Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность педагогического процесса




Философской основой педагогического процесса является гуманизм (социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений, идеалов). Мировая педагогическая мысль развивалась в двух направлениях, в основе которых – проблема отношения к природе человека. В собственно педагогическом аспекте это выражается, прежде всего, в рассмотрении двух педагогических явлений: любовь к детям как необходимое условие достижения поставленной цели (гуманизм); наказание как способ взаимодействия учителя и учащегося (авторитаризм).

В авторитарной педагогике взрослый определяет, в чем благо воспитанников, он устанавливает законы и нормы поведения, рассматривает воспитанника только как объект педагогического процесса.

В гуманистической педагогике – личность воспитуемого – это объект и субъект педагогического процесса, где он сам (вместе с педагогом) определяет цель, своё назначение в жизни, выдвигает нормы, ценности, правила и исполняет, регулирует, корректирует их. Таким образом, педагог и ребёнок выступают как равноправные участники процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса (педагога и воспитанников) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всём его многообразии. Успешное усвоение опыта осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Признаками педагогического процесса:

· Целенаправленность. Всё, что окружает ребёнка, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нём развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. Педагогический процесс предполагает наличие людей (педагогов), которые знают, под влиянием каких факторов формируется личность, знают особенности развития личности. Педагоги создают необходимые условия, обстоятельства, способствуют организации деятельности воспитанника, оказывают прямое воздействие на личность воспитуемого с целью создать для него и для социума, в котором он развивается, образцы качества, знания, привычки и т.д. То есть педагогический процесс- это процесс всегда целенаправленный, организуемый и управляемый сознанием.

· Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса вытекает наличие в нём двух сторон. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определённой системой научных знаний и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности; в управлении взаимодействием с детьми. С другой стороны – ученик (воспитанник), деятельность которого направлена на восприятие тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает учитель. Деятельность учителя в этом процессе определяется потребностями общества. Деятельность учащихся определяется действиями учителя и протекает в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Таким образом, они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обусловливают друг друга.

· Целостность. Каждая личность проходит через влияния многочисленных факторов. Эти влияния взаимодополняют, взаимоисключают, компенсируют, корректируют друг друга. Результаты этих влияний проявляются в каждой отдельной личности, в постоянных её изменениях внутреннего и внешнего порядка. Педагог на каждом из этих этапов включается в единую систему образования, развития и формирования личности. При этом он выступает как часть системы, которая воздействует на личность воспитуемого как единое целое. Целостность наблюдается и в сути педагогического процесса (обучении и воспитании), в логике его развития.

Педагогическая задача или педагогическая ситуация –основная единица педагогического процесса. Как основная единица, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путём абстрагирования в любом реальном процессе. Педагогическая задача должна соотноситься с целью деятельности и условиями её осуществления.

Движущие силы педагогического процесса. Связаны с общим внутренним противоречим несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, то есть школой и учителями. Это противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и т.д. Преодоление этих противоречий позволяет процессу двигаться вперёд, развиваться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...