Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг родительской компетентности11




Пояснительная записка

Многие родители независимо от профиля полученного образования испытывают ряд трудностей в воспитании детей: в выборе стиля общения с ними, методов воспитательного воздействия. Эти затруднения связаны и с недостаточной осведомленностью в области психологии семейного воспитания, цель которого - формирование и нравственной, и творческой личности, а также с наличием собственных неосознаваемых психологических проблем, вынесенных из детства.

Данный психологический курс направлен, с одной стороны, на повышение уровня психологической компетентности родителей, с другой - на осознавание ими вытесненного психического материала, препятствующего гибкому коммуникативному поведению.

В моделируемых в ходе занятий ситуациях родители овладевают техниками активного слушания детей, при выполнении упражнений вырабатывают навыки осуществления пристройки “рядом”, учатся “разводить” проблемы свои и ребенка.

Курс предполагает и активную самостоятельную работу родителей: исследование ситуаций общения в семье, самоанализ мотивов и содержания своего родительского поведения.

Итогом курса должно стать снятие неосознаваемых психозащит, принятие себя и членов семьи, повышение уровня психологической компетентности.

Комлектование группы осуществляется в ходе собеседования: уточняются представления о работе в группе, разъясняются особенности этой работы, проводится входная диагностика (опросник детско-родительских отношений, проективные методики)

Состав группы - 10-15 человек. Продолжительность занятий - 3-5 дней по 3-5 часов. Каждое занятие начинается и заканчивается рефлексией “здесь и теперь». Основные процедуры - информирование и упражнения. В ходе рефлексии на начало занятия, обсуждения теоретических вопросов или процедур участниками могут быть заявлены проблемы, над которыми с согласия группы и при желании заявителей пойдет спонтанная работа, произойдет отступление от запланированной схемы. Частота таких отступлений зависит от степени самораскрытия участников и компетентности тренера.

Содержание информирования

Тема 1. Закономерности возрастного развития детей

Возрастные периоды. Новообразования психики и кризисы.Базовые задачи возрастов. Последствия нерешения базовых задач. Индивидные и личностные свойства. Причины упрямства, агрессивности, несамостоятельности, лени детей.

Тема 2. Модели и стили семейного воспитания

Паталогическая модель: ориентация на норму, непринятие ребенка, не соответствующего ей. Развивающая модель: взятие на себя обязательства и права “улучшать” ребенка, усиленно его развивать, ориентируясь на некий идеал.

Модель «просветления»: принятие ребенка, признание данного ему от природы творческого потенциала, создание условий для его развития. Учет гендерных различий при формировании творческой направленности личности. Характеристика стилей семейного воспитания и скрытых мотивов их выбора.

Диктат: давление, управление, подавление собственной активности детей, игнорирование инициатив, склонностей, жесткий контроль. Самоутверждение на детях.

Гиперопека: лишение самостоятельности, ”инвалидизация”. Компенсация своей несостоятельности в профессиональной сфере.

Мирное сосуществование: невмешательство, предоставление свободы и связанное с этим ощущение небезопасности. Страх родительской несостоятельности, мотивация избегания неудач.

Сотрудничество: сочетание уважения к личности с разумной требовательностью, оказание психологической поддержки,поощрение исследовательской активности детей. Принятие на себя ответственности, создание обстановки психологической безопасности - важного условия творческого развития.

Тема 3. Поощрение и наказание в семье

Психологический смысл поощрения. Правила поощрения. Категории детей, особенно нуждающихся в поощрении.

Психологический смысл наказания. Правила наказания. Особые случаи. Психологические последствия наказания не по правилам. Соотношение наказания и поощрения.

Тема 4. Общение в семье

Стили общения. Оценочная обратная связь. Психологические последствия избыточных оценок. Обоснование недемократичности оценочного стиля. Оценочность и творческость.

Безооценочная обратная связь: Я-высказывания, ты - высказывния.Мальчики, девочки: специфика обратной связи. Открытые и пробные вопросы. Поведение в конфликте.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

День 1

1. Знакомство, сверка ожиданий, принятие правил

2. Работа в микрогруппах: дифференциация воспитательных проблем по возрастам детей

3. Информирование: закономерности возрастного развития. Свойства индивида, субъекта, личности

4. Игра “Инопланетянин”: прилетает инопланетянин(его за дверью инструктирует психолог),группа готовится к встрече. Встреча. Неадекватное поведение гостя. Репортаж о встрече ведет журналист.

