Процесс обучения в целостном педагогическом процессе
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Обучение – это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся. При этом учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, то есть осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения так же определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Процесс обучения – часть целостного педагогического процесса. Рассматривая движущие силы процесса обучения, надо рассматривать в его противоречивости – как процесс его постоянного движения и развития. Основное противоречие процесса обучения основывается на том, что само познание неисчерпаемо и безгранично. Формулируется оно как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия – явно осознаваемой ими необходимостью. Существуют и другие противоречия, но они являются составными частями основного.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. При этом образовательная функция связана с расширением объёма, развивающая – со структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постоянное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях. Навыки – это умения, доведённые до автоматизма. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектированием и т.д.
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учеником. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность. Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Функции процесса обучения тесно связаны с процессом целеполагания. Выделяют два уровня анализа целей обучения. Первый – конкретизация целей обучения на макроуровне: цель обучения определяется общественно-историческими, классовыми условиями, в которых живёт человек; конкретными возможностями учащегося на данном этапе обучения; характером задач, для решения которых он готовится. Второй – микроанализ целей в обучении: цель обучения должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности, которые необходимо сформировать, и их характеристик – степени обобщенности, уровня автоматизированности. Глобальная или генеральная цель – это всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Глобальная цель отражает заказ общества к уровню образования и воспитания учащихся. Вторая разновидность целей – предметные, которые делятся на общие, предметно-специфические и частные. Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели – это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом.
При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов: процесса преподавания (деятельность учителя) и процесса учения (деятельность ученика или коллектива учащихся). Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и в опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии учитель и учащиеся совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии учащиеся выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее. Так как обучение – это деятельность, то можно выделить в ней определённые этапы, которые вытекают из логики действий человека по решению какой-либо задачи: цель, мотивы, содержание, способы действий, способы регулирования действий и контроля за их результативностью. Поэтому можно выделить и компоненты процесса обучения. · Целевой компонент. Отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. В конкретном цикле учебного процесса цель и задачи обучения определяются на основе требований программы, учета особенностей данного класса, уровня предшествующей подготовки учащихся, возможностей самого педагога, оборудования кабинета. · Стимулирующе-мотивационный компонент. Предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач. Стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения.
· Содержательный компонент. Определяется учебным планом, учебными программами и учебниками. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом поставленных задач. · Операционно-деятельностный компонент. Непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Во взаимодействии реализуется задача присвоения школьниками социального опыта человечества. Этот компонент реализуется посредством определённых методов, средств и форм организации преподавания и учения. · Контрольно-регулировочный компонент. Предполагает одновременный контроль за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем необходимой информации о степени затруднений, о качестве усвоения знаний. Обратная связь вызывает необходимость регулирования учебного процесса, внесение изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их к оптимальным для данной ситуации. · Оценочно-результативный компонент. Предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. Все компоненты надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Указанные последовательность и содержание компонентов являются наиболее типичными для многих случаев его функционирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|