Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 2. Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» (учит выражать различные эмоции, имитировать преувеличение чувства страха).




Ведущий предлагает детям исполнить сценку, где звери пугались страшного и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.п. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

Беседа о способах улучшения настроения (помогает преодолеть негативные переживания, учит самостоятельно принимать решения, уменьшает тревожность).

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Упражнение 3. «Хоровод» (способствует снятию мышечного напряжения, раскрепощению).

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой свое настроение.

Ритуал расставания можно провести в кругу. Все, глядя друг другу в глаза, говорят «до свидания».

Занятие 6.

Цель: Расслабление мышц, проигрывание страхов.

Приветствие

Упражнение 1. «Шалтай – Болтай» (способствует расслаблению мышц спины, рук, груди).

Ведущий предлагает детям поставить маленький спектакль, который называется «Шалтай-Болтай».

«Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С.Маршак)

Сначала будем поворачивать туловища вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз».

Упражнение 2. «Расскажи свои страхи» (помогает выявить реальные страхи детей, развивает умение говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирует социальное доверие).

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким же как вы, то...». Затем задается вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, чтобы были проговорены все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев, страх быть не принятым и т.п.)

Упражнение 3. «Нарисуй свой страх» (способствует снятию страхов и их осознанию).

Материалы: бумага, краски, спокойная музыка.

Дети рассаживаются за столами и рисуют свой страх. Звучит тихая спокойная музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и в следующий раз рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Расставание

Занятие 7.

Цель: Проигрывание страхов, снижение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Упражнение 1. «Винт» (снимает мышечные зажимы в области плечевого пояса).

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!... Стоп!»

Игра может сопровождаться веселой, энергичной музыкой.

Беседа (способствует снижению тревожности, развивает уверенность в себе).

Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?»

Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешены на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А можно его пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листе?

Упражнение 2. Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» (помочь в преодолении негативных переживаний).

Материалы: листы бумаги, краски.

После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, ведущий предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор – на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.п.) или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом избавиться от него.

Упражнение 3. «Музыкальная мозаика» (ауторелаксация, умение двигаться в такт музыкальным фрагментам различных темпов).

Материалы: музыкальные фрагменты различных темпов.

Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку – стоят без движений и слушают свое тело.

Расставание.

Занятие 8.

Цель: Мышечное расслабление и снятие страхов, формирование уверенности в себе.

Приветствие

Упражнение 1. «Сосулька» (направлено на расслабление мышц рук).

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь, выступаем. Здорово получилось!»

Упражнение 2. Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав» (помощь в преодолении негативных переживаний).

Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика побояться вместе. Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбираются дети, имеющие страх грозы, одиночества.

Упражнение 3. Этюд по сказке Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

(помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе).

Материалы: сказка Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Ведущий читает сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Расставание

Дети становятся в круг, смотрят друг другу в глаза и прощаются до следующей встречи.

Занятие 9.

Цель: Преодоление негативных переживаний, Снятие страха темноты.

Приветствие

Упражнение 1. «Смелые ребята» (способствует преодолению негативных переживаний, воспитанию уверенности в себе).

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение 2. «В темной норке» (способствует снятию страха перед темнотой).

Материалы: фонарики.

В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Ведущий предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боявшийся темноты (ведущий узнает об этом из рисунков или предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика помогает детям дойти до освещенного места.

Упражнение 3. «Танцующие руки» (дает возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться).

Материалы: большие листы бумаги, цветные мелки, музыка.

Ведущий раскладывает листы бумаги на полу. Каждый из детей берет по 2 мелка, понравившиеся ему. «Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой (чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).

Расставание

Занятие 10.

Цель: Снятие напряжения, проигрывание своих страхов.

Приветствие

Упражнение 1. «На лесной поляне» (способствует снятию напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксации).

Материалы: ритмичная, задорная музыка.

Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки.

Звучит ритмичная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жуки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда – сюда.

Упражнение 2. «Драка» (расслабляет мышцы нижней части лица и кистей рук).

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд, Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Упражнение 3. Сочиняем «Общую историю» (помогает детям проиграть свои страхи, развивает взаимопонимание, умение выслушивать других).

Дети выбирают основную тему истории. Затем они садятся вкруг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку» начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй продолжает и т.п. В конце проводится обсуждение, понравилось ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу, что они делали, если хотелось поправить другого ребенка.

Отдыхаем:

Ведущий, читая стихи, просит детей закрыть глаза:

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряжение утекло...

