Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 2 глава




53 Там же, с. 377.,

54 Там же, с. 381.

55 Всемирная история, т. 1, с. 550.

завоеватель, овладевая богатой военной добычей, добивался усиле­ния своей власти. Напротив, в периоды военной слабости страны царская власть обычно также ослабевала.

Замедленное, с рядом попятных движений развитие деспотиче­ской формы государства позволяет проследить некоторые этапы со­путствующего этому развитию процесса становления политических воззрений, направленных на обожествление и восхваление царя-деспота.

В глубокой древности в среднем течении Тигра был основан город Ашшур. На рубеже II и III тысячелетий до н. э. он приоб­ретает важное значение в торговле между Вавилонией, с одной стороны, и Сирией, Малой Азией и Арменией — с другой. Вокруг Ашшура постепенно начинает складываться могучая рабовладельче­ская держава, получившая название Ассирии.

Около 2200 г. до н. э. Ашшур образует ряд колоний-поселений в южной и центральной частях Малой Азии. В одной из таких колоний, примыкавшей к обширному поселепию Конес в Каподакии, обнаружен обширный архив, позволяющий охарактеризовать госу­дарственный строй древнего Ашшура. Во главе государства-города стоял ншшиаккум, который в мирное время осуществлял функции верховного жреца, а во время войны становился верховным воена­чальником. Непосредственное управление осуществлял совет ста­рейшин — «дом города», который, минуя ишшиаккума, сносился с колониями. Судебные функции осуществлял либо совет, либо его отдельные члены. По мнению И. М. Дьяконова, «Ашшур этого вре­мени приближался к типу олигархической рабовладельческой рес­публики» 56. Очевидно, что государственному строю Ашшура долж­ны были соответствовать и господствовавшие политические воззре­ния. Документов, прямо излагавших эти воззрения, до нас не дошло. Однако весьма существенно, что в Конесском архиве нет документов, содержащих утверждение об особо важной роли ишши­аккума. Уместно допустить, что такого рода представлений в эту эпоху не существовало. Показательно, что датировка в ашшурских документах велась не по именам ишшиаккумов, а по именам лпмму (вероятно, одного из членов совета старейшин, ведавшего казной города). Лимму менялись ежегодно. В Ашшуре долго сохранялись пережитки общинного и родового строя. Так, в документе VIII в. до н. э. говорится, что в случае убийства следует дать родственни­кам убитого рабыню, чтобы «смыть кровь». Того, кто отказывался дать возмещение, следует убить на могиле убитого ".

В начале II тысячелетия рабовладельческая верхушка Ашшура начинает стремиться к проведению широкой завоевательной поли­тики. Проводниками такой политики становятся ишшиаккум Илушу-ма (XX в. до н. э.) и особенно Шамши-Адад I (конец XIX — нача­ло XVIII в. до н. э.). Накопленный к этому времени опыт крупных завоевательных войн свидетельствовал о необходимости усиления

56 Там же. с. 313.

57 Аваиев В И. История Древнего Востока, с. 435.

_Эта необходимость получает отра­жение и в политической идеологии. Шамши-Адад I объявляет себя не просто ишшиаккумом, но «царем множеств». Он явно стремился установить в Ашшуре монархию, наподобие существовавшей в Ва­вилоне. В этот период в Ашшур проникает ряд вавилонских уста­новлений, начинает использоваться вавилонская клинопись.

Усиление царской власти происходило за счет ослабления влия­ния знати. В борьбе со знатью Шамши-Адад I опирался на свободное сельское и городское население, провел некоторые реформы в его интересах. В одной из надписей он говорит о том, что установил твердые цены на зерно, масло и шерсть 58. До нас дошла переписка Шамши-Адада I с сыном, отражающая его стремления к установле­нию деспотической власти в Ашшуре. В своих письмах он подчер­кивает, что страна под его властью благоденствует. Политика Шам­ши-Адада I послужила основой для создания идеального образа не­ограниченного правителя — заботливого отца народа.

