Единицы измерения при шрифтовых работах
В полиграфии существует система измерения, отличающаяся как от обычной системы измерения в дюймах и долях дюйма, так и от метрической.Онаотносительно проста, и ею легко пользоваться в процессе производства. Познакомьтесь с ее основными единицами. Система пунктов. Единицей измерения литер и интервалов между строками является пункт. Для практических целей следует помнить, что 72 пункта равны 1 дюйму. Пунктами измеряется только высота шрифта, а не его общие размеры, причем измеряется не высота одиночной буквы, а высота набранной данным шрифтом строки от нижней кромки нижнего выносного элемента (частей букв, опускающихся за нижнюю линию строки) до верхней кромки верхнего выносного элемента (частей букв, возвышающихся над верхней линией строки). Ширина отдельной буквы зависит от рисунка шрифта — жирный или тонкий, широкий или узкий, а также от пропорций буквы, скажем "w" или "i". Стандартные и наиболее часто используемые размеры шрифтов — 5,51/2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 18, 24, 30, 36, 48 и 72 пункта. Однако использование шрифтов размеров 5,5 1/2, 7 пунктов, а также 9 и 11 пунктов и всех шрифтов крупных кеглей (выше 12 и 14 пунктов) имеет некоторые ограничения, связанные с удобством чтения. Автор макета может указать на полях текста кегль и рисунок шрифта, который необходимо использовать, или может оставить подбор шрифтов на усмотрение печатника. Интерлиньяж. Интерлиньяж, или интервалы между строками, и пробельный материал (шпоны) также измеряются в пунктах и имеют свою систему обозначений. Например, шрифт 12-го кегля с однопунктовой шпоной обозначается "12х13". Буква шрифта 12 пунктов несколько меньше по высоте, чем точно 12 пунктов, поскольку высота очка литеры меньше высоты основания, на котором это очко находится. Поэтому при наборе без шпон между строками остается небольшое белое пространство, но для удобства чтения его, как правило, оказывается недостаточно. Для увеличения расстояния между строками пользуются шпонами. С их помощью строки можно раздвинуть на любое нужное расстояние, измеряемое в пунктах.
Цицеро. Цицеро равно 12 пунктам, следовательно, 6 строк, набранные этим кеглем, равняются по высоте одному дюйму. Поэтому строки цицеро легко пересчитывать в дюймы и обратно. Как единицу цицеро обычно используют для измерений по горизонтали. Важным показателем является среднее количество знаков определенного шрифта в цицеро, а следовательно, и в строке длиной в определенное количество цицеро. Размеры строк и колонок текста даются в цицеро и его долях, а при размерах меньше 6 цицеро — в пунктах. Однако иллюстрации и поля обычно измеряют в дюймах, равно как и размеры листов бумаги. Строка "агат". Термин "агат" первоначально использовался для обозначения шрифта в 5 1/2 пункта. В настоящее время так называется несколько меньший шрифт, 14 строк которого укладываются в один дюйм. Сегодня этим термином пользуются в основном для измерения площадей в газетах и журналах. Практически все газеты, большие и маленькие, рассчитывают свои общенациональные тарифы на рекламу на основе строки "агат". За единицу измерения принимается строка "агат" с длиной, равной ширине колонки. В прошлом ширина колонки больших газет была равна 13 цицеро, но в последние годы она сократилась, и сегодня большинство крупных ежедневных газет имеют колонки шириной 11 1/2 цицеро, хотя колонки шириной 13 цицеро еще сохранились в более мелких газетах. Число строк "агат" на отведенной площади — это высота в дюймах, помноженная на число колонок и помноженная на 14. Таким образом, газетное объявление высотой 6 дюймов и шириной 3 колонки вместит 252 строки "агат" (6х3х14).