И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.

Расставание

Занятие 11.

Цель: Расслабление мышц тела, повышение самооценки, развитие уверенности в себе.

Приветствие

Упражнение 1. «Насос и мяч» (позволяет максимально расслабить мышцы тела).

Ведущий предлагает детям разбиться на пары. «Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», мяч вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова и т.д. Мяч надут. Насос перестает качать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернувшись в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

Упражнение 2. «Зайки и слоники» (дает возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки).

Ведущий говорит о том, что сначала все будут зайками-трусишками. «Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите как дрожит». Дети показывают. «А что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по комнате, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» И так несколько минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра»... Дети в течении нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть.

Расставание.

Занятие 12.

Цель: Снятие напряжения и формирование сплоченности в группе.

Приветствие

Упражнение 1. «Ритмические хлопки» (способствует снятию напряжения).

Ведущий предлагает детям встать в круг и закрыть глаза. «После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент приходит в голову. Со временем вы начнете различать ритмы своих соседей и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет «Стоп!»

Упражнение 2. «Ты мне нравишься» (развитие хороших взаимоотношений и симпатий).

Материалы: клубок цветной шерсти.

Ведущий предлагает детям стать одной цветной паутиной, в которой каждый может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к присутствующим.

Ведущий первый наматывает нитки на руку и толкает клубок одному из детей. Как только ведущий передаст клубок, он должен сказать фразу: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Ребенок выслушивает сообщение, обматывает нитью ладонь и катит клубок дальше. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все дети в ходе игры получили клубок. Ребенок, последним получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Беседа

Ведущий предлагает детям обсудить предыдущее упражнение. Можно задать такие вопросы: «Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре? Дружная ли у нас группа?»

Расставание

Занятие 13.

Цель: Формирование сплоченности, обучение выражению своих чувств.

Приветствие

Упражнение 1. «Молчание – золото» (дает возможность активно контактировать, снимает зажимы).

Материалы: каждому ребенку нужна нить цветной шерсти длинной около 30 сантиметров.

Дети берут каждый в руку по нитке и зажимают ее между указательным и большим пальцами одной руки так, чтобы ее было хорошо видно. Дети начинают веселить друг друга и заставлять остальных что-либо сказать. Трогать друг друга и говорить нельзя. Если кто-то засмеется или заговорит, то он кладет нить на стол, он может попытаться «разговорить» других.

Беседа

Обсуждаются вопросы:

Как долго тебе удавалось сохранить свою нить?

Что тебе понравилось больше: усиленно молчать или заставлять говорить других?

Упражнение 2. «Окажи внимание другому» (учит выражать позитивные чувства другим людям, оказывать и принимать знаки внимания).

Каждому ребенку по очереди говорят что-нибудь позитивное. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения и т.д. В ответ ребенок говорит «Спасибо, я тоже думаю, что я (повторяет сказанное ему)». Затем он подкрепляет сказанное еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я...»

После упражнения можно задать вопросы типа «Легко ли тебе было хвалить себя? Все ли, что о тебе сказали, понравилось?»

Расставание

Занятие 14.

Цель: Формирование доверия и ответственности.

Приветствие

Упражнение 1. «Поводырь» (развивает чувство доверия и ответственности за другого человека, повышение самооценки).

Материалы: повязка для завязывания глаз.

Ведущий предлагает детям разделиться на пары. Сначала «ведущий» водит «ведомого» с повязкой на глазах по комнате, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.

Беседа

Страшно ли ходить с закрытыми глазами?

Помог или мешал тебе «ведущий»?

«Ведомый» говорит, как он чувствовал себя, когда его вели.

В какой роли больше нравилось быть?

Упражнение 2. «Волшебный стул» (повышение самооценки, улучшение взаимоотношений между детьми).

Материалы: книга с толкованием имен, корона, волшебный стул.

Ведущий проводит вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианта его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле

Заключительная рефлексия

Все сидят в кругу и проговаривают свое эмоциональное состояние на конец сегодняшнего занятия и вообще на конец программы. Ведущий может предложить опорные слова:

«Я чувствую себя...»

«Мне в нашей группе было...»

«Я хочу сказать тому-то...»

«Теперь мне будет легче...»

«Теперь я научился...»

«Я хочу пожелать...»

«Я хочу сказать спасибо...»

