Научные основы определения содержания образования
Понятие образования - сложное и многоаспектное. В общем понятии образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развитие ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов. В понятие образование включены не только знания, умения и навыки как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать происходящее с нравственных позиций. Достигается это путём включения человека в важнейшие виды деятельности. Поэтому в процессуальном плане В.С. Леднев дает следующее определение: Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющей собой процесс становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. В своём структурном срезе образование представляет триединый процесс, характеризующийся следующим: - во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; - во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; - в-третьих, умственным и физическим развитием. Современные условия развития общества формируют определенные требования к содержанию образования. Они вытекают из социального заказа – общество нуждается в гражданине, который обладает знаниями основ наук, умеет самостоятельно и критически мыслить, творчески решать разнообразные задачи в быстро меняющейся жизненной ситуации. В Законе РФ «Об образовании» в статье 14 формулируются эти требования. В частности, там говорится о том, что «содержание образования, являясь одним из факторов экономического и социального прогресса общества, должно быть ориентировано:
- на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; - на развитие гражданского общества; - на укрепление и совершенствование правового государства. Поэтому содержание образования должно обеспечивать: - формирование у обучающегося адекватной картины мира; - адекватный мировому уровень культуры; - нацеливать личность на потребности общества и совершенствование этого общества; - ориентировать личность на самосовершенствование через систему образования и самообразования» (Закон РФ «Об образовании», 1993, ст. 14). Исходя их компонентов социально значимого опыта, можно выделить и виды содержания образования: 1. Знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности – формируют в сознании школьника верную картину мира, вооружают его правильными методологическими подходами к познавательной и практической деятельности. 2. Опыт осуществления известных способов деятельности – формирует систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой множества конкретных деятельностей, и обеспечивает способность поколений к сохранению социальной культуры народа. 3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом, – требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности – это обеспечивает развитие способности у молодёжи к дальнейшему развитию культуры. 4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека – формирует у человека мировоззренческие идеи, убеждённость в их истинности, положительное отношение к ним. Усвоение школьниками перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.
Содержание образования содержит три компонента: информационный (знания о природе, обществе, законах и д.т.), операционный (умения репродуктивные и творческие), аксиологический (отношение к знаниям как к ценности). Источниками содержания образования являются: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека – всё это культура и опыт человечества. Их этого богатства надо отобрать только то, что действительно стоит передавать последующим поколениям. Для этого общественный опыт подвергается педагогической переработке, где учитываются конкретно-исторические и психологические условия развития личности. В качестве факторов, влияющих на содержание образования, выступают: потребности общества в образованных людях; цели, которые стоят перед школой; реальные возможности процесса обучения; возможности учащихся и т.д. На отбор содержания образования влияют также принципы, определяющие подход к отбору, и критерии отбора основ наук. К общеметодологическим принципам формирования содержания образования Б.Т. Лихачев относит: - общеобразовательный характер учебного материала; - гражданскую и гуманистическую направленность содержания; - связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе; - основообразующий и системообразующий характер учебного материала; - интегративность изучаемых курсов; - развивающий характер учебного материала; - гуманитарно-этическую направленность содержания образования; - взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; - этические аспекты содержания образования. В качестве критериев отбора основ наук выделяют следующие: 1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельно мыслящего человека. 2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый учебный предмет. 3. Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
4. Критерий соответствия объёма содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. 5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования. 6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методичес-кой и материальной базе современной школы.
«Сквозные» отрасли содержания образования При отборе и формировании содержания образования необходимо помнить о различных отраслях образования, их «сквозном» характере, то есть то, что должно пронизывать всё содержание образования на протяжении всех годов обучения. Под «сквозными» отраслями образования личности понимаются такие его последовательно развивающиеся во времени отрасли, которые пронизывают все последовательные этапы образования (см. 1). В качестве основных «сквозных» отраслей образования выступают общее и специальное, а также область их пересечения – политехническое образование. Общее образование – образование, в результате которого формируется способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Специальное образование – это подготовка к специальным, прежде всего, профессиональным видам деятельности. Но оно шире, чем профессиональное образование. Политехническое образование – ознакомление с основами техники и технологиями, что способствует жизненной и профессиональной ориентации человека. Все эти виды в качестве «сквозных» проходят через среднюю общеобразовательную школу. В старших классах специальное образование выражено через формирование специальных классов, где идет допрофессиональная подготовка по различным направлениям. Начиная с малых лет (а особенно в школьные годы), многие получают специальную подготовку в области искусства (музыка, хореография, живопись) и спорта, которая может стать основой для дальнейшего овладения профессией. Имеется целый ряд элементов учебной деятельности, которые с полным основанием можно рассматривать как подготовку к специальному образованию – уроки труда, занятия в кружках по интересам. «Сквозными» являются также компоненты образования, связанные с формированием чрезвычайно важных свойств личности, соответствующих наиболее общим элементам структуры деятельности – умственная, нравственная, коммуникативная, трудовая, эстетическая и физическая культура. Таким образом, для формирования содержания школьного образования надо учесть много факторов. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить развитие образования, создавая условия для этого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|