Типографика и шрифтовой набор
С одной стороны, типографика — это непосредственно набор, т. е. составление текста из литер, а с другой стороны, это — искусство выбора и компоновки шрифтов разного рисунка, пробельных и художественно-оформительских материалов. В наши дни набор в смысле придания исходному тексту формы, пригодной для печати или изготовления печатных фюрм, состоит не просто в подборе подвижных литер (букв, отливаемых из горячего металла), а включает в себя фотонабор, формирование знаков с помощью видеотехники и набор с помощью разного рода клавишных машинок типа пишущей, который пригоден для воспроизведения способом плоской печати. Методы печати мы разберем позднее, а сейчас остановимся на основной проблеме начального периода — на проблеме выбора и компоновки шрифтов и эффективного использования искусства типографики. Начнем знакомство со шрифтов. Шрифты
Отдельная литера — основная шрифтовая единица в большинстве видов набора — имеет определенное строение. На показаны и названы основные части металлической литеры для ручного набора. Обратите особое внимание на засечки — небольшие выступы на концах основных штрихов буквы. Все пишущие машинки, за исключением новейших (со сменными головками), имеют только один шрифт какого-то одного рисунка. В печатном деле существуют тысячи шрифтов самых разных рисунков. Номенклатура и размеры всего этого множества шрифтов часто не имеют четких различий, а само их обилие создает трудности при выборе. Но для знающих, как ими пользоваться, это же самое обилие открывает дополнительные возможности. Шрифты отличаются друг от друга насыщенностью, рисунком и кеглем. Комплект — полный набор литер одного рисунка и размера, включающий в себя прописные буквы, капитель, строчные буквы, цифры, знаки препинания и т. д.
Серию составляют шрифты с размером (кеглем) прописных и строчных знаков от 6 до 72 пунктов ("пункт" равен 1/72 дюйма, или 0,376 мм. Следовательно, шрифт 6-го кегля имеет высоту буквы с выносными элементами 1/12 дюйма, 72-го кегля — 1 дюйм и т. д.) Гарнитура шрифтов состоит из различных серий одного рисунка, отличающихся начертанием (прямое и курсивное), шириной (узкий, нормальный, широкий) и насыщенностью (светлый, или тонкий, полужирный и жирный). Кроме того, шрифты, близкие по рисунку, можно классифицироватьпогруппам. Потомки старинных шрифтов, сходные с теми, что применялись в рукописях, или стилизованные под буквы первого латинского алфавита, называются шрифтами старого стиля. Для них характерны скошенные засечки и незначительный перепад между жирными и тонкими штрихами. Примерами шрифтов старого стиля служат гарнитуры 'Тарамон" и "Кезлон". В особую группу выделяются шрифты переходного стиля. Они появились в середине XVIII в. и отличаются от шрифтов предыдущей группы более отчетливым контрастом между жирными и тонкими штрихами и спрямленными засечками. Наиболее известная гарнитура переходного стиля — "Баскервилль". Шрифты нового стиля — дальнейшее развитие шрифтов переходного стиля в направлении усиления контраста между толщиной основных и дополнительных (соединительных) штрихов. Засечки и другие прямоугольные штрихи становятся одинаковыми. Гарнитура "Бодони"— одинизпримеров шрифтов нового стиля. С точки зрения рекламодателя, наиболее удобно и практично различать шрифты не по их историческому происхождению, а на основе легко узнаваемых визуальных характеристик. При таком подходе все шрифты можно разделить на четыре большие группы: латинские, рубленые, наклонные и орнаментированные.
