Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Входная и заключительная диагностика.




1. Hand-тест: проективная методика, позволяющая отследить вероятность открытого агрессивного поведения, а также способность к проявлению коммуникабельности, эффективному общению, чувство реальности и некоторые другие параметры;

2. Детский апперцептивный тест (САТ): проективная методика, дающая информацию об агрессивных тенденциях в поведении ребёнка, о детско-ро- дительских отношениях, взаимодействии со сверстниками (что немаловажно при работе с детьми-воспитанниками детского дома). Даёт возможность проследить наличие компенсаторных фантазий ребёнка (в том числе и агрессивного характера), образов желаемого будущего и многое другое.

3. Тест тревожности (Р. Тэммел, М. Дорки, В. Амен, США). Предназначен для измерения уровня тревожности. Этот параметр важен, поскольку тревожность может явиться тем психологическим фоном, на котором агрессивные чувства с лёгкостью могут проявиться в поведении и закрепиться в нём.

4. Измерение самооценки: методика Дембо-Рубинштейна «Лесенка».

 

Прогнозируемые результаты: снижения уровня агрессивности в непосредственном поведении и по результатам диагностики

 

Общие сведения о структуре занятий (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

1. Ритуал "входа" в сказку. Назначение – создать настрой на совместную работу, включение ребёнка в сказочный контекст;

2. Повторение. Эта часть занятия обеспечивает преемственность занятий в целом, позволяет логично перейти к следующему;

3. Расширение. Это основная часть занятия. На этом этапе происходит знакомство с новым: расширение границ работы, усвоение нового опыта, получение новых знаний;

4. Интегрирование и резюме. На этом этапе с ребёнком обсуждается, что нового он узнал на занятии, какие основные выводы были сделаны. Также проговаривается, в каких ситуациях реальной жизни полученный на занятии опыт может быть использован;

5. Ритуал «выхода» из сказки. Повторяется ритуал «входа» в сказку с некоторыми дополнениями. Этот ритуал выполняется для возвращения ребёнка в реальность.

 

Содержание занятий:

Занятие 1

Цели: учить ребёнка видеть свои проблемы, неадекватность своего поведения, выносить их вовне и анализировать.

 

1. Настрой на сотрудничество. Психолог знакомится с детьми, заручается согласием детей на совместную работу, формирует у детей чувство доверия, желания сотрудничать.

2. Ритуал «входа» в сказку. Назначение - создать настрой на совместную работу, включение в сказочный контекст.

Ребёнок бросает «волшебный» клубок, берёт конец нитки, идёт по направлению к клубку. То место, где окажется клубок, будет воротами в сказочную страну.

3. Чтение психокоррекционной сказки. Ребёнку читается психокоррекционная сказка, описывающая его самого и его агрессивные поведенческие проявления.

Психолог наблюдает:

- эмоциональные реакции ребёнка на конкретные события сказки;

- степень эмоциональной вовлечённости ребёнка в сказочные события (идентификация с героем).

Вопросы детям:

- о чём эта сказка?

- чему она нас учит?

- почему герой совершает тот или иной поступок?

- чего он хотел на самом деле?

- как герой решает проблему?

- сам справляется или ждёт помощи от других?

- какие чувства вызывает эта сказка?

Методический комментарий:при выборе содержанияпсихокоррекционной сказки должна обязательно учитываться причину агрессивного поведения ребёнка. Если занятия проходят более, чем с одним ребёнком, и причины их агрессивного поведения различны, то целесообразно на этапе анализа и чтения сказок занятия проводить индивидуально. Сказки для работы психолог может подготовить самостоятельно, учитывая требования к составлению психокоррекционных сказок.

4. Рисование сказки. После обсуждения сказки ребёнку предлагается инструкция: «Нарисуй то, что больше всего запомнилось тебе в этой сказке. Может быть, что-то вызвало очень приятные чувства или, наоборот,- неприятные. Нарисуй это».

Материал для анализа:

- актуальные переживания ребёнка, вынесенные на бумагу;

- отношение ребёнка к определённым событиям, описываемым в сказке.

