Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какой должна быть речь педагога?




Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Почти две тысячи лет назад Марк Фабий Квинтилиан, автор «Двенадцати книг риторических наставлений», возглавлявший первую государственную риторическую школу, давал совет: прежде всего следует позаботиться о том, чтобы кормилицы «не имели дурного выговора или испорченного наречия».

Все авторитеты педагогики, от Я.А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя.

Но что же такое культура речи?

Культура речи- понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.

Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

1 Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2 Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3 Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4 Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.

5 Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.

6 Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.

7 Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8 Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.

Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так как они написаны: что(вместо што), его (ево), счастье (щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь, где ставится неправильное ударение в словах, например:

Магазин километр звонишь начался договор свекла.

К сожалению, в нашем современном обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах, нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы. Распространяются в несметном количестве неуместные присловья типа: «как бы», «на самом деле», «это самое», «так сказать» и др. Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. Эти слова называют «упаковочным материалом, который суют между значимыми словами».

А сейчас мы рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного литературного языка:

Лечь-ляг,лягте.

Ехать-поезжай,поезжайте.

Лазить,лазать-не лазь,не лазай.

Глаголы: есть- кушать.

В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать,откушать, и т.п. применялись не только по отношению к еде,но и к питью,а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости при обращении слуг к господам (пожалуйте кушать чай).

В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме первого лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем, надо: я ем, мы едим).

В третьем лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте пожалуйста).

Глагол подсказать используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении, навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите пожалуйста, как пройти…Надо: скажите, пожалуйста, как пройти.

А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки).

Задание №1.

Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:

 

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, не вырубишь топором.

 

Задание №2.

Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

Больше землю удобряй- выше будет урожай.

 

Задание №3.

Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении (Произносить медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе).

 

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Расскажите про покупки.- Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

 

Задание №4.

Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

 

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

По бревну бобры бредут.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

 

Задание №5.

Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов:

Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать).

Приказ (распоряжение, команда, предписание, повеление, указание).

Ошибка (просчет, промах, оплошность).

Неуклюжий (нескладный, мешковатый, неловкий)

 

Задание №6.

Объясните значение слов.

 

Жизнь (Физиологическое существование человека, животного).

Грызун (Млекопитающее с длинными передними зубами).

Вагранка (Шахтная печь для переплавки чугуна, и обжига руд цветных металлов).

Буффонада (Сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях).

 

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари.

Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...