Буквы латинской группы отличаются умеренной контрастностью и короткими засечками, представляющими собой плавное утолщение основного штриха. В эту группу входят шрифты старого и нового стиля. Латинские гарнитуры пригодны для использования в самых разнообразных целях. Это самые легкие для чтения шрифты, даже при использовании мелкого кегля. В эту группу входят "Кезлон", "Бодони" и др. Буквы рубленых, или брусковых, шрифтов, как правило, не имеют засечек. К этой группе относятся готические и гротесковые гарнитуры, а также так называемые современные шрифты двух типов: 1) без засечек и 2) с засечками-брусками. Буквы этой группы практически лишены контрастности — все их штрихи, включая засечки, имеют одинаковую толщину. По сравнению со шрифтами латинской группы они хуже читаются. Примерами шрифтов этой группы служат гарнитуры без засечек "Футура", "Гельвети-ка" и "Универс", с засечками — "Мемфис". Группа наклонных шрифтов интересна тем, что производит впечатление связного непрерывного письма. Существует два типа этих шрифтов: курсивы и рукописные гарнитуры. Курсивы — это наклонные модификации шрифтов латинской группы, а также некоторых гротесковых гарнитур; в рукописных гарнитурах начертания букв напоминают письмо от руки, скоропись. По сравнению с прямыми начертаниями латинских и гротесковых гарнитур курсивы менее удобны для чтения. Их непродуманное использование — например в заголовке — может скорее скрыть, чем выявить суть обращения. Однако с помощью курсива в отдельных случаях можно создать впечатление неофициальности, легкости, "женственности". Орнаментированные шрифты обычно представляют собой художественно украшенные шрифты названных выше типов. Их используют в основном в декоративных целях или для создания атмосферы определенного времени и места или определенной культуры. Выбор шрифтов
Наиболее важный критерий выбора шрифтов — их разборчивость. Шрифт призван обеспечивать коммуникацию, и чем он разборчивее, тем четче и быстрее будет осуществляться эта коммуникация. Разборчивость иудобо-читаемость — понятия относительные. То, что разборчиво для одного человека в одной ситуации, может не являться таковым для других. Разборчивость зависит от характеристик выбранного шрифта, степени знакомства с ним читателя, кегля этого шрифта, длины строки, величины шпон, т. е. интервалов между строками, и использования в объявлении пробелов. Все это необходимо учитывать при выборе конкретного шрифта и вида набора.
При сочетании в объявлении разных шрифтов возникает вопрос относительно важности достижения гармонии и контраста. Вероятно, самым безопасным для создания совершенной гармонии окажется использование во всем объявлении шрифта одной и той же гарнитуры. Однако часто наиболее эффективным приемом получения одновременно и гармонии, и контраста служит умелый подбор разных шрифтов. Варьирование стилей и кеглей шрифта помогает выбрать шрифт, наиболее точно отвечающий характеру различных частей объявления, и четко обозначить относительную значимость различных элементов. В идеале относительная значимость частей объявления не должна вызывать ни малейшего сомнения и быть выражена абсолютно четко с помощью правильного сочетания выбранных шрифтов, их относительной весомости. Относительная весомость шрифта определяется не только его кеглем,но и рисунком, степенью насыщенности, его видом: светлый или жирный курсив, набор из одних прописных букв (обычных или капительных), из строчных букв, а также расположением текста на полосе. Крупный шрифт, естественно, весомее мелкого того же рисунка. Орнаментированные шрифты производят более сильное впечатление в сравнении с обычными. Курсив выразительнее прямого шрифта, и оба они уступают жирному. При использовании шрифтов одного кегля и рисунка строки, сплошь набранные прописными буквами, выразительнее набранных прописными в сочетании с капителью, при этом и те, и другие весомее строк, набранных прописными и строчными буквами. На значимость набранной строки указывает иееместо на полосе. Помимо основополагающих требований разборчивости и выразительности, при выборе шрифтов следует учитывать и их ассоциативные возможности. Как правило, можно провести различие среди шрифтов по степени их "женственности" или "мужественности", хотя эти и аналогичные различия носят субъективный характер. Шрифт может восприниматься как прочный, устойчивый и деловой; теплый и неофициальный или холодный и официальный; элегантный и аристократический или грубый и неотесанный; нервный, волнующий или просто нейтральный. (Сумели ли вы обнаружить некоторые из этих качеств в подборке шрифтов на рис. 29?) Эти чувственно воспринимаемые качества шрифтов могут определить выбор одной шрифтовой гарнитуры вместо другой для решения конкретной задачи.
Однако рекламодателю рекомендуется избегать причудливых и неудобных для чтения замысловатых шрифтов, хотя они и могут привлечь внимание своей необычностью. Никогда не следует упускать из виду тот факт, что место под рекламу стоит очень дорого. Не только возместить затраты, но и получить прибыль можно, если обращение будет прочитано. Отсюда следует постоянно иметь в виду фактор разборчивости. Показатель хорошей типографики— ее способность сделать рекламное послание легко читаемым. Как правило, сам шрифт не должен привлекать к себе внимание читателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|