Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л, Ль.




Действующие лица:

Ведущий (взрослый)

Дети-звуки в красных (гласные), синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные) шапочках.

Дети- буквы Л, Ь, А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И.

Злой колдун и его слуги.

Царица Фонетика и ее слуги.

Дети (мальчики и девочки)

Необходимые атрибуты

· Сюжетная картина, на которой изображены предметы, имеющие в названии звук Л.

· Предметные картинки большого размера для предъявления залу: ЛОСЬ, КРОКОДИЛ, ЛИСТ, МАЛИНА, СЛОН, КЛАССЫ, СТОЛ, ПОЛКА, МЕЛ, УГОЛ, МЫЛО, ОДЕЯЛО, ЛАПА, КОЛОБОК, ДЯТЕЛ, ПОКРЫВАЛО.

 

Картина 1.

На сцене ведущий, звуки в разноцветных шапочках, среди них Л и Ль.

Ведущий:

В одной земле, загадочной, прекрасной, дружили звуки Л и Ль. Они в словах звучали часто: то младший Ль, то старший Л. Давайте их протянем четко, ясно.

Звуки Л и Ль показывают предметные картинки со «своими» словами, а дети в зале называют изображенные на них предметы, интонируя нужные звуки.

Дети- звуки помогают им, например:

Лллось.

Лллист.

Малллина.

Крокодиллл.

Ведущий:

В стране Фонетике дружили

Не только звуки Л и Ль,

Все звуки тоже мирно жили.

Дети- звуки представляются: С, Ы, З, М,О, У, В, И, А И ДР.

Ведущий:

И людям славно все служили,

Сливаясь в слоги и слова.

Но в сказках так всегда бывает,

Что кто- то всем всегда мешает.

Звуки уходят. Появляется злой колдун.

Ведущий:

Жил- был колдун, завистливый и жадный,

Давно поссорить звуки он хотел.

Злой колдун:

Хочу владеть один я звуком важным.

Каким? Конечно, твердым звуком Л.

Хочу его оставить только для себя,

В своих словах:

«Колдун», «Злодей», «Волшебник» и «Слуга».

А как без звука люди будут жить,

Как говорить и петь,

Тут уж не мне тужить.

(Задумывается).

Но как к себе звук заманить?..

Ага, придумал, как мне быть.

(Уходит).

 

Картина 2.

 

Выходят звуки Л и Ль. Спорят о том, кто из них чаще звучит в словах. На сцене появляется злой колдун, прячется, прислушивается.

Звук Ль.

Ведь даже маленькие дети лепечут маме: «Ля- ля- ля».

Звучу в коляске, лесе, лете, в люблю, полянке, васильках…

Звук Л.

Малышек мамы так балуют, их нежно гладят и целуют.

Звучу я твердо в молоке, в ладошках, ложке, яблоке.

Слова со звуками Л и Ль дети произносят с интонированием указанных звуков.

Звук Ль.

И в школе я тружусь прилежно, хотя там и лентяи есть.

Есть и прогульщики, конечно,

Всех слов со звуком Ль не счесть:

Родители и школьники- со мной они живут,

Линейки, треугольники, литература, физкультура,

Альбом, учитель- я и тут.

Звук Л.

И без меня нет важных слов: класс, школа и предлог,

Мел, правило, число, и предложение и слог.

 

Злой колдун (выходит из укрытия).

О чем вы спорите, друзья? Быть может, помогу вам я?

Звуки Л и Ль (вместе).

Решить не можем мы вдвоем, кто лучше людям служит.

Кто больше слов своих найдет, тот, значит, самый нужный?

Злой колдун.

И как идут у вас дела?

Звуки (вздыхая).

Да, слов- то поровну пока.

Колдун (зрителям).

Удобный случай заманить, поссорить их, разъединить.

(Звукам.)

Хочу обрадовать я вас: есть у меня еще слова…

Звуки радостно улыбаются, благодарят колдуна.

Злой колдун.

(Звуку Л).

Но те слова со звуком Л. Тебя обрадовать хотел.

Со мною в замок ты пойдешь и все слова свои возьмешь.

(Звук Л обдумывает предложение злого колдуна, а Ль встревожено поднимает голову.)

Звук Ль.

Нет, братец, с ним ты не ходи. Считай, что в споре победил.

Злой колдун.

(Звуку Л).

Слова ты брату принесешь. Ну что, идешь иль не идешь?

Звук Л.

Пожалуй, братец, я пойду: я честно выиграть хочу.

Довольный колдун уходит со сцены вместе со звуком Л.