Вопросы детям:

- Что ты нарисовал (а)?

- Почему именно это?

- То, что ты нарисовал, происходило в сказке, как тебе хотелось или не хотелось? и др.

Методический комментарий: рисование позволит материализовать ребёнку свои чувства и мысли, вызванные сказкой, продвинуться на пути осознания своих проблем и возможностей их разрешения.

 

5.Интеграция и резюме. Обсуждается, что нового ребёнок узнал на занятии, в каких ситуациях реальной жизни этот опыт может быть использован. На первом занятии это может быть подведение итогов.

 

6.Ритуал «выхода» из сказки. Повторяется ритуал «входа» в сказку с небольшим дополнением. Ребёнок бросает клубок. Психолог произносит: «Мы выходим из сказки. И берём с собой всё самое важное, что узнали сегодня, чему научились на этом занятии». Ребёнок поворачивается в сторону оставленной Сказочной страны, протягивает руки и совершает действие, как будто что-то берёт, и прикладывает руки к груди.

Занятие 2

Цели: учить ребёнка находить выход из затруднительных ситуаций, адекватные способы разрешения проблем, анализировать ситуацию и своё состояние.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение. Эта часть занятий обеспечивает преемственность занятий в целом, позволяет логично перейти к следующему этапу работы.

Вопросы детям:

- припомни, пожалуйста, что мы делали на прошлом занятии?

- какие выводы для себя сделали?

- какой опыт приобрели?

- чему научились?

- использовал(а) ли ты этот новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий?

3. Переписывание сказки. Ребёнку предлагается переписать конец сказки, прочитанной на предыдущем занятии. Даётся инструкция: «Конец в сказке был такой, какой бы ты хотел? Что бы ты в сказке исправил? Переделай сказку так, как тебе хочется».

Материал для анализа:

- изменённые фрагменты сказки;

- видение ребёнком собственной проблемы;

- пути (попытки) разрешения проблем;

- указание на новые способы поведения или на желаемый ход событий.

Методический комментарий: нужно помнить, что не сразу и не в полной мере ребёнок придёт к такому переосмыслению. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребёнка и не торопить его с выводами.

4.Решение сказочных задач. Для работы ребёнку предлагаются сказочные задачи, направленные на получение информации о содержании стрессогенных для ребёнка ситуаций и о возможных причинах агрессивного поведения ребёнка.

Методический комментарий: сказочные задачи используется с целью простимулировать процесс «генерации идей», нахождения как можно большего числа потенциальных решений, а также с диагностическими целями. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы ребёнок мог спроецировать на неё свой жизненный опыт.

 

5.Интеграция и резюме. Подводятся итоги занятия. Полученный на занятии опыт связывается с опытом, полученным на предыдущем занятии, с опытом реальным.

Вопросы детям:

- Похожи ли чем-то Баба-Яга и главный герой прочитанной и переписанной сказки? Чем?

- Бывало ли так, что ты сердился (-лась), как и Баба-Яга и совершал (а) недобрые поступки?

- Почему ты это делал (а)? В какой ситуации?

- Как ты думаешь, можно ли сделать так, чтобы Баба-Яга исправила своё поведение? Что для этого нужно? и т.д.

 

6. Ритуал «выхода» из сказки.

Занятие 3

Цели: способствовать бессознательной и сознательной проработке ребёнком своих проблем, учить ребёнка их анализу.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение.

3. Рассказывание сказки. Ребёнку предлагается рассказать сказку от 1-го или от 3-го лица (это зависит от того, захочет ли ребёнок напрямую идентифицироваться с героем или предпочтёт дистанцироваться от него). Сказку для озвучивания ребёнок выбирает сам.

 

Психолог наблюдает:

- эмоциональные реакции ребёнка, вызываемые конкретными событиями сказки.

Материал для анализа:

- акценты, расставляемые ребёнком по ходу сюжета сказки;

- привнесение ребёнком в сказку событий, отсутствующих в ней изначально;

- реплики, пояснения, даваемые ребёнком в ходе рассказывания сказки.

