Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (самостоятельно разработанное).
Тема: Звук и буква А. Цели: 1) Четкое произношение звука «а»; выделение звука «а» из ряда гласных, из слов; 2) Знакомство с буквой «А». 3) Развитие внимания, памяти, мышления; 4) Развитие сенсорных и моторных функций; 5) Воспитание любознательности, целеустремленности. Оборудование; предметные картинки (аист, астра, арбуз, ананас), символ звука А (красный кружок), звуковой домик, азбука (разрезная), касса букв, нажд. буквы, карандаши, тетради, демонстрационные буквы, глобус, наборы символов для звуко – буквенного анализа, бархатная бумага, 2 нитки цветной на каждого ребенка. Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети, недавно я прочитала интересную статью об Америке. О жизни людей, о природе. А что вы читали? Хотите научиться? - А – а – а! Помогите!.. - Что случилось? Да ведь первая буква исчезла! А вот и записка: «Если выполните все задания – отдам букву!» Буквоед. Поможем букве А? 2. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам. Задание №1. Послушайте и скажите, какой звук повторяется в словах (автобус, Алла, Андрей, август). Тянем ниточку: а – а – а… Какая ниточка? (Длинная). Рот открыт широко, воздух выходит легко, без преграды. Кто помогает петь звук? Голосок. И называются такие звуки гласными. 3. Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук». 1) без экрана; 2) с экраном; 3) без голоса логопед, дети голос подают. (а, о, у, а, и, ы, о, а, а, э, и, а…). Определение позиции звука А. 4. Придумывание слов со звуком А и предложений. Каким кружком обозначаем гласный звук А? (Красным). В каком домике живет звук А? (В красном). Почему в красном? Хозяйку домика зовут так, что первый звук А. (Аня). Нажмем на кружок и «оживим» его (а – а – а). Придумайте сами слова со звуком А.
Буквоед оставил открытку. Назовите, что на ней нарисовано (аист, астра, арбуз, ананас).1) Какой звук повторяется? (А).2) А слово гусь можно здесь нарисовать? Почему? Составление схемы слов со звуком А на полоске (определение позиции А). самостоятельно на полоске определить место звука А в слове аист. (Сравните с моей схемой. Правильно, в слове аист звук А первый). 3) У Ани есть подружки. Их имена начинаются на А. Как их зовут? (Алла – Ася, Анжела – Алена). – Какие похожие подружки! Как их Аня различает? - У них разные пояски и разные бантики (красный – желтый, синий – зеленый). Составление предложений. У Аллы красный поясок, а у Аси желтый поясок. У Аллы широкий поясок, а у Аси узкий поясок. У Алены синий бантик, а у Анжелы зеленый бантик. У Алены бантик посредине, а у Анжелы с боку. 4) Глобус. - Как много разных стран на глобусе! Мне кажется, что Буквоед в стране, которая называется на А. - Как ты думаешь, К., где Буквоед? (Я думаю, Буквоед в Антарктиде, потому там холодно)… 5.Физминутка. Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу. Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой. Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (К Буквоеду). 5. Посмотрите, дети! В Азбуке – стране букв кто – то появился! Буквоед, отдай пожалуйста букву. «Дам посмотреть – заберу. Буду в бинокль за вами наблюдать.» (уходит). Знакомство с буквой А а. · Элементы, сходство с крышей дома, шалашом, у а – крючок, брюшко). - Читайте: А а. - Работа с разрезной азбукой (Чтение А, а.) Стихотворение: «Две палочки наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С.Маршак). · Письмо печатной буквы А. 1) Показываю на доске. 2) Обвести пальчиком наждачную букву. 3) «Письмо в воздухе». 4) Письмо на столе пальчиком. 5) Письмо в тетради. Посадка (Кулачок, спина), правильно держите карандаш (Указательный палец поднимаем, опускаем). Тетрадь под углом.
- Замените на схеме (слово АИСТ), кружок на букву А, читайте, АИСТ. Стихотворение «Сказочный волшебный дом, азбука – хозяйка в нем…» · С какой буквой познакомились? (А а). что можем сказать о букве? (Видим, пишем, читаем. Буква – это знак.) А звуки? (слышим и произносим). · Буквоед предлагает определить по запаху апельсины. Угощает детей.
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Постановка звука Ж. Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы Ж.
Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы. На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку: Жу- жу- жу, жу- жу- жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. - Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. (Жук). Да, это жук. Покажи букву, с которой начинается слово ЖУК. (Буква Ж вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж- ж- ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо чтобы губы и язычок хорошо работали. 3. Артикуляторная гимнастика. Для губ: улыбка- трубочка. Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку. 3. Постановка звука Ж. Используется прием постановки путем озвончения звука Ш. 4. – Приложи руку к горлышку. Произнеси звук Ш, а теперь скажи его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук Ж. После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. В случае затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук Ж, ребенок имитирует, используя тактильно- вибрационные ощущения. Можно использовать постановку звука Ж от звука З. При произнесении звука З, ребенку предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука Ж. - Произнесем еще раз звук Ж. в каком положении губы при произношении звука Ж? - Губы вытянуты вперед. - В каком положении зубы- сомкнуты или раскрыты? - Немного раскрыты, между зубами небольшая щель. - Где находится кончик языка? После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука Ж, ребенок также еще раз произносит звук. - Кончик языка приподнят кверху, ноне касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки. - Покажите рукой, какой язычок? - Что напоминает язычок? - Чашечку. Логопед в целом описывает артикуляцию звука Ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет. 6. Развитие фонематического анализа. А) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Ребенок поднимает флажок, если в слове есть звук Ж. Б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук Ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Ж. В) Найди место звука Ж в словах. У ребенка цифры 1,2,3. Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой по счету звук Ж в слове (первый, второй, третий) и поднимает соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать. 7. Закрепление связи между звуком и буквой Ж. - Посмотри на букву Ж. Что она напоминает, на что похожа? - На жука. - Сложи из палочек букву Ж. А затем подбери картинки, в названии которых есть звук Ж. 8. Подведение итогов занятия. - Какой звук мы учились произносить? - Звук Ж. - Как произносится звук Ж? (Ребенок повторяет артикуляцию звука Ж).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|