. 1, с. 330.

11 Там же, М, 1937, т. 2, с. 21.

лой окружающей природы, в частности с урожайностью полей и плодовитостью домашних животных. О том, что фараон наделялся такими сакральными качествами, свидетельствуют многочисленные тексты. Так, вельможа Схотпибра, живший при XII династии, в сво­ей надгробной надписи поучает потомков: «Прославляйте царя в те­лесах ваших, носите его в сердцах ваших.— Он бог премудрости, живущий в сердцах. Очи его ищут всякую плоть. Он — солнце лу­чезарное, озаряющее обе земли больше солнечного диска; он зеле­нит больше великого Нила; он наполняет обе земли силой; он жизнь — дающая дыхание. Дает он питание последующим ему, на­сыщает идущих по пути его. Питание есть царь, умножение — уста его, он производитель существующего, он — Хнум, родитель лю­дей...» 12.

Политические н правовые воззрения по широкому кругу вопросов получили отражение в ряде «поучений».

Одним из наиболее древних «Поучений» является поучение ге-раклеопольского фараона своему сыну13. Период правления герак-леопольскпх фараонов (IX и X династия) характеризуется резким обострением классовых противоречий. Фараонам X династии уда­лось объединить значительную часть Египта, распавшегося на от­дельные номы, однако южная часть Верхнего Египта им по-прежне­му не подчинялась. В объединенной части Египта отдельные но­мархи по своему могуществу могли соперничать с фараоном. Эти особенности эпохи нашли отражение в «Поучении».

В «Поучении» проводится резкое разграничение между,богаты­ми и бедными: «„Неимущий жаден к тому, что принадлежит дру­гому", неправеден тот, кто, будучи бедным, мечтает о захвате чужих богатств и говорит: „Ах, если бы я имел!". Бедняков не следует брать в войско, поскольку „бедный — это смута войска"». Напротив, «не пристрастен богатый в доме своем, так как он владыка вещей и не имеет нужды». Г. Ф. Александров справедливо усматривает в таком резком разграничении места и роли богатых и бедных отра­жение остроты классовой борьбы в эпоху, когда создавалось «По­учение» и.

Автор «Поучения» советует будущему царю ориентироваться на знать и войско. «Возвышай своих вельмож, продвигай вперед твоих [воинов], увеличивай отряды твоих телохранителей, снабженных списками, обеспеченных землей, одаренных стадами». К близким людям царь должен проявлять максимум снисходительности: «Не убивай никого из тех, кто близок к тебе, если ты хвалил его». В случае восстания против царя или посягательства на частную собственность, напротив, необходимо проявлять твердость и реши­тельность. «Подавляй толпу, уничтожь пламя, которое исходит от нее, не поддерживай [человека, который] враждебен; будучи бедня-

12 Там же, т. 1, с. 245.

13 Поучение Гераклеопольского царя своему сыну,— Вести, древ, истории, 1950, Лр° 2, с. 126—127.

14 Александров Г. Ф. История социологических учений: Древний Восток. М, 1959, с. 107.

ком (буквально: в качестве бедняка;, он —враг». Не без одобрения в «Поучении» говорится о практике судов на юге Верхнего Египта, не подчинявшихся гераклеопольским фараонам. «Судьи юга судяг бедняка. Знай, что они немилостивы, когда судят ннщего».

Гераклеопольский царь делится с сыном своим опытом борьбы с номовой аристократией, советуя ему вести умелую политику по отношению к тем, кого «любят его подчиненные», вокруг кого «объ­единены его многочисленные приверженцы». Особенно опасным он считает красноречивого человека. Царь советует сыну: «Прогони его, убей его... соскобли его имя, уничтожь его сторонников, пскоре-ни память о нем и его сторонниках, которые его любят».

Призывая сына к решительным и жестоким мерам по отношению к открытым врагам, гераклеопольский царь в то же время предо­стерегает его от излишней строгости по отношению к покорному на­селению, призывает его защищать слабых. «Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай. Нехорошо это для тебя. Наказывай уда­рами и заключением, и земля будет устроена благодаря этому». «Твори истину, и ты будешь жить долго на земле. Утешай плачу­щего, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества отца его». Однако следует отметить, что призывы к справедливости и заботе о слабом буквально тонут в призывах к прямой физиче­ской ра«праве над проявляющими недовольство массами

Оценивая «Поучение» в целом, можно отметить, что его веду­щей идеей является поиск таких средств и методов управления, ко­торые могут и должны привести к усилению и централизации госу­дарства.

От «Поучения гераклеопольского царя своему сыну» заметно от­личается созданное в период относительной социальной стабиль­ности «Поучение Птахотепа». Птахотеп был визирем одного из фараонов V династии. Однако авторство самого Птахотепа пред­ставляется весьма сомнительным. Вероятно, это произведение было создано в эпоху Среднего царства15.

Так же как и рассмотренное нами поучение гераклеопольского царя, оно написано в форме различных советов и наставлений. 110-и летний, одряхлевший и ослабший Птахотеп обращается с просьбой к фараону разрешить ему оставить поучение потомкам. Фараон позволяет ему с условием, чтобы поучение было «согласно с изречениями древних»16. Птахотеп строго следует этому сове­ту, выступая решительным противником всяких нововведений. На­ставляя сына, он говорит: «Повторяй слово за словом, не пропу­ская, не прибавляя, не заменяя одного слова другим». Характери­зуя образ сына, нарисованный в «Поучении», Н. П. Гуля пишет, что «в нем основное — подчинение традиции и послушание» ".

