Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.
Тема: Звук З. Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З. Ход занятия: 1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет любой слог. 2. Введение в тему. - Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Что это? - Замок. - Выдели первый звук в слове. - З-замок. - Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить? - Звук З. - Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З. 3. Изучение нового. А) Постановка звука З. - Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З. 4. - Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?. - З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко. - Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д. - А теперь повтори за мной слоги: ЗА-ЗА- ЗА ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ - Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку. ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д. Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З. На доске картинки: зайка, коза. - Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА? - В начале слова. - А в слове КОЗА? - В середине слова. На доске карточки. - В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова. Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза. Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З. На доске картинка «Роза». - Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова - Ро- за (Дети отхлопывают). - Сколько частей? - Две. - Что мы сейчас делали?
- Делили слово на слоги. - Что такое слог? - Слог – это часть слова. -Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ? - Один. (Дети отхлопывают). - Ми- мо- за. - Три. (Отхлопывают). - Зво- нок. - Два. (Отхлопывают). - Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками. На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов? - Три. - Сколько надо желтых полосок? - Три. Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза». - Отложили полоски на край стола. На доске картинка, изображающая один предмет. - Что это? - Это ваза. - На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что? - Вазы. (выставляется картинка). Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы. 5. Физминутка. Мы расправили все спину И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. 6. На доске картинки: ваза, мимоза. - Составьте с этими словами предложения. - Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу. - Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З. Анализ занятия. Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук З. Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными. Ход занятия: 1. Организационный этап. Дети стоят вокруг логопеда. - Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь». - Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма. Логопед достает из конверта листок с загадкой. - А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся. Загадки: Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы? (зайка). Пестрой лентой притворяясь, В зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь По земле ползет… (змея) Он в заповеднике пасется, Как вихрь по прерии несется. Могуч, отважен, грозен он, Зовется этот зверь… (бизон) Рогатая, а не олень. Дает молоко, а не корова. (коза).
По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей. - Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея). Интонационно логопед выделяет в словах звук З. - Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.
2. Основная часть. Знакомство со звуком З. 1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать? (Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).
- Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик). Логопед держит в руках картинку с изображением комара. - Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть? Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З. 2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора. Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков: - Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ? Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных. - А Сережа будет новым звуком. Каким? Далее логопед называет гласные звуки, а звук З сам становится перед гласными. - Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй? Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ. 3) – Отгадайте загадку: От дождя спасает, а сам намокает. Хотя намокает, но не промокает. (Зонт) - А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ). 4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З. Потешки: За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза. Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы. Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу. Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З. (Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов). 5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.
Игра «Четвертый лишний». Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным: 1 конверт: мяч, машина, кукла, коза. 2 конверт: слон, медведь, белка, зонт. 3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея. 4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда. 5 конверт: кошка, собака, корова, ваза. 6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика. Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З. - Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску. Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их. У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках. 6) Физминутка «Зайчики». (Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения). Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики. Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем. Тишину послушаем, морковку покушаем. Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко! 7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз. - Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы). Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет. 8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З. Логопед ставит на стол куклу Зою. - Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный) Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы. 9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете. История Зои. Зое подарили… Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы. На улицу Зоя пошла без… Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим… От дождя Зоя укрылась под… Красивую ленточку Зоя привязала к…
- Вот такая история про Зою. 3. Итог занятия. - Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили. Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь. Анализ занятия. Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|