5. Рефлексия: кто как себя чувствовал, что наблюдал - журналист, гость, хозяева. Обсуждение психологического содержания игры: гость как образ ребенка, истоки наших ожиданий относительно его поведения, наше умение децентрироваться, присоединиться к ребенку, наши выводы

6. Домашнее задание:

а) одним карандашом сделать с ребенком совместный рисунок;

б) спросить ребенка: как ему кажется, что вам в нем нравится, что не нравится;

в) предложить ребенку нарисовать стол и всех за ним рассадить

7.Рефлексия “здесь и теперь”

 

День 2

1. Рефлексия “здесь и теперь”.

2. Обсуждение домашнего задания: кто что открыл для себя.

3. Написать 7-10 определений: приятный ребенок, неприятный ребенок. Обсуждение: что нам нравится, что нас раздражает, что значит быть ребенком, как важно быть принятым.

4. В парах: диалог о том, что в детстве очень хотелось, но запрещалось

5.Обсуждение: потребности детей, к чему приводит их неудовлетворение

6. Информирование: модели семейного воспитания, формирование творческой личности.

7.Упражнение “Надписи на лбу”.

Участники (не все – 5-6 пар, остальные –наблюдатели) объединяются в пары: один сидит и участвует в дискуссии, второй стоит за ним и держит табличку с надписью, оба не знают, что написано на табличках, но видят, что написано на чужих табличках. Надписи на табличках – инструкции другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участнику, например:

1.Слушайте меня

2.Считайтесь со мной как с лидером

3.Поддерживайте меня

4.Балуйте меня

5.Спорьте со мной

6.Не доверяйте мне

7.Обманывайте меня

8.Неправильно истолковывайте мои слова

9.Игнорируйте меня

10.Делайте как я

Получив надписи, участники и их дублеры могут прочитать инструкции, регламентирующие их реакции на других участников. После этого начинается обсуждение какой-нибудь темы, желательно – несущественной. Задача – понять, что написано на табличках. Задача дублеров та же. Они либо молчат, либо высказываются как психодраматические дублеры. Если дискутант согласен с выказыванием своего дублера, он поднимает правую руку, если не согласен – левую. После дискуссии (10 минут) - высказывания о расшифровке табличек.

8.Деролизация (я –не табличка с надписью такой-то, я - …)

9.Рефлексия: как себя чувствовали участники дискуссии, что заметили наблюдатели, каковы их чувства и ассоциации.

10. Домашнее задание:

а) спросить у ребенка о самом приятном для него поощрении и о самом неприятном наказании;

б) принести фото из семейного альбома - какие захотелось

11. Рефлексия “здесь и теперь”

 

День 3

1.Рефлексия “здесь и теперь”

2.Обсуждение ответов детей на вопросы о поощрении и наказании

3.Информирование: поощрение и наказание в семье

4.Работа в тройках: фото, обмен информацией и чувствами, мотивы выбора, связь с сегодняшней ситуацией

5.Индивидуально: чистый лист, нарисовать мир до нашего появления, мир с нами

6.В двойках или тройках: показ друг другу, рефлексия по поводу нарисованного: каким ощущаем мир (принимающим нас, непринимающим), как взаимодействуем с миром, каким ощущаем себя.

7.Ролевая игра со сменой ролей: ребенок, мама, папа. Ребенок лежит с закрытыми глазами, мама - возле него. Через некоторое время (по сигналу психолога) папа начинает отвлекать маму. Окончание игры - по сигналу психолога

8.Обсуждение: кто что чувствовал, когда был ребенком, мамой, папой, как в поведении мамы просматривается избранная ею модель воспитания, понимание ею материнской и отцовской ролей

9.Домашнее задание:

а) записать - что от меня требовали в детстве родители, что я сама любила, хотела, о чем мечтала; что я требую от своего ребенка, а что он любит, хочет (спросить у него);

б) предложить ребенку нарисовать мир без него и с ним;

