Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л, Ль.
Действующие лица: Ведущий (взрослый) Дети-звуки в красных (гласные), синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные) шапочках. Дети- буквы Л, Ь, А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И. Злой колдун и его слуги. Царица Фонетика и ее слуги. Дети (мальчики и девочки) Необходимые атрибуты · Сюжетная картина, на которой изображены предметы, имеющие в названии звук Л. · Предметные картинки большого размера для предъявления залу: ЛОСЬ, КРОКОДИЛ, ЛИСТ, МАЛИНА, СЛОН, КЛАССЫ, СТОЛ, ПОЛКА, МЕЛ, УГОЛ, МЫЛО, ОДЕЯЛО, ЛАПА, КОЛОБОК, ДЯТЕЛ, ПОКРЫВАЛО.
Картина 1. На сцене ведущий, звуки в разноцветных шапочках, среди них Л и Ль. Ведущий: В одной земле, загадочной, прекрасной, дружили звуки Л и Ль. Они в словах звучали часто: то младший Ль, то старший Л. Давайте их протянем четко, ясно. Звуки Л и Ль показывают предметные картинки со «своими» словами, а дети в зале называют изображенные на них предметы, интонируя нужные звуки. Дети- звуки помогают им, например: Лллось. Лллист. Малллина. Крокодиллл. Ведущий: В стране Фонетике дружили Не только звуки Л и Ль, Все звуки тоже мирно жили. Дети- звуки представляются: С, Ы, З, М,О, У, В, И, А И ДР. Ведущий: И людям славно все служили, Сливаясь в слоги и слова. Но в сказках так всегда бывает, Что кто- то всем всегда мешает. Звуки уходят. Появляется злой колдун. Ведущий: Жил- был колдун, завистливый и жадный, Давно поссорить звуки он хотел. Злой колдун: Хочу владеть один я звуком важным. Каким? Конечно, твердым звуком Л. Хочу его оставить только для себя, В своих словах: «Колдун», «Злодей», «Волшебник» и «Слуга». А как без звука люди будут жить, Как говорить и петь, Тут уж не мне тужить. (Задумывается).
Но как к себе звук заманить?.. Ага, придумал, как мне быть. (Уходит).
Картина 2.
Выходят звуки Л и Ль. Спорят о том, кто из них чаще звучит в словах. На сцене появляется злой колдун, прячется, прислушивается. Звук Ль. Ведь даже маленькие дети лепечут маме: «Ля- ля- ля». Звучу в коляске, лесе, лете, в люблю, полянке, васильках… Звук Л. Малышек мамы так балуют, их нежно гладят и целуют. Звучу я твердо в молоке, в ладошках, ложке, яблоке. Слова со звуками Л и Ль дети произносят с интонированием указанных звуков. Звук Ль. И в школе я тружусь прилежно, хотя там и лентяи есть. Есть и прогульщики, конечно, Всех слов со звуком Ль не счесть: Родители и школьники- со мной они живут, Линейки, треугольники, литература, физкультура, Альбом, учитель- я и тут. Звук Л. И без меня нет важных слов: класс, школа и предлог, Мел, правило, число, и предложение и слог.
Злой колдун (выходит из укрытия). О чем вы спорите, друзья? Быть может, помогу вам я? Звуки Л и Ль (вместе). Решить не можем мы вдвоем, кто лучше людям служит. Кто больше слов своих найдет, тот, значит, самый нужный? Злой колдун. И как идут у вас дела? Звуки (вздыхая). Да, слов- то поровну пока. Колдун (зрителям). Удобный случай заманить, поссорить их, разъединить. (Звукам.) Хочу обрадовать я вас: есть у меня еще слова… Звуки радостно улыбаются, благодарят колдуна. Злой колдун. (Звуку Л). Но те слова со звуком Л. Тебя обрадовать хотел. Со мною в замок ты пойдешь и все слова свои возьмешь. (Звук Л обдумывает предложение злого колдуна, а Ль встревожено поднимает голову.) Звук Ль. Нет, братец, с ним ты не ходи. Считай, что в споре победил. Злой колдун. (Звуку Л). Слова ты брату принесешь. Ну что, идешь иль не идешь? Звук Л. Пожалуй, братец, я пойду: я честно выиграть хочу. Довольный колдун уходит со сцены вместе со звуком Л. Звук Ль.
Зачем я братца отпустил? Ведь спор- то несерьезным был… Колдун- нешуточный злодей, тревожно от его затей. Уходит. Картина 3.