Возвышение Ашшура в XVIII в. до н. э. было непродолжи-тельным. В XV в. до н. э. начинается новое возвышение Ашшура н новое усиление власти царя. К концу XV в. до н. э. возникает боль­шое Ассирийское государство. Правивший в это время царь Ашшу-рубаллит I начинает на печатях называть себя царем Ассирип, но не решается употреблять этот титул в своих надписях. Уместно пред­положить, что Ашшурубаллит I был вынужден считаться с широким распространением политических представлений и оценок, унаследо­ванных от тех времен, когда власть ишшиаккума была существенно ограничена советом старейшин. Только его преемник Арпкденшгу стал без ограничений использовать титул царя Ассирии59. Даль­нейшее усиление власти царя позволило Ададнерари I (XIV в. до н. э.) именовать себя наместником богов, основателем городов, ист­ребителем мощных племен, к ногам которого боги Ану, Ашшур, Шамаш, Адад и Иштар склонили всех правителей и государей60. Наивысшего могущества в этот период Ассирия добивается во второй половине XIII в. до н. э. при Тукульти-Нинурте I, который успешно вмешивался в вавилонские дела и увез в Ашшур главную святыню Вавилона — статую бога Мардука. Видимо, стремясь осво­бодиться от остатков влияния городского совета Ашшура, Тукуль-ти-Нинурта I переносит столицу в другой, специально построенный город. С этого времени Ашшур и государство перестают быть сино­нимами, возникает основа для формирования представления о госу­дарстве вообще, безотносительно к конкретному городу и его вла­дениям.

Реформы Тукультп-Нинурты I не получили поддержки городской знати, и он был убит восставшими против него «великими». После убийства Тукульти-Нинурты I происходит значительное ослабление царской власти, начинается период смут и междоусобиц.

В XII—XI вв. до н. э. и в IX в. до п. э. Ассирии на корот-

58 Там же, с. 423.

59 Источниковедение исторпп Древнего Востока. М., 1984, с. 124.

60 Я открою тебе сокровенное слово..., с. 250.

кие сроки удается восстановить свое могущество. Власть главы» государства в эти периоды обретает многие черты, характерные-для власти царя-деспота. Особенно выразительно представления о неограниченной власти царя и его близости к богам зафиксированы в анналах царя Ашшур-пацир-апала II (883—859 гг. до н. э.). Царь утверждает, что бог Шамаш «простер свою добрую тень» над ним, вручил ему «скипетр, пасущий человеков». Подчеркивая свою бли­зость к богам, Ашшур-нацнр-апал II пишет, что когда на его владе­ния напали враги, то свои колесницы и войска оп собрал по веле­нию богов Ашшура, Иштар и Адада. Эти боги объявляются помощ­никами царя. В анналах Ашшур-нацир-апал II прославляет свою жестокую расправу над покоренными врагами. «Многих людей жи­выми я захватил в руки — одним я отрубил кисти или пальцы, другим отрубил носы, уши и пальцы [?] их, многим людям осле­пил глаза. Я сложил одну башню из живых людей, другую из го­лов и привязал к столбам их головы вокруг их города. Их юношей и девушек я сжег в огне, город разрушил, снес, сжег в огне и пожрал его» 61. Такая расправа в анналах Ашшур-нацир-апала счи­талась как справедливое наказание за неверность или непокорность ему — царю, который властвует по велению и с помощью богов.

После смерти Ашшур-нацир-апала II наступает ослабление Асси­рии. Тем не менее идея божественного происхождения власти царя продолжает всемерно поддерживаться. От этого времени до нас до­шли письма, которые писали цари богам-покровителям и даже ответ­ное письмо бога Ашшура царю Шамашиададу V (823—811).

В середине VIII в. до н. э. Ассирия снова усиливается. Царь Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.) возобновляет завоеватель­ную политику.

Сын Тиглатпаласара III Салманасар V отменил ряд льгот, кото­рыми обладали древние города Ассирии и Вавилонии — Ашшур, Ниппур, Сиппар, Вавилон. Это вызвало недовольство знати, которая в первую очередь пользовалась этими привилегиями. Против Салма-насара III был организован заговор, в ходе которого царем стал его брат Саргон II. Саргон восстановил льготы древних городов. В одном из дошедших до нас текстов от имени Саргона говорится следующее: «На Ассур, город, имеющий вольности, древний, священный город, прославленный Ассуром, его владыкой, в целом мире... жители ко­торого изначала не ведали принудительных работ и повинностей, Салманасар, не боявшийся вседержителя, поднял к беде свою руку, наложил на его граждан барщину и повинности и обращался с ними, как с крестьянами. Когда владыка богов в гневе сердца своего низ­ложил его царство, он меня, Саргона, призвал в цари, возвысил главу мою, даровал мне жезл, престол и венец... Я освободил их от солдатчины, от команды десятника, сделал свободными от налогов п повинностей, подобно всем храмам Ассирии... Я изваял изображение Ассура, моего господина, написал на серебряной дощечке (эти постановления) п положил перед ним. Кто удалит это с места,

61 Там же, с. 251—253.

