Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 1 глава
В конце IV тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии складываются первые города-государства, образованные шумерами, создавшими весьма высокую для своей эпохи цивилизацию. Крупнейшим достижением шумеров было создание письменности. С глубокой древности соседями шумеров были аккадцы, испытавшие на себе сильное влияние шумерской культуры. Примерно в 18 Тураев Б. А. Указ. соч., т. 1, с. 244. 19 Там же, с. 321. 20 Речение Ипусера/ Лейденский папирус № 344.— В кн.: Социальный переворот в Египте в конце среднего царства / Вводная статья В. В. Струве. М.; Л., 1935, с. 3-39. середине III тысячелетия происходит возвышение Аккада, подчинившего себе все Двуречье. В конце III тысячелетия сюда вторгаются: амморейские племена из Аравии и племена из Элама. Борьба между аммореямп и эламитами завершается победой амморейских царей и возвышением города Вавилона. Новое объединение всей Месопотамии происходит в XVIII в. до н. э. при вавилонском царе-Хаммурапи. На протяжении всего III тысячелетия языком науки, религии и литературы в Южном Двуречье был шумерский язык. К концу II тысячелетия он перестал быть разговорным, но в качестве языка науки и литературы использовался до I в. н. э.21 На смену шумерскому языку в быту пришел аккадский язык, на котором говорило население Вавилона. Первые тексты на аккадском языке появляются в первой половине III тысячелетия до н. э.
В III тысячелетии до н. э. возникает город-государство Ашшург вокруг которого со временем складывается могучая ассирийская держава, подчинившая себе Вавилон, восточную часть Малой Азии, Сирию, Палестину, частично Египет. Это было первое в истории государство, претендовавшее на роль мировой державы. Расцвет Ассирии приходится на VIII в. до н. э. Ассирийский царь Ашшур-банапал (669—631 гг. до н. э.) создал в своей столице Ниневии огромную библиотеку на шумерском и аккадском языках. До нас дошла значительная часть этой библиотеки. Всего сохранилось около 25 тыс. глиняных табличек с записями текстов, главным образом фрагментов. Около четверти этих табличек в настоящее время изданы 22. Глиняные таблички, обнаруженные во время археологических раскопок в Месопотамии, а также за ее пределами, особенно в Египте, составляют главный источник наших знаний о политических и правовых взглядах в Шумере, Аккаде, Вавилоне и Ассирии.
Историки отмечают глубокое влияние шумерской культуры на аккадскую и вавилонскую культуру. В свою очередь ассирийская культура испытала настолько большое влияние вавилонской культуры, что не признаётся самостоятельной. «По существу ассирийцы,, благодаря своим завоеваниям и своим торговым связям, были разносчиками и распространителями вавилонской культуры по всем странам Древнего Востока»,— замечает С. Л. Утчепко 23. Сказанное ярко проявляется в содержании дошедших до нас клинописных текстов. Шумерские тексты на языке оригинала или в переводе были в свое время очень широко распространены. Некоторые из них передавались в неизменном виде, некоторые подвергались редактуре, однако основное содержание текстов изменялось мало. Новые тексты на аккадском языке обнаруживают большую близость к шумерским текстам. Единственно самобытными ассирийскилш текстами являются царские надписи, по и они, кроме 21 Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983, с. 30. 22 Там же, с. 52 23 Краткая всемирная история. М., 1966, кн. 1, с. 28. надшгсей царей IX в. до it. э., написаны па вавилонском литератур ном языке ". Близость культур, а также сходство политических и правовых проблем, вытекавшее из сходной социально-экономической основы исторического развития, определяют большое подобие политических и правовых воззрений и стиля политического и правового мышления Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.
