Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы педагогики.




Педагогическое исследование

 

Понятие методологии

Методологические вопросы любой науки, любой практики, искусства являются достаточно сложными. Эта сложность объясняется тем, что методология призвана разрабатывать вопросы, как организовать собственное мышление, чтобы оно действительно могло охватить познавательным (или преобразующем) процессом любой объект. Известный ученый Вернер Эрхард писал: “Есть вещи, о которых мы знаем, что знаем. Есть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Но есть еще и такое, что мы не знаем и не знаем, что не знаем”. Так вот задача методологии ответить на следующие вопросы: А действительно, то, что мы знаем, есть знание? Чего и почему мы не знаем? Как это можно познать?

Более строгое определение методологии педагогики дано академиком В.В. Краевским: “Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а так же систему деятельности по получению таких знаний и обоснованию программы, методики, оценки качества исследования” (3, с. 4).

В методологической литературе существует и более широкое представление о сущности методологической работы. Так, в трудах Г.П. Щедровицкого методология рассматривалась не только в плоскости научного исследования, но и в плоскости преобразования практики. Методология - это учение о методах или способах мыследеятельности. Методологическая работа - это работа по построению идеальных объектов, а так же проектов их реализации в действительности (5, с. 12-14).

В педагогике, исходя из двух аспектов предмета ее исследования, методология отвечает не только на вопросы о том, как строится педагогическое знание, но и о том, как оно может быть реализовано, как может изменить педагогическую практику.

Методология конкретной науки развивается за счет новых педагогических знаний, а так же методологии науки, обобщающей и систематизирующей принципы и способы познавательной и проектно-конструкторской деятельности. Определяющее значение для методологии науки имеет философия. Важное значение имеют философские положения об устройстве мира, познавательной деятельности, представления о сущности человека, ценностях культуры и т.п. В ХХ в. укрепилась взаимосвязь педагогики с психологией. Педагогика опирается в осмыслении педагогического процесса на установленные закономерности развития психики, поэтому использование и корректировка некоторых методов исследования, применяемых в психологии, имеет важное значение для изучения педагогических явлений.

Взаимосвязь педагогики с философией и психологией осуществляется, прежде всего, на методологическом уровне. Эти взаимосвязи раскрываются в познавательной и проектно-конструкторской деятельности педагогов. Исследователи установили, что при анализе педагогической системы можно выделить в любой системе философские и психологические основания (подробнее см. схему № 1).

Схема № 1

Методологические основания педагогической системы


ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

онтологические гносеологические антропологические аксиологические

мировоззрение познавательная сущность ценности

картина мира деятельность человека

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

методы познавательные возрастная социальная

исследования процессы периодизация психология

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...