Цель 2. Анализ затрат для принятия решений
Классификация: Ø Постоянные Ø Переменные Ø Смешанные
Переменные – это составляющие затрат, общая сумма которых изменяется прямопропорционально объему производства или выпуску продукции. Постоянные – составляющие затрат, общая величина которых не изменяется при изменении объема производства. Анализ безубыточности производства Традиционная форма отчета о прибылях и убытках применяется для внешней отчетности и построена по принципу функционирующей классификации затрат, а именно: сопоставление производственных и непроизводственных (общефирменных) затрат. В альтернативной форме отчета о прибылях и убытках, называемой «выведение маржинальной прибыли», затраты выделяются не по функциям, а по динамике – по поведенческому принципу. В ней отражается отношение переменных и постоянных затрат, независимо от характера функций, связанных с той или иной статьей затрат. Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Такой подход применяется: q При равновесном анализе (анализ безубыточности производства) и анализе соотношения «C-V-P» (издержки – объем – прибыль) q При оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя q При принятии краткосрочных и нестандартных решений. Вместе с тем, форма отчета с выведением маржинальной прибыли неприменима для целей налогообложения и внешней отчетности, т.к. постоянные накладные расходы не считаются у нее элементом производственной себестоимости. В традиционной схеме, в отличие от предыдущего варианта, заложено понятие валовой прибыли, которая выражает разницу между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. В то время как маржинальная прибыль – это разница между выручкой и переменными затратами. Оба понятия самостоятельны и никак не связаны друг с другом.
Валовая прибыль служит для покрытия непроизводственных затрат, в то время как маржинальная – применяется для покрытия постоянных затрат.
ПРИМЕР: содержание помещений (арендная плата), з/п бухгалтерии, служащих. Объем производства (количество партий готовой продукции) строго определен при анализе постоянных и переменных затрат. Их различие: рассмотрим на примере выпуска кинескопов
Удельные затраты остаются неизменными, а прямые изменяются пропорционально выпуску
Где TVC – суммарные переменные затраты AVC – удельные переменные затраты
Где TC – суммарные общие затраты TVC – суммарные переменные затраты TFC – суммарные постоянные затраты AFC – удельные постоянные затраты AVC – удельные переменные затраты TC = TFC + (AVC × Объем производства) = FC + (AVC × X), TVC = AVC × X Пример 1: Маша провела маркетинговое исследование, и выяснила, что “ниша” по продаже значков свободна. г. Глазов – 2 рубля г. Москва – 1 рубль Купив место на рынке за 500 рублей, перед ней встал вопрос – сколько значков привести, чтобы окупить расходы? 500 рублей – постоянные суммарные затраты TFC 1 рубль – цена покупки (AVC) 2 рубль - цена продажи (Р)
Прибыль I = TR – TC, где
TR – общая выручка TC - суммарные общие затраты TR = Р × V выпуска продукции = Р х Х I = (P × X) – (FC + (AVC × X))
Чтобы узнать V реализации, при котором окупается поездка, берем I = 0
. . значков.
2 вопрос – сколько значков нужно привести, чтобы рентабельность производства была не ниже 10 %. = .
Выручка: 1000 знаков × 2 = 2000 руб. Переменные затрат: 1000 × 1 = 1000 руб. Маржинальной прибыль = 2000 – 1000 = 1000 руб. Постоянные затраты 500 руб. Валовая прибыль = 500 руб. Если вычесть налоги (30 % например) = 500 – 150 = 350 руб. = балансовая прибыль. Удельная маржинальная прибыль иначе называется ВКЛАДОМ.
3 вопрос – сколько значков необходимо продать, чтобы получить целевую прибыль в 1000 руб. Целевая прибыль = 1000 руб., т.е. I = 1000 I = TR - TC TR = P*V TC = FC + V*AVC P*V – FC – V*AVC = 1000 V(P – AVC) – FC = 1000 V = (1000 + FC) / (P – AVC) V = (1000 + 500) / (2 – 1) = 1500 значков. Итак, чтобы получить целевую прибыль в 1000 рублей, Маша должна привести 1500 значков.