Политические и правовые воззрения в Шумере и Аккаде. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере «дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя» 2\ Воспоминания о пережитках племенной демократии сохранились в некоторых литературных памятниках. Так, в поэме «Гильгамеш и Ака» рассказывается, что Ака потребовал, чтобы город Урук подчинился его власти. Гильгамеш обсуждает вопрос об ультиматуме Ака на совете' старейшин, которые решают подчиниться требованиям Аки. Недовольный таким решением Гильгамеш созывает граждан города и на народном собрании добивается противоположного решения. В начавшейся войне Урук одерживает победу26. Одиннадцать табличек, содержащих поэму, найдены при раскопках в Нипиуре и датируются II тысячелетием до н. э., т. е. тем временем, когда элементы племенной демократии на территории Месопо--тамии были окончательно изжиты. Таким образом, обнаруженная запись была сделана гораздо позднее создания поэмы. Этот факт можно объяснить как свидетельство большого интереса определенных кругов к институтам первобытной демократии, что в конечном счете с неизбежностью стимулировало иногда прямую, иногда скрытую оппозицию к режиму восточной деспотии, прослеживаемую на всем протяжении истории древней Месопотамии. По мере освоения близлежащих земель границы мелких городов-государств начинают соприкасаться, между городами ведутся частые войны за обладание землями и ирригационными сооружениями. Постепенно эти войны перерастают в войны за устаповлепие гегемонии в Шумере 27. Задача объединения страны стояла особенно остро в связи с настоятельной потребностью создания общей для всего Шумера системы ирригации. Значительных успехов в объединении Шумера добился Лугальзагеси — правитель города Уммы. 'Столицами объединенной страны были объявлены древнейшие шумерские города Ур и Урук. Успех объединительной политики Лугальзагеси объясняет помощью верховного бога Энлиля. В большой
21 См: Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилона и Ассирии/ Предисловие В К. Афанасьевой. М., 1981, с. 7. 2* Всемирная история, т. 1, с. 196. 26 Хрестоматия по истории Древнего Востока. М, 1963, с. 266. 27 Всемирная история, т. 1, с. 203. надписи на сосуде из Ниппура он сообщает, что Энлиль «царь стран передал Лугальзагеси царство над страной... его власти, покорил; страны так, что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Нижнего моря через Тигр и Евфрат до Верхнего моря»23. Подчеркивая близость к богу Энлилю, Лугальзагеси стремился укрепить свою власть. Параллельно с объединением Шумера на Севере Двуречья происходит возвышение Аккада. Царь Аккада Саргон, подчинив себе северные города, наносит сокрушительное поражение Лугальзагеси. Таким образом, Саргон впервые объединяет все Двуречье, а также захватывает Сирию и Южные области Малой Азии. Стремясь повысить авторитет своей власти, он принимает титул «царя четырех стран света». Сохранился ряд исторических легенд о Саргоне. В одной из них рассказывается, что Саргон был подкидышем, воспитанным садовником. Богиня Иштар полюбила его и сделала царем. В. И. Авдиев не без основания полагает, что в легенде получили отражения те-доводы, которые выдвигал не принадлежавший к царскому роду Саргон, обосновывая свое право на власть2Э. Его аргументация: оказывается весьма сходной с аргументацией Лугальзагеси. При преемниках Саргона окончательно оформляется режим восточной деспотии. Внук Саргона Нарамсин (2290—2254) перестает довольствоваться титулами «царя Аккада» и «царя четырех стран света» и объявляет себя «могучим богом». Во.всех дошедших до-наших дней письменных источниках перед именем Нарамсина стоит знак божества. Однако обожествление Нарамсина встретило противодействие со стороны жрецов города Ниппура. Тогда царь жестоко расправился с ними и разрушил в городе храм бога Энлиля 30.
Вскоре после смерти Нарамсина страна, сильно ослабленная восстаниями непокорных городов и дворцовыми смутами, была завоевана горным племенем гутеев. В ходе завоевания были разграблены богатые города Шумера и Аккада. Гутеям не удалось создать сильного централизованного государства. В 2132 г. до н. э. гегемония над Двуречьем перешла к Уру, где правила так называемая третья династия Ура. Основатель династии Урнамму п особенно его сын Шульгп восстанавливают режим восточной деспотии. Во второй половине своего царствования Шульгп принимает титул «царя четырех стран света» и добивается обожествления. Во второй половине XXI в. до н. э. мощь государства III дина-стии Ура начинает резко падать под натиском эламитов и аммореев. В 2024 г. до н. э. Ур был разрушен, а царь Ибисин попал в плен к эламитам.
