Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 3 глава
Характерны в этой связи следующие предписания Авесты: «Рождение сыновей такой же благословенный дар, как и царство пли блаженство на небесах» (Ясна, X—65), «Женатый человек стоит выше неженатого; тот, кто имеет домашний очаг, стоит выше человека, не имеющего такового; тот, кто имеет детей, стоит выше того, кто их не имеет» (Вендидат, IV, 47, 138—141). Законом Мазды установлен 15-летний брачный возраст» Фар-гард XIV, регламентирующий систему наказаний за убийство выдры, предоставляет в качестве одной из возможностей искупления вины выдачу виновным своей сестры или дочери замуж за маздаиста при условии, что она должна иметь хорошую репутацию, серьги в качестве приданого, быть без телесных недостатков и чтобы ей было больше пятнадцати лет (XIV, 65—67). «Вендидат» допускает кровосмешение; лицам, соблюдающим этот закон, маздаизм выражает свою благосклонность. Вместе с тем Закон предписывает супружескую верность и карает за ее нарушения, запрещает разводы. Согласно «Авесте», нечестивые женатые мужчины и женщины не способны иметь детей. Добрые духи налагают на них бездетность (Ясна, XI, 3). Браки заключались? согласия родителей, а при отсутствии таковых с согласия братьев и сестер, а затем и опекунов. Положение женщины в семье и обществе определялось ее благонравным выполнением своих семейных обязанностей, благочестием. О почитании женщин свидетельствует то, что в «Яштах» приводятся женские имена, увековеченные за мудрость, ум, святость. Они цитировались в публичных выступлениях наряду с Заратуштрой и др. Источники полагают, что в период «Авесты» женщина в доме была равноправна с мужем. Везде в «Авесте» имена мужа и жены упоминаются вместе. Обязанности женщины не сводились только к экономическим функциям в домашнем хозяйстве, но имели важное.шачение для морального и духовного прогресса всего народа Авесты. Об этом свидетельствует ее активная борьба против зла, про-
паганда ею моральной п духовной культуры, религиозного культа. Значение «Авесты» неоценимо не только как исторического памятника. Известно, что зороастризм получил широкое распространение во многих странах — от Индии и Афганистана до Греции, от Вавилонии до Азербайджана и Армении включительно. Зороастризм оказал огромное влияние на развитие политической мысли как Востока, так и Запада. Исследователи «Авесты» отмечают ее влияние на Демокрита (по вопросу о трех принципах морали), обучавшегося индийской науке. С учением Заратуштры был знаком Платон, который первым из греческих авторов упоминает о нем, Аристотель и ряд других античных авторов. Авеста являлась предметом изучения Гегеля, который также испытал ее определенное влияние76. 76 См. подробней: Маковельский А. О. Авеста, с. 10, 97—99; Очерки по истории, с. 18—20. Глава II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Ряд исследователей придерживаются мнения, что в области политической мысли древняя Индия не достигла таких высот, как в философии и религии, что страны Востока так и не сумели освободить политику от теологии и метафизики и не достигли уровня европейцев, являющихся будто бы единственным в истории «политическим народом» \ Такое положение объясняется сосредоточенностью индийского ума на философских проблемах бытия, не способствующей созданию систематических, рационалистических теорий общества и государства2. Эти соображения, подоплекой которых нередко служит европоцентризм, далеки от истины, хотя можно понять, как они возникли. Политические идеи древней Индии менее известны, как в этой стране, так и в особенности за ее пределами, чем ее религиозно-философские учения. И в этом нет ничего удивительного. Религия и философия трактуют вечные проблемы, всегда представляющие интерес, и в особенности в Индии, обнаружившей уникальную преемственность и непрерывность развития, в результате чего древнейшие религиозные и философские системы по-прежнему остаются частью национального сознания. Политическая мысль теснее связана с породившим ее временем, реальными социальными и политическими условиями и потребностями и по мере их существенного