в) с закрытыми глазами из кусочка пластилина вылепить свой символ

11. Рефлексия “Здесь и теперь”

 

День 4

1. Рефлексия “Здесь и теперь”

2. Обсуждение домашнего задания: открытия (задания а и б), символ - по кругу, обратная связь - чувства, ассоциации

3. Упражнения в тройках: ругаем ребенка, жалуемся на ребенка

4. Обсуждение: как себя чувствовали, когда ругали и жаловались - сравнение

5. Ролевая игра со сменой ролей в тройках: мама, ребенок, наблюдатель. Мама по сигналу ведущего начинает ребенка чему-то учить и по сигналу же должна уйти

6. Обсуждение: как чувствовали себя в роли ребенка, мамы, что заметили,будучи наблюдателем

7. Информирование: стили семейного воспитания

8. В группах: работа с открыткой (типографская открытка с готовым текстом - к 8-му марта) Задание: обоснуйте целесообразность такого поведения мамы, которое описано.

Текст открытки для мамы

Спасибо тебе за то, что ты …

1. Терпела меня в переходном возрасте

2. Заставляла съедать все до конца

3. Не укладывала спать, когда мои друзья гуляют

4. Была гостеприимна ко всем моим друзьям, даже четвероногим

5. Не проявляла ко мне излишней нежности в присутствии моих друзей

6. Не “доставала “ меня с беспорядком в моих вещах

7. Считала все мои плохие привычки проявлением индивидуальности

8.Так правдиво рассказывала о моих достоинствах своим подругам

9. Дала мне такие чудесные гены

10.И, что самое главное, ты - моя мама

9.Представление группами интерпретации содержания открытки. Групповая дискуссия.

10. Домашнее задание: фото семьи, список семейных заповедей

11. Рефлексия “Здесь и теперь”

 

День 5

1. Рефлексия “Здесь и теперь”

2.В тройках: семейное фото, семейные заповеди

3.В микрогруппах: работа с художественным текстом - изменение, дописывание, инсценирование

4.Представление инсценировок, обсуждение: кто что чувствовал в ролях

5.Упражнение на присоединение: в движении, в пении, в содержании высказывания с последующей рефлексией

6.Информирование: общение в семье, материнская и отцовская роли

7.Две группы. Упражнение со сменой ролей и последующей рефлексией: взаимные претензии детей и родителей

8.Две группы: составление памяток - детям, родителям

9.Обмен памятками, дополнение и озвучивание их

10.Игра “Пум-пум”.

Ведущий загадывает какой-то признак, которым некоторые участники группы обладают, а некоторые – нет. Это объективный признак, наличие или отсутствие которого однозначно могут признать все, например: какой-то элемент в одежде, украшение и т.п. Каждый из участников по очереди задает ведущему вопрос: «А у меня есть пум-пум?» Ведущий отвечает. После этого группа должна решить, что же это за «пум-пум»

10.Заключительная рефлексия

 

Литература:

1. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой,СПб., «Ювента».-1999

2. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга.-СПб.,1995

3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе //Мир психологии.- 1996.-№3.-С.129-156

4. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.-М.,1998

5. Соколова Е.Г.,Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии.-1986.-№2.-С.110-117

6. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.,2001

7. Авторская программа «Мы и наши дети» Романовой Е.В. и Куликовой Т.Н. –СПб.,1997

Задание

-Какие проективные методики вы бы предложили для входной диагностики?

-Как бы вы сформулировали темы и цели каждого дня? Какие предложили бы к каждому дню эпиграфы?

-Как бы вы провели процедуру “Знакомство”?

-Какой инструктаж вы бы дали инопланетянину, журналисту?

-Какие уточняющие вопросы вы бы задали по поводу совместных с ребенком рисунков одним карандашом?

-Как связаны между собой три домашних задания в 3-й день?

-Как бы вы детализировали упражнение “Взаимные претензии детей и родителей”?

-Что помогает осмыслить игра «Надписи на лбу»?

- Какой художественный текст и как (алгоритм) вы бы предложили в день5?

-Почему перед заключительной рефлексией предлагается игра “Пум-пум”?

На какое обобщение можно выйти,обсуждая эту игру?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...