Звук Ль.

Зачем я братца отпустил? Ведь спор- то несерьезным был…

Колдун- нешуточный злодей, тревожно от его затей.

Уходит.

Картина 3.

 

Комната в квартире. За столом сидит мальчик (1-й ребенок). Появляется другой (2-й ребенок).

Й ребенок.

Что так до-го ты сидишь за своим сто-ом?

Что, все прави-а зубришь? Закруг-яйся и бегом на футбо-!

Ты забы-, что нам вчера Вовка заби- го-!

Каждый ребенок вместо звука Л делает паузу.

Й ребенок.

Как смешно ты говоришь, будто Л г-отаешь.

Ой, что с-учи-ось? Ты меня понимаешь?

Й ребенок.

(Сначала задумчиво, потом удивленно).

Го-…, футбо-…, заби-…,

Поня-! Пропа-!

Й ребенок.

Но так ведь не бывает!

Й ребенок.

Идем в шко-у, там все узнаем. (уходят).

Картина 4.

Школа. Все в сборе: звуки, дети. Удивляются, недоумевают.

Звук Ль.

Я вам хочу, друзья, сказать, что брата нужно нам спасать.

К Кудеснику попа- он в п-ен, сидит уж в замке 5-й день.

Й ребенок.

Что же де-ать, как нам быть?

Й ребенок.

Как без звука – прожить?

Й ребенок.

Кем его нам заменить?

Й ребенок.

Как его освободить?

Й ребенок.

(показывает картинки, в названиях которых слышится Л).

Ведь без звука даже лось превратился просто в ось.

Слон- в сон. Классы- в кассы. Стол- в сто.

Полка машет нам пока… Неужели навсегда?

Й ребенок.

(Звуку Ль). М-адший братец, нам на время замени потерю.

Звук Ль.

Что же выйдет, если я, встану вместо брата?

(Показывает картинки, называет их по- своему). Полка- полька, мел- мель, угол- уголь, школя, клясс и люжи.

Дети. (Хором).

Нет, звук Ль, не нужно! По-учается смешно, мягко и нехорошо.

3-й ребенок. (Задумчиво).

Но ведь в жизни так бывает: часто дети заменяюи звук пропавший звуком В. И довольны тем впо- не. Это сде- ать пред-агаю, всем ребятам на земле.

Звук В.

(Утрирует неправильное произношение звука при назывании картинок).

Мыло- мыво; одеяло- одеяво; лапа- вапа; колосок- ковосок; дятел- дятев; покрывало- покрываво; мел- мев; потолок- потовок.

Что, продовжить? Повторить?

Дети. (Хором).

Нет! Мы хотим освободить…

Й ребенок.

Того. Кто в замке. Нас он ждет. Без нас совсем он пропадет.

Й ребенок.

И нам без звука не прожить.

Й ребенок.

Кончаем спор! Пора спешить! (уходят).

Картина 5.

 

Замок злого колдуна. Звуки и дети подходят к нему. Колдун встречает их на пороге.

Звук Ль.

Хитрец, обманщик, похититель, верни мне брата моего!

Злой колдун. (притворно).

Я не злодей, я избавитель: детей спасаю от него.

Дети. (Удивленно).

Как? Почему?

Злой колдун.

Но вы же знаете, ребята, как трудно Л произносить.

И вместо Л я слышу часто: то В, то Ль, то просто Ы.

Идешь по улице и слышишь: Ляз, вампа, гоыубь, шоковад.

Для вас звук Л, конечно, лишний, а я ему безумно рад.

Теперь живет в моем он замке и служит мне лишь одному.

И не звучит для вас, как раньше, ведь он не нужен никому.

Дети. (Возмущенно).

Ты не придумывай, обманщик, без звука трудно говорить.

Все дети- девочки и мальчики- хотят его произносить.

Звуки. (Хором).

Верни его скорей добром, не то мы от тебя уйдем.

Не сможешь петь и говорить. Решай быстрее… Уходить?

Злой колдун (Растерянно, но еще сопротивляясь).

Хочу уверенным я быть, что Л вы будете любить, И никогда не забывать, как должен верно он звучать. И пусть ребята мне докажут: стихи, пословицы расскажут, скороговорки и загадки. Чтоб Л звучал, вот так, ребятки! (Показывает большой палец). Его на время отпущу. Выводит звук Л.

Звуки. (Детям).

Дети, вспоминайте, себя и братца выручайте!

Дети на сцене и из зала произносят стихи, пословицы, скороговорки и загадки, в которых есть звук Л, интонируя его (тексты можно выучить заранее).