1 Dunning W. A. A History of Political Theories: Ancient and Medieval, p. XIX— XX. 2 Varma V. P. Studies in Hindu Political Thought and its Metaphysical Foundation. Delhi, 1974, p. 61. изменения утрачивает жизненную силу, превращается в исторический памятник. Тесная связь политической мысли с религией характерна для всего древнего мира и средневековья. Индия не представляла в этом отношении исключения. Европейцы стали решительно освобождаться в своих политических концепциях от теологии лишь в эпоху Возрождения. Древним мыслителям свойствен универсализм. Они стремились осознать смысл и строение мира целиком, а проблемы политической жизни представлялись им частью этой сложнейшей задачи. Отсюда в Индии, как и в других странах, древнейшие памятники религиозной мысли являются одновременно первыми источниками политических идей и сохраняют значение в качестве принципиальной основы любых суждений об организации общества. Тем не менее это не помешало выделению в Индии наряду с за-коноведческими трактатами, комментирующими священные источники, особой ветви политической мысли, носящей по преимуществу светский характер и сводящейся к искусству управления. В противовес нигилистическим оценкам ряда западных авторов,некоторые индийские исследователи склонны преувеличивать действительно крупный вклад своей страны в историю политической мысли и уникальность концепций, возникших в Индии, в первую очередь их духовный, гуманистический характер. Что Индии принадлежит почетное место в истории политической мысли, не подлежит сомнению. Оно обусловлено хотя бы тем, что Индия дала миру одну из наиболее развитых и древнейших цивилизаций, а ее богатейшие литературные источники, передававшиеся первоначально в устной форме, дают возможность проникнуть в сознание людей, живших по меньшей мере за 3000 лет до нас. Но объективная оценка вклада Индии в мировую политическую мысль возможна лишь при соблюдении двух условий: соотнесении идей с породившей их эпохой и сравнении индийской мысли с мыслью других народов. Однако и в этих параметрах роль индийских мыслителей в мировой истории политических идей велика и специфична. В огромной мере она обусловлена особенностями исторического развития Индии, своеобразием форм, в которых в ней проявлялись всеобщие закономерности. История древней и средневековой Индии, знавшая множество войн, завоеваний, междоусобиц, переселений народов и смен царских династий, вместе с тем отличалась необычной постепенностью и преемственностью в развитии социально-политических институтов, стойкостью основ социального и политического быта, отсутствием столь резких рубежей, каким было, например, падение Римской империи. Дж. Неру отмечал, что «нигде, кроме Индии и Китая, не было подлинной непрерывности цивилизации»3. В Индии, говорил он в 1963 г., еще не наступил окончательно разрыв с древним периодом4. Эта непрерывность цивилизации на протяжении тысячелетий или известная ее
3 Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. М., 1975, т. 1, с. 52. 4 Jawaharlal Nehrus speeches. Delhi, 1968, vol. 5, p. 153. застойность (не получившая еще в научной литературе исчерпывающего объяснения, но безусловно связанная, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс5, с замкнутостью сельской общины и но-коящемся на этой социально-экономической основе восточным деспотизмом, затрудняющими капиталистическое накопление) в истории индийской политической мысли отразилась в явлении, которое исследователи определяют го как удивительную преемственность основных принципов6, непрерывность и повторяемость \ то как консерватизм и схоластику политической теории после Каутильп8. Высказывается суждение, что наиболее творческий период в развитии индийской политической мысли, как в Китае и Греции, прошел до наступления на Западе христианской эры 9. Эти обстоятельства имели двоякие последствия. С одной стороны, они донесли до нас в хорошо сохранившейся и разработанной, живой форме многие принципы и концепции, свойственные в большей или меньшей мере всем древним народам. С другой стороны, сохранность и живость этих традиций позволяет уяснить некоторые особенности политической мысли и политического развития современной Индии и Востока в целом.
