Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 1 глава




В конце IV тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии скла­дываются первые города-государства, образованные шумерами, соз­давшими весьма высокую для своей эпохи цивилизацию. Крупней­шим достижением шумеров было создание письменности.

С глубокой древности соседями шумеров были аккадцы, испы­тавшие на себе сильное влияние шумерской культуры. Примерно в

18 Тураев Б. А. Указ. соч., т. 1, с. 244.

19 Там же, с. 321.

20 Речение Ипусера/ Лейденский папирус № 344.— В кн.: Социальный перево­рот в Египте в конце среднего царства / Вводная статья В. В. Струве. М.; Л., 1935, с. 3-39.

середине III тысячелетия происходит возвышение Аккада, подчинив­шего себе все Двуречье. В конце III тысячелетия сюда вторгаются: амморейские племена из Аравии и племена из Элама. Борьба меж­ду аммореямп и эламитами завершается победой амморейских царей и возвышением города Вавилона. Новое объединение всей Месопота­мии происходит в XVIII в. до н. э. при вавилонском царе-Хаммурапи.

На протяжении всего III тысячелетия языком науки, религии и литературы в Южном Двуречье был шумерский язык. К концу II тысячелетия он перестал быть разговорным, но в качестве языка науки и литературы использовался до I в. н. э.21 На смену шумерскому языку в быту пришел аккадский язык, на котором го­ворило население Вавилона. Первые тексты на аккадском языке по­являются в первой половине III тысячелетия до н. э.

 

В III тысячелетии до н. э. возникает город-государство Ашшург вокруг которого со временем складывается могучая ассирийская держава, подчинившая себе Вавилон, восточную часть Малой Азии, Сирию, Палестину, частично Египет. Это было первое в истории государство, претендовавшее на роль мировой державы. Расцвет Ассирии приходится на VIII в. до н. э. Ассирийский царь Ашшур-банапал (669—631 гг. до н. э.) создал в своей столице Ниневии ог­ромную библиотеку на шумерском и аккадском языках. До нас до­шла значительная часть этой библиотеки. Всего сохранилось около 25 тыс. глиняных табличек с записями текстов, главным образом фрагментов. Около четверти этих табличек в настоящее время из­даны 22. Глиняные таблички, обнаруженные во время археологи­ческих раскопок в Месопотамии, а также за ее пределами, особен­но в Египте, составляют главный источник наших знаний о поли­тических и правовых взглядах в Шумере, Аккаде, Вавилоне и Ассирии.

Историки отмечают глубокое влияние шумерской культуры на аккадскую и вавилонскую культуру. В свою очередь ассирийская культура испытала настолько большое влияние вавилонской культу­ры, что не признаётся самостоятельной. «По существу ассирийцы,, благодаря своим завоеваниям и своим торговым связям, были разнос­чиками и распространителями вавилонской культуры по всем стра­нам Древнего Востока»,— замечает С. Л. Утчепко 23.

Сказанное ярко проявляется в содержании дошедших до нас клинописных текстов. Шумерские тексты на языке оригинала или в переводе были в свое время очень широко распространены. Некоторые из них передавались в неизменном виде, некоторые подвергались редактуре, однако основное содержание текстов из­менялось мало. Новые тексты на аккадском языке обнаруживают большую близость к шумерским текстам. Единственно самобытными ассирийскилш текстами являются царские надписи, по и они, кроме

21 Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983, с. 30.

22 Там же, с. 52

23 Краткая всемирная история. М., 1966, кн. 1, с. 28.

надшгсей царей IX в. до it. э., написаны па вавилонском литера­тур ном языке ".

Близость культур, а также сходство политических и правовых проблем, вытекавшее из сходной социально-экономической основы исторического развития, определяют большое подобие политических и правовых воззрений и стиля политического и правового мышле­ния Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.

Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древ­нейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет ста­рейшин. Только по мере «дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных об­щинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя» 2\ Воспоминания о пережитках племенной демократии сохранились в некоторых литературных памятниках. Так, в поэме «Гильгамеш и Ака» рассказывается, что Ака потребовал, чтобы город Урук под­чинился его власти. Гильгамеш обсуждает вопрос об ультиматуме Ака на совете' старейшин, которые решают подчиниться требовани­ям Аки. Недовольный таким решением Гильгамеш созывает граж­дан города и на народном собрании добивается противоположного решения. В начавшейся войне Урук одерживает победу26. Один­надцать табличек, содержащих поэму, найдены при раскопках в Нипиуре и датируются II тысячелетием до н. э., т. е. тем време­нем, когда элементы племенной демократии на территории Месопо--тамии были окончательно изжиты. Таким образом, обнаруженная запись была сделана гораздо позднее создания поэмы. Этот факт можно объяснить как свидетельство большого интереса определен­ных кругов к институтам первобытной демократии, что в конечном счете с неизбежностью стимулировало иногда прямую, иногда скры­тую оппозицию к режиму восточной деспотии, прослеживаемую на всем протяжении истории древней Месопотамии.

По мере освоения близлежащих земель границы мелких городов-государств начинают соприкасаться, между городами ведутся ча­стые войны за обладание землями и ирригационными сооружения­ми. Постепенно эти войны перерастают в войны за устаповлепие гегемонии в Шумере 27. Задача объединения страны стояла особен­но остро в связи с настоятельной потребностью создания общей для всего Шумера системы ирригации. Значительных успехов в объ­единении Шумера добился Лугальзагеси — правитель города Уммы. 'Столицами объединенной страны были объявлены древнейшие шу­мерские города Ур и Урук. Успех объединительной политики Лу­гальзагеси объясняет помощью верховного бога Энлиля. В большой

21 См: Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии/

Предисловие В К. Афанасьевой. М., 1981, с. 7. 2* Всемирная история, т. 1, с. 196.

26 Хрестоматия по истории Древнего Востока. М, 1963, с. 266.

27 Всемирная история, т. 1, с. 203.

надписи на сосуде из Ниппура он сообщает, что Энлиль «царь стран передал Лугальзагеси царство над страной... его власти, покорил; страны так, что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Нижнего моря через Тигр и Евфрат до Верх­него моря»23. Подчеркивая близость к богу Энлилю, Лугальзагеси стремился укрепить свою власть.

Параллельно с объединением Шумера на Севере Двуречья про­исходит возвышение Аккада. Царь Аккада Саргон, подчинив себе северные города, наносит сокрушительное поражение Лугальзагеси. Таким образом, Саргон впервые объединяет все Двуречье, а также захватывает Сирию и Южные области Малой Азии. Стремясь повы­сить авторитет своей власти, он принимает титул «царя четырех стран света».

Сохранился ряд исторических легенд о Саргоне. В одной из них рассказывается, что Саргон был подкидышем, воспитанным садов­ником. Богиня Иштар полюбила его и сделала царем. В. И. Авдиев не без основания полагает, что в легенде получили отражения те-доводы, которые выдвигал не принадлежавший к царскому роду Саргон, обосновывая свое право на власть. Его аргументация: оказывается весьма сходной с аргументацией Лугальзагеси.

При преемниках Саргона окончательно оформляется режим вос­точной деспотии. Внук Саргона Нарамсин (2290—2254) перестает довольствоваться титулами «царя Аккада» и «царя четырех стран света» и объявляет себя «могучим богом». Во.всех дошедших до-наших дней письменных источниках перед именем Нарамсина стоит знак божества. Однако обожествление Нарамсина встретило про­тиводействие со стороны жрецов города Ниппура. Тогда царь жесто­ко расправился с ними и разрушил в городе храм бога Энлиля 30.

Вскоре после смерти Нарамсина страна, сильно ослабленная вос­станиями непокорных городов и дворцовыми смутами, была завое­вана горным племенем гутеев. В ходе завоевания были разграбле­ны богатые города Шумера и Аккада. Гутеям не удалось создать сильного централизованного государства. В 2132 г. до н. э. гегемо­ния над Двуречьем перешла к Уру, где правила так называемая тре­тья династия Ура. Основатель династии Урнамму п особенно его сын Шульгп восстанавливают режим восточной деспотии. Во второй половине своего царствования Шульгп принимает титул «царя че­тырех стран света» и добивается обожествления.

