Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изготовление клише фотохимическим способом и изготовление




Дубликатов клише

 

Фотогравирование — это процесс, посредством которого с фотографии может быть изготовлена печатающая поверхность. Ее основной принцип состоит в том, что фотохимически активный свет способен изменять физи­ческие свойства светочувствительной поверхности (растворимость в воде или сопротивляемость кислотам), и изменениями этими — после соответ­ствующего усиления — можно воспользоваться для изготовления: 1) рель­ефной формы для высокой печати (клише), с которой вытравлены все непечатающие участки; 2) формы противоположного свойства, т. е. печат­ной формы для глубокой печати, с которой вытравлены все печатающие участки, или 3) офсетной печатной формы, у которой печатающие участки отличаются по своему химическому составу от непечатающих (печатающая поверхность воспринимает жирную краску, а непечатающая, будучи смо­ченной, отталкивает ее). Светочувствительную поверхность можно исполь­зовать также для изготовления трафаретов для трафаретной печати илифототип-ных печатных форм.

С помощью процесса фотогравирования художественные оригиналы— штриховые схемы, рисунки, фотографии — и смонтированный текст можно фотохимическим сопособом перевести в негативное изображение, а с него — на металлическую пластину печатной формы. Хотя фотогравирование при­меняется при репродуцировании всех видов художественного оформления, его можно использовать и для воспроизведения сочетаний иллюстраций и текста, и даже для воспроизведения одного текста или результатов фотонаборного процесса: Мы рассмотрим фотогравирование применительно к изготовлению: 1) штриховых и полутоновых клише; 2) смешанных печатных форм "тон-штрих", тангирных клише и их разновидностей; 3) клише для цвет­ной печати и цветоделенных форм и 4) дубликатов клише, включая гальвано­стереотипы, стереотипы и пластмассовые печатные формы. Дополнительные сведения о печатных формах приводятся также в разделе о способах печати.

Штриховые и полутоновые клише

 

Фотогравирование, используемое при репродуцировании художественных оригиналов для высокой печати, позволяет получить формы двух видов: штриховые и полутоновые клише. Штриховые клише получаются с оригина­лов, выполненных одним тоном. Если у оригинала (рисунка или снимка) есть тональные градации, необходимы полутоновые клише, которые позво­ляют передать плавный переход тонов от сплошного черного до серого и далее до белого. Штриховое клише печатает только сплошные линии или пятна; с его помощью можно воспроизвести набросок, сделанный обычной ручкой, но не фотографию.

Полутоновые клише воспроизводят оттенки и градации тона благодаря разбивке оригинала на тысячи точек. Достигается это пересъемкой через растр, стеклянную или пластиковую пластинку, на которую нанесена сетка тонких линий. Размер каждой точки, получающейся в результате пересече­ния, определяет пропорциональное количество краски, которая сделает от­тиск на бумаге при печати. Сочетание различных точек создает иллюзию перехода тонов. Крупные точки, между которыми почти не остается пробе­лов, дают при печати более темные тона. Точки помельче, пробелы между которыми больше, — более светлые. Грубо говоря, полутоновое клише дает три разновидности тона: очень светлые (почти белые), серые (тени) и тем­ные (почти черные).

Размеры точек и расстояний между ними, а следовательно, и полнота создаваемой иллюзии зависят от частоты линий растра. Под этим имеется в виду число линий сетки в одном дюйме. Например, растр в 65 линий имеет 65 параллельных вертикальных и горизонтальных линий на дюйм. Наиболее ходовые растры — от 50 до 150 линий. Однако существуют и более грубые, и более тонкие. Их использование во многом определяется сортом бумаги. Бумага, на которой печатают газеты, требует более грубых растров, мело­ванная бумага для журналов — мелких.

После пересъемки через растр и проявки пленки негатив переводят на покрытую светочувствительным слоем металлическую пластинку, которую подвергают травлению в кислоте для получения выпуклой печатающей по­верхности — клише для высокой печати. Для получения форм глубокой пе­чати или офсетных печатных форм негатив (или позитив) обрабатывают иным способом, однако результат тоженосит название полутонового клише.