*** История политической мысли древней Индии охватывает примерно полтора тысячелетия до VI или VII в. и. э., когда, по мнению советских индологов, в стране наступил период господства феодальных отношений10. Названный рубеж, совпадающий с традиционным определением начала средневековья во всемирной истории, весьма условен, в особенности применительно к политической мысли Индии, которая и несколько веков спустя все еще питалась представлениями, унаследованными от глубокой старины. Эти полтора тысячелетия были эпохой разложения родового строя и возникновения первых государств. В Индии, как и в других странах, названные процессы отличались постепенностью, отсутствием четких граней между качественно различными явлениями и длительным сохранением патриархальных иллюзий. Еще в третьем тысячелетии до н. э. на территории Индии сложилась высокоразвитая Хараппская цивилизация, закат которой наступил при не выясненных до сих пор обстоятельствах в середине второго тысячелетия до н. э. Однако идеи людей этой эпохи остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности и об- 5 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 9, с. 134—136. е Ghoshal U. N. A History of Indian Political Ideas. Oxford Univ. Press, 1959, p. 529. 7 Saietore B. A. Ancient Indian Political Thought and Institutions. L, 1963 p 3 8 Yarma V. P. Op. cit., p. 271. 9 Brown D. M. The White Umbrella: Indian Political Thought from Manu to Gandhi. Los Angeles, 1953, p. 12. 10 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1969, с. 560; Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Ипдии. М., 1979, с. 124-125, 166, 168 и др. щей скудости источников. Лишь от следующего этапа истории Индии, начало которого хронологически почти совпадает с гибелью хараппской культуры, до нас дошло через сотни поколений богатейшее наследие религиозно-философского плана, позволяющее судить о политической истории и политических идеях. Этот этап связан с приходом в Индию ариев и по имени древнейших письменных памятников (веды) получил название ведийского. Ведийское общество находилось на родо-племенной стадии развития. Индия той поры представляла собой арену напряженной борьбы арийских племен с «дасью» (видимо, местным населением) и между собой. Крупных сколько-нибудь стабильных объединений и территориальной экспансии в больших масштабах не наблюдалось. Племя являлось основной ячейкой и принципом организации. В его рамках не было четкой дифференциации между управленче-скими и культовыми функциями. Социальное единство племени постепенно подтачивалось. Рабство в ведийской Индии носило патриархальный характер и не получило особого распространения. Но имущественное неравенство имело место и к концу ведийского пе-риода нарастало. До нас дошли некоторые сведения о концентрации в руках отдельных членов общины значительного количества скота, о возникновении споров из-за пользования землей 11.
Наслоение социальной дифференциации на родо-племенную организацию и сложные отношения ариев с покоренными местными народами привело к формированию сословно-кастового строя, кото-рый Веды объявили изначальным, установленным богом институтом. Многочисленные замкнутые касты (джати) со строгой эндо-гамностью и четко определенным родом занятий распределялись по четырем сословиям (варнам): священнослужител ей (б рахман ов),. воинов (кшатриев), земледельцев (вайшиев) и сл уг__(шудр). Господствующее положение занимали варны брахманов и кшатриев, поделившие между собой духовную и светскую власть. Религиозно-философская система ведийского периода отстаивала их интересы, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма. В области управления делами общества процесс превращения родо-племенного общества в классовое сказался в постепенном возвышении племенного вождя, превращении его в царя и расширении царской власти в ущерб традиционному самоуправлению. Постоянные межплеменные распри активизировали эти тенденции. Царская власть из выборной превратилась в наследственную, ослабевала ее зависимость от разного рода собраний старейшин пли всего племени (сабха, самити, видатха, паришад — различия между ними и пх компетенция остаются неясными). Ведийская эпоха закончилась к середине первого тысячелетия до н. э. О наступлении качественно нового этапа позволяет судить возникновение крупных территориальных объединений, находнвших- 11 См.: Бонгард Левин Г. М. Индия в древности.