Методический комментарий: если у ребёнка возникают трудности с выбором сказки, психолог предлагает несколько сказок на выбор. Это должны быть классические варианты сказок, подобранные таким образом, чтобы в них затрагивались типичные проблемы детей, а также проблемы специфические, возникновение которых обусловлено пребыванием ребёнка в детском доме и предыдущим негативным опытом. Сказка также, по возможности, должна учитывать причины агрессивного поведения ребёнка.

Благодаря приёму рассказывания сказок, становится возможным составить психологический портрет ребёнка; для ребёнка - изучать себя, личностно развиваться, прорабатывать и анализировать свои проблемы.

4. Рисование волшебной Страны чувств. Ребёнку предлагаются цветные карандаши и даётся инструкция: «Нарисуй страну, в которой живут твои чувства. Подумай, какие это будут чувства. Добрые или злые? Какого они будут цвета? На что они будут похожи? Подумай и приступай к работе».

Психолог наблюдает:

- инициативен ли ребёнок или ждёт поддержки от взрослого;

- легко ли ребёнок актуализирует свои чувства в рисунке;

- цвет, выбранный ребёнком для рисования;

- процесс взаимодействия между детьми (кто с кем и на какой части листа рисует, а также реплики по ходу рисования).

Материал для анализа:

- данные, полученные в ходе наблюдения за рисующим ребёнком, их интерпретация.

Вопросы детям:

- Какие чувства ты изобразил (а)?

- Живут ли в этой Стране чувств дружно добрые и злые чувства?

- Какое чувство тебе приятнее всего переживать?

- Какое чувство (настроение) у тебя сейчас? Чем оно вызвано?

- Можно ли сделать так, чтобы в волшебной стране не было недобрых чувств?

- Хочешь ли ты что-то изменить в своём рисунке (дорисовать или, наоборот, зачеркнуть)? и т.д.

Методический комментарий: дети (если их больше одного) могут рисовать общую страну чувств. Это даст им возможность поупражняться в совместной деятельности. Приём рисования позволит ребёнку отреагировать свои эмоции, чувства, переживания, вынести их вовне, а значит, сделать их доступными осознанию и контролю. Обсуждение способствует развитию навыка саморефлексии, осознанию своего актуального состояния.

 

5.Интеграция и резюме.

Вопросы детям:

- Бывали ли в твоей жизни ситуации, похожие на те, что были в сказке (которую ребёнок рассказывал от 1-го или от 3-го лица)?

- Какие чувства ты испытывал (а) в этих ситуациях? Добрые или злые?

- Когда в твоей Стране чувств бывают злые чувства, что ты делаешь?

- Можешь ли ты сделать так, чтобы были только добрые чувства? и т.д.

 

6. Ритуал «выхода» из сказки.

Занятие 4

Цели: способствовать проработке проблем ребёнка, вынесению их вовне, осмыслению их и умению выражать в речи.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение

 

3. Сочинение сказки. В работе с детьми используется один из самых простых способов сочинения сказок. Ребёнку предлагается написать 10 любых слов. Далее следует инструкция: «Выбери слово, которое больше всего тебе нравится. Прочитай его ещё раз, посмотри на него. И придумай сказку, используя это слово. Закрой глаза и посмотри, как выглядит герой твоей сказки. Рассмотри его и опиши, что увидел, на бумаге». Когда ребёнок выполнит первую инструкцию, ему предлагается вторая: «Теперь представь, что могло случиться с этим героем, изменить его жизнь. И как герой справился с возникшими трудностями. Опиши и это».

Материал для анализа:

- основная тема;

- главный герой;

- мотивы поступков героя, преодоление героем трудностей;

- отношение к окружающему миру и к себе;

- актуализированные чувства;

- образы и символы в сказке.

Вопросы детям формируются в соответствии с целью раскрытия содержания основных линий придуманной ребёнком сказки.

Методический комментарий: сочинение сказки способствует отражению в последней внутренней реальности ребёнка, проблем, волнующих его; активизированию бессознательных процессов, личностному развитию и разрешению возникающих затруднений. С подробной схемой анализа сказок можно ознакомиться в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

 

4. Интеграция и резюме.