Существенное влияние на политические и правовые взгляды в древнем Шумере имели представления о «мэ». Будучи проявлением отвлеченного, в какой-то степени абстрактного мышления, ошт вместе с тем сохраняют мифологическую форму. Это затрудняет интерпретацию «мэ» в терминах современного научного знания и вызывает дискуссию в литературе. По мнению Кастеллино, «мэ» — своеобразный прототип живого и неживого, нечто весьма близкое к платоновским идеям вещей. Крамер видит в «мэ» неизменный божественный закон, Якобсен трактует «мэ» как форму или способ существования определенных феноменов31. Думается, что указанные историки преувеличивают роль абстракций в создании представлений о «мэ», недооценивают тесную связь «мэ» с мифологической формой мышления, которая придает «мэ» вещественно-осязаемый, конкретный характер. Показателен в этом отношении миф об Энки и Инанне, в котором бог Энки в состоянии опьянения своими руками передает различные «мэ» Инанне, последняя грузит их на Небесную барку и доставляет их в Урук. В свете сказанного более точным представляется суждение И. С. Клочкова. «Вероятно, концепция „мэ",— пишет исследователь,— первоначально возникла в архаическую эпоху как осмысление некоей таинственной силы, заключенной во всем сущем, так сказать, мистического принципа существования каждой вещи. Позднее эту божественную силу, имеющуюся в любом явлении, стали воспринимать отдельно от самого видимого явления, в качестве какого-то существа, управляющего данным феноменом. Но с подъемом религии антропоморфных божеств, направляющих всю жизнь мира, концепция „мэ" не исчезла; „мэ" сохранила известную независимость от богов. Над сущностью вещей боги не властны: они могут обладать „мэ", но не могут изменить их, как шахматисты вольны располагать фигурами, но не могут изменять по своему произволу специфических качеств фигур или полей доски. Более того, концепция „мэ" распространяется и на самих богов: они тоже подчинены своей „природе"', состоящей в том, чтобы играть по правилам» 32.
Одним из «мэ» было «мэ» царственности. Представление об этом «мэ» лежит в основе так называемых «Царских списков», составленных в конце III — начале II тысячелетия до н. э.33 Согласно «Царским спискам», царственность снизошла с неба и город Эреду стал местом царственности. В «Царском списке» в последовательном порядке расставлены династии, правившие в Кише, Уруке, Уре, Аккаде и других городах. В действительности, как показывают данные археологии, некоторые из них царствовали одновременно. Видимо, в основе списка лежит представление о том, что «мэ» царственности только одно и не может быть разделено между несколькими соперничающими городами. И. М. Дьяконов пишет, что 31 Castelhno II concetto sumerico di «me» nilla accezione concrete.— Analecta Bib-lica, 1959, N 13, p. 25; Kramer S. N. The Sumerians. Their History: Culture and Characters Chicago, 1963, p. 115—117, 160—162; Jacobsen Th. Toward the Image of Tammuz and Other Essays on Mesopotamian History and Culture. Cambridge (Mass.), 1970, p. 11, 116, 359—360. 32 Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983, с 40 33 Jacobsen Th. The Sumerian King List. Chicago, 1939; Rowton M. B. The Date of the Sumerian King List.— Journal of Near Eastern Studies, 1960, N 19. порядок расположения династий подчинен концепции царственности «некоей вечной субстанции, созданной при сотворении мира, спустившейся с небес и закономерно переходящей в определенной последовательности от города к городу, от царя к царю» J4. Объяснение Дьяконова представляется весьма обоснованным, хотя, на наш взгляд, автор переоценивает степень абстракции, свойственной представлению о „мэ". В условиях объединенного государства III династии Ура представление о единой царственности служило орудием против сепаратизма отдельных городов, оправдывало политику централизации страны. «Царский список» был известен и в последующие эпохи истории древней Месопотамии. Конкретный исторический материал, содержавшийся в списке, потерял свою актуальность, однако представление о единой царственности продолжало играть важную роль в сфере идеологии. В условиях восточной деспотии жестокой эксплуатации подвергались не только рабы, но и основная масса свободного населения. Народные массы остро реагировали на насилие и произвол власть имущих, мечтали о воцарении справедливости. На усиление эксплуатации и произвол властей народ неоднократно отвечал восстаниями. Протест народных масс не получал отражения в форме общественных теорий и конкретных программ переустройства общества, однако он находил выражение в социальной психологии, т. е. в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней 35. Господствующий класс вынужден был считаться с этими проявлениями социальной психологии, осуществляя функцию идеологического подавления, а также разрабатывая конкретную политику государства. В