4 вопрос – узнаем, сколько Маше необходимо привести значков, чтобы окупить свои расходы, если она установит продажную цену 3 рубля P = 3 рубля I = 0 V = (FC + I) / (P – AVC) V = (500 + 0) / (3 – 1) = 250 значков. 5 вопрос – сколько необходимо привести значков, чтобы окупить расходы, если стоимость покупки одного значка стала 0,5 рублей. AVC = 0,5 рублей I = 0 P = 2 рубля V = (FC + I) / (P – AVC) V = (500 + 0)/ (2 – 0,5) = 334 значка. Итак, точкой безубыточности по стоимости объема реализации будет называться такая точка, при которой прибыль равна нулю. CM – маржинальная прибыль CM = TR – AVC* V Коэффициент CM = CM / TR – коэффициент маржинальной прибыли Коэффициент CM = 1 – (AVC / P) Точка безубыточности по стоимости = TFC 1- AVC/P
Графический способ определения безубыточности Как можно воздействовать на прибыль? На основе рассмотренного примера в результате проведенного анализа можно предложить 4 основных метода повышения прибыли (или рентабельности). 1. Самый простой: повышение продажной цены. 2. Снижение переменных затрат на единицу продукции. 3. Снижение общих (суммарных) постоянных затрат. 4. Увеличение объема производства или реализации.
ПРИМЕР
Пусть компания Sword производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу: А В Переменные расходы на единицу, $ 8 10 Цена, $ 11 14 Маржинальный доход на единицу, $ 3 4 Постоянные расходы фирмы Sword составляют 30000$. Определим точки безубыточности фирмы Sword для следующих двух структур выпуска: I структура 2 изделия А и 1 изделие В. II структура 3 изделия А и 4 изделия В. Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I: Переменные расходы на 2 изделия А и 1 изделие В, $ 2*8 + 1*10 = 26$ Цена 2 изделий А и 1 изделия В,$ 2*11 + 1*14 = 36$ Маржинальный доход на 2 изделия А и 1 изделие В, $ 36 - 26 = 10$ Тогда критический объем производства по формуле (3) равен: хо = 30000$ / 10$ = 3000 штук структурных наборов, или 3000*2 = 6000 изделий А и 3000*1 = 3000 изделий В. Для структуры II: Переменные расходы на 3 изделия А и 4 изделия В, $ 3*8 + 4*10 = 64$ Цена 3 изделий А и 4 изделий В,$ 3*11 + 4*14 = 89$ Маржинальный доход на 3 изделия А и 4 изделия В, $ 89 - 64 = 25$ Критический объем производства: хо = 30000$ / 25$ = 1200 штук структурных наборов, или 1200*3 = 3600 изделий А и 1200*4 = 4800 изделий В. Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.
ПРИМЕР 2
За 2 месяца по предприятию имеются следующие данные:
ПРИМЕР 3
Возможны 2 альтернативных решения: имеются 2 технологические схемы (А и В) производства продукции и в зависимости от объема произведенной продукции необходимо выбрать наилучшую из них.
Первый этап решения. Определяем точку безубыточности: по технологии А Точка безубыточности = 80000/16= 5000 ед. по технологии В Точка безубыточности = 185000/30 = 6167 ед. Строим P/V график:
Прибыль, тыс. руб. Технология В
Технология А
40
5 6,17 7,5 V производства, тыс. ед.
80
185 Убыток, тыс. руб.
Второй этап Определяем точку пересечения линий прибыли технологий А и В. Пусть Х- объем производства в точке пересечений линий прибыли, Y- прибыль в точке пересечений. Тогда можем составить систему уравнений: Y = 50X – 34X - 80000 Y = 50X – 20X - 185000
X = 7500 ед. Y = 40000 руб. Вывод: производство продукции по технологии А выгодно при V производства ниже 7500 единиц, а при V производства свыше 7500 ед. выгоднее технология В.
