Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

День 5. Групповые изобразительные игры.




 

I. Приветствие.

Реабилитируемые здороваются с помощью танца под специально подобранную для каждого музыку.

 

II. Упражнение «Странное животное».

На закрепленном на стене или расстеленном на полу листе ватмана участники поочередно рисуют какую-либо часть тела животного. По завершении работы каждый пытается рассказать от первого лица о той части тела, которую он нарисовал.(не рисовал).

III. Упражнение «Путешествие».

Варианты: «Космическое путешествие», «Подводный мир», «Джунгли».

Группа выбирает тему, и все рисуют на ватмане одновременно или поочередно. В заключение обсуждают впечатления от проделанной работы.

IV. Групповой коллаж или скульптура.

Каждый реабилитируемый создает свой автопортрет с помощью вырезок из газет и журналов. Все автопортреты размещаются на большом листе ватмана в виде группового портрета. Можно создать групповой скульптурный портрет, предварительно каждый участник изготавливает собственную скульптуру.

V. Вербализация в «чистой зоне».

VI. Прощание. Выставка работ реабилитируемых, прощальное чаепитие.

 

Комментарии

В последний день работы арттерапевтического кабинета закрепляются полученные детьми знания и умения через совместную игровую художественно-творческую деятельность. Очень важно, чтобы реабилитируемые осознали всю важность произошедших с ними перемен, почувствовали себя самодостаточной творческой личностью.

В индивидуальной карте каждого ребенка арттерапевт пишет резюме, относительно психического и физического состояния реабилитируемого после посещения занятий в арттерапевтическом кабинете.

 

 

Задания:

1. Предположите для какой категории детей-инвалидов предназначена эта программа.

2. Найдите в программе моменты, которые вызывают сомнения. Предложите иные варианты.

 

Литература:

1. Блинова О.А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. №3. С.106-117.

2. Бурко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина. 1989. 302с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998. 480с.

4. Григорьева Е. Обучение необучаемых (О влиянии музыки на реабилитацию детей-инвалидов) // Семья и школа. 1996. №4. С.22-23.

5. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., Просвещение. 1986. 273с.

6. Даниленко О. Семнадцать тезисов о культуре и душевном здоровье // Исцеляющее искусство. 1998. Т.1. №4. С.22-28.

7. Каневский В. Звуки скажут больше чем слова // Искусство в школе. 1997. №1. С.43-45.

8. Капранова С. В вашем классе неблагополучный ребенок // Народное образование. 1998. №2. С.159-166.

9. Кейз К. Об эстетическом моменте …. // Исцеляющее искусство. 1998. №3. С.17-30.

10. Копытин А.И. Основы арттерапии. Серия «Мир медицины». СПб. 1999.

11. Князева Г., Бандура А. Музыкальная история болезни // Будь здоров. 1999. №5. С.8-92.

12. Лебедева Арттерапия как метод гуманной диагностики // Школьный психолог. 1999. №48(96). С.7.

13. Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М., Медицина. 1995. 191с.

14. Марцинкевич Н.Е., Платонова О.В. и др. Социально-культурный форум «От монолога к диалогу». СПб. 1999. 33с.

15. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., Педагогика. 1981. 239с.

16. Орлова М. Это врачует лучше любого лекарства //Искусство в школе.-1999.-№3.-С.65-61

17. Перламутрова Е. Песенная терапия при работе с детьми // Искусство в школе. 1997. №1. С.37-39.

18. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.- Воронеж, 1996. 127с.

19. Полуянов Ю.А.Дети рисуют.-М..1988.217с.

20. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.:Дидакт. 1992. 235с.

21. Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. 220с.

22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.А.Холостовой. М..: Юрист. 1997. 424с.

23. Столович Я.Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественно-творческой деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415с.

24. Цапок В.А. Творчество: философский аспект проблемы. Кишинев. 1989. 148с.

25. Эстетика: Словарь / Под ред.А.А.Беляева. М.: Политиздат. 1989. 447с.

