Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема цели и целеполагания в педагогике.




Идея всестороннего гармонического развития

Личности

 

Цель, ее роль в деятельности

Цель является важной характеристикой такого явления как деятельность. А.Н. Леонтьевым предложена структура деятельности, которая составляет совокупность таких элементов как целеполагающий субъект; предметность деятельности; выбор средств и материала; действия, складывающиеся в операции; результат (рис. 1.2).

цель результат

 

 

субъект

 

средства предмет действия

материал операции

 

Рис. 1.2

 

Метафорически субъект деятельности может обозначаться как хозяин деятельности. В этом смысле субъект должен владеть всеми деятельностными компонентами, сорганизовывать их, корректировать и оценивать. Важнейшим компонентом деятельности является цель. В частности, еще Гегель отмечал, что человек есть “цель в себе”, субъектом деятельности может стать только носитель цели. Субъект не может определяться никакими внешними целями, т.е. быть средством (материалом) другого. Цель определяется как знание субъекта о свойствах желаемого результата, его идеальная разверстка еще до момента свершения деятельности. Эффективность любой деятельности, в том числе и педагогической, зависит от способности ставить цели, предвидеть результаты, связывать желаемые цели с имеющимися (или необходимыми) средствами и действиями.

 

Цель воспитания в педагогике

Педагогическую науку можно отнести к разряду наук о человеческой деятельности. Этим объясняется интерес к проблеме определения цели образования на протяжении нескольких столетий. Рассматривая сущность педагогического процесса, многими авторами не раз отмечалось его целенаправленность как основная характеристика.

Исторически в отечественной и мировой педагогике, прежде всего, возникла необходимость научного обоснования цели воспитания. Это объяснялось тем, что весь педагогический процесс сводился к воспитанию, а воспитание понималось достаточно широко, как совокупность факторов, воздействующих на процесс формирования личности. Научное обоснование цели было объективной закономерностью, поскольку цель является систмеообразующим элементом любой педагогической теории и практики.

В решении этой проблемы цель воспитания обосновывалась как представление об идеальном типе (модели) человека. В истории образования обоснование идеального типа определялось совокупностью культурно-исторических условий и авторской позицией ученого. В античном мире этот идеал строился из определенного понимания Истины, Красоты и Добродетели; в средневековье идеалом христианского воспитания становится библейский образ Иисуса Христа; в новое время у Дж. Локка - воспитание джентльмена, рационального и педантичного; у Ж.Ж. Руссо - воспитание сына природы; у И. Песталоцци - социально-активного, гармонического человека; у И. Гербарта - человека культуры; в ХХ в. это многообразие образов человека возрастает: воспитание успешной и предприимчивой личности (Дж. Дьюи), воспитание духовной самосовершенствующейся личности (Р. Штейнер), воспитание личности, способной к самореализации и т.п. Несмотря на конкретность образов идеального человека как цели воспитания, многими педагогами указывалась необходимость воспитания всесторонне развитой гармонической личности.

 

Идея всесторонне и гармонически развитой личности

Как цель воспитания

Определение цели воспитания как всесторонне развитой гармонической личности развивалось в отечественной педагогике еще в дореволюционный период (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.), в советский период такое понимание цели становится единственным и определяющим, получают дальнейшую разработку и конкретизацию в свете социальных проблем и коммунистической идеологии.

Генезис идеи всесторонне развитой гармонической личности происходит в античности. Педагогика, основанная на принципе калокагатии (от греч. - прекрасный в духовном и физическом отношениях), положила начало представлению о гармонической личности как гармонии интеллектуального, духовно-нравственного и физического начала человека.

Дальнейшее развитие идеи всесторонне развитой гармонической личности претерпевало изменения. Так, в средние века она отражалась в представлении о человеке как симфонии духа, души и тела, при этом иерархия этой триады предполагала “ущемление” (“умерщвление”) плоти в практике духовного аскетизма. В период Возрождения идея всесторонне развитой гармонической личности начала разрабатываться вновь. Это находило отражение в идеях физического воспитания, сочетания умственного и трудового воспитания, в многогранности воспитанного человека (человек - полиглот, успешный во многих видах деятельности; яркий пример такого воплощения в себе идеала человека - Леонардо да Винче) и др. В новое время происходили дискуссии, основной проблемой которых было понимание роли интеллектуального воспитания в жизни человека. Практика массовой школы концентрировалась на интеллектуальном воспитании и энциклопедическом образовании. В педагогических теориях предпринимались попытки раскрыть физические (в большей степени у Ж.Ж. Руссо), социальные (И. Песталоции), культурные (И. Гербарт) аспекты. Наиболее метафорически идея гармонического воспитания выражена в работах И. Песталоцци как “воспитание ума, руки и сердца”.

В отечественной педагогике ХХ века идея всестороннего гармонического развития личности выражалась в сочетании идейно-политического, умственного и трудового воспитания и социальной активности личности. Исследователи изучали различные направления воспитания и в зависимости от этого набор качеств, указывающих на всесторонность, увеличивался (нравственное, эстетическое, физическое и т.п.). В обыденных представлениях учительства и педагогического чиновничества эта идея сводилась к тому, что всесторонне развитая гармоническая личность - это “комсомолец, отличник, спортсмен” и т.п. Как справедливо указывает Г.Н. Прозументова, “осуществление “мечты” (идеи всесторонне развитой гармонической личности) свелось к достижениям “всесторонней” успеваемости, “всесторонней” дисциплинированности и “поголовной” поступаемости выпускников школы в вузы. А представления о гармонии ограничилось единством требования и послушания, приказа и выполнения” (6, с. 10).

Это не означает отказ о многовековой гуманистической традиции осмысления всестороннего развития. В современных условиях всестороннее гармоническое развитие рассматривается как процесс саморазвития индивидуальности, осваивающей главное дело своей жизни и использующей весь спектр возможностей освоения социокультурного наследия. Это возможно, когда человек (ребенок) имеет право на личностное, культурное, профессиональное самоопределение и самореализацию. Быть всесторонней гармонической личностью - означает сохранять свою внутреннюю целостность, свою идентичность, быть верным себе и адекватным внешней среде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...