Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе




Тема: «Деревья»

Программное содержание: Учить детей сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа, расположению хвоинок на ветке) Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т. д.) Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать обобщать, делать выводы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Предварительная работа: Наблюдение за елью, сосной на территории ДОУ, чтение художественной литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе, рассматривание иллюстраций о лесе.

Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, хвойный лес, лиственный лес, белоствольная, хвоинки, хвоя.

Материалы и оборудование: ветки березы и осины, ели и сосны, иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года, хвоя сосны и ели в тарелочках, шишки сосны и ели в контейнерах, иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками, мяч для игры, раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход НОД:

1.Организационный момент:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому, что я получила письмо – приглашение в лес.

- Ребята, а что такое лес? (лес – это место, где растет много разных деревьев, живут разные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев).

- А вы знаете пословицы о лесе?

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»

- Кто хозяин в лесу? (лесник)

Прежде чем мы отправимся в лес, мы должны вспомнить? (правила поведения лесу).

1.Не будем ломать ветки деревьев, не будем на стволе царапать слова.

2.Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3.Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, не будем вырывать их с корнем.

4.Не будем шуметь, не будем обижать животных.

А сейчас я расскажу вам сказку о деревьях.

Жили были деревья – подружки: Елка – Зеленушка, Береза – Веселушка, Рябина – Краснощечка, Сосна – Стройнушка.

Жили они дружно, но однажды заболели хвастовством.

Давайте послушаем их хвастливые речи (звучит аудиозапись)

Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки я постепенно меняю через 5 – 7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома строят и музыкальные инструменты. Вот так: Я намного лучше и нужнее вас всех».

Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево».

Рябина - Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачусь в красивый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!»

Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так, что я королева!»

Что случилось дальше, мы узнаем позже.

- Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда в этот лес можно попасть только в заколдованном виде.

Придумала. Давайте скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись,

Ра, два, три покружись,

И в лесу ты окажись.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает).

«Я, старичок – Лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы вам попасть снова домой, вам придется выполнить мои задания. Задания спрятаны в сундучке. Отгадаете и дорога домой вам открыта».

- Ну что, ребята, давайте думать, домой ведь хочется (сундучок накрыт скатертью, в нем три конверта с цифрами 1, 2, 3).

- Как вы думаете, какой конаерт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1.

1.Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2.Солнце – источник тепла. Одни деревья выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, деревья могут погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

3.Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, снегом, росой, инеем. Снег укрывает дерево, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4.Деревья, как и люди, должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.

5.Ветер – переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя).

6.Птицы – в жизни растений играют важную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7.Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их.

8.Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития деревьев.

- Интересно, а слышит ли нас старичок – Лесовичок? (звучит музыка).

- Ну, вот он подал нам знак. Пора открывать другой конверт. А который по счету? (второй).

Задание 2.

Вам нужно ответить на вопрос

- Чем отличается береза от осины? (слайд: деревья) У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины – серо – зеленый.

- Как можно сказать одним словом о белом стволе березы? (белоствольная). Береза единственное в мире дерево с белой корой.

- Как вы думаете, для чего березке черные черточки? (ответы детей).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они чечевички.

- Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья (слайд: листья).

- Они одинаковые? (разные: лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы – листья с зубчиками).

- Давайте рассмотрим ветви. Подойдите к столам. Потрогайте их и сравните (у осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные) Люди говорят, что коса есть у березы.

- Как вы думаете, почему так говорят? (когда дует ветерок, ветки у березы, как косы заплетаются).

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Посмотрите на иллюстрацию (слайд) Как много здесь растет берез.

- Как называют такой лес? (березовая роща или березняк). Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называют осинник. Повторите это новое слово.

- Как называется лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву? (лиственный).

- Как вы думаете, почему его так называют? (на ветвях этих деревьях растут листочки).

Слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

4.Физкультминутка:

«Наступило утро, солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки).

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны (наклоны в стороны).

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).

У нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на вопрос.

- Какие деревья растут в хвойном лесу? (сосны, ели).

- Почему он так называется?

Кто знает загадку про ель и сосну?

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (ель)

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту, в высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке (сосна).

- Почему эти деревья стоят зеленые? (они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья)

- Посмотрите на лес, где растут одни ели (показ слайда) Такой лес называется ельник.

- Что вы можете рассказать о елочке? (слайд елка: Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая).

- Посмотрите на сосну (слайд)

- Какой ствол у сосны? (светло – золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Пододвиньте к себе ветки сосны и ели.

- Чем они похожи? (Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая; У сосны иголки, и у ели иголки)

«Даже елки мы вначале, от сосны не отличали:

Раз растут иголочки, значит это елочки.

А когда на ветку ели мы поближе поглядели,

Оказалось, что она не такая, как сосна»

- Чем же отличается сосновая ветка от еловой? (иголками)

По – другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели называется хвойным.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны? (длинные, мягкие, светлые).

-А у ели? (короткие, колючие, темные).

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? (хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки по одной).

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой)

- Какие шишки у ели? (удлиненные, у нее более мягкие чешуйки).

- Что вы скажите про сосновые шишки? (сосновая шишка круглая, с твердыми чешуйками)

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созревают, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек»

На карточках – хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку дерево (в процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда)

Ребята, а в сундучке есть записка, давайте ее прочтем «Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощанье примите мой сюрприз. А найдете его в сундучке.

- Ну, вот мы дали ответы на все вопросы. Пора и домой отправляться. Давайте вспомним наши волшебные слова:

Раз, два, три наклонись,

Раз, два, три повернись,

Раз, два, покружись,

И в саду окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках: «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, и стало им стыдно за свое поведение, и стали они опять жить дружно»

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не ломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу,

Уважает тишину».

Занятие закончено. Молодцы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...