Смешанные формы ("тон-штрих") и тангирные клише

 

При сочетании методов изготовления штриховых и полутоновых клише по­лучают смешанные печатные формы. Подобно полутоновому клише, такая форма передает различные оттенки тона, а подобно штриховому — пропе­чатывает участки сплошного черного цвета. Будучи дороже обычного по­лутонового клише, смешанная печатная форма облегчает рекламодателю задачу предварительного сведения воедино текста и иллюстраций.

Некоторые эффекты полутонового клише, а также разнообразные оттен­ки и узоры можно внести в штриховое клише благодаря использованию тангирных сеток или их разновидностей. Этот метод заключается в механи­ческом нанесении точек, линий, пунктиров и разнообразных узоров на ори­гиналы художественного оформления либо самим художником, либо — по­зднее — гравером. Художник может воспользоваться различными типами готовых сеток, которые создают эффект оттеночности, пунктира, попереч­ной штриховки и т. п. и накладываются прямо на оригинал. В распоряжении гравера большой ассортимент тангирных сеток, точки и узоры с которых можно фотоспособом перенести на негатив, а позднее и на клише. Методом тангирных сеток можно пользоваться и при черно-белой, и при цветной печати.

 

Клише для цветной печати

 

Метод изготовления клише для четырехцветной печати основывается на том, что любой цвет можно получить, комбинируя три основных — желтый, крас­ный и синий. Черный цвет добавляют для придания изображению плотности и проработки деталей. В любом процессе четырехцветной печати обяза­тельно должны быть форма для черного цвета и формы для каждого из трех основных цветов. При высокой печати для каждой краски изготовляют от­дельные полутоновые клише. Делают их так же, как и обычные полутоновые

клише.

Первый этап — получение цветоделенных негативов. Для этого ориги­нал фотографируют четыре раза. Негативы для черной краски — результат съемки объекта специальным объективом, негативы для каждого из трех основных цветов получают с помощью соответствующих светофильтров. В итоге появляются четыре отдельных цветоделенных полутоновых клише, ра-стрированных под разными углами. Скопления разных по размерам растро­вых точек четырех цветов создают на печатной полосе зрительную иллюзию множества красок и оттенков, присущих оригиналу.

Чтобы добиться наиболее точного воспроизведения оригинала, с каждо­го цветоделенного клише делают отдельный пробный оттиск той же краской и на той же бумаге, которая будет использована при тиражировании объяв­ления. Кроме того, готовят серию последовательных отпечатков — пробных оттисков, показывающих результат наложения каждого последующегоцветав заданном порядке.

Если объявление предназначено для глубокой или офсетной печати, пе­чатнику обычно передают цветоделенные позитивы (или негативы) на плен­ке или эталонную печатную форму. Пленка должна быть откорректирована по цвету, т. е. отретуширована вручную и переведена на печатную форму, соответствующую определенному способу печати.

Электронные сканирующие устройства, осуществляющие цветоделение, выдают комплект откорректированных по цвету цветоделенных негативов менее чем за час. Эти негативы могут применяться и для высокой, и для офсетной, и для глубокой печати.

Помимо многокрасочной цветной печати, существуют и простые спо­собы цветной листовой печати. Это может быть строчная печать, когда до­полнительной краской печатают отдельные строки текста, линейки, бордю­ры, орнаменты и т. п., а также тангирные участки иллюстраций. Это может быть и надпечатка, т. е. печать одной краской поверх другой. Полутоновые изображения также могут быть напечатаны либо в один, либо в два цвета с помощью изготовления двух полутоновых клише — для черного и дополни­тельного цветов. Этот прием обеспечивает эффект контраста и насыщенно­сти, которого невозможно достичь надпечаткой полутонового изображения поверх цветного фона. Для воспроизведения штрихового клише в цвете го­товят черно-белые оригиналы. Если цвета перекрывают друг друга, для каж­дой краски необходим отдельный оригинал. Если нет, обходятся одним, ко­торый используют как ключ, а остальные цветаразмечают, наклеиваянаоригинал образцы выкраски.

При подготовке рекламных проспектов, каталогов и тому подобной про­дукции, когда рекламодатель в состоянии контролировать весь процесс про­изводства, вместо одной из красок можно использовать цвет тонированной бумаги, достигая таким образом эффекта двухцветного изображенияза один прогон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...