Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема статуса педагогики




Глава 1. Общие основы педагогики

 

Педагогика как наука и искусство

 

Истоки педагогики

Около 40 тыс. лет тому назад завершился процесс антропосоциогенеза (зарождения человека и общества), в результате которого:

· появился Homo sapiens, имеющий облик современного человека;

· возникли первые социальные организованные общности людей;

· жизнедеятельность человека стала строиться с помощью культурных средств (языка, ритуалов, церемоний, обычаев и т.п.);

· начинает свой отсчет история человечества.

Самым главным изменением в процессе антропосоциогенеза является усложнение природы человека. Помимо биологической природы человек стал обладать второй, не менее сложной, - надбиологической, которая по-разному обозначается учеными - духовной, социальной, социокультурной. Изменилось предназначение и смысл жизни человека, все его бытие. Это отметил еще Блаженный Августин (354-430), утверждавший, что человек рождается для решения экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия.

Это глобальное изменение отразилось и на процессе воспроизводства человека. Помимо биологического воспроизводства, характерного для всего живого, человек воспроизводится не только (и не столько) в биологическом, но и духовном, социальном, культурном измерении. В культуре многих народов процесс духовного и социального воспроизводства получил название “второго рождения”. Люди, не решившие задачу овладения “вторым” измерением, оставались, как говорили в древности, “единожды родившимися”. Таким образом, образование человека - акт его второго рождения, обретение надбиологической сущности.

В процессе культурно-исторического развития постепенно усложнялись как духовная и социокультурная жизнь человека, так и процесс воспроизводства человеческих поколений (выраженный в совокупности процессов образования, обучения, воспитания, развития). Усложняются как сами процессы воспроизводства человека, так и их понимание и закрепление в системе знаний.

Этот тезис хорошо отражает судьба слова “педагогика”. Оно пришло из Древней Греции, где в начале означало “детоводство”, а затем “детоводческое мастерство”. Сегодня это слово является обозначением науки и особого вида деятельности людей, которые причастны к процессу “второго рождения”.

Не во всех странах педагогика служит для обозначения науки об образовании. Этот термин применяется, кроме России, еще в немецкоязычных и франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах. В англоязычных странах вместо него используются слова “наука об образовании” или “философия образования”. В России термин “педагогика” в полной мере утверждается в XIX веке. Хотя единства в представлениях о том, чем является педагогика - наукой или искусством - занимал умы многих ученых.

Так, К.Д. Ушинский (1824-1870) писал: “Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем более понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически... Но разве есть специальная наука воспитания?...Если под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное изложение законов тех или иных явлений, относящихся к одному предмету..., то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность... Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности... Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности" [8, с. 60].

 

Проблема статуса педагогики

Статус педагогики как науки до сих пор является спорным. Прежде всего, этот спор продолжается вокруг следующих вопросов: есть ли самостоятельный предмет педагогической науки? Из этого вопроса, как следствие вытекает следующий - может ли педагогика самостоятельно разрабатывать теории, решать фундаментальные вопросы образования?

Известный философ образования С.И. Гессен (1887-1950), в книге, посвященной Томскому университету, писал: “Педагогика - наука. Что же это за наука? Все науки мы можем, в общем, разделить на две большие группы: науки теоретические и практические. Первые исследуют бытие, как оно существует, независимо от наших человеческих целей и желаний. Они относятся к своему предмету теоретически, бесстрастно. Цель свою они видят в установлении законов сущего... От них резко отличаются практические науки, устанавливающие правила, или нормы нашей деятельности. Это науки не о сущем, а о должном, исследующие не то, что есть, а то, как мы должны поступать... Это науки об искусстве деятельности. Поэтому практические науки мы можем называть прикладными или нормативными, часто мы их называем также техническими... К этим именно наукам относится педагогика” [2, с. 23]. С.И. Гессен утверждал, что в основе любой практической науки лежит теоретическая. Так, в основу педагогики, как пишет Гессен, иногда кладут теоретические положения физиологии или психологии. Однако это ошибочно. По его мнению, педагогика является прикладной наукой, прежде всего, философии.

Сомнение в возможности педагогики решать фундаментальные вопросы приводит к тому, что ее теоретический базис приписывают либо философии, как это делает С.И. Гессен, либо психологии, как это утверждается в последние десятилетия.