—В кн.: Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М, Котовский Г. Г. История Индии. М., 1979, с. 35—37. ся под единой властью (монархий и республик). По свидетельствам раннебуддийских источников в VI в. до н. э. в Северной Индии существовало 16 «великих стран» (махаджанапад) 12. Соперничество между ними привело к возвышению государства Магадхи, апогей могущества которого приходится на годы правления династии Мау-рьев (IV—III вв. до н. э.), в особенности царя Ашоки, завершившего создание империи Маурьев, впервые объединившей почти всю территорию Индии. Власть Маурьев оказалась недолговечной. На смену им пришли династии Шунгов и Канвов, а затем в так называемый Кушано-гуптскпй период — империи Кушан (II в. до н. э.— III в. н. э.) и Гуитов (IV—VI в. н. э.). Последняя пала под натиском вторгшихся из Средней Азии гуннов — эфталитов. Периоды империй сменялись периодами политической раздробленности. В магадхо-маурийский и кушано-гуптский периоды социальная дифференциация и имущественное неравенство усиливаются. Частное землевладение приобретает все больший размах, несмотря па торможение этого процесса общиной и государством. Участились случаи купли-продажи земли и ее пожалования частным лицам. При этом царь передавал временным владельцам некоторые права по управлению, наделяя их таким образом властью над всеми населяющими эту землю людьми. Широкое развитие получает аренда. Определение классового характера общества, сложившегося в Индии во второй половине первого тысячелетия до н. э.— первой половине первого тысячелетия н. э., связано с серьезными трудностями. Это обусловено тем, что в то время Индия не знала ни рабовладения, ни феодализма в чистом виде как сложившихся способов производства, определявших всю систему общественных отношений. Рабство в первые века н. э. обнаруживает тенденции к вырождению. Получает большое распространение отпуск рабов на волю, принимаются меры, препятствующие превращению временных рабов в пожизненных, регламентируются обязанности рабовладельцев 13. В противовес этому наблюдается экспансия зависимости феодального типа. Однако отношения эксплуатации крестьянского труда, складывавшиеся в Индии, существенно отличались от европейского феодализма. Меру сходства и различия этих явлений удачно определил Дж. Неру, отметив, что в Индии не было такой феодальной системы, как в Европе, «но у нас было нечто подобное» 14. Особенности индийского социально-экономического уклада заключались в отсутствии крепостного права и манориального хозяйства, преобладании государственной собственности на землю, сохранении крестьянской общины, ограниченном применении неоплачиваемого труда (в основном на строительстве крепостей и ирригационных сооружений). Рента с крестьян взыскивалась в форме налога на землю. Право сбора налога с определенной территории передава- 12 См.: Там же, с. 55.. 13 См.: Там же. с 124 14 Неру Дж. Указ. соч. т. 1, с. 2i8. лось правителем своим приолиженным, которые тем самым становились землевладельцами. Пожалования и титулы, как правило, по наследству не передавались15. Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родо-племенной организации и идеологии. Происходила ассимиляция арийских племен, их поглощение местным населением, взаимопроникновение и обогащение культур. В религиозно-философском плане эти тенденции нашли выражение в еретических, антибрах-мапских течениях, возникших в VII—VI вв. до н. э. (шраманские доктрины, буддизм, джайнизм), в значительной мере в становлении местных (доарийских) культов вишнуизма и шиваизма, а затем, уже после распада империи Маурьев, и в формировании мировоззрения индуизма, ставшего на два тысячелетия духовной основой индийской цивилизации. 1. Периодизация 16 истории и источники политической и правовой мысли Предыстория политической мысли. Ведийский период 1500—600 гг. до н. э. Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в других странах, явились священные тексты. Помимо немногочисленных и мало разработанных политических идей в них были заложены религиозно-философские и этические основы политической мысли, сохранявшиеся и в последующие века, когда она более или менее выделилась в качестве самостоятельной области знания. Источники этого периода получили в Индии название «шрути», т. е. услышанное через божественное откровение. В противоположность шрути более поздняя литература, носящая более узкий и специальный характер (трактаты по отдельным комплексам вопросов, в частности, законоведческие), именуется «смрити», т. е. запомненное, приписываемое конкретным лицам. В первом случае речь идет о «священном знании», ниспосланном богом, во втором — о суждениях мудрых людей. Всю историю политической мысли древней Индии отличает неясность хронологии источников, большая часть которых передавалась длительное время из поколения в поколение в устной форме. Это прежде всего относится к наиболее раннему и основополагающему источнику — ведам. Веды представляют собой собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) различного содержания и назначения. Таких сборников четыре: «Ригведа» (собрание гимнов), «Самаведа» (собрание песнопений), «Яджурведа» (собрание жертвенных формул) и «Атхарваведа» (собрание заговоров, заклинаний). 15 Антонова К.. 1 Индия в средние века.— В кп: Антонова К. А., Бонгард-Ле-впп Г. М., Котовскпй Г. Г. История Индии, с. 166—167. 16 Для организации материала мы пользуемся в основном периодизацией, предложенной индийским исследователем У. Н. Гхошалом в книге «История индийских; политических пдей». Для истории политических идей особый интерес имеют две самхи-ты — «Ригведа», представляющая собой первый дошедший до нас памятник индийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи, и «Атхарваведа». Наиболее распространенная датировка «Ригведы» — конец второго тысячелетия до н. э." «Атхарваведа» сложилась несколько веков спустя18. (Речь идет о формировании состава сборников примерно в том виде, в каком они дошли до наших дней, а не о возникновении отдельных их частей, бесспорно отражающих более раннюю эпоху жизни арийских племен в Индии). Четыре самхиты, и в особенности первая и самая древняя из них — «Ригведа», послужили основой для последующей ведийской литературы, представленной тремя жанрами: брахманы (комментарии к текстам самхит), араньяки (беседы уединившихся в лесах мудрецов со своими учениками) и упанишады — религиозно-философские трактаты. Последние венчают развитие индийской мысли древнейшего периода и свидетельствуют о большом пути, пройденном ею от первых самхит. Упанишады отличаются глубоко философским, а не ритуальным подходом к проблемам бытия. Как подчеркивает индийский исследователь Д. Чаттопадхьяя, в них намечается переход от многопланового пантеона «Ригведы» к безличному космическому абсолюту — Брахману1Э. Упанишады переносили акцент в религии древних индийцев с внешней, церемониальной стороны на внутреннюю, они осуждали обрядность, в особенности жертвоприношения, и призывали к размышлению и интеллектуальным поискам. В ведийский период складываются принципы, определившие развитие политической мысли древней Индии. Их исходным пунктом является обожествление миропорядка и представлений о нем. Догма о божественном создании общественного строя становится основой взглядов на духовную и светскую власть, отношения между ними, возникновение власти в обществе, долг правителя и подданных. В то же время сами эти идеи также объявляются божественным откровением. С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического, или божественного, закона — риты, которому одинаково подвластны и боги и люди. Один из старейших и влиятельнейших богов ведийского пантеона — Варуна со своим спутником Митрой обеспечивал выполнение требований риты с помощью закона (дхармы). Впоследствии этот принцип видоизменяется в связи с перемещением центра тяжести в религии с почитания внешних сил на нравственные проблемы. Этот процесс проявляется уже в «Упанишадах», где первостепенное значение придается самосознанию, нравственной жизни 17 Рпгведа: Избр гпмны. М.. 1972. Вступительная статья Т. Я. Елизаренковой, с 14—15; Боигсрд-Левин Г. М. Индия в