Злой колдун. (Не хочет сдаваться).

Вот заданье посложнее, для тех, кто, братцы, поумнее:

Припомните-ка быстро, скоро, три слова с сочетаньем –ОЛО-.

Дети.

Молодой, голова, золотой и т.д.

Злой колдун.

И вот вам третье испытание. Задание- на внимание. (Приказывает слугам). Картину быстро принести! Слуги приносят картину и держат ее.

Злой колдун. (Детям).

Слова со звуком Л найти!

Дети находят и называют необходимые предметы.

Злой колдун.

Вы доказали мне, друзья, что звук скрывать никак нельзя. (Торжественно!) Его вам возвращаю я!

Звук Л подходит к детям. Звуки, дети, зрители радуются, смеются, обнимаются.

Ведущий.

(Обращаясь к залу). В стране Фонетике чудесной царица славная была.

Она друзей знакомых наших в свои чертоги призвала. (Подает свиток звукам Л и Ль).

Звуки Л и Ль.

Не будем время мы тянуть: пора нам отправляться в путь.

Дети.

Одних теперь вас не оставим, в столицу живо вас доставим. (Уходят все).

 

Картина 6.

 

На троне сидит царица Фонетика, возле трона- ее приближенные.

Ведущий.

Последняя страница: вот все уже в столице.

Звуки и дети входят, кланяются царице Фонетике.

Звуки Л и Ль.

Премудрая царица! Мы прибыли к тебе.

В тот день и тот час, что был назначен для нас.

Царица Фонетика.

Я рада видеть вас, друзья, давно за вами наблюдала.

 

 

И пригласила вас не зря. Вас похвалить хочу сначала.

В словах звучите четко, славно: то Ль, то Л- певуче, плавно.

Но как нам надо поступить- вас на письме изобразть?

Звуки растерянно качают головами.

Царица Фонетика.

(Торжественно). Хочу при всех я объявить: велю вам букву подарить!

Чтоб на письме вас не терять, чтоб громко в тексте прочитать, нам буква будет помогать! Буква Л!

Выходит буква, кланяется.

Звук Л. Но как ее поделим мы?

Звук Ль. Ведь мы же разные, увы!

Звук Л. Я- твердый!

Звук Ль. Ох, и мягкий я!

Царица Фонетика. Подскажут в зале нам друзья?

Дети должны сказать, что Л дружит с гласными первого ряда, а Ль- с гласными второго ряда.

Царица Фонетика.

Десять гласных у нас есть, они помогут «Л» прочесть. Мягко или твердо, как нам будет надо. Пять первых гласных- первый ряд- лишь после твердого стоят.

Буква Л встает перед гласными первого ряда, а дети читают: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Царица Фонетика.

Хотите мягко прочитать? Вам нужно мягкий знак позвать, а также гласных второй ряд. Читайте же смелее.

Буквы становятся, а дети читают: ЛЬ, ЛЯ, ЛЁ, ЛЕ, ЛЮ, ЛИ.

Царица Фонетика. (Обращаясь к звукам Л и Ль).

Живите дружно с буквой, братья, и вместе детям помогайте,

Писать, читать и говорить и свой родной язык любить!

Звучит музыка. Звуки и все присутствующие почтительно кланяются царице Фонетике и уходят со сцены.

 

Консультации для педагогов и родителей.

 

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

А) считаю важной;

Б) считаю второстепенной;

В) не интересует совсем.

 

2. Какую проблему звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

А) правильное речевое дыхание;

Б) выразительное и правильное интонирование речи;

В) правильное произношение звуков родного языка;

Г) владение культурой речи;

Д) звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

 

3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

А) да;

Б) нет;

В) не обращал(а) внимания.

 

4. Если у ребенка нарушения в формировании звуковой стороны речи, то что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

А) обратиться за советом к воспитателю;

Б) заниматься с ребенком самостоятельно;

В) проконсультироваться у логопеда;

Г) регулярно заниматься с логопедом;

Д) не обращать внимания;

Е) другое__________________________________________________________

 

5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

А) нет;

Б) затрудняет общение со сверстниками в детском саду;

В) помешает полноценному общению с людьми в будущем;

Г) послужит причиной ошибок при обучении в школе.

 

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи:

А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом;

Б) родители иногда должны заниматься с детьми;

В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

 

(К комплексу упражнений для отработки звуков Ш – Ж – Ч – Щ).

 

Жила-была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

Веселого маляра,

«Маляр».

Грибок

«Грибок».

И даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

 

О коррекции нарушений речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...