Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель 2. Анализ затрат для принятия решений

 

Классификация:

Ø Постоянные

Ø Переменные

Ø Смешанные

 

Переменные – это составляющие затрат, общая сумма которых изменяется прямопропорционально объему производства или выпуску продукции.

Постоянные – составляющие затрат, общая величина которых не изменяется при изменении объема производства.

Анализ безубыточности производства

Традиционная форма отчета о прибылях и убытках применяется для внешней отчетности и построена по принципу функционирующей классификации затрат, а именно: сопоставление производственных и непроизводственных (общефирменных) затрат.

В альтернативной форме отчета о прибылях и убытках, называемой «выведение маржинальной прибыли», затраты выделяются не по функциям, а по динамике – по поведенческому принципу. В ней отражается отношение переменных и постоянных затрат, независимо от характера функций, связанных с той или иной статьей затрат.

Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Такой подход применяется:

q При равновесном анализе (анализ безубыточности производства) и анализе соотношения «C-V-P» (издержки – объем – прибыль)

q При оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя

q При принятии краткосрочных и нестандартных решений.

Вместе с тем, форма отчета с выведением маржинальной прибыли неприменима для целей налогообложения и внешней отчетности, т.к. постоянные накладные расходы не считаются у нее элементом производственной себестоимости.

В традиционной схеме, в отличие от предыдущего варианта, заложено понятие валовой прибыли, которая выражает разницу между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. В то время как маржинальная прибыль – это разница между выручкой и переменными затратами. Оба понятия самостоятельны и никак не связаны друг с другом.

Валовая прибыль служит для покрытия непроизводственных затрат, в то время как маржинальная – применяется для покрытия постоянных затрат.

 

ПРИМЕР: содержание помещений (арендная плата), з/п бухгалтерии, служащих.

Объем производства (количество партий готовой продукции) строго определен при анализе постоянных и переменных затрат.

Их различие: рассмотрим на примере выпуска кинескопов

 

Объем выпуска Суммарные затраты (на весь объем) Удельные затраты (на единицу продукции)
10 шт. 10 шт. * 50$ = 500$ 50$
100 шт. 100 шт. * 50$ =5000$ 50$

 

Удельные затраты остаются неизменными, а прямые изменяются пропорционально выпуску

 

 

 

 

Где   TVC – суммарные переменные затраты

AVC – удельные переменные затраты

 

  Объем выпуска   Суммарные затраты (з/п) (на весь объем) Удельные затраты (распределяется з/п на единицу продукции)
10 шт. 5 чел. * 1000$ = 5000$ 5000$ / 10 шт. = 500$
100 шт. 5 чел. * 1000$ = 5000$ 5000$ / 100 шт. = 50$
1000 шт. 5 чел. * 1000$ = 5000$ 5000$ / 1000 шт. = 5$

 

Где TC – суммарные общие затраты

TVC – суммарные переменные затраты

TFC – суммарные постоянные затраты

AFC – удельные постоянные затраты

AVC – удельные переменные затраты

TC = TFC + (AVC × Объем производства) = FC + (AVC × X),

TVC = AVC × X

Пример 1:

Маша провела маркетинговое исследование, и выяснила, что “ниша” по продаже значков свободна.

г. Глазов – 2 рубля

г. Москва – 1 рубль

Купив место на рынке за 500 рублей, перед ней встал вопрос – сколько значков привести, чтобы окупить расходы?

500 рублей – постоянные суммарные затраты TFC

1 рубль – цена покупки (AVC)

2 рубль - цена продажи (Р)

 

Прибыль I = TR – TC, где

TR – общая выручка

TC - суммарные общие затраты

TR = Р × V выпуска продукции = Р х Х                 

I = (P × X) – (FC + (AVC × X))

 

Чтобы узнать V реализации, при котором окупается поездка, берем I = 0

 

.

.

 значков.

 

2 вопроссколько значков нужно привести, чтобы рентабельность производства была не ниже 10 %.

=

 

    .

 

Выручка: 1000 знаков × 2 = 2000 руб.

Переменные затрат: 1000 × 1 = 1000 руб.