Укладка текста на отведенной площади Очень важно точно уложить текст в отведенное для него место, потому что, если набранный текст окажется либо слишком длинным, либо слишком коротким для макета, рекламодателю придется: 1) использовать шрифт другого начертания (шире или уже, жирнее или тоньше), 2) выбирать шрифт большего или меньшего кегля, 3) увеличивать (уменьшать) интервалы между строками или 4) выделять под текст больше или меньше места. Поскольку все перечисленные варианты неудобны и дороги, гораздо лучше убедиться, что текст нормально размещается на макете, еще до того, как он будет набран. Эти соображения могут в определенной мере повлиять на выбор не только размера шрифта, но и его рисунка. Шрифты одного кегля, но разных гарнитур могут значительно отличаться друг от друга шириной букв. Существуют два способа определения площади, которую займет конкретный текст. Для грубой оценки вполне пригоден метод подсчета слов. Для более точной оценки незаменим метод подсчета знаков. Метод подсчета слов. При этом методе подсчитывают количество слов в тексте, а затем, пользуясь стандартными таблицами (см. табл. 8), делят полученную сумму на число слов, набранных тем или иным шрифтом и умещающихся на площади в один квадратный дюйм. Таблица
Этот метод позволяет грубо прикинуть, сколько квадратных дюймов займет текст, набранный шрифтом определенного кегля на шпонах определенного размера. Однако при этом не учитывается разница в ширине шрифтов разной степени жирности. Кроме того, результат может оказаться совсем неверным, если речь идет о широком или узком начертании. Неточным окажется и результат в том случае, если в тексте необычно много слишком длинных или слишком коротких слов. Метод подсчета знаков. Вполне очевидно, что этот метод более точен, поскольку берет в расчет не количество слов, а число знаков (букв, пробелов и знаков препинания) в тексте и соотносит его с числом строк необходимой длины, которые получатся при наборе текста шрифтом определенного кегля и рисунка. Основные сведения, которые при этом нужны, — число знаков в машинописном тексте и среднее число знаков шрифта выбранного типа, которое умещается в 1 цицеро. Печатники, изготовители шрифтов и производители наборных машин выпускают специальные справочные таблицы, в которых указывается среднее количество знаков шрифтов разных кеглей и рисунков в расчете на 1 цицеро.
Бывает также полезно отпечатать текст на машинке таким образом, чтобы в строке было столько же знаков, сколько их будет в наборной строке. При пользовании таблицами следует иметь в виду, что их нельзя применять для расчета заголовков и других выделительных строк, набранных прописными буквами, капителью или орнаментированным шрифтом. Виды наборных работ
Набор, т. е. придание исходному тексту вида, пригодного для печати или изготовления печатных форм, претерпел в последние годы значительные изменения. Сегодня практически используются 6 методов набора: 1) ручной с помощью отдельных металлических литер, 2) машинный набор металлических литер, 3) набор текста на пишущих или наборно-пишущих машинах типа "ИБМ композер", "Джасторайтер" или "Веритайпер", 4) набор с помощью оптических читающих устройств (ОЧУ), 5) фотонабор и 6) набор на видеотерминальных устройствах. В последние годы особенно интенсивно развивается фотонабор, отличающийся повышенной гибкостью и скоростью при наборе обычных и выделительных текстов для рекламы. Машинный набор обрел дополнительную скорость и стал более эффективным благодаря использованию бумажной перфоленты или магнитной ленты и ЭВМ, которые обеспечивают автоматический перенос слов и выключку строк быстрее, чем это может сделать оператор. Ручной набор. Как явствует из названия, это ручная операция, в ходе которой отдельные металлические (реже деревянные) литеры и пробельные элементы собирают на специальной наборной верстатке в строку необходимой длины. В наши дни применение ручного набора ограничено работой над выделительным текстом или небольшими вкраплениями текста.