Во второй половине XXI в. до н. э. мощь государства III дина-стии Ура начинает резко падать под натиском эламитов и аммореев. В 2024 г. до н. э. Ур был разрушен, а царь Ибисин попал в плен к эламитам.

 

Существенное влияние на политические и правовые взгляды в древнем Шумере имели представления о «мэ». Будучи проявлением отвлеченного, в какой-то степени абстрактного мышления, ошт

вместе с тем сохраняют мифологическую форму. Это затрудняет интерпретацию «мэ» в терминах современного научного знания и вызывает дискуссию в литературе.

По мнению Кастеллино, «мэ» — своеобразный прототип живого и неживого, нечто весьма близкое к платоновским идеям вещей. Крамер видит в «мэ» неизменный божественный закон, Якобсен трактует «мэ» как форму или способ существования определенных феноменов31. Думается, что указанные историки преувеличивают роль абстракций в создании представлений о «мэ», недооценивают тесную связь «мэ» с мифологической формой мышления, которая придает «мэ» вещественно-осязаемый, конкретный характер. Пока­зателен в этом отношении миф об Энки и Инанне, в котором бог Энки в состоянии опьянения своими руками передает различные «мэ» Инанне, последняя грузит их на Небесную барку и доставляет их в Урук. В свете сказанного более точным представляется сужде­ние И. С. Клочкова. «Вероятно, концепция „мэ",— пишет исследо­ватель,— первоначально возникла в архаическую эпоху как осмыс­ление некоей таинственной силы, заключенной во всем сущем, так сказать, мистического принципа существования каждой вещи. Позд­нее эту божественную силу, имеющуюся в любом явлении, стали воспринимать отдельно от самого видимого явления, в качестве ка­кого-то существа, управляющего данным феноменом. Но с подъемом религии антропоморфных божеств, направляющих всю жизнь мира, концепция „мэ" не исчезла; „мэ" сохранила известную независимость от богов. Над сущностью вещей боги не властны: они могут обла­дать „мэ", но не могут изменить их, как шахматисты вольны распола­гать фигурами, но не могут изменять по своему произволу специфи­ческих качеств фигур или полей доски. Более того, концепция „мэ" распространяется и на самих богов: они тоже подчинены своей „природе"', состоящей в том, чтобы играть по правилам» 32.

Одним из «мэ» было «мэ» царственности. Представление об этом «мэ» лежит в основе так называемых «Царских списков», состав­ленных в конце III — начале II тысячелетия до н. э.33 Согласно «Царским спискам», царственность снизошла с неба и город Эреду стал местом царственности. В «Царском списке» в последовательном порядке расставлены династии, правившие в Кише, Уруке, Уре, Аккаде и других городах. В действительности, как показывают дан­ные археологии, некоторые из них царствовали одновременно. Види­мо, в основе списка лежит представление о том, что «мэ» царст­венности только одно и не может быть разделено между несколь­кими соперничающими городами. И. М. Дьяконов пишет, что

31 Castelhno II concetto sumerico di «me» nilla accezione concrete.— Analecta Bib-lica, 1959, N 13, p. 25; Kramer S. N. The Sumerians. Their History: Culture and Characters Chicago, 1963, p. 115—117, 160—162; Jacobsen Th. Toward the Image of Tammuz and Other Essays on Mesopotamian History and Culture. Cambridge (Mass.), 1970, p. 11, 116, 359—360.

32 Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983, с 40

33 Jacobsen Th. The Sumerian King List. Chicago, 1939; Rowton M. B. The Date of the Sumerian King List.— Journal of Near Eastern Studies, 1960, N 19.

