Принципы педагогического процесса
В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы вытекают из закономерностей. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников. · К принципам организации педагогического процесса относятся: - гуманистическая направленность педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности, подчинение всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности; - связь с жизнью и производственной практикой – предполагает соотнесение содержания образования и форм работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре; систематическое ознакомление школьников с текущими событиями и включение их в разнообразный производительный труд; - научность – ведущий ориентир при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией; принцип проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников; при организации педагогической деятельности и деятельности детей; - обучение и воспитание детей в коллективе – предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
- преемственность, последовательность, систематичность – направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - наглядность – основан на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания – позволяет развить у воспитанников высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. · Принципы управления деятельностью воспитанников включает в себя: - сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников – направлен на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу; - сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процесса – активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний; - уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему – вытекает из сущности гуманистического воспитания, требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребёнка; - опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности – выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности; - согласованность требований школы, семьи и общественности – обеспечивает тесное взаимодействие всех педагогических систем; - сочетание прямых и параллельных педагогических действий – воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает ребёнка из объекта в субъект воспитания; каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив и наоборот;
- доступность и посильность - обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок; - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников – предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей; - прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития – реализация связывается с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Педагог в процессе своей деятельности опирается не на отдельные принципы, а на всю систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса. Педагогу целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школьного образования.
Вопросы: 1. Как соотносятся понятия «педагогический процесс» и «педагогическая система»? 2. В чем разница между педагогическим воздействием и педагогическим взаимодействием? 3. Каким образом происходит социализация личности в рамках педагогического процесса? 4. Каким образом внешние и внутренние связи педагогического процесса влияют друг на друга? 5. Можно ли организовать педагогический процесс, не опираясь на закономерности? 6. В чём проявляется взаимосвязь принципов педагогического процесса?
Литература: 1. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. //Избр. пед. труды. – М., 1989. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1992, с. 87-104. 3. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993. 4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996, с.180-198. 5. Российская педагогическая энциклопедия, т. 1. – М., 1993. 6. Сластёнин и др. Педагогика. – М., 1998, с. 155-185. 7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. – М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|