Комната в квартире. За столом сидит мальчик (1-й ребенок). Появляется другой (2-й ребенок). Й ребенок. Что так до-го ты сидишь за своим сто-ом? Что, все прави-а зубришь? Закруг-яйся и бегом на футбо-! Ты забы-, что нам вчера Вовка заби- го-! Каждый ребенок вместо звука Л делает паузу. Й ребенок. Как смешно ты говоришь, будто Л г-отаешь. Ой, что с-учи-ось? Ты меня понимаешь? Й ребенок. (Сначала задумчиво, потом удивленно). Го-…, футбо-…, заби-…, Поня-! Пропа-! Й ребенок. Но так ведь не бывает! Й ребенок. Идем в шко-у, там все узнаем. (уходят). Картина 4. Школа. Все в сборе: звуки, дети. Удивляются, недоумевают. Звук Ль. Я вам хочу, друзья, сказать, что брата нужно нам спасать. К Кудеснику попа- он в п-ен, сидит уж в замке 5-й день. Й ребенок. Что же де-ать, как нам быть? Й ребенок. Как без звука – прожить? Й ребенок. Кем его нам заменить? Й ребенок. Как его освободить? Й ребенок. (показывает картинки, в названиях которых слышится Л). Ведь без звука даже лось превратился просто в ось. Слон- в сон. Классы- в кассы. Стол- в сто. Полка машет нам пока… Неужели навсегда? Й ребенок. (Звуку Ль). М-адший братец, нам на время замени потерю. Звук Ль. Что же выйдет, если я, встану вместо брата? (Показывает картинки, называет их по- своему). Полка- полька, мел- мель, угол- уголь, школя, клясс и люжи. Дети. (Хором). Нет, звук Ль, не нужно! По-учается смешно, мягко и нехорошо. 3-й ребенок. (Задумчиво). Но ведь в жизни так бывает: часто дети заменяюи звук пропавший звуком В. И довольны тем впо- не. Это сде- ать пред-агаю, всем ребятам на земле. Звук В. (Утрирует неправильное произношение звука при назывании картинок). Мыло- мыво; одеяло- одеяво; лапа- вапа; колосок- ковосок; дятел- дятев; покрывало- покрываво; мел- мев; потолок- потовок. Что, продовжить? Повторить? Дети. (Хором). Нет! Мы хотим освободить… Й ребенок. Того. Кто в замке. Нас он ждет. Без нас совсем он пропадет. Й ребенок. И нам без звука не прожить. Й ребенок. Кончаем спор! Пора спешить! (уходят). Картина 5.
Замок злого колдуна. Звуки и дети подходят к нему. Колдун встречает их на пороге. Звук Ль. Хитрец, обманщик, похититель, верни мне брата моего! Злой колдун. (притворно). Я не злодей, я избавитель: детей спасаю от него. Дети. (Удивленно). Как? Почему? Злой колдун. Но вы же знаете, ребята, как трудно Л произносить. И вместо Л я слышу часто: то В, то Ль, то просто Ы. Идешь по улице и слышишь: Ляз, вампа, гоыубь, шоковад. Для вас звук Л, конечно, лишний, а я ему безумно рад. Теперь живет в моем он замке и служит мне лишь одному. И не звучит для вас, как раньше, ведь он не нужен никому. Дети. (Возмущенно). Ты не придумывай, обманщик, без звука трудно говорить. Все дети- девочки и мальчики- хотят его произносить. Звуки. (Хором). Верни его скорей добром, не то мы от тебя уйдем. Не сможешь петь и говорить. Решай быстрее… Уходить? Злой колдун (Растерянно, но еще сопротивляясь). Хочу уверенным я быть, что Л вы будете любить, И никогда не забывать, как должен верно он звучать. И пусть ребята мне докажут: стихи, пословицы расскажут, скороговорки и загадки. Чтоб Л звучал, вот так, ребятки! (Показывает большой палец). Его на время отпущу. Выводит звук Л. Звуки. (Детям). Дети, вспоминайте, себя и братца выручайте! Дети на сцене и из зала произносят стихи, пословицы, скороговорки и загадки, в которых есть звук Л, интонируя его (тексты можно выучить заранее). Злой колдун. (Не хочет сдаваться). Вот заданье посложнее, для тех, кто, братцы, поумнее: Припомните-ка быстро, скоро, три слова с сочетаньем –ОЛО-. Дети. Молодой, голова, золотой и т.д. Злой колдун. И вот вам третье испытание. Задание- на внимание. (Приказывает слугам). Картину быстро принести! Слуги приносят картину и держат ее. Злой колдун. (Детям). Слова со звуком Л найти! Дети находят и называют необходимые предметы. Злой колдун. Вы доказали мне, друзья, что звук скрывать никак нельзя. (Торжественно!) Его вам возвращаю я! Звук Л подходит к детям. Звуки, дети, зрители радуются, смеются, обнимаются. Ведущий. (Обращаясь к залу). В стране Фонетике чудесной царица славная была.