Маржинальной прибыль = 2000 – 1000 = 1000 руб.

Постоянные затраты 500 руб.

Валовая прибыль = 500 руб.

Если вычесть налоги (30 % например) = 500 – 150 = 350 руб. = балансовая прибыль. Удельная маржинальная прибыль иначе называется ВКЛАДОМ.

 

3 вопроссколько значков необходимо продать, чтобы получить целевую прибыль в 1000 руб.

Целевая прибыль = 1000 руб., т.е. I = 1000

I = TR - TC

TR = P*V

TC = FC + V*AVC

P*V – FC – V*AVC = 1000

V(P – AVC) – FC = 1000

V = (1000 + FC) / (P – AVC)

V = (1000 + 500) / (2 – 1) = 1500 значков.

Итак, чтобы получить целевую прибыль в 1000 рублей, Маша должна привести 1500 значков.

 

 

4 вопросузнаем, сколько Маше необходимо привести значков, чтобы окупить свои расходы, если она установит продажную цену 3 рубля

P = 3 рубля

I = 0

V = (FC + I) / (P – AVC)

V = (500 + 0) / (3 – 1) = 250 значков.

5 вопроссколько необходимо привести значков, чтобы окупить расходы, если стоимость покупки одного значка стала 0,5 рублей.

AVC = 0,5 рублей

I = 0

P = 2 рубля

V = (FC + I) / (P – AVC)

V = (500 + 0)/ (2 – 0,5) = 334 значка.

Итак, точкой безубыточности по стоимости объема реализации будет называться такая точка, при которой прибыль равна нулю.

CM – маржинальная прибыль

CM = TR – AVC* V

Коэффициент CM = CM / TR – коэффициент маржинальной прибыли

Коэффициент CM = 1 – (AVC / P)

Точка безубыточности по стоимости = TFC

                                                          1- AVC/P


 

 

Графический способ определения безубыточности

Как можно воздействовать на прибыль?

На основе рассмотренного примера в результате проведенного анализа можно предложить 4 основных метода повышения прибыли (или рентабельности).

1. Самый простой: повышение продажной цены.

2. Снижение переменных затрат на единицу продукции.

3. Снижение общих (суммарных) постоянных затрат.

4. Увеличение объема производства или реализации.

 

ПРИМЕР

 

Пусть компания Sword производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:

                                                                        А  В

Переменные расходы на единицу, $                      8  10    

Цена, $                                                            11 14    

Маржинальный доход на единицу, $                     3  4      

Постоянные расходы фирмы Sword составляют 30000$. Определим точки безубыточности фирмы Sword для следующих двух структур выпуска:

I структура

2 изделия А и 1 изделие В.

II структура

3 изделия А и 4 изделия В.

Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I:

Переменные расходы на 2 изделия А и 1 изделие В, $  2*8 + 1*10 = 26$

Цена 2 изделий А и 1 изделия В,$                          2*11 + 1*14 = 36$       

Маржинальный доход на 2 изделия А и 1 изделие В, $     36 - 26 = 10$

Тогда критический объем производства по формуле (3) равен:

хо = 30000$ / 10$ = 3000 штук структурных наборов,

или 3000*2 = 6000 изделий А

и    3000*1 = 3000 изделий В.

Для структуры II:

Переменные расходы на 3 изделия А и 4 изделия В, $  3*8 + 4*10 = 64$

Цена 3 изделий А и 4 изделий В,$                         3*11 + 4*14 = 89$       

Маржинальный доход на 3 изделия А и 4 изделия В, $     89 - 64 = 25$

Критический объем производства:

хо = 30000$ / 25$ = 1200 штук структурных наборов,

или 1200*3 = 3600 изделий А

и    1200*4 = 4800 изделий В.

Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.

 

 

ПРИМЕР 2

 


 

 

 

За 2 месяца по предприятию имеются следующие данные:

  I месяц II месяц
Выручка 3000 300
Переменные затраты 1920 1728
Маржинальная прибыль 1080 1272
Постоянные затраты 876 1068
Валовая прибыль 204 204
Операционный рычаг 5,29 6,24
Точка безубыточности 2433 2519
Запас финансовой прочности 18,9 16,00

 

ПРИМЕР 3

 

Возможны 2 альтернативных решения: имеются 2 технологические схемы (А и В) производства продукции и в зависимости от объема произведенной продукции необходимо выбрать наилучшую из них.