да накажет его сурово великий владыка Ассур возмущением и смертью» в2.

По мнению Б. А. Тураева, Саргон выступает здесь как блюсти­тель законности и противник произвола. На наш взгляд, в такой характеристике содержатся элементы модернизации. Правильнее сказать, что в надписи Саргона осуждаются попытки Салманаса-рa V посягнуть на существующие порядки, освященные временем. Понятие законности предполагает четко сложившиеся представления о верховенстве по крайней мере основных законов по отношению к воле монарха-деспота. Ничего даже отдаленно схожего с таким уче­нием о законе в ассирийских документах не обнаружено.

Идея обожествления царской власти получила полное выражение в анналах преемников Саргона II — царей Синаххериба (705— 680 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (669—631 гг. до н. э.).

О себе первый из них пишет:

[Я] — Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемо­го мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый па­стырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой, могучий самец, пер­вый пз всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов. Бог Ашшур, Великая гора, даровал мне несрав­ненное царствование, и над всеми сидящими на престолах возвели­чивает он мое оружие» 63.

Еще более развернутое восхваление царя содержится в анналах Ашшурбанапала, в которых утверждается, что великие боги дали устроение царствованию этого царя, поручили ему попечение о своих святилищах, истребили его врагов. Причем царь выступает не только как избранник богов, но и как посредник между народом и богами, обеспечивающий благосостояние народа 64.

«После того как Ашшур, Син, Шамаш, Адад, Бел, Набу,

Иштар Ниневийская, Шаррат Кидмури,

Иштар Арбельская, Нинурта, Гергал, Нуску

милостиво на престол отца-родителя моего меня посадили,

Адад дожди свои излил, Эйа источники свои открыл,

до пяти локтей поднялось зерно в росте своем,

до пяти шестых локтя был колос длиною,

был урожай ровен — расцвет Нисабы,

неуклонно луга наливались,

плодовые деревья плодоносили, скот удавался при

рождении.

Под властью моей изливалось плодородие, в годы мои копилось изобилие»,— пишет Ашшурбанапал 63.

62 Тчраев Б. А. Указ. соч.. т. 2, с. 60.

63 Я открою тебе со'кровенное слово..., с. 274—275.

64 К.'пчков И. С. Указ. соч.. с. 20.

65 Я открою тебе сокровенное слово..., с. 324.

3. Древний Иран. Авеста

Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста66 — собрание священных книг зороастризма, яв­ляющегося религией древних племен, населявших территорию Ира­на, стран Ближнего и Среднего Востока. Родиной Авесты источники считают Мидию ". Основоположник зороастризма — Спитак Спита-ма (VI в. до н. э.) по происхождению мидянин, выступивший в роли, пророка Заратуштры. Зороастризм возник на основе переработки очень древних религиозных представлений. Источники свидетельст­вуют о том, что первоначально Авеста состояла из 21 книги (на-сков). В период завоеваний Александра Македонского эти священ­ные книги были уничтожены, возможно, во время пожара. Из них уцелели только три книги: «Ясна», «Вендидат», «Висперед». Впо­следствии Авеста все время дополнялась, поэтому дошедшпй до нас текст представляет собой соединение отрывков, зачастую повторяю­щихся и противоречащих друг другу. Дополнения к Авесте, кото­рые были сделаны после Заратуштры, получили название младшей Авесты. Таким образом, это произведение создавалось на протяже­нии многих веков. Возникшее еще в период родового строя, оно-служило многим народам и различным общественным формациям. В эпоху рабовладения Авеста являлась религией государства Ахе-менидов, в период раннего феодализма — господствующей религией Сасанидского государства. Зороастризм продолжал свою жизнедея­тельность и в период господства Арабского Халифата, противоборст­вуя насаждавшемуся исламу.