силу сказанного некоторые проявления социальной психологии народных масс иногда прямо, иногда косвенно освещаются в источниках, имеющих официальное происхождение. В этом отношении особый интерес вызывают документы, связанные с реформами Уруинимгины в Лагаше (XXIV в. до н. э.). Уруинимгина, опираясь на широкие круги свободного населения, сверг прежнего правителя; захватил власть и провел весьма существенные реформы, ограничивший засилье знати. Сущность событий, происходивших в Лагаше, историки оценивают по-разному. Одни склонны видеть в Уруинимгине вождя народного восстания, другие рассматривают указанные события как одно из проявлений борьбы между государями, стремившимися стать деспотами, и знатью, представители которой претендовали на решающую роль в определении направлений деятельности государства. Тем не менее, очевидно, что Уруинимгина пользовался поддержкой народа, вынужден был в какой-то степени удовлетворить ожидания па-родных масс. В надписях на двух глиняных конусах, текст которых в целом совпадает, Уруинимгина рассказывает о проведенных им реформах. 34 Дьяконов И. М. Указ. соч., с. 259. 35 Об отношении идеологии и социальной (общественной) психологии см.: У ледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968, с 180. Наряду с чисто фактическим материалом здесь излагается своеобразная концепция исторического развития, созданная, по-видимому, под влиянием народных представлений. Резкшируя эту часть надписи Уруишшгины, Д. Г. Редер отмечает, что «здесь различается „золотой век'' правды и справедливости в далеком прошлом, упадок государства и угнетение народа в недавнем прошлом и восстановление былого благосостояния и законности при благочестивом правителе') 38. Согласно надписи на конусах, Уруннимгнна отменил некоторые поборы и налоги, восстановил справедливость в судах, издал законы, избавлявшие свободное население Лагаша от долговой кабалы, грабежей, убийств, разрушения домов. Он пишет, что защитил сироту и вдову от сильного. Важным моментом его реформы была защпта имущества бедноты от посягательств со стороны знати 37. Добиваясь справедливости, люди из народа пытались апеллировать к воле богов. Так, в одной шумерской поэме говорится: «Бог мой, я хотел бы стать перед тобою, Я хотел бы сказать тебе: слово иое — стон... Бог мой, над землею сияет яркий день, а для меня день черен, Слезы, печаль, тоска, отчаяние поселились во мне... Бог мой, мой отец, зачавший меня! Дай мне поднять голову... Доколе ты будешь оставлять меня без провожатого?» 3S Широко было распространено убеждение, что боги спускаются в мир, «Чтобы утешить сироту, чтобы не было больше вдов, Чтобы подготовить место, где будут уничтожены сильные... Чтобы отдать сильных в руки слабым...» а9 То, что подобные верования, отражавшие надежды и чаяния народных масс, оказались зафиксированными на письме и длительное время сохранялись, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что господствующий класс находил в них известную выгоду для себя. Видимо, они способствовали снижению политической активности народных масс, подсказывая, что добиваться - справедливости следует не собственными силами, а прежде всего обращаясь к богам. Установление деспотического правления в Шумере и Аккаде сопровождалось усилением эксплуатации свободного населения. Протест против деспотии получил отражение в «Эпосе о Гильгаме-ше» — древней шумерийской поэме, которая в известной нам редакции, видимо, сложилась в XXIII в. до н. э. в период правления Нарамсина, весьма энергично насаждавшего деспотические порядки 40. 36 Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 176. 37 Там же, с. 177—180. 38 Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 139. 39 Там же, с. 130. 10 Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше.— В кн.: Эпос о Гильгамеше. М.; Л., 1961, с. 115-116. В начале поэмы Гпльгамеш изображен как деспот, заставляющий весь народ изнурительно трудиться на строительстве стен вокруг города Урука, где он царствует. Люди Урука обращаются к богам с просьбой образумить царя. Имея в виду это место, Дьяконов приходит к выводу, что «если тенденцию поэмы и нельзя назвать антимонархической, то она во всяком случае антидеспотическая» ". Такой же точки зрения придерживаются н другие исследователи. В поэме боги приходят на помощь населению Урука. Гпльгамеш перерождается. Образ нового, переродившегося Гильгамеша противопоставляется образу Гпльгамеша-деспота. Теперь он ставит своей -жизненной задачей «все, что есть злого, изгнать из мира». Имеющиеся источники позволяют получить некоторые представления о правовых взглядах в Шумере и Аккаде. Некоторого развития в этот период достигает юридическая техника. Наряду с казуистическими нормами формулируются и нормы, имеющие общий характер. Предпринимаются попытки собрать воедино и расположить в определенном порядке правовые