порядок расположения династий подчинен концепции царственности «некоей вечной субстанции, созданной при сотворении мира, спу­стившейся с небес и закономерно переходящей в определенной по­следовательности от города к городу, от царя к царю» J4. Объясне­ние Дьяконова представляется весьма обоснованным, хотя, на наш взгляд, автор переоценивает степень абстракции, свойственной представлению о „мэ". В условиях объединенного государства III ди­настии Ура представление о единой царственности служило оруди­ем против сепаратизма отдельных городов, оправдывало политику централизации страны. «Царский список» был известен и в после­дующие эпохи истории древней Месопотамии. Конкретный историче­ский материал, содержавшийся в списке, потерял свою актуальность, однако представление о единой царственности продолжало играть важную роль в сфере идеологии.

В условиях восточной деспотии жестокой эксплуатации подвер­гались не только рабы, но и основная масса свободного населения. Народные массы остро реагировали на насилие и произвол власть имущих, мечтали о воцарении справедливости. На усиление эксплуа­тации и произвол властей народ неоднократно отвечал восстаниями.

Протест народных масс не получал отражения в форме общест­венных теорий и конкретных программ переустройства общества, однако он находил выражение в социальной психологии, т. е. в фор­ме убеждений, верований, социальных установок на восприятие дей­ствительности и отношение к ней 35. Господствующий класс вынуж­ден был считаться с этими проявлениями социальной психологии, осуществляя функцию идеологического подавления, а также разра­батывая конкретную политику государства. В силу сказанного неко­торые проявления социальной психологии народных масс иногда прямо, иногда косвенно освещаются в источниках, имеющих офи­циальное происхождение.

В этом отношении особый интерес вызывают документы, связан­ные с реформами Уруинимгины в Лагаше (XXIV в. до н. э.). Уруи­нимгина, опираясь на широкие круги свободного населения, сверг прежнего правителя; захватил власть и провел весьма существенные реформы, ограничивший засилье знати.

Сущность событий, происходивших в Лагаше, историки оцени­вают по-разному. Одни склонны видеть в Уруинимгине вождя народ­ного восстания, другие рассматривают указанные события как одно из проявлений борьбы между государями, стремившимися стать дес­потами, и знатью, представители которой претендовали на решаю­щую роль в определении направлений деятельности государства. Тем не менее, очевидно, что Уруинимгина пользовался поддержкой наро­да, вынужден был в какой-то степени удовлетворить ожидания па-родных масс.

В надписях на двух глиняных конусах, текст которых в целом совпадает, Уруинимгина рассказывает о проведенных им реформах.

34 Дьяконов И. М. Указ. соч., с. 259.

35 Об отношении идеологии и социальной (общественной) психологии см.: У ледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968, с 180.

Наряду с чисто фактическим материалом здесь излагается своеобраз­ная концепция исторического развития, созданная, по-видимому, под влиянием народных представлений. Резкшируя эту часть надписи Уруишшгины, Д. Г. Редер отмечает, что «здесь различается „золотой век'' правды и справедливости в далеком прошлом, упадок государ­ства и угнетение народа в недавнем прошлом и восстановление бы­лого благосостояния и законности при благочестивом правителе') 38.

Согласно надписи на конусах, Уруннимгнна отменил некоторые поборы и налоги, восстановил справедливость в судах, издал законы, избавлявшие свободное население Лагаша от долговой кабалы, гра­бежей, убийств, разрушения домов. Он пишет, что защитил сироту и вдову от сильного. Важным моментом его реформы была защпта имущества бедноты от посягательств со стороны знати 37.

Добиваясь справедливости, люди из народа пытались апеллиро­вать к воле богов. Так, в одной шумерской поэме говорится:

«Бог мой, я хотел бы стать перед тобою, Я хотел бы сказать тебе: слово иое — стон... Бог мой, над землею сияет яркий день, а для

меня день черен,

Слезы, печаль, тоска, отчаяние поселились во мне... Бог мой, мой отец, зачавший меня! Дай мне поднять голову... Доколе ты будешь оставлять меня без провожатого?» 3S

Широко было распространено убеждение, что боги спускают­ся в мир,

«Чтобы утешить сироту, чтобы не было больше вдов, Чтобы подготовить место, где будут уничтожены сильные... Чтобы отдать сильных в руки слабым...» а9

То, что подобные верования, отражавшие надежды и чаяния на­родных масс, оказались зафиксированными на письме и длительное время сохранялись, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что гос­подствующий класс находил в них известную выгоду для себя. Ви­димо, они способствовали снижению политической активности на­родных масс, подсказывая, что добиваться - справедливости следует не собственными силами, а прежде всего обращаясь к богам.

