Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система педагогических знаний




В процессе исторического развития педагогическая наука становится сложной системой педагогических знаний, охватывающих различные стороны педагогического процесса. Дифференциация педагогических знаний на отдельные отрасли имеет различные основания, что придает сложность самой их структуре.

Традиционно выделяются такие разделы педагогической науки, как:

· Общая педагогика - теоретическая база педагогической науки, основные понятия, организация исследовательской деятельности и пр.

· Дидактика - теория образования и обучения.

· Теория и методика воспитания.

· История образования и педагогической мысли.

· Школоведение. Управление системой образования.

· Частные методики обучения (методика обучения математике, физике, истории и т.п.).

Эта система педагогических знаний сформировалась в XVII- первой половине ХХ вв. Она основывалась на выделении различных сторон педагогической практики. Уже во второй половине XIX в. актуализируется необходимость рассмотрения особенностей педагогического процесса на различных возрастных этапах, развития личности, что способствовало формированию новых отраслей педагогического знания:

· Дошкольная педагогика.

· Педагогика начальной школы.

· Педагогика средней школы.

· Педагогика профессиональной школы.

· Педагогика высшей школы.

· Андрогогика - теория и методика образования взрослых.

В начале ХХ в. развитие психологии и потребности общества актуализировали становление в качестве особых отраслей педагогического знания представления об обучении и воспитании детей, имеющих какие-либо индивидуальные особенности. Это способствовало появлению:

· Олигофренопедагогики как теории и методики обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

· Сурдопедагогики как теории и методики обучения и воспитания детей с нарушениями слуховых анализаторов.

· Тифлопедагогики как теории и методики обучения и воспитания детей с нарушениями зрительных анализаторов.

· Коррекционной педагогики как теории и методики обучения и воспитания детей с общими или какими-либо отдельными нарушениями психической сферы или поведения.

Помимо этих сложившихся отраслей, некоторые авторы склонны рассматривать выделение некоторых отраслей педагогических знаний, связанных со спецификой организации педагогического процесса, например:

· Семейная педагогика.

· Социальная педагогика.

· Военная педагогика.

· Педагогика воспитания малолетних преступников и т.п.

Некоторые области педагогических знаний являются междисциплинарными:

· Философия образования.

· Социология образования

· Педагогическая психология.

· Школьная гигиена и др.

Развитие педагогики и гуманитарных наук вообще, по-видимому, в дальнейшем будет способствовать, с одной стороны, углублению дифференциации педагогических знаний, с другой стороны, потребность в разработке и становлению общепедагогических теорий, а так же междисциплинарных отраслей педагогического знания.

 

Основные понятия педагогики

Современные процессы реформирования российского образования, его интеграции, как и других общественных сфер, с мировым пространством порождают сегодня проблему единства категориального и понятийного аппарата педагогики. Понятийный аппарат отечественной педагогики имеет отличительные особенности. Вхождение в мировое образовательное пространство сопровождается не столько заимствованием и переносом этих понятий, сколько пересмотром сложившейся системы. Немаловажно и проблемой является разрушение общего научно-педагогического пространства и в нашей стране, вызванное необходимостью осмысление огромного разнообразия в образовательной практике. Обозначенные нами проблемы приводят к тому, что в различных учебниках педагогики авторами предлагаются совершенно различные системы основных понятий и категорий.

Традиционно в качестве базового понятия, имеющего категориальный статус, в российской педагогики выделяли воспитание в его широком смысле - как процесс формирования личности в онтогенезе. Обучение и воспитание (в узком смысле как целенаправленная педагогическая деятельность), а затем развитие определялись как основные понятия (Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов).

В 1980-х гг. в отечественной педагогике была разработана концепция целостного педагогического процесса, что предполагало выделение в качестве основного понятия - “педагогический процесс”, трактуемый как совокупность образования, воспитания, обучения и развития. Соответственно каждый процесс (или функция педагогического процесса) имел самостоятельные определения (Ю.К. Бабанский).

В конце 1980 - начале 1990-х гг. возникло несколько систематизаций основных понятий. Например, В.П. Беспалько разрабатывал понятие педагогической системы, включающей цели, содержание, основные процессы, методы и формы их организации.

Однако наиболее распространенным сегодня является представление об образовании как базовом понятии педагогики. Традиционно, и это часто встречается в обыденном сознании, образование сводилось к обучению, приобретению знаний, освоения какой-либо деятельности. Современные трактовки образования достаточно широки:

· процесс социализации, осуществляемой в интересах личности и общества (6, с. 62);

· специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий (1, с. 7);

· результат усвоения человеком опыта пополнений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений (5, с. 31).

В.С. Безрукова предлагает следующую систему основных педагогических категорий.

 

Развитие
Воспитание Образование Обучение Само воспитание Само образование Само обучение
Воспитательные отношения

 

Подробнее об этом см. с. 5.

Итак, мы коротко рассмотрели основные понятия педагогики. Их роль трудно переоценить, т.к. они цементируют все педагогическое знание. Их признали и используют теоретики и практики. Они складывались веками, постоянно уточняясь. Знание этих понятий помогает всем причастным к воспитанию и обучению подрастающих поколений находить общий язык.

 

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 22-62.

3. Инновационное движение в российском школьном образовании. Под ред. Э.Днепрова и др. М., 1997. С.158-178.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.

5. Педагогика и психология высшей школы. Р-н-Д, 1998.

6. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. М. 1999.

7. Управление развитием школы. Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. М., 1994.

8. Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому “Педагогической антропологии” // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ вв. М., 1990. С. 60-68.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С. 10-28; 76-78.

 

Вопросы:

1. Что такое педагогика?

2. Какова роль педагогической теории?

3. Каковы основные понятия педагогической науки?

4. Каковы ненаучные формы педагогических знаний?

5. Каковы задачи педагогической науки?

6. Что включает в себя система педагогических знаний?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...