 

5. Ритуал «выхода» из сказки.

Занятие 5

Цели: способствовать вынесению актуальных переживаний и проблем ребёнка вовне, изменению отношения к ним, видению их с разных сторон; стимулировать процесс решения проблем; содействовать проигрыванию различных моделей поведения, а также коллективной деятельности детей.

1. Ритуал «входа» в сказку.

 

2. Повторение.

3. Рисование Сказочной страны.

Ребёнку даётся инструкция: «Закрой глаза и представь, что ты перенёсся (-лась) в Сказочную страну. Оглянись вокруг и посмотри, какая это страна, кто в ней живёт, что в ней есть. А теперь открой глаза, возьми волшебные карандаши (фломастеры, краски, восковые мелки) и нарисуй то, что ты увидел (а) в Сказочной стране».

Психолог наблюдает: см. Занятие 3.

Материал для анализа: данные наблюдения за ребёнком в ходе рисования, итоговый рисунок.

Вопросы детям носят уточняющий характер относительно изображённой сказочной страны.

Методический комментарий: при помощи этого приёма вовне будут вынесены актуальные чувства и переживания ребёнка, его внутриличностные и межличностные конфликты, ребёнок изобразит мир вокруг себя или то, что стоит в его центре. Результаты, полученные на данном занятии, важно сравнить с результатами занятий предыдущих, поскольку все они объединены в тематический блок, предполагающий вынесение чувств и проблем ребёнка вовне и их анализ.

 

3. Придумывание истории. На этом этапе к нарисованной сказочной стране придумывается история с использованием игрушек: любимых и нелюбимых. Требуется участие более чем одного ребёнка.

Любимые игрушки выставляются на нарисованную сказочную страну. Психолог помогает детям начать сказку: «Однажды в сказочной стране жили…» задача детей - продолжить и развить сказку. Затем психолог вводит в сказку конфликт - ставит на поле нелюбимую игрушку со словами: «И вдруг в сказочной стране появился…» Дети должны продолжить. В их имплицитно поставленную задачу входит разрешить существующий конфликт, доведя сказку до логического завершения.

Психолог наблюдает:

- способы взаимодействия детей;

- какие игрушки выставлены детьми на поле;

- эмоциональные реакции и действия детей, вызванные тем или иным ходом событий в сказке.

Материал для анализа:

- данные наблюдения;

- содержание придуманной детьми сказки;

- причины выбора в качестве любимых (нелюбимых) тех или иных игрушек;

- степень лёгкости проигрывания ситуации с помощью игрушек в сравнении с вербальным анализом.

Вопросы детям носят уточняющий характер, способствуют облегчению дальнейшего анализа. Например:

- почему это твоя любимая (нелюбимая) игрушка?

- Что в ней делает общение с нею приятным (неприятным)?

- какие у неё черты, особенности, что она любит (не любит)? и т.д.

Методический комментарий: если работа по программе ведётся индивидуально, то на этапах совместного действия необходимо включать в неё других детей, непосредственно не задействованных в программе.

Если у ребёнка по какой-либо причине отсутствуют любимые (нелюбимые) игрушки, можно использовать «коллекцию» игрушек психолога, служащую различным целям психологической работы. В этом случае ребёнку предлагается выбрать игрушку, с которой он хотел бы играть, не хотел бы.

В процессе сочинения истории психолог может помогать детям находить выход из сложившихся тупиковых ситуаций, направляя сказку в новое русло, комментируя происходящее, включаясь в игру, вводя любого персонажа.

Такая работа со сказкой позволяет приобретать ребёнку свой жизненный опыт, проигрывать многие модели поведения, учиться самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, усваивать общечеловеческие ценности.

 

5. Интеграция и резюме. Помимо подведения итогов необходимо выяснить, изменилось ли в течении занятия отношение детей к нелюбимым игрушкам.

6.Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 6

Цели: изготовление кукол-марионеток; развитие усидчивости, внимания; освоение навыка адекватного самовыражения.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение.

