Изготовление клише фотохимическим способом и изготовление
Дубликатов клише
Фотогравирование — это процесс, посредством которого с фотографии может быть изготовлена печатающая поверхность. Ее основной принцип состоит в том, что фотохимически активный свет способен изменять физические свойства светочувствительной поверхности (растворимость в воде или сопротивляемость кислотам), и изменениями этими — после соответствующего усиления — можно воспользоваться для изготовления: 1) рельефной формы для высокой печати (клише), с которой вытравлены все непечатающие участки; 2) формы противоположного свойства, т. е. печатной формы для глубокой печати, с которой вытравлены все печатающие участки, или 3) офсетной печатной формы, у которой печатающие участки отличаются по своему химическому составу от непечатающих (печатающая поверхность воспринимает жирную краску, а непечатающая, будучи смоченной, отталкивает ее). Светочувствительную поверхность можно использовать также для изготовления трафаретов для трафаретной печати илифототип-ных печатных форм. С помощью процесса фотогравирования художественные оригиналы— штриховые схемы, рисунки, фотографии — и смонтированный текст можно фотохимическим сопособом перевести в негативное изображение, а с него — на металлическую пластину печатной формы. Хотя фотогравирование применяется при репродуцировании всех видов художественного оформления, его можно использовать и для воспроизведения сочетаний иллюстраций и текста, и даже для воспроизведения одного текста или результатов фотонаборного процесса: Мы рассмотрим фотогравирование применительно к изготовлению: 1) штриховых и полутоновых клише; 2) смешанных печатных форм "тон-штрих", тангирных клише и их разновидностей; 3) клише для цветной печати и цветоделенных форм и 4) дубликатов клише, включая гальваностереотипы, стереотипы и пластмассовые печатные формы. Дополнительные сведения о печатных формах приводятся также в разделе о способах печати.
Штриховые и полутоновые клише
Фотогравирование, используемое при репродуцировании художественных оригиналов для высокой печати, позволяет получить формы двух видов: штриховые и полутоновые клише. Штриховые клише получаются с оригиналов, выполненных одним тоном. Если у оригинала (рисунка или снимка) есть тональные градации, необходимы полутоновые клише, которые позволяют передать плавный переход тонов от сплошного черного до серого и далее до белого. Штриховое клише печатает только сплошные линии или пятна; с его помощью можно воспроизвести набросок, сделанный обычной ручкой, но не фотографию. Полутоновые клише воспроизводят оттенки и градации тона благодаря разбивке оригинала на тысячи точек. Достигается это пересъемкой через растр, стеклянную или пластиковую пластинку, на которую нанесена сетка тонких линий. Размер каждой точки, получающейся в результате пересечения, определяет пропорциональное количество краски, которая сделает оттиск на бумаге при печати. Сочетание различных точек создает иллюзию перехода тонов. Крупные точки, между которыми почти не остается пробелов, дают при печати более темные тона. Точки помельче, пробелы между которыми больше, — более светлые. Грубо говоря, полутоновое клише дает три разновидности тона: очень светлые (почти белые), серые (тени) и темные (почти черные). Размеры точек и расстояний между ними, а следовательно, и полнота создаваемой иллюзии зависят от частоты линий растра. Под этим имеется в виду число линий сетки в одном дюйме. Например, растр в 65 линий имеет 65 параллельных вертикальных и горизонтальных линий на дюйм. Наиболее ходовые растры — от 50 до 150 линий. Однако существуют и более грубые, и более тонкие. Их использование во многом определяется сортом бумаги. Бумага, на которой печатают газеты, требует более грубых растров, мелованная бумага для журналов — мелких.