По своему содержанию Авеста является неисчерпаемым источ­ником познания общественного строя, правовых институтов в стра­нах Ближнего и Среднего Востока. Равная по своей значимости та­ким крупнейшим историческим памятникам, как законы Ману к Индии, законы Хаммурапи в Вавилоне и другим, она достаточна ярко отображает нравственные, религиозные, социальные и другие-мировоззренческие представления людей того времени.

Согласно учению Заратуштры, в мире существует два начала: доброе — Ахура-Мазда (Ормузд) и злое — Ангра-Манью (Ахри-ман), между которыми происходит постоянная борьба. Ахура-Мазда — создатель всего лучшего, доброго, праведного, блага для всего, что существует на земле, тогда как Ахриман — дэв дэвов, источник бедствий, разрушений, преступлений, всего злого на зем­ле. Эти два противоположных начала бытия существуют параллель­но и находятся в постоянной вражде. «Ахура-Мазда» — прекрасное-существо, произнес Ахуна Вайриа. Он сделал его совершенным, он-прекрасный. Как только он произнес это, появилось злобное су­щество. И Ахура сказал злому, когда эти, слова произнесены: «Ни

66 В работе «Авеста» используется в переводе К. Де Арлеза. См.: Be Нат-lez С. Avesta: Livre sacre du Zoroastrisme. P., 1881.

67 См. подробнее: Маковелъский А. О. Авеста, Баку, 1960, с. 63.

ваши мысли, ни наши учения, ни наши желания, ни наши слова, ни наши дела, ни наши законы, ни наш разум не совпадут» (Ясна, XIX, 38-43).

Заратуштра прославляет Ахура-Мазду, называет превосходней­шим, совершеннейшим, мудрейшим и т. д., выражает надежду на победу добра над злом, объявляет Ахура-Мазду верховным и еди­ным богом, введя тем самым единобожие вместо существовавшего многобожия. Всех остальных — бога огня, бога солнца, воды и других — он считал его проявлениями. Законы Мазды — выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников, трудя­щихся слоев общества. Они все пронизаны заботой об этих слоях, что проявляется и в восхвалении земледелия, необходимости мате­риального благополучия, плодородия земли, увеличения стада круп­ного и мелкого скота и др.

Весьма примечательным является то, что в некоторых парагра­фах Авесты Заратуштра объявляет себя защитником бедных. В од­ной из гат «Ясны», посвященной похвале Огня, вознаграждению добрых дел добром, говорится: «Какая сила, какое наслаждение дано вам добрыми делами? Пусть я это объявляю, о Мазда, ибо чистотой, благой мыслью я содействую защите бедного, принадле­жащего вам. Объявим это перед вами всеми, перед дэвами и извра­щенными людьми» (Ясна, XXXIV, 5).

Вообще добро в Авесте представлено Заратуштрой и его после­дователями маздаистами, а зло — сектантами, проповедующими, видимо, противоположные маздаизму идеи, законы, обычаи и пред­ставленными орудием Ангра-Манью, сеющими зло, насилие. На вопрос: «Где находится то, что больше всех огорчает землю?»— •следует ответ Ахура-Мазды: «Там, где находятся в большом коли­честве пристанища существ, созданных Ангра-Манью» (Вендидат, III, 32, 33). Законы Мазды объявляют сектантов опасными врагами маздаизма и устанавливают кару в отношении их.

Борьба добра со злом, воспевание всего праведного, справедли­вого лежит в основе этнки Заратуштры, которая, как полагают ис­следователи 68, выражается в трех принципах — добрая мысль, доб­рое слово, доброе дело. «Эти слова, произнесенные Маздой, содер­жат три правила, четыре профессии, пять властелинов, им совер­шаются приношения. В чем состоит это тройное правило? Хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать» (Ясна, XIX, 44, 45). Видимо, эти три правила составляли основу должного поведения людей при родовом строе. Содержание понятия «добрая мысль» оз­начало чистоту помыслов в духе божественных законов, помощь ближнему, борьбу со злом, мир и единогласие со всеми. Человек не должен иметь дурных помыслов, не должен завидовать, быть корыстным, жестоким.