древности, с. 48 18 Атхарчлведа: Избр. гимны. М., 1977. Вступительная статья Т. Я. Елизаренковоц, с 0 ' " Бонгард-Лсвин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука Ре--тпгия. М. 1980, с 41. человека. Поэтому дхарма все в большей степени понимается как моральный долг, добродетель. В связи с этим в индийских религиозных системах, пришедших на смену брахманизму, «место риты занимает... „закон кармы", утверждающий зависимость каждого существа от совершенных ранее поступков» 20. Но идея высшей справедливости п высшего порядка, обеспечиваемых божественной силой и стоящих над свободой волн и сознанием человека, остается незыблемой. В социально-политическом плане эти представления выразились в концепциях господства божественного закона (риты, враты, дхар-мана) и обычая (дхармы, дхармана), которыми проникнуты «Ригведа» и «Атхарваведа», хотя они и не приобрели еще завершенной формы21. К ведам восходят и укоренившиеся в индийской мысли и практике положения о божественном установлении сословно-кастового строя. Индия ведийского периода, как она предстает в гимнах «Ригведы», была стратифицированным обществом со стремлением к обладанию скотом, зерном и другими богатствами, с острыми социальными и политическими конфликтами22. Отражением социальной дифференциации и борьбы явилась теория божественного создания четырех сословий (варн), впервые высказанная в гимне о Пуруше в последней книге «Ригведы» (X. 90) 23, воспроизведенная в «Атхарваведе» и во многих последующих источниках и получившая полное развитие в «Яджурведе» и брахманах. В «Ригведе» впервые возникает представление о духовной (брах-ма) и светской, царской (кшатра) власти, опирающееся на сослов-но-кастовый строй и распределение функций между ваннами. Как правило, обе эти власти в ведийских источниках упоминаются вместе. Теория двух властей и соотношения между ними разрабатывается позже. Ведийские источники останавливаются на вопросе о происхождении кшатры, предлагая два решения: божественное создание правителя п его избрание людьми. Но в обоих случаях предполагается божественное покровительство и известная близость носителей кшатры к небожителям. В «Яджурведе» и брахманах выдвигается мысль об обязанностях правителей перед подданными. Наряду с принципами, легшими в основу последующего развития политической мысли, ведийские источники представляют интерес отразившимися в них чертами эпохи перехода от родо-шгемен-ного строя к государственности. Так, избрание царя пли случаи изгнания правителя предстают не как теоретическая гипотеза, а как хорошо известная практика (АВ III, 4; III, 3) 24. Ведийские гимны говорят о постоянном соперничестве и жестокой борьбе между племенами и их правителями (АВ IV, 22) 23. 20 Там же, с. 40. 21 Ghoshal U. N Op. cit. p. 19. 22 Varma V. P. Op cit. p 277. 23 Ригведа., с. 260. 24 Атхарваведа: Избр гимны, с. 231. 25 Там же, с. 234. Предмаурийский период 600—325 гг. до н. э. Это был этап роста и интенсивного развития политической мысли, стимулировавшейся переходом от родо-племенной жизни к государственности. Ведийские традиции систематизируются в дхармасутрах, дающих детализированную картину сословно-кастового строя. Они относятся к литературе «смрити». Хотя этот источник ставился ниже вдохновленных богами «шрути», благодаря обилию специального материала он всегда занимал господствующее место в древнеиндийской юриспруденции. Дхармасутры представляли собой универсальный кодекс поведения _для всего индийского общества ох высших до низших его элементов, причем как в частной, семейной, так и в социальной жизни. Как отмечает У. Н. Гхошал, новшеством этих сочинений было то, что в них впервые речь идет о должном поведении (дхарме26) для каждой из четырех вари и четырех ашрамов, т. е. этапов жизни человека, предписанных религиозными правилами, а также впервые дается разработанная и обогащенная в сравнении с ведийским периодом система наказаний, гарантирующих соблюдение дхармы ". Усложнение административной деятельности привело к первым попыткам сформулировать требования к царям и должностным лицам. Некоторые ученые, преувеличивая значение этих попыток, склонны рассматривать их как зарождение «теории управления» 