Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».




Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И неслучайно, глядя на картину И. Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:

Люблю я пышное природы увядание,

В багрец и золото, одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание…

… Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлее и светлее. По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами багряная трава птичья гречишка. Красновато – розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками крестьянской девушки. Молодые березы с тонкими стволами на левом берегу сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно – коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего березового леса. Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как регулировщик на посту, высокая береза с золотой кроной. В конце поймы реки, по берегу, выстроились ивы и березы. За постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое с легкой дымкой. Розовые легкие облака плывут по темно – голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

3. Вопросы к детям:

· Какой период осени изобразил Левитан на этой картине? Что в ней особенно красиво?

· Почему осень называется золотой?

· Объясните выражение «в багрец и золото, одетые леса». Что это значит?

· Когда лес бывает золотым, как он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

· Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите.

· Какие деревья остаются зимой зелеными? Покажите их на картине.

· Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки

· Почему окраска у них разная? Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло – голубой?

· Что видно на высоком берегу вдали?

· Чем осенью может быть засеяно поле?

4. Рефлексия:

- Какую картину мы рассматривали?

- Чем она вам понравилась?

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

В старшей группе

Тема: «Деревья и кустарники нашего двора»

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник», о многообразии размеров, форм, в связи с приспособляемостью растений к среде обитания.

Развивающие: Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

Воспитательные: Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников.

Ход НОД.

Организационный момент.

Перед детьми картинки с различными растениями.

Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эти объекты окружающего мира?

Дети: Растения

Воспитатель: На какие группы можно разделить все растения?

Дети: Деревья, кустарники, травы.

Воспитатель: Сегодня мы обобщим все полученные знания, узнаем об удивительных растениях нашего двора.

Отгадывание загадок.

Воспитатель показывает изображение с отгадкой.

Дышит, растет, Много рук, а одна нога. (Дерево).

А ходить не может. (Растение).

 

Весной веселит, Осенью питает,

Летом холодит, Зимой согревает. (Дерево).

На горе шумит, Раскидистый, могучий,

А под горой молчит. (Лес). Поднялся к самой туче. (Дуб).

 

Гибкими ветвями Не гни меня,

Склонилась над водой, Не руби меня,

Любуется собой. (Ива). А лезь на меня. (Черемуха).

 

Какое дерево без ветра шумит? (Осина).

Воспитатель: Посмотрите на следующее изображение и скажите, что общего у этих растений?

Дети: Это лиственные деревья.

Воспитатель: Отгадав следующую загадку, вы назовете, какие еще бывают деревья. Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой.

Дети: Ель

Воспитатель: Какие же еще бывают деревья?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на следующее изображение и скажите, чем похожи эти растения, какое общее у них название?

Дети: Кустарники.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает картинки с изображением березы, дуба, малины.

Воспитатель: Какое растение «лишнее»?

Дети: Малина

Воспитатель: Почему? (Ответы детей).

Воспитатель показывает картинки с изображением сосны, можжевельника, ели.

Воспитатель: Какое растение «лишнее»?

Дети: Можжевельник.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей).

Рассказ о можжевельнике.

Воспитатель: Можжевельник – хвойный кустарник, который очень полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Ягоды можжевельника издавна применяют в медицине. Также можжевельник в качестве пряности используют в кулинарии. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей. В сельской местности побеги используют как своеобразную добавку к банным веникам и для «запаривания» (обеззараживания) кадушек и других деревянных емкостей для хранения фруктов, овощей и грибов. Твердая древесина используется для изготовления тростей.

Рефлексия.

- Чем сегодня занимались?

- Что нового узнали?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...