3. Изготовление кукол-марионеток. На занятии дети под руководством психолога изготавливают кукол-марионеток, с помощью которых будет происходить «отыгрывание» внутренних проблем ребёнка и проигрывание различных моделей поведения.

Методический комментарий: целесообразно отвести на изготовление кукол 2 занятия, чтобы ребёнок не просто успел сшить туловище куклы, но и сделать кукле соответствующую отделку, в которой проявится его индивидуальность.

Подробное описание изготовления кукол-марионеток можно найти в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшебству».

 

4. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 7

Цели: способствовать адекватной самопрезентации ребёнка с помощью куклы, отработке навыков саморегуляции и самоконтроля.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2.Изготовление кукол. Ребёнок завершает мастерить куклу, производит её отделку.

 

3. «Оживление» куклы. «Знакомство». В этой части занятия перед ребёнком стоит задача «оживить» куклу и «познакомить» её с куклой другого ребёнка, осуществив при этом координацию своих движений. Для решение этой задачи можно предложить ребёнку «проиграть» через куклу различные эмоциональные состояния. При «знакомстве» кукол каждая из них должна «рассказать» о себе: как её зовут, какая она, что любит, а что - нет, с кем дружит, какое у неё настроение.

Психолог наблюдает:

- осуществляется ли вождение куклы по правилам;

- настроения и чувства, которые предпочитает проигрывать ребёнок

- реакции ребёнка на куклу товарища и т.д.

Материал для анализа:

- внешний облик куклы, рассказ ребёнка о ней;

- данные наблюдения.

Методический комментарий: создавая отделку куклы по собственному замыслу, ребёнок персонализирует, воплощает в ней себя, свою сокровенную часть, удовлетворяя таким образом потребность в самовыражении. «Оживляя» куклу, ребёнок отрабатывает механизм саморегуляции, держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

 

4. Интеграция и резюме. На это этапе обобщаются два последних занятия, подводятся итоги, делаются выводы, проводится связь с реальным опытом.

 

5. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 8

Цели: отработка навыков самоконтроля и саморегуляции, вынесение актуальных проблем и переживаний ребёнка вовне, их проигрывание; развитие фантазии и воображения; способствовать коллективной деятельности детей; помощь в осознании ребёнком себя в настоящем.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение. Повторяются правила вождения куклы, осуществляются повторные пробы.

3. Постановка сказки. Детям предлагается придумать и сыграть при помощи изготовленных кукол свою сказку. Для этого детям даётся несколько минут на размышление по поводу сюжета сказки. Допускается и импровизация.

Психолог наблюдает: см. предыдущие занятия.

Материал для анализа:

- данные наблюдения;

- сюжет сказки;

- роли, которые принимают на себя дети;

- взаимодействие детей в ходе игры;

- возможные затруднения.

Вопросы детям:

- Интересно ли было тебе самому разыгрывать свою сказку?

- Как, на твой взгляд, вам вместе работалось, когда вы придумывали и проигрывали свою сказку?

- Что удавалось лучше всего в совместной работе?

- Легко ли вам было действовать совместно?

- Как было лично тебе: трудно или легко? (что именно?)

- Какие чувства (настроения) у тебя были до того, как вы сыграли эту сказку? Какие - теперь? и т.д.

Методический комментарий: получив возможность свободно действовать, дети включают в свой «спектакль» то, что имеет для них первостепенное значение и требует своего высвобождения, осознания, овладения.

Можно ограничить часть пространства для детской постановки, сделать «сцену». Это будет способствовать большему вживанию в роль. В этом случае желательно, чтобы были «зрители».

 

4. Медитация на сказку. Детям читается медитативная сказка, направленная на осознание ребёнком себя «здесь и сейчас», что позволит отвлечься от негативного опыта в прошлом и сделать предполагаемое будущее менее тревожащим. Чтение сказки начинается после того, как дети примут удобные позы, закроют глаза и расслабятся.

Методический комментарий: медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

Важно соблюдать условия для медитации: тёплое помещение, мягкое освещение, специально подобранная музыка, неторопливость, постепенность «входа» и «выхода» из медитации, отсутствие посторонних шумов.