Поздний зороастризм в большей мере конкретизирует понятие «доирое слово», предписывая не нарушать слова, соблюдать догово-

68 См. подробно: Геюшов 3. Этическая мысль в Азербайджане. Баку, 1968, с. 19—25; Маковелъский А. О. Указ. соч., с. 99—105.

ры, поступать честно во всех торговых делах, возвращать долги, не клеветать, не оскорблять и т. д.69

«Доброе дело» — третья заповедь Авесты — охватывает многие стороны общественной жизни. Но прежде всего — это соблюдение законов Ахура-Мазды, особенно тех, которые предписывают тру­диться на земле, орошать ее- и возделывать, сажать плодовые де­ревья, не загрязнять землю, проводить каналы, заботиться о полез­ных животных.

Зороастризм вменяет в обязанность своих последователей стро­гое подчинение священному закону, праведному порядку, воплощен­ному в Авесте в лице Аша. В «Виспереде» содержится призыв к верующим: «Держите в готовности ваши обе руки и ваши умы — для благого совершения законных поступков в соответствии со священным порядком и для избежания незаконных и дурных дел». 'Поэтому, особенно в «Ясне» Аша воспевается наряду с Ахура-Маз-дой как высшее благо, самый мудрый, справедливый, борющийся со злом.

Как уже отмечалось, в период пра ления Сасанидов зороастризм был объявлен официальной религией, и, следовательно, законы За­ратуштры выступали в роли действующего права, составляя право­вую основу общественной жизни, причем не только древнего об­щества.

Авеста содержит в себе проповедь просвещения, которое здесь совпадает со знанием законов Мазды.

Просветительские идеи, пропагандировавшиеся зороастризмом, предписывали устройство общественной жизни в соответствии с за­конами Мазды, основанными на принципах добра и справедливо­сти. Они регламентировали многие стороны общественной жизни. Придерживаться их вменялось в обязанность всем членам общества. Жизнь человека, текущая по законам Мазды, должна быть награж­дена на этом свете рядом материальных благ, богатством, здоровым телом, хорошей семьей и т. д. Знание законов Мазды являлось не­посредственной обязанностью сословия жрецов atravan. Однако Заратуштра предписывает изучать законы Мазды и другим сосло­виям, чтобы руководствоваться ими в жизни и бороться со злом. Более того, Заратуштра учит и устанавливает правила изучения и применения законов Мазды: чтобы стать мудрым, осветить свой ум святостью, человек должен прилежно заниматься развитием своего ума, чистотой, молитвой до тех пор, пока он не научится повторять изречения и молитвы, которые изучали древние учителя доктрины (Вендпдат, IV, 130-135).

Видимо, поэтому, согласно Авесте, первый человек и царь Има является мудрым, управляющим страной на основе разума, спра­ведливости, законов Мазды.

Авеста передает легенду возникновения человечества и царства, повествует о временах существования еще в рае Имы — человека, сына неба, который был изгнан из рая за то, что съел мясо.

69 См.: Маковелъский А. О. Указ. соч., с. 100.

Вендпдат в своем втором фаргарде передает о божественном пре­дупреждении Имы о бедах, угрожающих земле, которые заключают­ся в суровой зиме и потопе, наводнениях. Има по велению Лхура-Мазды строит убежище и забирает с собой самых сильных и кра­сивых мужчин и женщин, зародыши всех видов самых крупных и самых красивых животных, семена различного рода деревьев, самых высоких и с самым лучшим запахом. Ахура-Мазда наказы­вает создать царство, в котором «не было ни ссор, ни вражды, ни неверности, ни злости, ни обмана, ни низости, ни скорби, ни смер­ти и т. д.» (Вендидат, II, 80—86). Ахура-Мазда подробно регламен­тирует, что должен сделать Има на земле, чтобы создать царство счастья: где он должен обосновать жилище, как посадить деревья, орошать землю, оберегать свое стадо — народ. Все это и было вы­полнено Има. «И эти люди,—заключает Ахура-Мазда,— живут са­мой счастливой жизнью в ра, которую создал Има» (Вендидат, II, 136).

Таким образом обрисовывается идеальное общество, где царят мир и счастье, где нет вражды и насилия.

Большой интерес представляет вопрос о характере власти в этом обществе. В литературе высказано мнение о том, что Заратуштра проповедовал монархию 70.

