Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка в старшей группе у детей с ОНР.
Тема: «Предметы посуды». Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений. 2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию. 3. Развитие навыков звукового анализа слов. 4. Развитие вербальной памяти. 5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи. Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды. Ход занятия: 1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.). 2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:
Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит. (Чайник, в котором кипит вода). Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник). Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а…. Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд. В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад. (Бутылки). Деревянная темница, а в ней хлеб хранится. (Хлебница). Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная. (Сковорода). Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов- 3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался». Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался. Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.
Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история. На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.» После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать. «Вася, ты сегодня дома один,- стал читать мальчик мамино письмо..- Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл… в ка…- молочный суп…» «Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в «каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется». Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.
Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз. «Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.» «И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!» Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял. Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?) - Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?) - А теперь, что было дальше. Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было: «Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…» - Что это, ребята? Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал: «На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!» «Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?» - Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне: - В чем заваривают чай? - Где хранилась горячая вода? - Где лежит сахар? - Где хранится хлеб? - Как называется большая ложка и как называется маленькая? - Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе? 4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.
Суп варят в … - В кастрюле. Едят суп из тарелки. Наливают суп в тарелку половником. Котлеты, яичницу жарят на сковородке. Хлеб хранят в хлебнице. Хлеб кладут в хлебницу. Еду разогревают на плите. Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике. Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку. Суп едят столовой ложкой. Хлеб режут ножом. Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу. Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете. Второе блюдо едят вилкой. Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком. 5. Итог занятия. Оценка работы детей., повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|