Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы познания и преобразования педагогической




Действительности

Современная методология педагогики находится на новом витке развития, поэтому некоторые ее аспекты еще не достаточно разработаны. Переходный момент педагогики связан с рефлексией (осознанием, критикой) сложившейся методологии, которую обозначают как методологию классической науки. В педагогике методы классической науки были заимствованы в XIX - начале ХХ в. из естественных наук. Однако становилось ясно, что педагогика - гуманитарная наука. Сенсационные открытия в естественных науках начала ХХ в. и кризис методологии классической науки способствовал разработке методологии неклассической науки. В связи с этим переходным моментом в учебниках авторами предлагаются различные наборы и описания методологических принципов.

Принцип - основное правило, руководство. Под принципами познания и преобразования педагогической действительности понимаются основные требования к организации педагогического исследования, формирования педагогического знания, проектирования и организации педагогического процесса. Рассмотрим основные принципы познания и преобразования педагогической действительности.

· Принцип развития сегодня становится основополагающим в педагогике. Классическая наука изучала человека в некоторой статике. Это не означало, что люди думали, что человек не изменяется. Однако “схватить” мыслительными средствами сам процесс развития на методах естественных наук XVII-XIX вв. не удавалось. Важное значение в развитии этого принципа имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Л.С. Выготский обратил внимание на противоречивость процесса развития. Развитие, по Л.С. Выготскому, означает, прежде всего, качественные изменения мышления и деятельности. Простое накопление опыта не является развитием, т.к. ничего качественно не изменяется. Но когда человек может изменить способ “переработки” опыта и представить себя иным, изменить способ мышления и деятельности, то тогда можно говорить о шаге развития. Важным принципом изучения педагогического процесса стало представление о шаге развития. Л.С. Выготский выделил в развитии зону актуального и ближайшего развития (см. рис.1.1). Принцип развития означает, что все педагогические явления должны быть представлены в динамике.

 

 
 


Зона актуального Зона ближайшего

развития развития

 

 

Рис.1.1

 

· Принцип историзма. Педагогический процесс имеет культурно-историческую природу. Он складывается и изменяется в определенных исторических условиях. В течении исторического развития видоизменяются цели, содержание, формы и методы педагогического процесса. Любое исследование предполагает историко-педагогический анализ развития педагогической идеи или метода, анализ современной социокультурной ситуации и сложившейся педагогической практики.

· Принцип социальной обусловленности педагогического процесса взаимосвязан с принципом историзма. Педагогический процесс взаимосвязан с такими процессами, как социально-экономический, социально-политический, процесс социокультурного развития и пр. Изменение этих процессов предъявляет новые требования к личности, соответственно педагогический процесс должен быть “согласован” с другими социальными процессами. Учеными так же установлено, что и педагогический процесс может оказывать влияние на другие социальные процессы. Развитие новых качеств и способностей, повышение образовательного уровня населения оказывает влияние на социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие. Соответственно педагогическое исследование предполагает анализ социальных факторов.

· Принцип единства биологического и социального в развитии личности, ее индивидуальных особенностей. Педагогическая практика - практика работы с человеком, его развитием. От того, как представляется процесс развития, зависит проектирование педагогического процесса. В истории образования и педагогической мысли были периоды, когда господствовала социологизаторская трактовка развития личности, объясняющая, что процесс развития полностью зависит от социальной среды. Изменив среду, можно изменить и самого человека. Другая крайняя трактовка, биологизаторская, вообще отрицала связь развития личности с социальными условиями. Предполагалось, что человек полностью обусловлен врожденными задатками. Соответственно педагогический процесс должен был полностью приспособлен к тому, чтобы эти задатки “созрели” и раскрывались в процессе саморазвития. В отечественной психологии и педагогике разрабатывалась биосоциальная концепция развития личности, предполагающая взаимосвязь процессов онтогенеза и филогенеза.