Установление деспотического правления в Шумере и Аккаде со­провождалось усилением эксплуатации свободного населения. Про­тест против деспотии получил отражение в «Эпосе о Гильгаме-ше» — древней шумерийской поэме, которая в известной нам ре­дакции, видимо, сложилась в XXIII в. до н. э. в период правления Нарамсина, весьма энергично насаждавшего деспотические по­рядки 40.

36 Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 176.

37 Там же, с. 177—180.

38 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 139.

39 Там же, с. 130.

10 Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше.— В кн.: Эпос о Гильгамеше. М.; Л., 1961, с. 115-116.

В начале поэмы Гпльгамеш изображен как деспот, заставляю­щий весь народ изнурительно трудиться на строительстве стен вок­руг города Урука, где он царствует. Люди Урука обращаются к бо­гам с просьбой образумить царя. Имея в виду это место, Дьяконов приходит к выводу, что «если тенденцию поэмы и нельзя назвать антимонархической, то она во всяком случае антидеспотическая» ". Такой же точки зрения придерживаются н другие исследователи. В поэме боги приходят на помощь населению Урука. Гпльгамеш перерождается. Образ нового, переродившегося Гильгамеша противо­поставляется образу Гпльгамеша-деспота. Теперь он ставит своей -жизненной задачей «все, что есть злого, изгнать из мира».

Имеющиеся источники позволяют получить некоторые представ­ления о правовых взглядах в Шумере и Аккаде. Некоторого раз­вития в этот период достигает юридическая техника. Наряду с казуистическими нормами формулируются и нормы, имеющие об­щий характер. Предпринимаются попытки собрать воедино и рас­положить в определенном порядке правовые предписания, т. е. соз­дается нечто подобное кодексу. Специально следует отметить, что законодатель в какой-то мере начинает различать умысел и не­осторожность, назначая за умышленные действия более суровые на­казания.

Политические и правовые воззрения в древнем Вавилоне. Впер­вые Вавилон упоминается в источниках во время правления аккад­ского царя Нарамсина, однако возвышение Вавилона происходит значительно позднее, при вавилонском царе Хаммурапи (1782-1750 гг. до н. э.).

Политические проблемы,1 возникавшие в Вавилоне, весьма сход­ны с проблемами, возникавшими в Шумере и Аккаде. Здесь также проходило постепенное утверждение политического режима восточ­ной деспотии, причем власть царя существенно усиливалась в перио­ды успешного проведения политики централизации страны и внеш­них захватов.

Первоначально религия Вавилона была политеистичной. По пред­ставлениям вавилонян, участие в определении судеб мира и чело­вечества принимали все боги. К ак отмечает Т. Якобсен, процеду­ра принятия решения напоминала процедуру, существовавшую в Месопотамии в период «первобытной демократии» 12. Думается, что гипотеза Якобсена не лишена оснований, однако в дошедших до пас источниках некоторые боги уже отстранены от этой процедуры43. В дальнейшем и в небесном пантеоне устанавливается режим еди­нодержавия, сходный с единовластием в Вавилоне. В период прав­ления Навуходоносора I Мардук, считавшийся и до этого одним из важнейших богов, объявляется «царем богов». Такое изменение роли Мардука нашло отражение и обоснование в поэме «Когда ввер­ху» ".

41 Там же, с. 120.

12 Jacobsen Th. Toward (he Image of Tammuz..., p. 137—138.

" Клочков И. С. Указ соч., с. 37—38.

