Эмпирические методы исследования
· Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления в его цельности и динамике; в процессе наблюдения исследователь описывает конкретный фактический материал. Наблюдение тогда становится исследовательским, когда наблюдающим четко обозначены объект наблюдения, задача, формы фиксации (если письменные, то в какой форме необходимо вести протокол; так же используются видео и аудиозапись); способ обобщения полученных результатов. Иначе говоря, план наблюдения должен ответить на вопрос: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что ожидать в результате проведенных наблюдений. Трудности наблюдения в педагогических исследованиях, в отличие от естественных наук, заключаются не в заданности объекта. Педагог-исследователь конструирует объект исследования и устанавливает, в какой форме этот объект проявляется в действительности. Этим объясняется зависимость результатов педагогического наблюдения от личности наблюдающего, его гражданской и профессиональной позиции, методологической и ценностной ориентации. Педагогическое исследование может проходить со стороны, но чаще всего используется соучаствующее или включенное наблюдение, когда педагог непосредственно включен в наблюдаемую и одновременно управляемую им педагогическую ситуацию. В современных исследованиях наблюдение составляет часть общей комплексной программы экспериментальных исследований. · Педагогический эксперимент - активное и целенаправленное преобразование педагогического процесса в специально созданных и контролируемых условиях. Педагогический эксперимент - это реализации теоретической модели. В ходе эксперимента выявляются условия ее реализации, проверяется эффективность разработанной модели, корректируются теоретические положения, выявляются новые педагогические эффекты.
Классический эксперимент проводится в специально созданных лабораторных условиях (лабораторный эксперимент), в современных исследованиях, как правило, применяется эксперимент в естественных условиях организации педагогического процесса. Экспериментальное исследование так же предполагает разработку плана, в котором указывается объект преобразования, цель и задачи эксперимента, гипотеза, теоретическая модель, основные этапы ее реализации. По целям и задачам, а так же в зависимости от стадии разработанности теоретической модели различают три вида эксперимента: - констатирующий (диагностирующий) - установление модельной ситуации организации педагогического процесса, не предусматривающий его изменение; как правило, проводится вначале, на промежуточных этапах и в конце комплексного эксперимента; - пилотный (опережающий) - предварительная (частичная) реализация теоретической модели в целом или ее отдельных элементов; - преобразующий или формирующий эксперимент - полная реализация теоретической модели, связанная с изменением организации педагогического процесса, создание формирующих (развивающих) условий для субъектов деятельности. Современный эксперимент проводится комплексно, состоит из нескольких этапов, включающих различные методы эмпирического исследования и виды эксперимента. · Беседа и интервью - получение необходимой информации по теме исследования путем непосредственного целенаправленного диалога с участниками педагогического процесса. · Неформализованная беседа (интервью) - свободный диалог по определенной теме, когда открытые вопросы (без предлагаемого собеседнику ответа) формулируются в контексте общения, а формы фиксации диалога сохраняют естественность общения. Тем не менее, успешность этого диалога зависит от степени продуманности возможных вопросов и ответов.
· Полуформализованная беседа (интервью) - в ходе диалога часть вопросов задается в заранее разработанной форме, часть вопросов возникает в ходе диалога с целью конкретизации и углубления информации. · Формализованная - вопросы задаются по заранее заготовленному вопроснику, в котором могут быть открытые и закрытые (с заранее предлагаемым собеседнику набора ответов) вопросы. В любом случае эффективность беседы зависит от создания психологическиобоснованных условий общения и продуманности средств фиксации диалога. · Анкетирование - массовый опрос с целью получения подробной информации по определенной теме (проблеме). В отличие от беседы (непосредственное общение) анкетирование - опосредованное общение исследователя с респондетами (опрашиваемыми). Композиция анкеты включает: 1. Тема анкетирования. 2. Вводная часть, в которой указываются цели и задачи анкетирования, условия его проведения. 3. Основная часть может быть в форме открытых или закрытых вопросов с четкой нумерацией вопросов и символическим обозначением ответов. Вопросы могут дублироваться, но отличаться по формулировке с целью получения достоверной информации. Так же вопросы могут быть контактные (введение анкетируемого в поле проблемы), сложные (как правило, открытые), простые (требующие односложного ответа типа: да, нет), разгрузочные (отвлекающие). 4. Данные о респонденте (пол, возраст, образование, стаж работы, пр.). В практике школьных педагогов - исследователей используются более простые композиции анкеты, включающие только основную часть, тему и водную часть исследователь сообщает устно. На результативность анкетирования влияет: композиция анкеты, подборка вопросов, выделение наиболее объективных ответов, настрой анкетируемых. · Экспертный опрос - проводится по типу беседы (интервью), но с четко обозначенным составом собеседников. Требования к собеседнику - компетентность в теме проводимого опроса. Экспертный опрос может проходить как в письменной форме, так в форме индивидуального или группового общения. Разновидностью экспертного опроса является рейтинг. Рейтинг требует оценочных суждений, которые ранжируются (расставляются) по степени значимости.
· Одним из методов педагогического исследования является изучение продуктов деятельности: письменных, графических, творческих и контрольных работ, изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов различных заседаний и пр. Анализ этих материалов проводится, как правило, в рамках диагностических этапов исследования. · Теоретические методы исследования различаются по степени сложности. Студенты и школьные учителя, как правило, используют различные приемы работы с литературой (историко-педагогический анализ, реферативное изложение вопроса, анализ понятий, сравнительный анализ и т.п.). Научные сотрудники используют более сложные методы - контекстный анализ, структурный анализ, теоретическое моделирование, мысленный эксперимент и др. Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов исследования осуществляется методами обобщения. Непротиворечивость теоретической и эмпирической части исследования не только придает исследованию целостность, но доказывает эффективность полученных результатов.
Вопросы: 1. Что такое методология педагогики? 2. Какие методы педагогических исследований вы знаете? 3. Каковы основные принципы познания и преобразования педагогической деятельности? 4. Чем определяются методологические подходы исследования? 5. Какова общенаучная структура педагогического исследования?
Литература 1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. 2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999. 3. Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? зачем она нужна? как она делается? Волгоград, 1996. 4. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.В.Давыдова. М., 1994. С. 6-34. 5. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|