Птахотеп одобряет существующие общественные отношения. Общество в «Поучении» изображается в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и их избранник фараон, а основанием слу- " Всемирная история, т. 1, с. 189, 282; Тураев Б. А. Указ. соч., т. 1, с. 242.

16 Гуля Н. П Дидактическая афористика Древнего Египта. Л., 1941, с. 49.

17 Там же. с. 60.

гкит простой народ. Птахотеп говорит, что внушать страх другим может только бог пли равный богу фараон, а не простой человек. Между фараоном п народом располагаются жрецы и различные ка­тегории знати. Вся пирамида объединяется правосудием, персони­фицированном в образе богини Маат, которая придает сложившему­ся общественному строю божественный и справедливый характер. Птахотеп считает, что каждый человек должен поступать сооб­разно тому общественному положению, которое он занимает. При встрече с более важным следует «опустить руки, согнуть спину». Особенно почтительно надо относиться к начальству. «Гни спину пе­ред начальством... тогда твой дом будет в порядке, твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит»,— откровенно поучает Птахотеп.

Особое внимание в «Поучении» уделено отношениям с низшим. Перед ним не следует превозноситься «ввиду его убожества ». «Если ты — правитель,— пишет Птахотеп,— не отталкивай просителя. Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, ие превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища,— ведь твоим имуществом распоряжается бог».

Призывы соблюдать установленный порядок, не злоупотреблять, властью вообще широко представлены в литературе эпохи Среднего царства. Однако это вряд ли можно считать только проявлением гу­манности — это был одновременно и призыв к представителям го­сподствующего класса не создавать без крайней необходимости до­полнительных источников социального раздражения.

Ряд древнеегипетских источников позволяет судить о настроени­ях и чаяниях народных масс. Особенно интересна в этом отношении сказка «Красноречивый крестьянин».

Ограбленный крестьянин обращается в суд, но не находит там правды и произносит обличительную речь. Красноречие крестьяни­на поражает вельможу — председателя суда, и тот докладывает о нем фараону. Фараон — ценитель ораторского искусства — распо­ряжается продолжить рассмотрение дела, записывать речи крестья­нина и записи приносить ему. В сказке крестьянин произносит еще восемь речей. Конец сказки сохранился плохо, но надо полагать, что грабитель был наказан, а потерпевшему от грабежа было возвраще­но его имущество.

В литературе высказываются различные мнения о среде, в кото­рой создавалась и бытовала сказка, однако ее фольклорные источни­ки не вызывают сомнения. В речах крестьянина содержится острая критика социальных порядков, и в особенности состояния правосу­дия. Обращаясь к председателю суда, крестьянин говорит: «У тебя тго части правосудия плохо — оно прогнано со своего места... Твоя рука насильничает, а сердце жадно... Безопасности нет в стране... Ты назначен выслушивать, судить братьев, обуздывать грабителя, а ты заодно с ворами... Ты —вор, это нелестно для тебя...». Кресть­янин понимает, что такие речи небезопасны для него, но страх не удерживает его, и он продолжает свои обличения, перемежая их с призывами к справедливости: «Обуздай грабителя, защити нищету...

Не лги. Ты велик. Ты — весы... Твой язык — стрелка весов, твое сердце — гири, твои уста коромысло. Если ты закроешь лицо про­тив насильника, кто тогда обуздает преступление? Но ты — пере­возчик, переправляющий только того, у кого есть деньги, ты — хищ­ная птица для людей, живущая бедными птицами; ты повар, для которого радость закалывать...»18 О недовольстве порядками, ца­рящими в судах, свидетельствует и следующая молитва, записанная в конце эпохи Среднего царства: «Амон, преклони ухо твое к одино­кому в суде, когда он беден, а враг его богат; ведь суд сокрушит его; серебро и золото для писцов счетоводов; одежда для слуг. Да найдет он, что Амон — визирь, дающий выйти из бедности, да най­дет и бедный справедливость на суде» 19.

Важным документом, характеризующим политические воззрения Древнего Египта, является «Поучение Ипусера». По своей литера­турной форме «Поучение» весьма близко к жанру пророчеств и как таковое воспринималось многими египтологами. В. В. Струве привел убедительные доказательства того, что в папирусе дано описание реального восстания крестьян и ремесленников, к которому при­мкнули и рабы20.

Ипусер — человек имущий и знатный, поэтому его описание про­никнуто ненавистью к восставшим массам. Он утверждает, что в ре­зультате восстания хозяйство пришло в упадок, а страна впала в анархию. «Зерно погибает на всех путях, и люди лишены платья, мазей и масла. Все говорят: „Нет ничего. Закрома разрушены. Страна повержена наземь...". Люди пашут, держа в руках щит. Кровь повсюду. Вся река в крови... все стремится разжечь междо­усобную войну».

Причину бедствий страны Ипусер видит в разрушении государ­ственного аппарата, в низвержении власти фараона, в том, что все • уравнялись в правах. В конечном счете «Поучение Ипусера» это попытка доказать необходимость сохранения неравенства и сильного централизированного аппарата во имя блага страны. Именно поэто­му памятник переписывался и читался представителями правящей верхушки на протяжении многих столетий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...