44 Я открою тебе сокровенное слово..., с. 32—50.

Пересматривая старые верования, автор поэмы не оспаривает прежнего мифа о том, что людей создал бог Энки-Эйа, но тут же-добавляет, что это было сделано по замыслу Мардука. Обобщая со­держание поэмы, В. К. Афанасьева замечает: «Вообще все боги в поэме поспешно и добровольно отдают Мардуку свой сан, свои за­слуги и положение» ".

В условиях деспотического правления деспот в Вавилоне пе об­ладал (так же как п в других восточных деспотиях) личной вла­стью независимой от интересов класса рабовладельцев. Он не мог коренным образом изменить общественные отношения, должен был считаться с требованиями верхушки господствующего класса. К ог­раничению власти царя-деспота призывает вавилонское политиче­ское сочинение, которое И. М. Дьяконов датирует примерно 700 г. до н. э.46 В нем говорится, что «если царь право не чтит —люди его возмутятся, страна опустеет». В сочинении доказывается, что-царь должен уважать права Сиппара, Нипура и Вавилона. В част­ности, если царь наложит на эти города строительную повинность,, то бог Мардук «страну обратит к его врагу и народ страны будет нести строительную повинность для врага его».

О правовых воззрениях Вавилона можно судить по Законам Хаммурапи — обширному законодательному памятнику эпохи старо­вавилонского царства 47. Хаммурапи опирался на достижения пра­вовой мысли в Шумере и Аккаде, воспроизвел в своих законах ряд правовых предписаний древнего происхождения.

Законы Хаммурапи не содержат исчерпывающего изложения всех правовых норм, действовавших в Вавилоне. Так, в нем отсут­ствуют нормы об ответственности за простую кражу. В связи с этим В. А. Якобсон высказал предположение, что законы «рассмат­ривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходи­лись между собой» 48.

Особенно интересно введение к Законам Хаммурапи. Здесь го­ворится, что они издаются для того, чтобы «дать сиять справедли­вости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильно­му не притеснять слабого». Следует полагать, что Хаммурапи исходил из представления о вечной и неизменной справедливости своих законов. Это видно из заключения к законам: «Будущим вре­менам, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдет справед­ливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны, как решались они мною, приговоров страны, как постановлялись они мною, да не разрушит моих пред­начертаний».

45 Там же, с. 25.

46 Diakonoff J. M. A Babylonian Political Pamphlet from about 700 В. С— Stu­dies in Honor of Benno Landsberger. Chicago, 1965, p. 343—349.

47 Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 196—217.

48 История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М„ 1983, с. 271.

Право в сборнике Хаммурапи внешне не совпадает с религией. Тем не менее праву придается сакральный характер. На стелле с законами имеется изображение бога Шамаша, вручающего Хамму­рапи текст законов.

Оживленный обмен мнениями в научной литературе вызвал воп­рос о системе изложения норм права в Законах Хаммурапи. О. А. Жидков признает стремление законодателя провести некото­рую группировку статей закона по тем илп иным признакам, но отказывается видеть в такой группировке законченную систему. Он полагает, что «те авторы, которые рассматривают Законы Хаммура­пи как кодекс, допускают ошибку»w. Напротив, Э. Кюк, С. Ф. Кечекьян, Г. Драйвер и И. Майлс, И. Клима, В. А. Якобсон признают наличие системы в Законах Хаммурапи 50. Важное значе­ние для решения разбираемого вопроса имеют соображения С. Ф. Кечекьяна, подчеркнувшего недопустимость изучения систе­мы Законов Хаммурапи с позиций теоретических представлений о системе права, сложившихся в новое время. Дальнейшее развитие этот исследовательский подход получил у В. А. Якобсона, который полагает, что расположение отдельных норм в тексте законов «от­нюдь не хаотично, а подчинено строгой, хотя и непривычной для нас логике» м. По мнению В. А. Якобсона, нормы внутри Законов Хаммурапи можно разделить на группы, а «расположение норм внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации»52. Думается, что в условиях неразвитых теоретических представлений о праве такое построение закона ока­зывается единственно возможным.