Вариант. Техника «Отождествления с объектом»: ведущий ставит в середину круга столик с фигурками, предлагает под музыку, взявшись за руки, походить вокруг коробки и выбрать глазами ту фигурку, которая тоже тебя выбирает. Как только музыка смолкает фигурку можно взять. Ведущий тоже берет себе фигурку и участвует в разговоре. Ничего, если одной фигуркой будет владеть двое или трое. Далее идет представление от имени фигурок, обмен впечатлениями о занятиях, пожелания друг другу также от имени фигурок. По окончании этого разговора фигурки нужно возвратить на место и провести деролизацию: каждый ребенок проговаривает - «Я не слоник, Я – Сережа» и т.д. Заключительное слово ведущего – после деролизации.

Литература:

1. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж. 1996.

2. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

3. Павлова Н.А. Программа психологической помощи детям 7 лет, имеющим затруднения в сфере общения со сверстниками. Ярославль, 1995.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2000.

5. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995.

6. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд., - М.: Генезис, 2001.

8. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста // Школьный психолог, 2000, №22. С.5-13.

 

Задание

1.Сформулируйте правила, которые принимаются на первом занятии

2.Предложите разные варианты приветствий и расставания: детализируйте эти процедуры для каждого занятия.

3.Попробуйте убрать из всех занятий глаголы «нравится», «понравиться». Утвердительные предложения с ними содержат в себе оценку, а вопросительные - приглашение к оценке, что противоречит принципу безооценочного общения в ходе тренинга.

4.Предложите художественные тексты и варианты их психодраматического розыгрыша с учетом возраста детей.

 

.

 

 

Содержание

Предисловие  
Пояснительная записка  
Учебно-тематический план  
Программа спецкурса  
ТЕМА 1. Теоретические основы коррекции личности  
ТЕМА 2. Коррекция личности младшего школьника  
ТЕМА 3. Коррекция личности подростка  
ТЕМА 4. Коррекция личности старшеклассника  
   
Конспекты лекций  
Лекция 1. Методологические основы психокоррекционной работы.  
Лекция 2. Психокоррекционный комплекс  
Лекции 3-4. Теоретические основыпсихокоррекционной работы  
Лециии 5-6. Отклонения в формировании личности и их коррекция.  
Лекции 7-8. Основы социально – психологического тренинга (СПТ)  
Лекция 9. Специфика работы с подростковыми группами  
Лекция 10. Индивидуальная коррекция личности  
Практикум  
Таблица 1. Медицинская и психологическая психотерапия  
Таблица 2. Права и ответственность  
Таблица 3. Тактики психотерапевтического взаимодействия с учетом центральных фантазийно-компенсаторных паттернов  
Диалогическая ориентация в личностном консультировании Ø Вопросы к психологу Ø Принципы работы консультанта Ø Диалогический вопросник межличностных отношений супругов  
Возможности арт-терапии  
Художественные тексты в групповой психокоррекционной работе § Стихотерапия § Работа с небольшим прозаическим текстом  
Фрагмент консультации  
Тренинг педагогической компетентности  
Тренинг родительской компетентности  
Арттерапевтическая программа для детей-инвалидов  
Программа коррекции детской агрессивности  
Программа коррекции тревожности у младших школьников  

 

 

 


1 Каган В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М., 1998. С.237-238.

2 Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии. 2000. №3.

3 Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Моделирование тактик психотерапевтического взаимодействия при основных типах личностных расстройств. / Журнал практического психолога. №8. Ноябрь 1998.

4 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001. С.73-75., С,120-189, С.187-189.

5 Лангартен Х. Семейная арт-терапия // Исцеляющее искусство – 2000 - №4 – с.40

 

6 Лангартен Х. Семейная арттерапия // Исцеляющее искусство. – 2000. №4. С.35-36.

7 Сафонова Т., Цымбал Е., Олиференко Л., Демьяненко И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993

 

8 Гаврилина Л.К. Стихотерапия // Психологическая газета №2/ 77 2002 г.

9 Из опыта работы автора, с согласия клиента, при изменении имен и деталей.

10 Составитель Гаврилина Л.К.

11 Составитель Гаврилина Л.К.

12 Составители Гаврилина Л.К.и Петренко Н.В., социальный педагог

13 Зачетная работа по спецкурсу. Разговоровой Т. Редакция Гаврилиной Л.К.СГУ, 2001.

14 Зачетная работа по спецкурсу Усовой Е. СГУ, 2001. Редакция Гаврилиной Л.К.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...