Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика деятельности преподавателя и учащихся




В процессе обучения

Процесс обучения учащихся в школе проходит под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребёнка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельностью: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результата.

· Этап планирования завершается составлением календарно-тематического или поурочного планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для её выполнения. При этом используются такие приёмы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

· Преподавание предполагает регулирование и коррегирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты контроля учитываются учителем как в процессе изучения темы на уроке, так и в последующей работе, которая может быть замедлена для более качественного изучения, облегчена или усложнена. Регулирование и коррегирование процесса с использованием средств стимулирования обеспечивают выработку внутренних потребностей к процессу познания и активизируют деятельность учащихся.

· Этап анализа осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность её осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, то есть те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение имеет полимотивированный характер.

Всё многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:

1. Непосредственно-побеждающие мотивы – основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность и т.д.).

2. Перспективно-побуждающие мотивы – основаны на понимании значимости учения и знания вообще, связывание учебного предмета с будущей профессией, ожидание в перспективе получения награды и т.д.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы – основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность и т.д.).

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности, которые имеют большое значение для эффективности учения.

Следующий компонент учения – учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и др.), перцептивные действия (слушание, наблюдение, осязание и др.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним – мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приёмы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

 

Понятие "принцип обучения"

Принцип обучения, по определению видного дидакта современности В.И. Загвязинского, – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регуляторов для практики. В теоретическом плане – это вывод из теории, его заключительный результат. И именно поэтому они служат ориентиром для конструирования практики.

Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Многие законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обусловливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов обучения и самой практикой, опытом обучения.

Переходя к характеристике принципов обучения, необходимо перечислить основные законы и закономерности, на основе которых сформулированы основные принципы обучения.

В качестве основных выделяются те законы, которые выделяют большинство исследователей (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.):

- закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;

- закон воспитывающего и развивающего обучения;

- закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся;

- закон целостности и единства педагогического процесса;

- закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении;

- закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Принцип обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

· Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненный идеалов и социального поведения.

· Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества, способствует ознакомлению учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами. Согласно этому принципу, сам процесс обучения строится на строго научной основе.

· Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придаёт системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащегося, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил: изучаемый материал делится на логические разделы – темы, устанавливается порядок и методика работы с ними, в теме выделяются главные понятия, идеи, устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами и т.д.

· Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя означает, что эффективность обучения возрастает тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

· Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения всех органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

· Принцип доступности обучения отражает учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.

· Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

· Принцип связи обучения с жизнью, с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

· Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации работы, сочетая индивидуальную, групповую и коллективную формы. Каждая из них формирует специфические умения, без которых развитие личности не будет всесторонним и гармоничным.

· Принципы современной дидактики образуют систему целостного единства, скреплённого их тесной взаимосвязью. При организации учебного процесса учителю необходимо пользоваться следующими рекомендациями.

1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школьного образования.

3. Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные взаимодействующие элементы педагогического процесса и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

 

Вопросы:

1. Какое место занимает процесс обучения в целостном педагогическом процессе?

2. Как можно рассматривать преподавание и учение с точки зрения движущих сил процесса обучения?

3. Как соотносятся между собой компоненты процесса обучения?

4. Что понимается под термином «управление» процессом обучения?

5. Как соотносятся между собой компоненты преподавания и учения?

6. Как принципы обучения связаны с закономерностями обучения?

7. Каким образом реализуются принципы обучения в практике обучения?

8. Для чего существует система принципов обучения?

 

Литература

1. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. – М., 1989.

3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.

5. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,1996.

 

Содержание образования

 

Содержание образование – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опята творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...