Можно предложить, что в Авесте проповедовалась власть не просто монарха, а власть просвещенного мудрого монарха. В этом же фаргарде «Вендидата» Заратуштра вопрошает Ахура-Мазду: «Создатель видимых миров. Кто ее (вара, созданный Има.— М. М.) хозяин и мудрый повелитель? Ахура-Мазда ответил: Урват-Наро" и ты, святой Заратуштра» (Вендидат, II, 140—143).

Итак, речь идет о мудрых повелителях, каковыми Ахура-Мазда называет сына Заратуштры как главу гражданской власти п самого Заратуштру как главу религиозной власти72. Даже если предполо­жить, что эти последние параграфы вставлены позже, то и без них Заратуштра — проповедник законов Мазды, мудрый, прекрасный и т. д., который должен управлять людьми, создавать для них счастливую жизнь, свободную от насилия и подчинения.

Наиболее полную картину общественного строя и правовых ин­ститутов создает «Вендидат» (законы против дэвов), в двадцати двух фаргандах (главах) которого излагаются предписания относи­тельно религиозных обрядов, способных устранить дэвов земледелия и скотоводства, заключения договоров и правовых последствий при нарушении условий договора, преступления и наказания, заключе­ния брака, семейных обязанностей супругов и т. д.

Это наиболее важная часть Авесты, представляющая собой уче­ние маздаизма и свод законов, изложение которого происходит в форме диалога между Ахура-Маздой и Заратуштрой. Исследовате­ли происхождения «Вендидата» полагают, что некоторые главы его

т0 См.: Там же, с. 108.

71 По Буидехеш, Урват-Наро — третий сын Заратуштры. Его считают отцом и создателем класса землевладельцев. См.: De Harlez С. Op. cit. p 25

72 См.: De Harlez С. Op. cit., p. 25.

относятся ко времени возникновения зороастризма. Наряду с дан­ной наиболее древней частью в книге содержатся добавления и бо­лее позднего времени. Об этом свидетельствуют вставки в текст, которые существенно изменяют последовательность в изложении со­держания, а также, на наш взгляд, упоминания в некоторых пара­графах о рабах и слугах, свидетельствующие о периоде рабовладе­ния. То обстоятельство, что здесь рабы упоминаются в качестве домашних слуг, не меняет положения, ибо известно, что в Ми-дпи, родине зороастризма, институт рабства существовал в виде домашнего рабства.

Заратуштра восхваляет законы Мазды, которые своим величием, красотой и добротой превосходят все другие законы. В «Вендидате» он вопрошает Ахура-Мазду: «Создатель миров. Насколько великий, добрый и прекрасный закон, который изгоняет дэвов, закон Зара­туштры выше своим величием, своим превосходством и своей кра­сотой других учений?». Ахура-Мазда ответил: «Закон, изгоняющий дэвов, закон Заратуштры, своим величием, своим превосходством и своей красотой стоит над другими учениями. Так высоко, как море Вурукрта находится выше других морей (вод). Этот закон против дэвов, Заратуштра, превосходит другие в величии, доброте, красо­те так, как самые глубокие потоки перекрывают самые слабые (.) родники, как самые высокие деревья возвышаются над низкими растениями...» (Вендидат, V, 69—74).

Авеста признает четыре сословия: жрецов (атраван), воинов, земледельцев и ремесленников. Она не выделяет рабов в качестве самостоятельного сословия, но вспоминает о них.

Одно из центральных мест в Авесте уделяется сословию жре­цов, высокой обязанностью которых является проповедование за­конов Заратуштры и их претворение в жизнь. Наделенные духов­ной властью, маги обладали большим влиянием в общественной и политической жизни. Источники характеризуют магов как придвор­ных жрецов мидийского царя, а в последующем при Ахеменидах — ахеменидского царя. Геродот, например, характеризует жрецов как советников последнего мидийского царя Астиага.

Особенно ярким свидетельством того, что маги представляли значительную политическую силу в стране, является ответ магов на просьбу Астиага дать совет для обеспечения безопасности его и их дома (страны.— М. М.) и особенно последние строки этого от­вета: «Царь. И для нас ведь весьма важно, чтобы престол остался за тобой. Если же он перейдет к этому персидскому мальчику, то попадет в чужие руки, и мы, мидяне, станем рабами, а персы бу­дут нас презирать, как чужеземцев. Но пока царем останешься ты, наш единомышленник, и мы также участвуем в правлении и в ве­ликом почете у тебя. Поэтому-то у нас все основания стоять за тебя и твою власть» 73.