 

5. Интеграция и резюме.

 

6.Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 9

Цели: изготовление теневых кукол, вынесение страхов детей вовне, овладение ими; усиление позитивного восприятия детьми окружающего мира.

1. Ритуал «входа» в сказку.

2.Повторение.

3. Изготовление теневых кукол. Перед началом изготовления теневых кукол психолог интересуется, было ли так, что дети чего-то боялись или боятся сейчас. Важно уточнить какого рода эти страхи. После даётся инструкция: «Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной бумаги то, чего вы боитесь». Ребёнок может сделать несколько кукол-«страхов». После к кукле прикрепляется нить, чтобы ребёнку было удобней её держать. Ребёнку необходимо дать возможность поиграть с куклой, подчинить её себе.

После этого психолог предлагает детям сложить кукол в Волшебный ларец (коробку): «Ларец будет храниться в сказке, и из него никто не сможет выйти». Куклы сохраняются с целью продолжить работу со страхами на следующем занятии.

Методический комментарий: теневые куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами: нередко причиной агрессивности в поведении детей являются различного рода страхи.

Бумагу для изготовления теневых кукол лучше использовать тёмную: чёрную, тёмно-синюю, коричневую.

 

4. Медитация на сказку. Детям предлагается для прослушивания медитативная сказка о позитивном восприятии природы. Эта тема вносится в работу с детьми с целью нейтрализовать представления об окружающем как о враждебном, угрожающем личному благополучию.

 

5. Интеграция и резюме.

6. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 10

Цели: работа с детскими страхами, избавление от страхов путём их проигрывания и уничтожения, создание образа позитивных детско-родительских отношений.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение.

3. Игра с теневыми куклами. Ребёнку даётся возможность проиграть свой страх, спроецировав его на «экран» - укреплённый между двумя стульями лист ватмана. За «экраном» ставится лампа. Каждый ребёнок подходит к «экрану», проецирует на него свою куклу, рассказывает, проигрывает, показывает её историю. Остальные дети выступают в роли «зрителей». Далее психолог комментирует: «Всё страшное уходит, когда мы перестаём его бояться. Наши куклы сделали своё дело, они показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками, что хотите».

Методический комментарий: обычно дети рвут свои «страхи». Если ребёнок не хочет уничтожить свою куклу, это может быть связано с тем, что ему нужно ещё некоторое время, чтобы преодолеть свой страх. Можно вернуться к этому на других индивидуальных или групповых занятиях. Не уничтоженные «страхи» можно сложить в Волшебный ларец.

 

4. Медитация на сказку. Детям читается медитативная сказка, содержащая в себе образную информацию об «идеальных» отношениях между людьми, особенно необходимую детям, подвергшимся материнской депривации.

Методический комментарий: проникая в бессознательное, позитивные образы медитативной сказки формируют «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла, создают образ альтернативных отношений.

 

5. Интеграция и резюме. Кроме подведения итогов, необходимо узнать у ребёнка, кажутся ли ему куклы-«страхи» по-прежнему такими страшными, обговорить способы подобной работы со страхами в реальной жизни.

 

6. Ритуал «выхода» из сказки.

Занятие 11

Цели: анализ самоотношения ребёнка, вынесение его вовне, смещение самоотношения ребёнка к положительному полюсу, помощь в раскрытии личностного потенциала ребёнка, его самореализации.

 

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение.

3. Рисование на тему «Мой маскарадный костюм». Психолог даёт инструкцию: «Представь, что тебя пригласили на бал-маскарад. Все гости будут в маскарадных костюмах. Ты должен (а) тоже выбрать себе маскарадный костюм. Подумай, какой костюм у тебя будет. Нарисуй его».

Вопросы детям:

- Что это за костюм? Кого он изображает? Какого героя?

- Что тебе кажется привлекательным в этом костюме? Герое?

- Ты хотел (а) бы быть похожими на этого героя? Почему?

- Хотел (а) бы ты ходить в этом костюме каждый день? Почему? и т.д.