Убежден в том, что педагогика исходит из определенного философского мировоззрения, пользуется философией в ее методологической функции. Однако педагогическая наука не может прямо вывести закономерности воспитания и обучения из философских положений, она должна выявить эти специфические закономерности, опираясь на собственную педагогическую теорию.

Психология по традиции и по существу является спутником педагогики, поскольку в любом педагогическом явлении приходится учитывать психологические характеристики объекта и субъекта педагогических воздействий. Педагогика и психология в отображении педагогической действительности пользуются общими для обеих наук понятиями: деятельность, человек, субъект деятельности, структура личности и т.п. Смещение акцентов в данной совокупности понятий означает смену аспектов рассмотрения в зависимости от целеполагания, а также выделение разных предметов в той же объектной области. Принадлежа к числу наук о человеке, педагогика, в отличие от психологии, рассматривает человека в аспекте целенаправленного формирования его личности [В.В. Краевский. Методология пед-кого исследования. – Самара, 1994. – с. 21-72].

Таким образом, можно заключить, что педагогика – это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет, инструментальные методы, содержание, дающая теоретическое обоснование педагогической практике.

В современной философии и методологии науки выделяется два уровня научного познания - теоретический и эмпирический. Установлено, что между ними существует тесная взаимосвязь. Эмпирический уровень - изучение фактов. Теоретический уровень выражается прежде сего в идеальном построении предмета. Научная теория создает идеальные предметы. Эти идеальные предметы должны описываться не языком конкретных фактов, а языком понятий. Теория - система знаний высокого уровня абстракции, идеальное моделирование реальности. Теория ориентируется на понимание и объяснение реальности, тем самым создает основу для практической деятельности. Выдающийся философ Х. Ортега-и-Гассет писал: “В теории мы обмениваем реальность на тот ее аспект, какими являются понятия. Вместо того чтобы в ней жить, мы о ней размышляем” (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 113).

Педагогическая теория - имеет свой идеальный предмет.

В современной педагогической литературе нет единства понимания предмета педагогической науки. Приведем наиболее значительные определения предмета педагогики:

· Воспитание. Воспитание рассматривается в двух аспектах: в широком социальном (формирование личности в процессе онтогенеза) и узком профессиональном (воспитательная деятельность, направленная на формирование личности). Соответственно педагогическая теория изучает закономерности воспитания как социального явления и разрабатывает теорию и методику воспитательной деятельности (Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов).

· Педагогический процесс. Педагогический процесс трактуется как единство воспитания, образования, обучения и развития. Педагогическая наука изучает сущность и закономерности целостного педагогического процесса, в основе которого лежит процесс формирования личности, а так же разрабатывает теорию и методику целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский).

· Образование. Сравнительно недавно в качестве предмета стало выделяться образование. Процесс образование понимается как многофакторный процесс становления личности, в структуре которого, помимо целенаправленных педагогических действий в различных социальных институтах (семья, школа, учреждения культуры и т.п.), важное значение приобретает саморазвитие, самоопределение, самообразование и т.п. Педагогика изучает, прежде всего, роль целенаправленной педагогической деятельности в процессе образования (В.А. Сластенин и др.).

· Педагогическая деятельность. Предполагается, что педагогика должна изучать, прежде всего, сущность и закономерности педагогической деятельности. При этом отмечается, что эта деятельность является совместной, как педагога, так и ребенка (В.А. Сухомлинский).

· Педагогическая система. В данном варианте рассматривается педагогическая система как система целей, условий, содержания, методов и форм деятельности, направленной на формирование личности (В.П. Беспалько).

Наиболее общепризнанным является представление о том, что предметом педагогики является специально организованный и целенаправленный педагогический процесс, который входит в структуру более широких явлений как образование и социализация личности. Процесс образования и социализации личности изучается многими науками - философией, социологией, психологией, этнологией и т.п. Педагогика же изучает один из его аспектов - реальность педагогического процесса в социальных институтах.

Исходя из представлений об единстве эмпирического и теоретического, а так же особенностей педагогики как единства науки и искусства, предмет педагогики определяется как неразрывная связь двух аспектов: изучение сущности и закономерностей педагогического процесса (первый аспект) и условий реализации этих закономерностей в социальной действительности. Таким образом, педагогическая теория формирует сложную систему педагогических знаний, включающую представления о педагогическом процессе в идеальном (сущность, закономерности, понятия) и прикладном (условия реализации идеальных моделей).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...