Значительное место в «Вендидате» занимают вопросы граждан­ского права (заключение договоров, форма их заключения, ответст-

Геродот История. М.. 1972, т. 1, с. 107, 120.

венность за нарушение договора и др.), семейно-брачных отноше­ний, преступления и наказания.

«Вендидат» предусматривает шесть видов заключения контрак­тов и возлагает на близких родственников искупление вины за на­рушение лицом договора путем обмана. Так, близким родственни­кам нарушившего путем обмана устный договор предписывается 300 искупительных покаяний, нарушившего договор рукопожати­ем — 600 искупительных покаяний самых близких родственников и т. д.74

В главе IV «Вендидата» содержится система наказаний за об­ман при заключении договора.

«Вендидат» предусматривает различные виды преступлений. К числу тяжких преступлений «Вендидат» относит преступления против законов Мазды, за которые устанавливаются тяжкие нака­зания: «Пусть разрежут его тело полностью при помощи желез­ных лезвий», «Пусть скуют все его члены железными оковами» (Вендидат, IV, 153, 156). За ними следуют преступления против религиозных ритуалов и перечень наказаний за нарушение этих предписаний.

«Вендидат» признает преступление против сил природы. Пре­ступлением считается и осквернение земли, воды и растения погре­бением трупа.

«Вендидат» знает и такие виды преступления, как убийство и ранение животных, в частности собаки и всех ее видов, лишение ее еды. Лишение собаки еды по своему характеру приравнивается к лишению еды главы дома. Причем в зависимости от того, какую собаку лишают еды, решается степень наказания. Лишение еды собаки, охраняющей стада, приравнивается к лишению еды «главы дома высокого общественного положения в этом телесном сире», лишение еды собаки, охраняющей деревню,— к лишению главы дома среднего общественного положения, лишение еды собаки личной охраны равнозначно лишению еды человека, которого сле­дует почитать как священника и т. д. Соразмерно значимости со­вершенного преступления «Вендидат» регламентирует наказание. Как мы видим, самое тяжкое наказание назначено за лишение еды собаки, охраняющей стада, что связано со значением ското­водства для времени Авесты (Вендидат, XIII, 6—74).

«Вендидат» регламентирует различные виды наказания для человека и животных, рассматривая также и последних в качестве субъектов преступления. «Религиозные основы убеждения о про­ступках против животных и наказании «виновных животных» осно­вывались на том принципе, что полезных животных считали частью армии Ахура-Мазды и «обладателями сознательности» 75.

'4 Смысл этих параграфов (24—35) остается неясным. Предполагают, что здесь имеется в виду покаяние близких родственников в случае смерти на­рушившего договор, который остается в аду. пока родственники не прочтут за него положенное число молитв. См: De Harlez С. Op. cit, p. 414.

11 Ахмеды Ашраф. Закон и правосудие в древпем шахиншахском Иране Те­геран, 1908, с. 136—137.

«Вендидат» устанавливает не только телесные наказания, но и возмещение ущерба за причинение убытка. В случаях если вслед­ствие ранения собаки, охраняющей стадо, вор или волк украдет добро, то виновному предписывается искупить свое преступление соответственно величине убытка (XIII, 26—30).

По семейно-брачным вопросам «Авеста» предписывает необходи­мость семьи, детей, относя это к порождению добра. Вендидат от­дает предпочтение человеку женатому, отцу семейства, велит де­вушкам выходить замуж. На вопрос: «Что доставляет очень большую радость земле?» — Ахура-Мазда в числе других называет ту землю, па которой праведный человек возвел жплпща, которая имеет огонь, скот, женщин, детей и группы прекрасных мужчин (Вендидат, III, 8-9).

В числе даров, которые человек получит от земли за ее уход и обработку, Вендидат называет молодую девушку, которую взрастят обработанная земля, одаренных детей, такое богатство, как если бы человек даровал бы дорогому другу сына (Вендидат, III, 82—86).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...