После пересъемки через растр и проявки пленки негатив переводят на покрытую светочувствительным слоем металлическую пластинку, которую подвергают травлению в кислоте для получения выпуклой печатающей поверхности — клише для высокой печати. Для получения форм глубокой печати или офсетных печатных форм негатив (или позитив) обрабатывают иным способом, однако результат тоженосит название полутонового клише. Смешанные формы ("тон-штрих") и тангирные клише
При сочетании методов изготовления штриховых и полутоновых клише получают смешанные печатные формы. Подобно полутоновому клише, такая форма передает различные оттенки тона, а подобно штриховому — пропечатывает участки сплошного черного цвета. Будучи дороже обычного полутонового клише, смешанная печатная форма облегчает рекламодателю задачу предварительного сведения воедино текста и иллюстраций. Некоторые эффекты полутонового клише, а также разнообразные оттенки и узоры можно внести в штриховое клише благодаря использованию тангирных сеток или их разновидностей. Этот метод заключается в механическом нанесении точек, линий, пунктиров и разнообразных узоров на оригиналы художественного оформления либо самим художником, либо — позднее — гравером. Художник может воспользоваться различными типами готовых сеток, которые создают эффект оттеночности, пунктира, поперечной штриховки и т. п. и накладываются прямо на оригинал. В распоряжении гравера большой ассортимент тангирных сеток, точки и узоры с которых можно фотоспособом перенести на негатив, а позднее и на клише. Методом тангирных сеток можно пользоваться и при черно-белой, и при цветной печати.
Клише для цветной печати
Метод изготовления клише для четырехцветной печати основывается на том, что любой цвет можно получить, комбинируя три основных — желтый, красный и синий. Черный цвет добавляют для придания изображению плотности и проработки деталей. В любом процессе четырехцветной печати обязательно должны быть форма для черного цвета и формы для каждого из трех основных цветов. При высокой печати для каждой краски изготовляют отдельные полутоновые клише. Делают их так же, как и обычные полутоновые
клише. Первый этап — получение цветоделенных негативов. Для этого оригинал фотографируют четыре раза. Негативы для черной краски — результат съемки объекта специальным объективом, негативы для каждого из трех основных цветов получают с помощью соответствующих светофильтров. В итоге появляются четыре отдельных цветоделенных полутоновых клише, ра-стрированных под разными углами. Скопления разных по размерам растровых точек четырех цветов создают на печатной полосе зрительную иллюзию множества красок и оттенков, присущих оригиналу. Чтобы добиться наиболее точного воспроизведения оригинала, с каждого цветоделенного клише делают отдельный пробный оттиск той же краской и на той же бумаге, которая будет использована при тиражировании объявления. Кроме того, готовят серию последовательных отпечатков — пробных оттисков, показывающих результат наложения каждого последующегоцветав заданном порядке. Если объявление предназначено для глубокой или офсетной печати, печатнику обычно передают цветоделенные позитивы (или негативы) на пленке или эталонную печатную форму. Пленка должна быть откорректирована по цвету, т. е. отретуширована вручную и переведена на печатную форму, соответствующую определенному способу печати. Электронные сканирующие устройства, осуществляющие цветоделение, выдают комплект откорректированных по цвету цветоделенных негативов менее чем за час. Эти негативы могут применяться и для высокой, и для офсетной, и для глубокой печати. Помимо многокрасочной цветной печати, существуют и простые способы цветной листовой печати. Это может быть строчная печать, когда дополнительной краской печатают отдельные строки текста, линейки, бордюры, орнаменты и т. п., а также тангирные участки иллюстраций. Это может быть и надпечатка, т. е. печать одной краской поверх другой. Полутоновые изображения также могут быть напечатаны либо в один, либо в два цвета с помощью изготовления двух полутоновых клише — для черного и дополнительного цветов. Этот прием обеспечивает эффект контраста и насыщенности, которого невозможно достичь надпечаткой полутонового изображения поверх цветного фона. Для воспроизведения штрихового клише в цвете готовят черно-белые оригиналы. Если цвета перекрывают друг друга, для каждой краски необходим отдельный оригинал. Если нет, обходятся одним, который используют как ключ, а остальные цветаразмечают, наклеиваянаоригинал образцы выкраски.
При подготовке рекламных проспектов, каталогов и тому подобной продукции, когда рекламодатель в состоянии контролировать весь процесс производства, вместо одной из красок можно использовать цвет тонированной бумаги, достигая таким образом эффекта двухцветного изображенияза один прогон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|