Методический комментарий: при помощи рисования на заданную тему психолог получает информацию о самовосприятии ребёнка, о том, какая сторона его личности остаётся скрытой, нереализованной. Возможно, что рисунок являет собой «Я-идеальное» ребёнка. Поэтому вопросы и беседа должны выстраиваться сообразно необходимости сближения «Я-идеального» с «Я-реальным», повышения самооценки и самоуважения ребёнка.

 

4.Медитация на сказку. Детям предлагается медитативная сказка, раскрывающая их личностный потенциал, способствует его самореализации.

Методический комментарий: этот вид сказок усиливает и поддерживает «Я-идеальное» ребёнка, отражает светлую сторону происходящих событий, формируя готовность к принятию ситуации.

5. Интеграция и резюме.

6. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 12

 

Цели: вынесение внутренних проблем ребёнка вовне; приобретение опыта относительно проживания, проигрывания различных ситуаций, нахождения способов решения проблем, изменение отношения к отрицательно окрашенным моментам жизни; помощь в раскрытии личностного потенциала ребёнка.

 

1. Ритуал "входа" в сказку.

2. Повторение.

 

3. Построение картин на песке. Ребёнку даётся инструкция: "Представь себе, что ты волшебник (-ца). Ты долго ходил(а) по Земле и попал(а) в пустыню. И решил(а) превратить её в сказочную страну и населить её сказочными существами. Преврати пустыню в тот мир, в который захочешь". Ребёнку предлагается выбрать игрушки из "коллекции" психолога, которыми он будет населять сказочную страну, и предоставляется полная свобода в игре с песком.

Психолог наблюдает:

- какие игрушки выбрал ребёнок (почему именно их);

- каков ландшафт построенной песочной картины (его разнообразие, детализированность);

- реплики ребёнка по ходу работы;

- динамика состояния ребёнка в процессе работы с песком.

Вопросы ребёнку носят уточняющий характер, побуждают ребёнка рассказывать, обсуждать, осмыслять содержание своего песочного (а значит, и внутреннего) мира.

Методический комментарий: первые занятия, содержащие работу с песком, целесообразно проводить индивидуально, дав ребёнку возможность проработать свои проблемы, прежде чем он будет готов работать со сверстниками.

Ценность работы с песком заключается в том, что в её процессе ребёнок приходит к стабилизации своего психоэмоционального состояния, происходит его социальное ориентирование, приобретение символического опыта разрешения различных жизненных ситуаций.

4. Медитация на сказку. Ребёнку предлагается сказка, прослушивание которой способствует раскрытию личностного потенциала ребёнка, его самореализации.

6. Интеграция и резюме.

7. Ритуал "выхода" из сказки.

Занятие 13

Цели: см. Занятие 12. А также показать ребёнку светлую сторону происходящих событий, способствовать их принятию.

 

1. Ритуал "входа" в сказку.

2. Повторение.

3. Построение картин на песке. На этом занятии работа с песком продолжается. Теперь психолог меняет инструкцию: "Ты уже умеешь создавать картины из песка. Теперь создай из песка свою семью и расскажи о ней".

4. Медитация на сказку. Ребёнку читается сказка, содержание которой соответствует целям занятия.

 

5. Интеграция и резюме. Эта часть занятия проводится традиционно.

Вопросы детям:

- Что нового ты узнал (а) на занятии?

- Что нового ты узнал (а) о твоей семье?

- Хочешь ли ты что-то изменить в этой песочной картине? и т.п.

Методический комментарий: задавать вопросы и делать выводы по данному занятию следует с высокой степенью осторожности, поскольку речь идёт о семье ребёнка. Психолог может уточнять, конкретизировать, способствовать изменению отношения ребёнка к семейной ситуации (особенно если оно однозначно отрицательное), показывать в "минусах" существующие "плюсы".

 

6. Ритуал "выхода" из сказки.

 

Занятие 14

Цели: см. Занятие 12. А также способствовать формированию временной перспективы, созданию положительных образов будущего.

 

1. Ритуал "входа" в сказку.

2. Повторение.