В Законах Хаммурапи содержатся нормы общего характера, од­нако большинство норм, включенных в сборник, являются закрепле­нием сложившейся практики, не получившей еще широкого теорети­ческого обобщения, поэтому нередко они бывают казуистичны. Так, ст. 17 устанавливает вознаграждение за поимку беглого раба или рабыни в степи, но не содержит указания о вознаграждении за их поимку в ином месте.

В Законах Хаммурапи отсутствует разделение деликтов на пуб­личные и частные. Наказание за деликт рассматривается как воз­мещение вреда, причиненного отдельному лицу. В нескольких слу­чаях допускается непосредственная расправа потерпевшего с причинптелем (ст. 21, 25). Однако, как правило, форма самосуда отвергается, наказание назначается судами, в силу чего защита на-

49 Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963, с. 53.

50 Cuq E. Etudes sur le droit babylonien, les lois assyriennes et les lois hittites. P., 1925, p. 9—10; Кечекьян С. Ф. Всеобщая история государства и права. Ч 1 Древний мир, вып. 1. Древний Восток и Древняя Греция. М., 1944, с. 83—85: Driver /., Miles J. The Babylonian Laws. Oxford, 1956, vol. 1, p. 41; Клима II. Законы Хаммурапи.— В кн.: Сообщения чехословацких ориента­листов М 1960, с. 83; История Древнего Востока..., Ч. 1. Месопотамия, с. 372-374.

51 История Древнего Востока... Ч. 1. Месопотамия, с. 374.

52 Там же, с. 372.

рушенного права начинает осознаваться как защита общего государ­ственного интереса.

В законах впервые в истории Месопотамии предусмотрено на­значение наказании по принципу талиона. Однако талион применял­ся только между равными. Если преступление было совершено выс­шим по отношению к потерпевшему, то наказание назначалось в форме композиции.

В Законах Хаммурапи получили свое отражение формирующие­ся, пока еще весьма нечеткие представления о различных видах вины. Так, видимо, в ст. 207 и 208 речь идет о неосторожном убийстве, в ст. 227 говорится об освобождении от ответственности цирюльника, удалившего клеймо у «некупленного раба», если он не знал о неправомерности своих действий.

Безусловной модернизацией является встречающееся в литерату­ре утверждение о том, что Законам Хаммурапи известно понятие юридического лица53. В действительности здесь можно обнаружить лишь зарождение представления о правосубъектности храмов (ст. 32), которое к тому же находится в явном противоречии с рядом других норм, предоставляющих владельцам храмовой земли непосредственно защищать как свои права, так и права храма. Указанное примитивное представление ничего общего не имеет со сложной цивилистической конструкцией юридического лица, впервые получившей развитие лишь в буржуазном праве.

В своих Законах Хаммурапи обнаруживает стремление ограни­чить ростовщичество и облегчить положение задолжавшей бедноты. Однако соответствующие нормы носили половинчатый характер и вряд ли достигали поставленной цели. В литературе справедливо отмечается, что в этой части законов «явственно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страныг расширить социальную базу, на которую он мог бы опереться» 54.

- Политические' и правовые воззрения в Ассирии. В Ассиршг переход к деспотическим формам управления от форм общественно­го управления, сложившихся в условиях родового строя, занял не­сколько столетий. Форму деспотии Ассирийская держава оконча­тельно приобрела лишь в VIII в. до н. э.

В Египте и странах Южного Двуречья формирование деспотии было связано с необходимостью проведения больших ирригацион­ных работ в общегосударственном масштабе. В Ассирии искусствен­ное орошение играло меньшую роль и соответственно потребности в организации ирригационных работ не оказывали большого влияния на форму государства. «Ассирийская рабовладельческая держава была создана силой оружия, держалась главным образом силой оружия и постоянно нуждалась в новых военных победах. Всякая даже малозначительная военная неудача имела большие политиче­ские последствия»,— отмечает И. М. Дьяконов55. Удачливый царь-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...