Она друзей знакомых наших в свои чертоги призвала. (Подает свиток звукам Л и Ль). Звуки Л и Ль. Не будем время мы тянуть: пора нам отправляться в путь. Дети. Одних теперь вас не оставим, в столицу живо вас доставим. (Уходят все).
Картина 6.
На троне сидит царица Фонетика, возле трона- ее приближенные. Ведущий. Последняя страница: вот все уже в столице. Звуки и дети входят, кланяются царице Фонетике. Звуки Л и Ль. Премудрая царица! Мы прибыли к тебе. В тот день и тот час, что был назначен для нас. Царица Фонетика. Я рада видеть вас, друзья, давно за вами наблюдала.
И пригласила вас не зря. Вас похвалить хочу сначала. В словах звучите четко, славно: то Ль, то Л- певуче, плавно. Но как нам надо поступить- вас на письме изобразть? Звуки растерянно качают головами. Царица Фонетика. (Торжественно). Хочу при всех я объявить: велю вам букву подарить! Чтоб на письме вас не терять, чтоб громко в тексте прочитать, нам буква будет помогать! Буква Л! Выходит буква, кланяется. Звук Л. Но как ее поделим мы? Звук Ль. Ведь мы же разные, увы! Звук Л. Я- твердый! Звук Ль. Ох, и мягкий я! Царица Фонетика. Подскажут в зале нам друзья? Дети должны сказать, что Л дружит с гласными первого ряда, а Ль- с гласными второго ряда. Царица Фонетика. Десять гласных у нас есть, они помогут «Л» прочесть. Мягко или твердо, как нам будет надо. Пять первых гласных- первый ряд- лишь после твердого стоят. Буква Л встает перед гласными первого ряда, а дети читают: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Царица Фонетика. Хотите мягко прочитать? Вам нужно мягкий знак позвать, а также гласных второй ряд. Читайте же смелее. Буквы становятся, а дети читают: ЛЬ, ЛЯ, ЛЁ, ЛЕ, ЛЮ, ЛИ. Царица Фонетика. (Обращаясь к звукам Л и Ль). Живите дружно с буквой, братья, и вместе детям помогайте, Писать, читать и говорить и свой родной язык любить! Звучит музыка. Звуки и все присутствующие почтительно кланяются царице Фонетике и уходят со сцены.
Консультации для педагогов и родителей.
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения. 1. Интересует ли Вас тема опроса? А) считаю важной; Б) считаю второстепенной; В) не интересует совсем.
2. Какую проблему звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка? А) правильное речевое дыхание; Б) выразительное и правильное интонирование речи;
В) правильное произношение звуков родного языка; Г) владение культурой речи; Д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.
3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии? А) да; Б) нет; В) не обращал(а) внимания.
4. Если у ребенка нарушения в формировании звуковой стороны речи, то что, по Вашему мнению, целесообразнее делать? А) обратиться за советом к воспитателю; Б) заниматься с ребенком самостоятельно; В) проконсультироваться у логопеда; Г) регулярно заниматься с логопедом; Д) не обращать внимания; Е) другое__________________________________________________________
5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем? А) нет; Б) затрудняет общение со сверстниками в детском саду; В) помешает полноценному общению с людьми в будущем; Г) послужит причиной ошибок при обучении в школе.
6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи: А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом; Б) родители иногда должны заниматься с детьми; В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.
(К комплексу упражнений для отработки звуков Ш – Ж – Ч – Щ).
Жила-была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться. - Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они. - Да ты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка». - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. «Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка». Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой «Чашечка». И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик», И снова за работу. На картинках она увидела лошадку, «Лошадка». Веселого маляра, «Маляр». Грибок «Грибок». И даже гармошку. «Гармошка». Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. - Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко. - Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье». И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок». А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике. «Парашютик». Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
О коррекции нарушений речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|