предписания, т. е. создается нечто подобное кодексу. Специально следует отметить, что законодатель в какой-то мере начинает различать умысел и неосторожность, назначая за умышленные действия более суровые наказания. Политические и правовые воззрения в древнем Вавилоне. Впервые Вавилон упоминается в источниках во время правления аккадского царя Нарамсина, однако возвышение Вавилона происходит значительно позднее, при вавилонском царе Хаммурапи (1782-1750 гг. до н. э.). Политические проблемы,1 возникавшие в Вавилоне, весьма сходны с проблемами, возникавшими в Шумере и Аккаде. Здесь также проходило постепенное утверждение политического режима восточной деспотии, причем власть царя существенно усиливалась в периоды успешного проведения политики централизации страны и внешних захватов. Первоначально религия Вавилона была политеистичной. По представлениям вавилонян, участие в определении судеб мира и человечества принимали все боги. К ак отмечает Т. Якобсен, процедура принятия решения напоминала процедуру, существовавшую в Месопотамии в период «первобытной демократии» 12. Думается, что гипотеза Якобсена не лишена оснований, однако в дошедших до пас источниках некоторые боги уже отстранены от этой процедуры43. В дальнейшем и в небесном пантеоне устанавливается режим единодержавия, сходный с единовластием в Вавилоне. В период правления Навуходоносора I Мардук, считавшийся и до этого одним из важнейших богов, объявляется «царем богов». Такое изменение роли Мардука нашло отражение и обоснование в поэме «Когда вверху» ". 41 Там же, с. 120. 12 Jacobsen Th. Toward (he Image of Tammuz..., p. 137—138. " Клочков И. С. Указ соч., с. 37—38. 44 Я открою тебе сокровенное слово..., с. 32—50. Пересматривая старые верования, автор поэмы не оспаривает прежнего мифа о том, что людей создал бог Энки-Эйа, но тут же-добавляет, что это было сделано по замыслу Мардука. Обобщая содержание поэмы, В. К. Афанасьева замечает: «Вообще все боги в поэме поспешно и добровольно отдают Мардуку свой сан, свои заслуги и положение» ". В условиях деспотического правления деспот в Вавилоне пе обладал (так же как п в других восточных деспотиях) личной властью независимой от интересов класса рабовладельцев. Он не мог коренным образом изменить общественные отношения, должен был считаться с требованиями верхушки господствующего класса. К ограничению власти царя-деспота призывает вавилонское политическое сочинение, которое И. М. Дьяконов датирует примерно 700 г. до н. э.46 В нем говорится, что «если царь право не чтит —люди его возмутятся, страна опустеет». В сочинении доказывается, что-царь должен уважать права Сиппара, Нипура и Вавилона. В частности, если царь наложит на эти города строительную повинность,, то бог Мардук «страну обратит к его врагу и народ страны будет нести строительную повинность для врага его». О правовых воззрениях Вавилона можно судить по Законам Хаммурапи — обширному законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 47. Хаммурапи опирался на достижения правовой мысли в Шумере и Аккаде, воспроизвел в своих законах ряд правовых предписаний древнего происхождения. Законы Хаммурапи не содержат исчерпывающего изложения всех правовых норм, действовавших в Вавилоне. Так, в нем отсутствуют нормы об ответственности за простую кражу. В связи с этим В. А. Якобсон высказал предположение, что законы «рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой» 48. Особенно интересно введение к Законам Хаммурапи. Здесь говорится, что они издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». Следует полагать, что Хаммурапи исходил из представления о вечной и неизменной справедливости своих законов. Это видно из заключения к законам: «Будущим временам, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдет справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны, как решались они мною, приговоров страны, как постановлялись они мною, да не разрушит моих предначертаний». 45 Там же, с. 25. 46 Diakonoff J. M. A Babylonian Political Pamphlet from about 700 В. С— Studies in Honor of Benno Landsberger. Chicago, 1965, p. 343—349. 47 Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 196—217. 