 

Показатели Технология А Технология В
Цена за единицу 50 50
Переменные затраты на единицу 34 20
Маржинальная прибыль на единицу 16 30
Постоянные затраты 80000 185000
Производственная мощность, ед.

10000

 

Первый этап решения.

Определяем точку безубыточности: по технологии А

       Точка безубыточности = 80000/16= 5000 ед.

                                                      по технологии В

       Точка безубыточности = 185000/30 = 6167 ед.

Строим P/V график:

 

                   Прибыль, тыс. руб.

 


Технология В

 

Технология А

 

 

           40

                                                                                                         

                                                   5    6,17 7,5               V производства, тыс. ед.

            

             80

 

           185

                    Убыток, тыс. руб.

 

Второй этап

Определяем точку пересечения линий прибыли технологий А и В. Пусть Х- объем производства в точке пересечений линий прибыли, Y- прибыль в точке пересечений. Тогда можем составить систему уравнений:

Y = 50X – 34X - 80000

Y = 50X – 20X - 185000

 

X = 7500 ед.

Y = 40000 руб.

Вывод: производство продукции по технологии А выгодно при V производства ниже 7500 единиц, а при V производства свыше 7500 ед. выгоднее технология В.

 

 

пример 2:

Компания производит туристическое оборудование. Изготовляет 3 вида спальных мешков:

- компактный

- стандартный

- ранцевый.

Производится всех видов по 1000 штук.

Показатели    

Статьи Компактный Стандартный Ранцевый Итого:
Продажа 30000 60000 10000 100000
Цена 30,0 60,0 10,0 ------
Доля в структуре продаж 30,00% 60,00% 10,00% 100,00%
Переменные затраты 24000 40000 5000 69000
Маржинальная прибыль 6000 20000 50000 31000
Коэффициент маржинальной прибыли (п.6/п.1) 20,00% 33,33% 50,00% 31,00%
Постоянные затраты ------ ------ ------ 18600
Валовая (чистая) прибыль ------- ------ ------ 12400

 

31,00% = 20,00´0,3 + 33,33´0,6 + 50,00´0,1

Необходимо определить:

- точку безубыточности по стоимости по каждому продукту

- точку безубыточности в натуральных единицах по каждому продукту

Вариант 1.

А) Точка безубыточности по стоимости.

 

Стандартные = 60000´0,3 = 18000 (ден. единиц)

Компактные = 60000´0,6 = 36000 (ден. единиц)

Ранцевые = 60000´0,1 = 6000 (ден. единиц)

Итого                            60000 (ден. единиц)

СМ – маржинальная прибыль

Общий коэффициент СМ = 18600/0,31 = 60000

В) Точка безубыточности в натуральных единицах.

Стандартные = 18000/30,0 = 600 (натур. единиц)

Компактные = 36000/60,0= 600 (натур. единиц)

Ранцевые = 6000/10,0 = 600 (натур. единиц)

 

Вариант 2. Изменилась доля в структуре продаж

 

Статьи Компактный Стандартный Ранцевый Итого:
Продажа 30000 30000 40000 100000
Цена 30,0 60,0 10,0 ------
Доля в структуре продаж 30,00% 30,00% 40,00% 100,00%
Переменные затраты 24000 40000 5000 69000
Маржинальная прибыль 6000 10000 20000 36000
Коэффициент маржинальной прибыли (п.6/п.1) 20,00% 33,33% 20,00% 36,00%
Постоянные затраты ------ ------ ------ 18600
Валовая (чистая) прибыль ------- ------ ------ 17400

 

 

А) Точка безубыточности по стоимости.

       Стандартные = 51667´0,3 = 15500 (ден. единиц)

       Компактные = 51667´0,3 = 15500 (ден. единиц)

       Ранцевые = 51667´0,4 = 20667 (ден. единиц)

Итого:                                     51667 (ден. единиц)

 

Общий коэффициент СМ = 18600/0,36 = 51667

В) Точка безубыточности в натуральных единицах.