Машинный набор с помощью металлических литер. Существует три вида наборных машин, работающих с металлическими шрифтами: буквоотливные машины типа "монотип" и строкоотливные машины типа "линотип" и "интертип" (причем последние практически идентичны). Все три машины представляют собой работающие по командам извне устройства для разливки расплавленного (горячего) металла в небольшие формочки (матрицы) с изображением букв. Рабочие команды поступают от оператора, печатающего текст на клавиатурном аппарате машины, или с перфоленты, подготовленной либо на телетайпсеттере, либо на ЭВМ, либо — в случае машины "монотип" — с рулона перфорированной бумаги, который заранее готовится оператором на отдельном клавиатурном аппарате. Основные достоинства буквоотливных машин "монотип" — большая гибкость при наборе сложного материала (например, таблиц и математических формул) и сравнительная легкость и дешевизна внесения исправлений. В строкоотливных машинах "линотип" клавиатурный аппарат и отливная машина объединены с магазином, в котором хранятся матрицы. "Линотип" и "интертип" работают быстрее; однако внесение поправок несколько усложняется и обходится дороже, поскольку исправлять приходится не отдельную букву, а целую строку. Набор на наборно-пишущих машинах ("холодный" набор). Для набора текста используются похожие на обычные пишущие машинки машины "ИБМ композер", "Джасторайтер" и "Веритайпер". В отличие от обычных пишущих машинок они имеют устройства для регулирования интервала строк или выключки правого поля. Кроме того, они снабжены сменными головками с широкой номенклатурой разнообразных шрифтов, похожих на шрифты "горячего" отлива. При необходимости выделить отдельные строки полученный машинописный текст можно разнообразить с помощью рисованного шрифта, который вклеивается в оригинал. Отпечатки на этих машинах получаются четче, чем на пишущей машинке, что дает возможность изготовлять фотохимическим способом печатные формы хорошего качества. "Холодный" набор обеспечивает большую экономию средств. Оптические читающие устройства (ОЧУ). Такие устройства с применением волоконной оптики, фототранзисторов или лазера сканируют особым способом напечатанный текст и выдают бумажную перфоленту или магнитную ленту для управления работой строкоотливных или фотонаборных машин. В отпечатанный текст введены определенные типографские команды, на основе которых фотонаборный автомат переносит слова, выключает строки, выдерживает формат. На бумажную перфоленту для строкоотливных машин все эти команды может наносить ЭВМ.
В комплекте с ОЧУ в системе может быть установлено видеотерминальное устройство, напоминающее по внешнему виду гибрид телевизора и пишущей машинки. Оно "читает" закодированную ленту и выводит текстнаэкран. Редактор или другой работник газеты может внести поправки в текст или верстку. Фотонабор. По мере того как полиграфическая промышленность переходит с высокой печати на офсет, самым распространенным методом набора становится фотографический. Конечным продуктом нового метода является позитив или негатив на пленке или фотобумаге, который используется для непосредственного изготовления офсетных печатных форм или клише для высокой печати на основе фотополимеров. Использование этой новой технологии практически произвело революцию в традиционном процессе выпуска газет. Фотонаборные машины работают очень быстро, и единственным сдерживающим фактором является этап ввода текста в машину с помощью клавиатуры. Внесение исправлений отнимает больше времени и обходится дороже, чем при "холодном" наборе или наборе с помощью видеотерминала. Обычно для изготовления печатных форм различные куски фотонаборного текста монтируют вместе с пленкой, содержащей штриховое или полутоновое изображение. Набор на видеотерминальных устройствах. Наборные устройства с электронно-лучевой трубкой относятся скорее к электронной, а не фотографической технике. В одном из таких устройств комплекты шрифтов хранятся в памяти ЭВМ. С помощью клавиатуры на магнитной ленте кодируются выбор шрифтов, особенности формата и другая информация, которая часто хранится в электронной памяти. Затем устройство включается в рабочий режим, и на экране электронно-лучевой трубки с большой скоростью формируются знаки и строки, выполненные нужным шрифтом. С экрана изображение снимается на полосу фотопленки. Устройство может сканировать не только текстовые оригиналы, но и фотографии и рисунки. По программе ЭВМ устройство за один проход может выдавать полностью сверстанные полосы книг или каталогов. Скорость набора— до 10 тыс. знаков в секунду — сдерживается только из-за сравнительно низких скоростей ввода с клавиатуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|