Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И неслучайно, глядя на картину И. Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина: Люблю я пышное природы увядание, В багрец и золото, одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыхание… … Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлее и светлее. По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами багряная трава птичья гречишка. Красновато – розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками крестьянской девушки. Молодые березы с тонкими стволами на левом берегу сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно – коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, тоже желтеющего березового леса. Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как регулировщик на посту, высокая береза с золотой кроной. В конце поймы реки, по берегу, выстроились ивы и березы. За постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое с легкой дымкой. Розовые легкие облака плывут по темно – голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.
3. Вопросы к детям: · Какой период осени изобразил Левитан на этой картине? Что в ней особенно красиво? · Почему осень называется золотой? · Объясните выражение «в багрец и золото, одетые леса». Что это значит? · Когда лес бывает золотым, как он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? · Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите. · Какие деревья остаются зимой зелеными? Покажите их на картине. · Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки · Почему окраска у них разная? Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло – голубой? · Что видно на высоком берегу вдали? · Чем осенью может быть засеяно поле? 4. Рефлексия: - Какую картину мы рассматривали? - Чем она вам понравилась?
Конспект непосредственно образовательной деятельности В старшей группе Тема: «Деревья и кустарники нашего двора» Задачи: Обучающие: Закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник», о многообразии размеров, форм, в связи с приспособляемостью растений к среде обитания. Развивающие: Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения. Воспитательные: Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников. Ход НОД. Организационный момент. Перед детьми картинки с различными растениями. Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эти объекты окружающего мира?
Дети: Растения Воспитатель: На какие группы можно разделить все растения? Дети: Деревья, кустарники, травы. Воспитатель: Сегодня мы обобщим все полученные знания, узнаем об удивительных растениях нашего двора. Отгадывание загадок. Воспитатель показывает изображение с отгадкой. Дышит, растет, Много рук, а одна нога. (Дерево). А ходить не может. (Растение).
Весной веселит, Осенью питает, Летом холодит, Зимой согревает. (Дерево). На горе шумит, Раскидистый, могучий, А под горой молчит. (Лес). Поднялся к самой туче. (Дуб).
Гибкими ветвями Не гни меня, Склонилась над водой, Не руби меня, Любуется собой. (Ива). А лезь на меня. (Черемуха).
Какое дерево без ветра шумит? (Осина). Воспитатель: Посмотрите на следующее изображение и скажите, что общего у этих растений? Дети: Это лиственные деревья. Воспитатель: Отгадав следующую загадку, вы назовете, какие еще бывают деревья. Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой. Дети: Ель Воспитатель: Какие же еще бывают деревья? Дети: Хвойные. Воспитатель: Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (Ответы детей) Воспитатель: Посмотрите на следующее изображение и скажите, чем похожи эти растения, какое общее у них название? Дети: Кустарники. Игра «Что лишнее?» Воспитатель показывает картинки с изображением березы, дуба, малины. Воспитатель: Какое растение «лишнее»? Дети: Малина Воспитатель: Почему? (Ответы детей). Воспитатель показывает картинки с изображением сосны, можжевельника, ели. Воспитатель: Какое растение «лишнее»? Дети: Можжевельник. Воспитатель: Почему? (Ответы детей). Рассказ о можжевельнике. Воспитатель: Можжевельник – хвойный кустарник, который очень полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Ягоды можжевельника издавна применяют в медицине. Также можжевельник в качестве пряности используют в кулинарии. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей. В сельской местности побеги используют как своеобразную добавку к банным веникам и для «запаривания» (обеззараживания) кадушек и других деревянных емкостей для хранения фруктов, овощей и грибов. Твердая древесина используется для изготовления тростей. Рефлексия. - Чем сегодня занимались? - Что нового узнали?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|