3. Создание картин на песке. На этом занятии инструкция к работе с песком снова модифицируется: "На прошлых занятиях ты уже строил (а) картины из песка. Сегодня я предлагаю тебе задание посложнее. Построй из песка свою жизнь. Какая она у тебя? Что в ней есть? Кто в ней находится? Подумай, что ты построишь на песке, чтобы оно было похоже на твою жизнь".

По окончании работы построенная картина обсуждается с ребёнком и анализируется по ранее предложенным схемам.

Далее следует ещё одна инструкция: "Посмотри на свою картину. Здесь ты изобразил (а) свою жизнь. Хочешь ли ты что-нибудь изменить в этой картине? Посмотри, всё ли здесь хорошо? Всем ли здесь хорошо? Измени картину так, чтобы было хорошо". Или: "Представь, что прошло 5(10) лет. Как через 5(10) лет может измениться эта картина?" Инструкции, предлагаемые ребёнку, могут дробиться. Отдельные их части можно использовать применительно к различным ситуациям занятия.

Методический комментарий: предложенные инструкции могут дробиться, а отдельные их части – использоваться применительно к различным ситуациям занятия.

Изменяя "картину своей жизни", ребёнок перестраивает своё к ней отношение, формирует положительный образ будущего, выстраивает временную перспективу.

Роль психолога здесь – направлять ребёнка по тому пути, который позволит осуществить вышеуказанное, устремиться в будущее, "оторвавшись" от прошлого.

4. Медитация на сказку. В дополнение к проделанной на занятии работе ребёнку предлагается медитативная сказка, подкрепляющая положительные образы будущего, позволяющая ребёнку поверить, что в его силах выстроить это будущее.

 

5. Интеграция и резюме.

6. Ритуал "выхода" из сказки.

 

Занятие 15, 16

 

Цели: см. Занятие 12. А также способствовать коллективной деятельности детей, умению подчинять свои интересы общему делу. Показать ребёнку красоту окружающего и внутреннего мира. Подведение итогов.

 

1. Ритуал "входа" в сказку.

 

2. Повторение.

 

3. Построение картин на песке. На последних занятиях дети работают с песком совместно. Инструкция детям не даётся. Работа проходит по свободному замыслу.

Методический комментарий: психолог, по своему усмотрению, может "вооружить" детей инструкцией. Это может быть вызвано непредсказуемым поведением детей, специфическим течением занятия, различного рода затруднениями.

4.Медитация на сказку. Детям зачитывается сказка об идеальных взаимоотношениях со сверстниками (Занятие 15), а также – позволяющая ребёнку узнать о существовании не только внешнего, но и внутреннего мира, обладающего не меньшей силой (Занятие 16).

 

5. Интеграция и резюме. Этот этап проводится традиционным по форме и соответствующим содержанию занятия.

Помимо этого, итоговое занятие должно обобщить всю проделанную работу. Следует напомнить ребёнку её основные этапы и попросить его воспроизвести по каждому из них то, что запомнилось: сделанные выводы, новая информация о способах реагирования, о поведении в соответствующих ситуациях, связь "сказочного" опыта с реальным.

 

6.Ритуал «выхода» из сказки.

Вполне возможно, что ребёнку потребуется дополнительное время для проработки своих конкретных проблем. В этом случае психолог может использовать необходимые элементы работы со сказкой в своей повседневной деятельности, на групповых или индивидуальных занятиях.

 

Литература:

1. Заманаева Ю. Путешествие в сказке: самопознание и внутренние ресурсы // Психологическая газета. 2001. №9. С.26-28., №10. С.28-30.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2000.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб. 1998.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001. Гл.2.

5. Соколов И. Сказки и сказкотерпия. М.,1996

6. Фон Франц М.- Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб. 1998.

Задание

1.Предложите тексты психокоррекционных сказок для этой программы (свои, найденные в сборниках и пособиях).

2.Можно ли убрать и нужно ли убирать дидактичность из некоторых вопросов психолога? Найдите эти вопросы.

3.Какого стиля придерживается психолог: директивного или недирективного?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...