48 История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М„ 1983, с. 271. Право в сборнике Хаммурапи внешне не совпадает с религией. Тем не менее праву придается сакральный характер. На стелле с законами имеется изображение бога Шамаша, вручающего Хаммурапи текст законов. Оживленный обмен мнениями в научной литературе вызвал вопрос о системе изложения норм права в Законах Хаммурапи. О. А. Жидков признает стремление законодателя провести некоторую группировку статей закона по тем илп иным признакам, но отказывается видеть в такой группировке законченную систему. Он полагает, что «те авторы, которые рассматривают Законы Хаммурапи как кодекс, допускают ошибку»w. Напротив, Э. Кюк, С. Ф. Кечекьян, Г. Драйвер и И. Майлс, И. Клима, В. А. Якобсон признают наличие системы в Законах Хаммурапи 50. Важное значение для решения разбираемого вопроса имеют соображения С. Ф. Кечекьяна, подчеркнувшего недопустимость изучения системы Законов Хаммурапи с позиций теоретических представлений о системе права, сложившихся в новое время. Дальнейшее развитие этот исследовательский подход получил у В. А. Якобсона, который полагает, что расположение отдельных норм в тексте законов «отнюдь не хаотично, а подчинено строгой, хотя и непривычной для нас логике» м. По мнению В. А. Якобсона, нормы внутри Законов Хаммурапи можно разделить на группы, а «расположение норм внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации»52. Думается, что в условиях неразвитых теоретических представлений о праве такое построение закона оказывается единственно возможным. В Законах Хаммурапи содержатся нормы общего характера, однако большинство норм, включенных в сборник, являются закреплением сложившейся практики, не получившей еще широкого теоретического обобщения, поэтому нередко они бывают казуистичны. Так, ст. 17 устанавливает вознаграждение за поимку беглого раба или рабыни в степи, но не содержит указания о вознаграждении за их поимку в ином месте. В Законах Хаммурапи отсутствует разделение деликтов на публичные и частные. Наказание за деликт рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу. В нескольких случаях допускается непосредственная расправа потерпевшего с причинптелем (ст. 21, 25). Однако, как правило, форма самосуда отвергается, наказание назначается судами, в силу чего защита на- 49 Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963, с. 53. 50 Cuq E. Etudes sur le droit babylonien, les lois assyriennes et les lois hittites. P., 1925, p. 9—10; Кечекьян С. Ф. Всеобщая история государства и права. Ч 1 Древний мир, вып. 1. Древний Восток и Древняя Греция. М., 1944, с. 83—85: Driver /., Miles J. The Babylonian Laws. Oxford, 1956, vol. 1, p. 41; Клима II. Законы Хаммурапи.— В кн.: Сообщения чехословацких ориенталистов М 1960, с. 83; История Древнего Востока..., Ч. 1. Месопотамия, с. 372-374. 51 История Древнего Востока... Ч. 1. Месопотамия, с. 374. 52 Там же, с. 372. рушенного права начинает осознаваться как защита общего государственного интереса. В законах впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказании по принципу талиона. Однако талион применялся только между равными. Если преступление было совершено высшим по отношению к потерпевшему, то наказание назначалось в форме композиции. В Законах Хаммурапи получили свое отражение формирующиеся, пока еще весьма нечеткие представления о различных видах вины. Так, видимо, в ст. 207 и 208 речь идет о неосторожном убийстве, в ст. 227 говорится об освобождении от ответственности цирюльника, удалившего клеймо у «некупленного раба», если он не знал о неправомерности своих действий. Безусловной модернизацией является встречающееся в литературе утверждение о том, что Законам Хаммурапи известно понятие юридического лица53. В действительности здесь можно обнаружить лишь зарождение представления о правосубъектности храмов (ст. 32), которое к тому же находится в явном противоречии с рядом других норм, предоставляющих владельцам храмовой земли непосредственно защищать как свои права, так и права храма. Указанное примитивное представление ничего общего не имеет со сложной цивилистической конструкцией юридического лица, впервые получившей развитие лишь в буржуазном праве. В своих Законах Хаммурапи обнаруживает стремление ограничить ростовщичество и облегчить положение задолжавшей бедноты. Однако соответствующие нормы носили половинчатый характер и вряд ли достигали поставленной цели. В литературе справедливо отмечается, что в этой части законов «явственно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страныг расширить социальную базу, на которую он мог бы опереться» 54. - Политические' и правовые воззрения в Ассирии. В Ассиршг переход к деспотическим формам управления от форм общественного управления, сложившихся в условиях родового строя, занял несколько столетий. Форму деспотии Ассирийская держава окончательно приобрела лишь в VIII в. до н. э. В Египте и странах Южного Двуречья формирование деспотии было связано с необходимостью проведения больших ирригационных работ в общегосударственном масштабе. В Ассирии искусственное орошение играло меньшую роль и соответственно потребности в организации ирригационных работ не оказывали большого влияния на форму государства. «Ассирийская рабовладельческая держава была создана силой оружия, держалась главным образом силой оружия и постоянно нуждалась в новых военных победах. Всякая даже малозначительная военная неудача имела большие политические последствия»,— отмечает И. М. Дьяконов55. Удачливый царь-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|