26. Юнг К.Г. Аналитическая психология и воспитание /Конфликты детской души. М., Канон. 1997. 336с.

 

Задания:

1. Предположите, для какой категории детей-инвалидов предназначена эта программа.

2.Найдите в программе моменты, которые вызывают сомнения. Предложите иные варианты.


ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ

ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ13

Пояснительная записка

Проблема агрессивности исследовалась зарубежными авторами (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К.Г. Юнг и др.), а также современными отечественными психологами (А. К. Осницкий, И. В. Дубровина, С. А. Завражный, С.Л. Колосова и др.)

Были определены психологические детерминанты агрессивного поведения детей, главная из которых - фрустрация базовых потребностей: потребности в любви, в заботе, в эмоциональном интимно-личностном общении со значимым взрослым (феномен материнской депривации). Вторичные предпосылки агрессивности - напряжённость, требующая разрядки, повышенный уровень тревожности, различного рода страхи (страх быть отвергнутым сверстниками, страх личной неуспешности, страх перед будущим и т.д.).

Вербальная и физическая агрессия - формы агрессивного поведения детей.

Закрепление агрессивных форм поведения может привести к значительным затруднениям в социальной и эмоциональной адаптации детей к складывающейся вокруг них ситуации. Профилактика подобной дезадаптации особенно необходима, если дети воспитываются в условиях детского дома: процесс их социализации уже подвергся искажениям в силу рано возникшей материнской депривации.

Отечественными психологами был накоплен опыт коррекции агрессивного поведения детей (С. А. Бадмаев, И. Кузнецова, Е. К. Лютова, И. Ярушина, Г. Б. Монина, О. Х. Хухлаева и др.).

Концептуальная основа данной программы - психоаналитический подход: анализ переживаний и проблем и их “отыгрывание” в реальном действии с использованием механизма проекции.

Методическим средством реализации этого подхода является сказкотерапия.

Цель: коррекция агрессивного поведения детей, воспитывающихся вне семьи, в условиях детского дома, методом сказкотерапии.

За основу был взят интегративный подход к сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, обобщивший разработки А. В. Гнездилова, Дж, Родари, М.-Л. фон Франц, Д. Соколова и др.

Предлагаемая коррекционная программа может быть реализована психологами, работающими в детском доме, школьными психологами, специалистами спецучреждений, занимающимися коррекцией девиантного поведения детей, а также социальными педагогами или психологами учреждений дополнительного образования. В последнем случае работа может быть проведена как с домашними детьми, так и с воспитанниками детских домов: дополнительное образование, включение во внешкольную творческую деятельность является эффективным средством формирования социально значимых качеств у детей, лишенных здорового влияния семьи.

Принципы подбора материала для занятий:

1.Соответствие содержания материала занятий причинам агрессивности и другим проблемам ребёнка;

2.Постепенность в овладении “сказочным” контекстом;

3.Осуществление связи приобретённого “сказочного” опыта с реальным опытом ребёнка.

Логика работы - это логика перехода от импульсивного отреагирования к контролируемому, от слепого “отыгрывания” вовне - к целенаправленному действию, от простой моторной разрядки - к сознательным поведенческим актам в рамках разыгрывания сюжетов.

 

Цели: снижение уровня агрессивности детей, усиление "Я" ребёнка, активи-

зация личностных ресурсов.

 

Задачи:

1. Создание условий для эмоциональной разрядки: сбрасывания зажимов, "отыгрывания" спрятанных в подсознании страха, беспокойства, агрессивных фантазий, переживания катарсиса.

2. Научение социально приемлемым способам адекватного выражения негативных чувств.

3. Замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

 

Организационные условия.

Занятия проводятся с 1-3 детьми 9 –11 лет, имеющими повышенный уровень агрессивности. Продолжительность занятия 45 – 60 минут, периодичность – один раз в неделю, количество – 14-20 (может варьироваться в зависимости от темпа продвижения.)

Для занятий необходимо помещение, где достаточно места для свободного перемещения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...