Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация коррекционного процесса




 

Программа реализуется в три этапа.

1 этап – подготовительный, направленный на формирование коррекционной группы, установление контакта с психологами и педагогами школ и разработку коррекционной программы.

2 этап – собственно коррекционная работа в арттерапевтическом кабинете.

3 этап – заключительная диагностика с последующим наблюдением с целью отслеживания изменений произошедших в ходе коррекции.

Группа для работы в арттерапевтическом кабинете формируется из детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах или коррекционных классах средних школ. Отбор основывается на наблюдениях школьного психолога, классного руководителя и самого арттерапевта. Возможен отбор по результатам психологического тестирования, выявляющего детей, имеющих коммуникативные проблемы, а также по просьбе родителей. Дети в группе должны быть близки по уровню психологического развития и не иметь грубых психических отклонений.

В группе -10-12 человек (10-12 лет). Проводится пять занятий, продолжительностью шесть часов каждое.

Занятия проводятся в арттерапевтическом кабинете для групповой интеррактивной работы. Он должен быть окрашен в мягкие теплые тона, минимально оформлен, хорошо освещен. Кабинет делится на две зоны: «рабочую» и «чистую». «Рабочая зона» предназначена непосредственно для осуществления художественно-творческой деятельности. «Чистая зона» предназначена для отдыха, обсуждения проделанной работы, общения.

В «рабочей зоне» находятся индивидуальные рабочие места реабилитируемых (стол, стул, столик с материалами). Здесь же находится большой стол с дополнительными материалами. Одна стена предназначена для вывешивания работ, на другой закреплен большой лист ватмана – это «стена чувств». На этой стене дети на протяжении всей арттерапевтической работы в кабинете с помощью различных художественных материалов могут отражать свои мысли, эмоциональное состояние. В «рабочей зоне» находится шкаф со спецодеждой для клиентов. Весь материал, который может понадобиться для работы, есть в «рабочей зоне»: белая и цветная бумага разного формата, картон, краски, гуашь, кисти разных размеров, старые журналы, текстиль, ножницы, глина, пластилин, скотч и др. Кроме того, в «рабочей зоне» имеется аудиомагнитофон, музыкальные инструменты.

«Чистая зона» оформлена картинами детей, ранее посещавших арттерапевтические занятия. Здесь находится большой стол, мягкие кресла или стулья, самовар и посуда для чаепития.

В кабинете, в свободном доступе, находится большая, красиво оформленная «Книга отзывов и предложений», в которую реабилитируемые могут вписывать или зарисовывать свои мысли, чувства, желания.

На протяжении всех пяти занятий арттерапевт ведет дневник наблюдений или же заводит индивидуальную карту на каждого ребенка, в которой отражает свои наблюдения за поведением и деятельностью реабилитируемого во время художественно-творческого процесса и по его завершении.

Вся работа арттерапевта в течении занятия поделена на три этапа:

1) Введение и «разогрев» (мотивирование детей к художественно-творческой деятельности) (10-25% рабочего времени)

2) Этап изобразительной работы – исполнение «темы» (30-40% рабочего времени)

3) Этап завершения и обсуждения (35-40% рабочего времени).

Рассматриваемая программа занятий имеет следующую структуру. В первый день происходит знакомство детей друг с другом, с правилами работы в арттерапевтическом кабинете и различными художественными материалами. Во второй день дети работают индивидуально, освещая темы связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей, их проблемы и положительно влиять на их изменение. На третий день дети работают в парах, что позволяет им развивать коммуникативные навыки. На четвертый день реабилитируемые работают в группах, осуществляя совместное рисование, что способствует достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции, формированию социальной компетентности. В день завершения программы проводятся групповые игры, способствующие самовыражению детей, закрепляющие полученный ими творческий опыт.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

День 1. Знакомство.

Работа с различными изобразительными материалами.

I. Знакомство.

Упражнение «Изобрази» свое имя». Детям предлагается «изобразить» свое имя с помощью танца, музыкального инструмента, пантомимы и т.д. им раздаются заранее изготовленные таблички, на которых предлагается написать имя, (на которое он будет откликаться во время занятий) которым бы он хотел, чтобы его называли. Таблички, которые при желании могут быть творчески оформлены, прикрепляются детям на грудь.

Арттерапевт знакомит детей с правилами взаимодействия на занятиях:

v Не опаздывай.

v Не мешай другому.

v Выслушай другого.

v Уважай другого.

v Не злись и не обижайся.

v Не бойся, вокруг тебя друзья.

v Свободно выражай свои чувства.

v Ты свободен в своем выборе.

По желанию реабилитируемых можно сделать изменения или дополнения в данных правилах.

II.Работа с различными изобразительными материалами.

v Детям предлагается прослушать музыкальное произведение (во время его звучания реабилитируемые могут свободно передвигаться по кабинету, танцевать и т.д.), а затем зарисовать возникший образ.

v Упражнение с цветом. Реабилитируемым предлагается создать два рисунка, один из приятных, а другой из неприятных, по их мнению цветов, а затем сравнить рисунки.

v Рисунок на влажной (мятой) бумаге. Детям предлагается помочить (смять) бумагу и наносить на нее водорастворимые краски с помощью кисти или разбрызгивая их, а затем дать название цветовым пятнам, преобразуя их в образы. Важно обратить внимание детей на ощущения, которые возникают у них в процессе выполнения этого упражнения.

v Упражнение «Каракули тела». Выполняя это упражнение дети, используя любые части тела и размашистые движения, с закрытыми глазами создают каракули. Затем они развивают изображенный образ.

v Работа с глиной. Детям предлагается тактильное освоение глины путем сжимания, разжимания, формообразования и т.д., изготовление шаров и иных фигур из глины, изготовление и последующая разрисовка глиняных сосудов.

v Работа с белой и цветной бумагой. Детям предлагается создать скульптуру, используя бумагу, клей, ножницы: вырезать фигурки и составить совместно с другими членами группы или индивидуально сказку или рассказ; вырезать разные формы из цветной бумаги, журналов и оформить их в композицию.

 

III. Вербализация в «чистой зоне».

Дети делятся впечатлениями, высказывают свои мнения, пожелания. Арттерапевт играет роль организатора и наблюдателя, направляя разговор.

 

IY.Прощание.

Дети водят хоровод под музыку (музыка подбирается под настроение детей).

 

Комментарии

В первый день (как и во все последующие) арттерапевт не должен настаивать на выполнении реабилитируемыми всех представленных упражнений. На этом этапе дети сами могут отдать предпочтение какому-либо изобразительному материалу.

В первый день проведена диагностика принятия ребенком своего имени, а следовательно восприятия себя. Упражнение «Изобрази свое имя» обладает диагностической и психотерапевтической ценностью: позволяет увидеть отношение ребенка к своему имени, а через него к себе и помочь ребенку принять себя через те психологические поглаживания, которые он получит от других детей, высказывающихся о его табличке с именем, о восприятии ими его имени. Все упражнения первого дня направлены на создание условий для дальнейшей успешной реабилитации: дружеская атмосфера, открытость общения, свобода выбора действий, снятие условностей и рамок. Огромное психотерапевтическое значение имеют упражнения с неструктурированным материалом (упр. 4,5,6): выполняя их дети находятся в положении субъекта, хозяина ситуации – материал подчиняется их рукам, снимаются внутренние зажимы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...