Стандартные = 15500/30,0 = 516 (натур. единиц)

       Компактные = 15500/30,0 = 258 (натур. единиц)

       Ранцевые = 20667/10,0 = 2067 (натур. единиц)

 

ПРИМЕР

Малое предприятие, предоставляющее услуги, имеет два отделения: прачечная и химчистка. Пример одноступенчатого отчета о прибылях и убытках для данной организации выглядит так:

     

Поступления (выручка) 42000
Расходы:  
Прямые переменные  
Зарплата рабочих и служащих 19800
Сырье и материалы 10800
Энергия (отопление, освещение, эл/энергия) 2400
Итого прямых переменных 33000
Реклама 1200
Аренда 4200
Амортизация 4800
Прочие расходы 1800
Итого расходов 45000
Прибыль (убыток) (3000)

 

Используя данные аналитического учета производим деление вышеизложенных общих показателей организации по ее подразделениям (химчистке и прачечной).

Распределение косвенных постоянных затрат организации может производится по двум базам распределения: первая – зарплата рабочих, вторая – сумма (итого) переменных затрат.

1. Отчет о прибылях и убытках организации в разрезе химчистки и прачечной при использовании базы распределения “зарплата рабочих” выглядит следующим образом:  

Распределение косвенных постоянных затрат по базе зарплата рабочих осуществляется с помощью коэффициентов распределения:

 

Зарплата рабочих химчистки                       7800

Кх =                                                                = ---------------------- = 0,65

       Общая зарплата рабочих организации            12000

 

 

Зарплата рабочих прачечной                           4200

Кп =                                                                     = ---------------------- = 0,35

       Общая зарплата рабочих организации            12000

 

Косвенные постоянные затраты для прачечной равны 15600 * 0,35 = 5460

Косвенные постоянные затраты для химчистке равны 15600 * 0,65 = 10140

 

  Химчистка Прачечная Итого 
Поступления 32400 9600 42000
Прямые переменные затраты:      
Зарплата рабочих 7800 4200 12000
Сырье и материалы 9000 1800 10800
Энергия 1500 300 1800
Итого переменных затрат 18300 6300 24600
Амортизация 3600 1200 4800
Маржинальная прибыль 10500 2100 12600
Косвенные постоянные затраты 10140 5460 15600
Прибыль (убыток) 360 (3360) (3000)

 

 

2. Отчет о прибылях и убытках организации в разрезе химчистки и прачечной при использовании базы распределения “сумма переменных затрат” выглядит следующим образом:  

Распределение косвенных постоянных затрат по базе сумма переменных затрат осуществляется с помощью коэффициентов распределения:

 

 Сумма переменных затрат по химчистки                 18300

Кх =                                                                     = ------------- = 0,74

Общая сумма переменных затрат                    24600

 

 

Сумма переменных затрат по прачечной       6300

Кп =                                                                     = -------------- = 0,26

Общая сумма переменных затрат                    24600

 

Косвенные постоянные затраты для прачечной равны 15600 * 0,26 = 4056

Косвенные постоянные затраты для химчистке равны 15600 * 0,74 = 11544

 

  Химчистка Прачечная Итого 
Поступления 32400 9600 42000
Прямые переменные затраты:      
Зарплата рабочих 7800 4200 12000
Сырье и материалы 9000 1800 10800
Энергия 1500 300 1800
Итого переменных затрат 18300 6300 24600
Амортизация 3600 1200 4800
Маржинальная прибыль 10500 2100 12600
Косвенные постоянные затраты 11544 4056 15600
Прибыль (убыток) (1044) (1956) (3000)

 

Решения:   Первый вариант – прачечную закрывать

                   Второй вариант – прачечную не закрывать.

Если закрыть прачечную, то по химчистке буду следующие данные:

 

Поступления                               32400

Маржинальная прибыль            10500

Косвенные постоянные затраты 15600

Прибыль (убыток)                      (6300)

 

 

  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...