28. Вопросы межгосударственных отношений в этих источниках еще не ставились. Дхамасутры создавались в период с VI (или VII) по III в. до н. э. и позже. На их основе впоследствии возникли родственные им лдхагжашастры. Слово это переводится иногда как наука о справедливости, праведности. Важнейшими принято считать дхармасутры Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи и Апастамбы. В предмаурийский период наряду с работами по священному праву возникает новая область знания — действительный зародыш политической науки или науки управления. Появляются сочинения, специально посвященные технологии осуществления власти, разработке правил поведения для царей, способов приобретения и сохранения владений. Эти произведения назывались по-разному — данда-нити, артхашастра, нитишастра, раджашастра, раджанити, раджад-харма, но все они рассматривали примерно одинаковый круг вопросов. Они дошли до нас лишь в отрывках, приводимых в более поздних работах, прежде всего в «Артхашастре» Каутильи. Индийская традиция возводила появление'этого жанра к глубокой древности. Даже сейчас встречаются попытки восстановить хронологию предшественников Каутильи едва ли не с 2000 г. до н. э., исходя из приводимых им же имен29. Стремление опереться на авторитет давности вообще характерно для индийской литературы, и к ссылкам такого рода следует относиться критически. Вероятно, с полным основанием о предшественниках Каутильи в жанре артхашаст- 26 Это понятие подробнее объясняется нпже 27 Ghoshal U. N. Ой. cit, p 43 28 Ibid, р. 55. 29 Saletore В. A. Op. cit., p. 33, 45—46. ры можно говорить лишь применительно к предмауриискому периоду. Реконструируя содержание ранних артхашастр на основе текста Каутильи, индийские исследователи отмечают, что для них харак-терны сильные материалистические тенденции при определении целей человеческой жизни, относительное освобождение сферы политики от моральных соображений, индуктивный, в известной мере эмпирический подход к предмету исследования в отличие от правовых трактатов, все выводящих из священного писания. В ранних артхашастрах возникают представления о политическом объединении или политической организации (раджья) и ее семи составных частях, о стадиях ее развития (прогресс, равновесие, упадок), об отношениях между различными политическими объединениями, о так называемой мандале или системе государств (зачатки теории внешней политики). Брахманские авторы политических и юридических сочинений зорко оберегали ведийские традиции и сдерживали проявления свободомыслия. Однако, несмотря на усилия брахманских идеологов, отличительной чертой предмаурийского этапа стало нарушение единства, которым была отмечена политическая мысль ведийского периода. Еще в VII—VI вв., в так называемую «эпоху шраманских доктрин», свободомыслящие религиозные учителя бросили вызов брахманизму в том, что касалось системы варн и племенной раздробленности31. В VI в. в среде, благоприятствующей появлению еретических учений, формируются два мощных течения, имевших множество последователей и серьезно поколебавших монополию брахманизма на общественное сознание. Это были буддизм и джайнизм. Bозникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы (5БЗ—483 гг. до н. э.), прозванного «буддой», т. е. «достигшим просветления», «познавшим истину». За два-три столетия это движение широко распространилось, а в эпоху Маурьев получило официальную поддержку императорской власти. До нас не дошли памятники буддийской мысли поры ее зарождения. Древнейшие из сохранившихся священных текстов буддизма, так называемый «пали йский канон» написан на языке пали, советские исследователи 32 относят к периоду между 80-ми годами V в. и серединой III в. до н. э.33 В палийских текстах «Трипитака» (Три корзины, Сутта|, Виная и Абхидхамма) с точки зрения политической мысли представляет интерес «Сутта», в особенности сборник «Дигха Ни-кая», содержащий поразительный по глубине и оригинальности рассказ о происхождении общества и власти. В последнюю, пятую часть «Суттапитаки» входит сборник легенд о существованиях Будды — «Джатаки». Согласно преданиям, он был доставлен в Шрн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|