· Принцип активности личности. Этот принцип отражает представление о человеке как деятельном существе. Философский вопрос о том, является ли человек продуктом обстоятельств, и все его поступки есть реакция на внешние условия, или человек может сознательно совершать поступки и в этом смысле выступать субъектом своей личной истории, истории семьи, общественной группы, рода, находит свое решение в представлениях об активности личности. Активность личности обусловлена не только внешними условиями, но и внутренними побуждениями. Активность личности выражает стремление к деятельности, в которой личность стремится не только реализовать, но и развивать свои способности. Что это означает для педагогов? Во-первых, личность ребенка не должна является объектом педагогического манипулирования. Во-вторых, педагоги должны не “тормозить”, как это часто происходить, активность личности, а поддерживать ее и направлять в деятельностное русло. В-третьих, человек с активным творчески-преобразующим отношением к миру и к самому себе становится сегодня идеалом образованности.

· Принцип целостности означает, что все процессы и явления взаимосвязаны. Процесс личностного развития обусловлен многими факторами, которые взаимодополняют друг друга. Педагогическое исследование предполагает представить целостное представление о педагогическом процессе, независимо от того в каких организационных формах и в каких учреждениях он осуществляется. Принцип целостности воплощен в концепции целостного педагогического процесса (см. далее).

· Принцип эмпирического и логического в педагогическом исследовании. Формирование педагогических знаний проходило либо опытным путем и оформлялась как система народной педагогики (традиционных форм воспитания), либо логическими и метафизическими средствами и являлась частью философии. Развитие науки способствовало тому, что логические рассуждения и эмпирический опыт должны быть взаимосвязанными. Эта взаимосвязь заключается в том, что в анализе эмпирического опыта ставится проблема, которая предполагает логическое разрешение (разработка теоретической модели) и выявление условий реализации и эффективности предлагаемой модели.

 

Методологические подходы

Методологический подход определяется конкретизацией философских и психологических представлений о сущности и содержании процесса личностного развития. В современной педагогике существует несколько методологических подходов. В отечественной педагогике наиболее распространенными являются личностный, деятельностный и системный подходы, которые могут иногда использоваться исследователем в некоторой комбинации. В зарубежной педагогике методологические подходы взаимосвязаны с философией и психологией и представляют в общем виде отдельные педагогические течения - прагматизм, психоанализ, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и пр. (с зарубежными методологическими направлениями вы можете познакомиться самостоятельно). Остановимся подробно на личностном, деятельностном и системном подходах.

· Личностный подход ориентация педагогического процесса на личность как цель, субъект и результат. Личностный подход употребляется в различных трактовках: разработка модели личности как целевой основы педагогического процесса (такая трактовка должна учитывать возможность индивидуальных проявлений личности); создание условий для саморазвития личности, проявления ее индивидуальных потребностей, интересов, задатков, способностей (педоцентризм); гуманизация межличностных отношений как в детской среде, так и в системе “ученик - учитель - родитель”. Наиболее полно данный подход нашел развитие в работах В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, А.В. Мудрика и др.

· Деятельностный подход основан на представлении о том, что развитие личности возможно только в деятельности, когда человек (ребенок) становится субъектом деятельности. “Самоизменение человека осуществляется путем изменения способов его деятельности,... путем преобразования мира культуры как предметного воплощения деятельностных способностей” (4, с. 10). Исходя из этого, педагогический процесс рассматривается как управление различными видами деятельности, в которых между учителем и учеником устанавливаются субъект - субъектные отношения. Наиболее полно этот подход реализован в работах В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Интересными представляются изучение педагогического процесса как совместной деятельности в работах томской группы педагогов под руководством Г.Н. Прозументовой.

· Системный подход предполагает изучение педагогической действительности как структурного явления, а так же условий системного проектирования педагогического процесса. Данный подход является общенаучным. В нашей стране данный подход изучается в рамках общей теории систем. Исходя из этих представлений, педагогический процесс определяется как сложная целенаправленная (и в этом смысле искусственная) система, состоящая из разнородных элементов. Первая группа элементов (подсистема) - цели, миссия, концепция субъектов педагогического процесса. Вторая группа - система взаимодействия участников педагогического процесса. Третья группа - набор технологий и методик, средств педагогической деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...