пример 2: Компания производит туристическое оборудование. Изготовляет 3 вида спальных мешков: - компактный - стандартный - ранцевый. Производится всех видов по 1000 штук. Показатели
31,00% = 20,00´0,3 + 33,33´0,6 + 50,00´0,1 Необходимо определить: - точку безубыточности по стоимости по каждому продукту - точку безубыточности в натуральных единицах по каждому продукту Вариант 1. А) Точка безубыточности по стоимости.
Стандартные = 60000´0,3 = 18000 (ден. единиц) Компактные = 60000´0,6 = 36000 (ден. единиц) Ранцевые = 60000´0,1 = 6000 (ден. единиц) Итого 60000 (ден. единиц)
СМ – маржинальная прибыль Общий коэффициент СМ = 18600/0,31 = 60000 В) Точка безубыточности в натуральных единицах. Стандартные = 18000/30,0 = 600 (натур. единиц) Компактные = 36000/60,0= 600 (натур. единиц) Ранцевые = 6000/10,0 = 600 (натур. единиц)
Вариант 2. Изменилась доля в структуре продаж
А) Точка безубыточности по стоимости. Стандартные = 51667´0,3 = 15500 (ден. единиц) Компактные = 51667´0,3 = 15500 (ден. единиц) Ранцевые = 51667´0,4 = 20667 (ден. единиц) Итого: 51667 (ден. единиц)
Общий коэффициент СМ = 18600/0,36 = 51667 В) Точка безубыточности в натуральных единицах. Стандартные = 15500/30,0 = 516 (натур. единиц) Компактные = 15500/30,0 = 258 (натур. единиц) Ранцевые = 20667/10,0 = 2067 (натур. единиц)
ПРИМЕР Малое предприятие, предоставляющее услуги, имеет два отделения: прачечная и химчистка. Пример одноступенчатого отчета о прибылях и убытках для данной организации выглядит так:
Используя данные аналитического учета производим деление вышеизложенных общих показателей организации по ее подразделениям (химчистке и прачечной). Распределение косвенных постоянных затрат организации может производится по двум базам распределения: первая – зарплата рабочих, вторая – сумма (итого) переменных затрат. 1. Отчет о прибылях и убытках организации в разрезе химчистки и прачечной при использовании базы распределения “зарплата рабочих” выглядит следующим образом: Распределение косвенных постоянных затрат по базе зарплата рабочих осуществляется с помощью коэффициентов распределения:
Зарплата рабочих химчистки 7800 Кх = = ---------------------- = 0,65 Общая зарплата рабочих организации 12000
Зарплата рабочих прачечной 4200 Кп = = ---------------------- = 0,35 Общая зарплата рабочих организации 12000
Косвенные постоянные затраты для прачечной равны 15600 * 0,35 = 5460 Косвенные постоянные затраты для химчистке равны 15600 * 0,65 = 10140
2. Отчет о прибылях и убытках организации в разрезе химчистки и прачечной при использовании базы распределения “сумма переменных затрат” выглядит следующим образом: Распределение косвенных постоянных затрат по базе сумма переменных затрат осуществляется с помощью коэффициентов распределения:
Сумма переменных затрат по химчистки 18300 Кх = = ------------- = 0,74 Общая сумма переменных затрат 24600
Сумма переменных затрат по прачечной 6300 Кп = = -------------- = 0,26 Общая сумма переменных затрат 24600
Косвенные постоянные затраты для прачечной равны 15600 * 0,26 = 4056 Косвенные постоянные затраты для химчистке равны 15600 * 0,74 = 11544
Решения: Первый вариант – прачечную закрывать Второй вариант – прачечную не закрывать. Если закрыть прачечную, то по химчистке буду следующие данные:
Поступления 32400 Маржинальная прибыль 10500 Косвенные постоянные затраты 15600 Прибыль (убыток) (6300)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|